КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От лотоса к пренауке 32 страница
Интегральные микросхемы как объект интеллектуальной собственности стали рассматриваться в самые последние годы. Топология микросхемы, т. е. схема размещения ее составляющих и соединительных проводников, не является ни патентоспособным изобретением (по причине отсутствия требований изобретательского уровня), ни промышленным образцом (т. к. топология не определяет внешнего вида микросхемы), поэтому наиболее подходящим средством охраны этого трудоемкого интеллектуального товара является разработка специальных законов по охране топологии микросхем. Охрана топологии интегральных микросхем в Российской Федерации обеспечивается специальным законом.
Глава 3 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАТЕГОРИИ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»
Показать объективно-значимый, а не субъективно-конвенциональный характер, содержание любого понятия можно двумя способами. Первый — экспериментальная проверка истинности тех высказываний, в которых используется данное понятие. Второй — анализ исторического развития содержания понятия, в ходе которого выкристаллизовалось именно современное его значение. Очевидно, что в случае понятия «интеллектуальная собственность» применим только второй способ. Становление понятия «интеллектуальная собственность». Результаты умственной деятельности или даже умственного труда (как преобладающего способа самоподдержания, обеспечения жизни) долгое время не получали общественного признания как личная собственность их авторов, хотя отдельные признаки личностной принадлежности, признаваемой обществом, известны с древнейших времен в виде имен скульпторов, поэтов, политиков. Образование и становление института интеллектуальной собственности как стороны общественных отношений на фоне достаточно долгой истории человечества произошло сравнительно недавно и было вызвано осознанием важной роли созидательных результатов интеллектуальной деятельности и необходимостью закрепления имущественных прав обладателей этих результатов. Имущественные права на интеллек-Du4 туальную собственность означали последующие имущественные блага, появляющиеся в результате использования (как правило — многократного) этих результатов, и могли устанавливаться обществом только в виде обещания получать часть будущих возможных дополнительных благ от результатов интеллектуального труда. Такие права на исключительное, монопольное использование интеллектуальных результатов, получившие название «интеллектуальная собственность», являются по своей сути обещанным обществом потенциальным дополнительным доходом владельцам этих результатов в их производственно-коммерческой деятельности. Приведенное выше современное толкование интеллектуальной собственности явилось итогом эволюции общественных взглядов на результаты интеллектуальной деятельности, о чем свидетельствуют последние 400 — 500 лет истории. Формирование промышленной собственности как ветви интеллектуальной собственности началось с XII в., практически одновременно с развитием промышленности, науки, образования. Так, в Англии в XII — XIV вв. королевской властью давались особые привилегии лицам, создающим новые отрасли производства на базе импортных технологий. Эти привилегии имели вид исключительного права использовать такую технологию на срок, достаточный для ее освоения и окупаемости. Получаемая монополия и была компенсацией основателю новой отрасли производства, служащей для поощрения инициативных людей, осуществляющих инновации. Очевидна выгода такой защиты и для государства — она открывала путь для наиболее прогрессивных технологий, привносимых в страну извне. Дарованные временные исключительные права на монопольное владение той или иной технологией, т. е. промышленная собственность, подтверждались патентом («Letters Patent» — «открытая грамота»). В начале XVII века в той же Англии был принят статус о монополиях, в соответствии с которым единственной формой монополии, легально разрешаемой в государстве, была монополия по патенту со сроком действия
Раздел VI. Философия ннтвддвктуадьнвй собственности до 14 лет. Здесь же было определено, что патент должен выдаваться только «истинному и первому изобретателю» новых изделий. Конечно, с тех пор понятия и патента, и изобретения серьезно изменились и расширились. Например, стало всеобщим требование подробного и исчерпывающего описания изобретения, включая формулу изобретения, определяющую объем прав патентообладателя. Сам патентообладатель (владелец патента) не обязательно является действительным автором нового решения. Свой путь эволюции прошел и такой объект промышленной собственности, как товарный знак. Зародившись еще в древние времена, товарный знак вначале имел скорее качество личного клейма на производимых изделиях — от кирпичей до ювелирных изделий, т. е. как атрибут авторства изделия. Во многих случаях известность клейма была обусловлена известностью