Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Господа Чаитаньи




Шабда

Шабда означает «то, что услышано». Это знание, полученное из источника, которому можно доверять. Мы уже обсуждали это немного в первой главе, в разделе, посвященной принятию авторитетов. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий – мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!

Единственная сложность здесь состоит в том, чтобы убедиться в достоверности источника. Что касается относительного материального знания – мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей:

1. Наши чувства несовершенны

2. Мы склонны обманывать других

3. Мы склонны впадать в иллюзию

4. Мы склонны совершать ошибки

И масштабы этих искажений могут быть совершенно колоссальными! Достаточно вспомнить лишь ту иллюзию которую успешно создавала в течение семидесяти лет советская идеологическая пропагандистская машина.

Но тем не менее шабда – это единственный метод, который вообще дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации – тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого совершенного источника. И, чтобы эта цепь замкнулась, у ее начала должен быть Сам Кришна, Верховная Абсолютная Истина. Кришна раскрывает нам Себя через:

1. Гуру – истинного духовного учителя

2. Садху – святых личностей

3. Шастры – Ведические священные писания

Все духовное знание Кришна вложил в Ведические шастры, которые называются апаурушейа, или нерукотворными. Но для того, чтобы правильно понять Веды, нам необходимо руководство духовного учителя и других святых личностей, которые знают их смысл. В противном случае с помощью своих несовершенных разума и чувств мы никогда не сможем с уверенностью догадаться, что же именно в Ведах говорится. И мы сможем оказаться в положении ученых литературоведов, которые пишут сотни страниц диссертаций и научных трудов, рассуждая о том, что хотел сказать в своих стихотворениях Пушкин или Лермонтов. Если бы почтенные поэты как-нибудь смогли бы воскреснуть и прочитать все то, что им приписывают, они, наверное, очень бы удивились!

Кто-то скажет: «А где гарантия того, что нас опять не обманут, что мы можем доверять Ведам и тем, кого вы зовете святыми личностями?»

В ответ мы спросим их: «А какая может существовать альтернатива? Чувственный опыт и разум в принципе не способны выйти за рамки этого временного материального существования. Поэтому по крайней мере можно попробовать принять совершенное знание у тех, кто может им обладать. Духовный учитель и святые личности – в отличие от подавляющего большинства современных ученых, философов и политиков, действительно обладают возвышенными нравственными качествами: честность, смирение, свобода от гордыни, доброта и полное отсутствие эгоизма. Пообщайтесь с ними, и Вы почувствуете это сами. Затем Веды. Столько философий приходит и уходит, столько книг пишется и уходит в забвение. Но Веды существуют миллионы лет. Ни один ученый с уверенностью не сможет сказать, когда они появились. А сама Ведическая традиции утверждает, что на заре творения Кришна передал это знание первому сотворенному существу Брахме. С тех пор миллионы и миллиарды людей принимали Ведическое знание, следовали ему и достигали совершенства. Поэтому здравый смысл подскажет Вам, что если и есть шанс обрести совершенство перед тем, как оставить тело, то это здесь. В конце концов, попытка достойна усилий!»

Гуру, садху и шастры в совокупности дают нам источник получения духовного знания. Знание считается верным, если оно подтверждается духовным учителем, святыми личностями и священными писаниями. Но для того, чтобы процесс передачи совершенного знания прошел успешно, мало иметь совершенный источник. Мы также должны иметь для этого совершенные разум и чувства. Возникает вопрос, откуда же их взять. Ответ таков: Кришна пребывает в нашем сердце и, видя наше искреннее желание понять Его, делает наши чувства и разум свободными ото всех материальных недостатков. Он всемогущий Господь, и поэтому для Него это абсолютно возможно. Таким образом единственным требованием, которое предъявляется к нам, для того, чтобы процесс передачи совершенного знания из абсолютного источника состоялся, является наше смирение и искреннее желание понять истину.

Когда родители обучают ребенка завязывать шнурки на бантик, они говорят ему: «Делай так!» – и он просто следует этому, принимая их авторитет (шабда). Затем, став немного постарше, он может начать экспериментировать с разными узлами (пратйакша) и, наконец, прийти к логическому выводу (анумана), что это действительно самый эффективный метод завязывания шнурков. Если же малыш заупрямится и будет настаивать на том, что он сам придумает, как завязывать шнурки, то, скорее всего, после нескольких неудачных попыток он или заплачет от досады, или же просто оставит ботинки в покое и начнет играть во что-нибудь более интересное.

