Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы познания




Самбандха, Абхидхея и Прайоджана

Каким образом мы познаем мир? Задавая вопросы родителям, обучаясь в школе, читая книги и газеты, смотря телевизор, исследуя его, думая и размышляя над окружающим, испытывая озарения – можно перечислить тысячи путей обретения знания. Для нашего удобства Ведическая наука сводит эти методы познания к трем:

1. пратйакша или чувственный опыт,

2. анумана или логический вывод,

3. шабда или получение знание из достоверного источника

Немного задумайтесь, и Вы убедитесь, что все источники нашего знания или методы доказательств попадают под одну из этих трех категорий. В какой же мере применимы эти методы в познании Абсолютной Истины? Рассмотрим это более подробно.

Пратйакша

Пратйакша означает чувственный опыт. Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств – видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений, как, например, я смотрю сейчас на экран компьютера сквозь очки. Получив таким образом информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное.

Какие же недостатки у этого метода познания? Во-первых наши чувства несовершенны. Мы не можем видеть в темноте, мы не можем ориентироваться в запахах так, как это могут собаки, наш слух тоже несовершенен. Затем множество явлений мы вообще не можем воспринимать непосредственно, поэтому нам приходится создавать всевозможные микроскопы, спектрометры, датчики и т.д. Но здесь есть тоже беда, поскольку мы создаем все эти приборы с помощью тех же несовершенных чувств.

Другим источником «искажений» является наш собственный ум. У всех у нас есть опыт, когда, охваченные каким-либо беспокойством, мы становимся рассеянными и можем не заметить даже пересекающий нам дорогу автомобиль или трамвай. Или же когда мы сильно хотим чего-то, мы можем «увидеть» или «услышать» это, даже если оно не существует. Охваченный страстью юноша будет видеть в девушке все те качества, которые он хотел бы видеть, и когда через некоторое время он начнет осознавать свою иллюзию, его постигнет разочарование. Или, если мы испытываем неприязнь к другому человеку, то мы будем слышать в любых его словах угрозу или желание досадить нам. Мы будем видеть это в каждом его движении. На санскрите это звучит: атмаван манйате джагат – каждый видит мир сквозь призму своего ума.

Я помню, в студенческие годы я как-то затянул до последнего момента написание курсовой работы по химии. Просидев несколько дней в библиотеке, я написал теоретическую часть, и мне лишь оставалось выполнить практический синтез. Обычно эта реакция проходит легко и успешно, но до защиты курсовой оставался лишь один день, и по закону бутерброда (который всегда падает маслом вниз), после многих часов нагревания, перемешивания, бурления, шипения и выпаривания, на выходе я получил совершенно пустую колбу. Может быть там и было что-нибудь на стенках, но с помощью моих несовершенных глаз этого даже на просвет не было видно. Но я твердо верил, что здесь где-то должно быть мое вещество (иначе это означало бы двойку, с чем мой ум примириться решительно не хотел). Поэтому я налил в колбу чистой дистиллированной воды, снял спектр. На спектре была какая-то непонятная «каша». Но поскольку мои глаза были умащены бальзамом любви к моему веществу, я сразу же «нашел» его в своем спектре, и на следующий день с уверенным видом защитил курсовую работу, которая была хорошо оценена учеными профессорами. Да здравствует современная наука!

Поэтому материальное знание, которые мы обретаем с помощью чувственного опыта всегда относительно и несовершенно. В области же трансцендентной, которая по определению лежит за пределами чувственного опыта, этот метод просто бесполезен. Кришну называют адхокшаджа или Тот, кто находится за пределами чувственного восприятия. Лишь освоив духовное измерение с помощью других, совершенных методов познания, мы сможем увидеть, услышать и прикоснуться к Кришне.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.