автора подобных изделий, гарантией качества материала и изделия. Начиная с XIX столетия товарные знаки получили не только свое теперешнее название, но и современное правовое наполнение. Развитие массового производства, формирование национальных и интернациональных товаропроводящих сетей, неслыханные ранее масштабы торговли привели к необходимости универсальной идентификации товаров, различий их отдельных спецификаций, сортов, фирменных модификаций и т. п. Простое «клеймение», т. е. проставление того или иного знака индивидуализации товара, в том числе и его производителя, без исключительного права на подобные знаки вызвало такую волну подделок знаков принадлежности, что потребовалось введение специальных правовых норм. В Англии соответствующие меры защиты были выработаны к середине прошлого столетия в виде судебных прецедентов, общий смысл которых сводился к защите исключительных прав владельца товарного знака. Лицо, владевшее правом на товарный знак, имело это право в полном объеме, т. е. могло запрещать пользоваться этим знаком кому-либо еще, что получило название запрета на ведение дела под чужим именем. Подобные процессы преобразования прав на товарный знак в объект промышленной собственности шли и в других странах Европы (Франция, Германия и др.) и США. Особенно быстро законодательство о товарных знаках развивалось в нашем столетии. Здесь можно выделить три основных аспекта: — необходимость регистрации знака как основы для получения прав; — закрепление новых способов использования товарных знаков (передача, лицензирование); — признание новых концепций защиты товарных знаков. Необходимости регистрации в известной степени противостоит другой принцип получения прав на товарный знак — на основе его использования. Теперь оба этих принципа в большинстве стран имеют одинаковую силу. Новые концепции защиты товарных знаков означали расширение прав владельца торгового знака. Так, в законе Великобритании 1938 г. и законе стран Бенилюкса (1970 г.) впервые предусмотрено право владельца товарного знака препятствовать его использованию, даже если такое использование не ведет к дезориентации потребителя (исходный мотив в охране товарного знака). Например, если тот или иной производитель товара в рекламных целях сравнивает свой товар с конкурирующими товарами и при этом называет (показывает) их товарные знаки, то ему может быть вменено нарушение прав на называемые им чужие товарные знаки. Дальнейшее развитие права на товарный знак получили в международных соглашениях, в частности, в Парижской конвенции — основном международном договоре о промышленной собственности. В истории становления и развития промышленной собственности в России можно четко выделить 3 этапа. Первый этап — развитие патентного права в России. Этот процесс достаточно схож с подобными процессами в других европейских странах. Вначале различные привилегии и подтверждающие их документы (патенты) выдавались на разные виды деятельности — беспошлинную торговлю, монопольное производство отдельных товаров и т. п. В 1723 г. были установлены «Правила для выдачи привилегий на заведение фабрик», которые определяли порядок выдачи патентов. Первый патентный закон России (1812 г.) устанавливал порядок выдачи привилегий (на сроки от 3 до 10 лет) на собственные и ввозимые из других стран изобретения. Привилегии выдавались без проверки существа изобретения, при этом проводилась публикация описания изобретения. Во втором законе 1833 г. вводилась предварительная экспертиза изобретений, обязательное использование изобретения и, что характерно, запрещалось переуступать привилегию. Патентный закон, близкий к законам других стран, находившихся в стадии международного упорядочения промышленной собственности, был принят в России в 1896 г. («Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования»). Новый закон четче определял изобретения, признаки охраноспособности, подтверждал проверочную экспертизу заявок и т. д. Привилегия (патент) действовала до 15 лет и могла отчуждаться и передаваться по наследству. Наряду с изобретениями патентной охраной пользовались также промышленные образцы, право собственности (до 10 лет) на которые было введено в 1864 г. Это право могло передаваться третьим лицам с уведомлением властей. Второй этап развития промышленной собственности характеризует советский период истории. Декретом от 30.06.1919 г. было утверждено новое Положение об изобретениях, в соответствии с которым была ликвидирована патентная система охраны изобретений. Государство получило право на использование любого изобретения в своих интересах, а за изобретателем осталось авторство и право на вознаграждение в виде небольшой премии. Новая экономическая политика не могла оставить в принятом виде сферу промышленной собственности. Поэтому в 1924 г. было вновь принято Положение о патентах на изобретения, и патент вновь стал единственной формой охраны изобретательских прав, мог свободно отчуждаться и передаваться