Подобным образом, приняв трансцендентное знание из совершенного источника (шабда), мы затем можем и должны убедиться в нем на практике (пратйакша) и осмыслить с помощью разума (анумана). Шабда помогает этим методам:

1. Говоря, в какую сторону нужно направить свои разум и чувства, чтобы найти Абсолютную Истину. Например, нам самим бы в голову не пришло, что мы можем продвигаться, предлагая Кришне вегетарианскую пищу, и затем вкушая прасад. Сперва мы узнаем об этом из книг или от других преданных. Немного поразмыслив, мы соглашаемся с тем, что это логично. И, наконец, мы пробуем это делать сами и убеждаемся на практике, что это действительно работает.

2. Давая нам критерии, по которому мы сможем отличить вечное от преходящего. Например, сейчас множество самозванцев утверждают, что являются так называемыми «воплощениями Бога». Все воплощения Господа описаны в священных писаниях. Там перечисляются основные воплощения Кришны, а также перечисляются признаки, по которым можно отличить воплощения Бога. Мы можем воспользоваться этими описаниями, чтобы установить истину.

Таким образом мы принимаем шабду или ссылку на авторитет Ведических писаний как основной метод познания, и подкрепляем его экспериментом и логическими рассуждениями. В написании данного учебника мы также следуем этой традиции.

Задание 61. Опишите три метода познания, принимаемые в Ведической традиции.

Задание 62. Каковы четыре вида несовершенств обусловленной души? Приведите примеры.

Задание 63. Каковы три источника знания, принимаемые в Ведической традиции как авторитетные? Как Вы думаете, почему они заслуживают доверия?

Задание 64. К каким видам доказательств Вы в первую очередь будете прибегать, когда на страницах данного учебника Вы будете сталкиваться с заданиями типа «Обоснуйте свое мнение»?

Три раздела Ведического знания:

В соответствии с Ведической традицией, все знание, содержащее в Ведах, делится на три раздела:

1. Самбандха-гьяна или описание природы вещей и их взаимоотношений. Слово самбандха означает «взаимоотношения».

2. Абхидхейа-гьяна или описание процесса, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения. Слово абхидхейа означает «процесс».

3. Прайоджана-гьяна или описание совершенства этих взаимоотношений. Слово прайоджана означает «цель жизни».

Эти категории универсальны, и их можно применять в любой отрасли знания. Например, в соответствии с традиционными представлениями современной материалистической науки, которой учат в школе все сущее является комбинаций атомов, которые связываются в молекулы и т.д. Человек является очень сложной комбинацией таких атомов и молекул, возникшей на определенной стадии эволюции материи. Это описывает самбандху или взаимоотношения между тем, что ученые считают окончательными объектами реальности. Затем абхидхейа или процесс, который они предлагают – это процесс так называемого научного познания мира с помощью выдвижения различных теорий и проверки их на практике экспериментальными методами. И прайоджаной, в соответствии с их представлениями, является ситуация, когда человек полностью познает законы природы, овладеет ими, победит старость, болезни и смерть и будет жить счастливо и вечно… Харе Кришна! Успеха им в их нелегком деле…

В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чаитаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях:

1. Кришна – единственный источник абсолютного знания

2. Он всемогущ

3. Он суть океан трансцендентного блаженства

4. Живые существа суть Его неотъемлемые частицы

5. Некоторые живые существа обусловлены материальной природой

6. Некоторые живые существа свободны от материальной природы

7. Все энергии Господа одновременно едины с Ним и отличны от Него

8. Беспримесная преданность – это единственное средство освобождения для обусловленных душ

9. Любовь к Верховному Господу – это единственная цель жизни

Первое описывает метод познания. Положения со второго по седьмое относятся к категории самбандха. Восьмое описывает абхидхейу, а девятое – прайоджану. Вместе с вводным предложением получается десять утверждений и их называют даша-мулой. В последующих двух главах мы более подробно рассмотрим самбандху и абхидхейу. Что касается прайоджаны, мы отошлем Вас к «Нектару Преданности», где в частях со второй по четвертую Шрила Прабхупада во всех подробностях описывает эти вершины трансцендентной науки. Смиренно следуя практике преданного служения, по милости духовного учителя в свой черед нам раскроются и эти сокровенные тайны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.