третьим лицам по усмотрению патентообладателя, мог передаваться по наследству и т. п., т. е. соответствовал по своему статусу законодательству большинства стран. Одновременно с Патентным законом было принято положение о промышленных образцах (рисунках и моделях), защита которых также осуществлялась патентом. Важно, что за нарушение исключительных прав владельца патента на изобретение или промышленный образец предусматривалось возмещение убытков и уголовная ответственно сть. Отказ от новой экономической политики и переход к централизованной командной экономике привел и к отходу от патентной защиты промышленной собственности. «Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях» (1931 г.) возродило авторские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав, хотя в принципе не отменялись и патенты. Однако получить патент было сложнее, чем авторское свидетельство и, самое главное, владелец патента не имел реальной возможности использовать его преимущества, поскольку частное предпринимательство стало невозможным. Эта ситуация оставалась практически неизменной до 1991 г. (когда был принят Закон СССР «Об изобретениях в СССР), хотя положение об изобретениях и других объектах интеллектуальной собственности незначительно менялось несколько раз. Отказ от патентов по своей сути означал отчуждение интеллектуальной собственности не только от авторов интеллектуальных результатов, но и от физических и юридических лиц. Тезис «все принадлежит народу» означал потерю заинтересованности в каждом конкретном случае. Как и материальная, интеллектуальная собственность, став «ничьей», потеряла привлекательность для людей, для заводов, организаций. Не случайно, что количество фактов использования изобретений (включая использование одного и того изобретения на разных предприятиях) в 70 — 80 гг. в СССР было всегда меньше количества выданных изобретений, а ничтожность авторского вознаграждения очевидна, поскольку составляла 2 % от получаемого экономического эффекта (в среднем по стране). Закон СССР «Об изобретениях в СССР» вернул основную роль в охране технических решений патентам на изобретение и промышленные образцы, но просуществовал недолго. Образование Российской Федерации как независимого государства привело к тому, что уже в 1992 г. был принят Патентный закон РФ, а также ряд подзаконных актов, которые хорошо сочетаются с основными международными договорами. Вместе с Гражданским кодексом и судебной практикой они образуют достаточно полноценную систему охраны промышленной собственности России. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Национальные законодательства различных стран, сложившиеся в XIX столетии, позволяли формировать и охранять заявляемые объекты промышленной собственности в своих странах. Естественно, что сначала эти законы были разными, не согласованными между собой. Это вызывало серьезные трудности в получении патентов в разных странах, поэтому возникла необходимость согласовать («гармонизировать») законы разных стран. В 1873 г. в Вене был созван конгресс по патентной реформе, который призвал правительства разных стран «достичь международного взаимопонимания по вопросам защиты патентов». В 1878 г. в Париже состоялся конгресс по охране промышленной собственности, затем в 1883 г. там же прошла конференция, завершившаяся подписанием Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Конвенцию подписали 11 государств, затем к ним присоединились многие другие страны, так что в настоящее время число присоединившихся государств превышает 100. СССР присоединился к Парижской конвенции в 1965 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции после распада СССР. Парижская конвенция 1883 г. несколько раз пересматривалась и дополнялась. Основные положения Парижской конвенции можно свести к четырем группам. Первые три касаются материального права, права приоритета и общих правил в области материального права. Последняя группа определяет организационные основы союза государств, подписавших Конвенцию. Важным принципом международной Парижской конвенции является признание за лицами стран, участвующих в Конвенции, таких же прав, как и для граждан собственной страны («принцип национального режима»). Такой же режим представляется гражданам всех остальных стран, если они проживают в странах союза или имеют в них промышленное или торговое предприятие. Принцип национального режима гарантирует равные права для всех собственников промышленной собственности — граждан этой страны или иностранцев. Это означает использование национального законодательства для всех без исключения лиц, являющихся гражданами стран союза или имеющими в них свой бизнес. Вместе с тем, правило национального режима не исключает судебно-административных положений каждой из стран союза, когда в отношении иностранцев могут быть приняты особые условия судебного и административного производства. Например, для иностранцев может быть обязательным судебный залог, обязательное назначение поверенного для ведения переписки и проч. Определенные условия налагаются также на предприятие иностранца — например, оно не должно быть фиктивным. Не менее важным положением Парижской конвенции является право «конвенционного приоритета», означающее, что на основе заявки на право промышленной собственности, зарегистрированной в одной из стран союза, заявитель (или его правопреемник) в течение установленного срока может ходатайствовать об охране этого же изобретения во всех других странах-участницах, и указанные «вторичные» заявки будут иметь тот же приоритет, т. е. рассматриваться по состоянию на дату первой заявки. Право приоритета дает большие преимущества заявителю, в частности, осмотрительное патентование только в необходимых странах и, соответственно, денежную экономию на пошлинах. Право приоритета может быть передано правопреемнику первого заявителя без одновременной передачи первоначальной заявки, что открывает возможности получения экономической выгоды за счет продажи лицензий на ту же заявку в других странах с сохранением приоритета. Продолжительность периода действия права приоритета для патентных заявок на изобретение или полезную модель составляет 12 мес, для промышленных образов и товарных знаков — 6 мес. Страны, подписавшие Парижскую конвенцию, образуют Парижский союз по охране промышленной собственности. С созданием союза возникает соответствующая международная организация с правами юридического лица. Союз имеет три административных органа — Ассамблею, Исполнительный комитет и Секретариат. Ассамблея включает в себя все страны и является высшим органом союза. Ассамблея собирается один раз в два года и определяет программу, принимает бюджет союза. Ассамблея выбирает Исполнительный комитет, в который входит четвертая часть членов союза и который собирается ежегодно. Исполнительный комитет занимается контролем за выполнением принятых Ассамблеей программ и принимает необходимые меры. Функции Секретариата Парижского союза выполняет Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Система охраны авторских прав. Несмотря на то, что институт авторства известен с древнейших времен, достаточно стройная и всеобъемлющая система охраны авторских прав установилась только к концу XIX столетия. Первой возникла и была реализована идея копирайта, т. е. права на копирование произведения литературы и искусства. Как и патент на объект промышленной собственности, копирайт представлял собой имущественное право, связанное с изготовлением копий книг, что стало актуальным после изобретения технологии книгопечатания, т. е. процесса гораздо менее трудоемкого и более производительного по сравнению с господствовавшей до этого ручной перепиской. Однако вначале «копирайт» понимался не как имущественное право автора книги, а как право книгоиздателя, как защита его рискованного предприятия со стороны недобросовестных конкурентов. Для реализации копирайта выдавались привилегии в виде исключительных прав на производство и распространение печатных копий. Основу французской системы имущественных прав автора составили положения, согласно которым автор получает эти права автоматически, независимо ни от регистрации, ни от времени и факта публикации. Другими словами, за автором и его правопреемником закреплялось право на произведение как на экономическую ценность, т. е. копирайт стал личным имущественным правом. Важнейшим этапом становления системы авторских прав явилось философское осмысление авторской роли в созданном произведении, которая не ограничивается экономическими привилегиями в виде копирайта, а продолжается неограниченное время как отпечаток личности автора. Эти идеи, зародившись в Германии, оказали сильное влияние на развитие авторского права в Европе, обеспечив ту часть авторских прав, которые определяются как «личные неимущественные права». Таким образом, различие в законодательстве по авторскому праву стран общего права и стран гражданского законодательства состоит в том, что в первом случае копирайт представляет собой форму собственности, и созданные произведения подлежат коммерческой эксплуатации. Копирайт обеспечивает имущественные права его владельцу. В странах с гражданским законодательством (Россия в их числе) защищается не только экономическое содержание этих объектов интеллектуальной собственности, но и весь комплекс авторских прав, включая неимущественные. Возникновение и эволюция авторских прав в России прослеживается с XVIII в., когда стали обычными договора писателей с книгоиздателями. В качестве примера выдачи официальных привилегий можно сослаться на императорский указ 1782 года, согласно которому был запрещен ввоз в Россию книг, имеющих Российское авторство, переведенных и (или) перепечатанных за рубежом. Первыми законодательными нормами в области авторского права в России были цензурный устав и положение о правах сочинителя, введенные в 1828 г. Первой литературной конвенцией, заключенной Россией с иностранными государствами, были соглашения с Францией («О литературной и художественной собственности», 1861 г.) и Бельгией (1862 г.). Значение этих соглашений было незначительным, поскольку они касались чистой перепечатки (без перевода) и в них не затрагивались даже права на перевод, не говоря уже о других аспектах авторского права. Обе указанные конвенции были заключены на 25 лет, и желания их продлить стороны не высказывали. Во многом это связано с разработкой и заключением в 1886 г. Бернской конвенции, вопрос о присоединении к которой дискутировался в России. Однако возобладала та точка зрения, что упоминавшиеся выше конвенции с Францией и Бельгией показали преждевременность вступления в международные соглашения и что сначала вопросы авторского права должны получить достаточную разработку и признание в самой России. Этот тезис был главным аргументом против присоединения к Бернскому союзу. Большой популярностью пользовались соображения об «интересах просвещения целого русского народа», которые могли пострадать «в случае потери для нас права на свободный перевод и, следовательно, пользование многими тысячами произведений иностранного чтения и искусства». Подобные взгляды получили поддержку еще один раз в истории России — после победы революции 1917 г. Принятый в 1911 г. закон России об авторском праве учитывал, однако, отдельные положения Бернской конвенции. Права иностранцев по закону 1911 г. напрямую увязывались с правами российских граждан в соответствующей стране. Несколько позже в конвенциях с Францией и Германией Россия признала принцип национального режима охраны к иностранцам. В объекты авторского права конвенция с Францией включила также кинематографические произведения, если они имели «свойство самостоятельных и оригинальных произведений». Исключительное право на перевод художественных произведений устанавливалось на 10 лет, а на перевод научных и технических сочинений — 3 года. За переводчиком также признавалось авторское право на текст перевода. Обе конвенции (с Францией и Германией) были заключены на 3 — 5 лет. Были и другие (с Бельгией, Данией), но все они были отменены Советским государством после Октябрьской революции. Декретом Советского государства по авторскому праву от 26.11.1918 г. все научные, литературные, музыкальные и художественные произведения признавались государственным достоянием. Декрет предусматривал возможность установления монополии государства как на право перевода, так и на сам перевод литературных произведений, изданных за рубежом. Это положение наиболее ярко иллюстрирует общую идею декрета — ограничить права автора в интересах общества. Очевидно, что в первую очередь имелись в виду произведения науки, учебники и т. п. Принцип «свободы перевода» позволил без каких-либо материальных и неимущественных потерь в течение долгих лет переводить и издавать произведения ученых, литераторов, написанных и изданных за рубежом. Как видно, исходное советское законодательство в области авторского права было типично революционным, отрицающим существовавшие на то время национальные и международные нормы и традиции. Принцип «максимальной раскрепощенности» был подтвержден в постановлении ЦИК и СНК СССР от 1925 г. «Об основах авторского права». В 1928 г. были приняты «Основы авторского права». Перевод чужого произведения не считался нарушением авторского
Раздел VI. Шилрсрфия интвддвктцадьной собственности права и такой подход последовательно проводился всем последующим законодательством «в интересах обеспечения развития культуры социалистических наций, населяющих Советский Союз и заинтересованных в обмене культурными ценностями без каких-либо ограничений». Даже в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. содержалась норма, что любое изданное произведение может быть переведено на другой язык без согласия (но теперь хотя бы с уведомлением) автора при условии сохранения целостности и смысла произведения. Столь своеобразное понимание авторских прав относилось не только к литературным произведениям, но и к искусству. Любое зрелищное представление или концерт могли без уведомления автора и без выплаты ему гонорара передаваться по радио или телевидению. Не вызывает сомнения, что подобный механизм «обмена культурными ценностями» был приемлем только до тех пор и в той степени, пока он не был эквивалентным, т, е. исходил из «односторонней проводимости» — чтобы культурные ценности шли в СССР за минимальную плату или вообще бесплатно. По мере становления и развития образования, науки, культуры страна стала ощущать не только растущее давление международного мнения, но и прямые материальные потери от применения аналогичных подходов к научным, литературным и другим произведениям творчества, создаваемым в Советском Союзе. На пути развития и укрепления международных связей с неизбежностью встал вопрос о присоединении к существовавшим международным конвенциям в области авторского права, что, в свою очередь, требовало внесения заметных изменений в советское законодательство. К этому времени (около 1970 г.) существовали две основные международные конвенции в области авторского права — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в первоначальной редакции в 1886 г., и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Бернская конвенция, содержащая базовые понятия авторского права, будет рассмотрена ниже. Советское правительство приняло решение присоединиться к Всемирной конвенции об авторском праве, поскольку она устанавливает более низкий уровень охраны авторских прав. Советский Союз подписал Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве (в редакции 1952 г.) в 1973 г. Число участников этой конвенции превышало 25 стран, и в нее входили многие развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки. В настоящее время Россия присоединилась к Бернской конвенции, поэтому здесь отмечаются только некоторые основы Всемирной конвенции, поскольку они отвечали уровню развития авторского права в СССР на момент ее подписания. Всемирная конвенция имеет более универсальный характер, чем Бернская конвенция, и была более приемлема для стран с различным общественным строем, уровнем экономического развития, традициями и т. д. В этой конвенции содержится небольшое количество материально-правовых норм и она допускает менее согласованное внутреннее законодательство стран-участниц, т. е. предпочтение отдается вопросам национального права. В тех немногочисленных случаях, когда Всемирная конвенция устанавливает прямые нормы, они в материальном смысле существенно ниже, чем в Бернской конвенции. Так, например, минимальный срок охраны имущественных прав определен в границах жизни автора и 25 лет после его смерти. Другим примером может служить право на перевод, которое подлежит обязательной охране во всех странах, присоединившихся к Всемирной конвенции, однако во внутреннем законодательстве могут быть установлены ограничения этого права в виде выдачи специальных лицензий на перевод. Всемирная конвенция не касается прав владельцев фонограмм, не детализирует защиту кино- и телефильмов и т. п., оставляя эти вопросы на усмотрение стран-участниц. Несмотря на столь нечеткие правила защиты, присоединение к Всемирной конвенции требовало внесения изменений в советское законодательство в области авторского права. Такие изменения были внесены, в частности, в охрану прав автора в отношении переводов его произведений. Было признано, что перевод произведения в целях выпуска в свет допускается не иначе как с согласия автора или его правопреемников. Перевод, как и некоторые другие формы использования произведения, предполагал заключение с автором договора, что означало отказ от многолетнего принципа «свободы перевода», отказ от безгонорарного использования произведений, написанных на других языках. Существенные изменения произошли по срокам действия авторского права. По советским Основам гражданского законодательства авторское право принадлежало автору пожизненно, а после его смерти законодательством союзных республик права владения определялись для разных видов произведений на сроки до 15 лет. Начиная с 1973 г., нормы советского права стали соответствовать Всемирной конвенции — 25 лет после смерти автора на литературные произведения и 10 лет — на фотографические произведения и произведения прикладного искусства. Используя тот факт, что Всемирная конвенция обратной силы не имеет, новые советские нормы стали применяться к правоотношениям, возникшим с 1.06.1973 г. Кроме изменений, вызванных присоединением СССР к Всемирной конвенции об авторском праве, в отношениях с некоторыми странами в разное время действовали и другие согласованные нормы, предусмотренные соответствующими двусторонними договорами. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). После образования Парижского и Бернского союзов были созданы два независимых бюро (секретариата), которые уже в 1893 г. были объединены. Организованный орган, действовавший в Швейцарии, получил название БИРПИ, что представляет собой аббревиатуру французского названия «Объединенное международное бюро по охране интеллектуальной собственности». В 1967 г. на дипломатической конференции в Стокгольме была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (World International Property Organization —WIPO), которая вобрала в себя функции секретариата практически всех союзов и организаций по охране интеллектуальной собственности. В 1974 г. ВОИС стала независимым межправительственным органом в статусе специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. Соглашение между ООН и ВОИС признает, что ВОИС несет ответственность за осуществление соответствующих мероприятий согласно ее уставу и направленных на функционирование договоров и соглашений в области интеллектуальной собственности и облегчение передачи технологий развивающимся странам, чтобы ускорить их экономическое, общественное и культурное развитие.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |