Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От лотоса к пренауке 43 страница





 

рики» по отдельности не выдержали экзамена в XX ве­ке. В следующем веке его придется сдавать вместе»1. И хотелось бы, чтобы человечество сдало его с честью.

 

| Словарь ключевых терминов

Аксиология — (от греч. Axios — ценность и logos — слово, учение) в общем случае — учение о ценностях; но весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок уче­ния — от естественно-натуралистических до метафизи­чески-религиозных.

Антиинтеракционизм — концепция соотношении философии науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания развивается по своей внутренней ло­гике и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, на­ука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма.

1 Капица СЛ., Курдюмов СМ., Малинецхий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. С. 11, 12.

Антисциентизм — философская концепция, обосновываю­щая антигуманитарную сущность науки и технического прогресса в его современных формах. Наука с ее жестким рационализмом и стандартизацией не способна адекватно репрезентировать ценностный мир человека, его индиви­дуальный жизненный мир и свободу, без которых нет че­ловеческой личности. Наука чужда человеку не только потому, что усредняет и стандартизирует всех, способ­ствуя развитию тоталитарного сознания в обществе, но и из-за своих опасных технологических и экологических ' применений, когда партикулярная, краткосрочная выгода становится ведущим мотивом. Только гуманитарный, цен­ностный контроль за развитием науки со стороны всего общества способен как-то ослабить мощь взлелеянного наукой монстра научно-технического прогресса. Органи­зационными формами протестного движения антисциен­тизма является различного рода религиозные, религиозно-экологические, антивоенные, анархистские течения. Биофилософия — вариант натуралистической (см. НАТУРА­ЛИЗМ) ориентации в философии, исходящий из убежде­ния, что исходным и центральным при решении мировоз­зренческих и смысложизненных проблем должно быть понятие ЖИЗНИ в ее научно-биологической интерпре­тации.

Герменевтика — один из главных методов гуманитарных наук, заключающийся в искусстве толкования и интерпре­тации текстов любой природы (т. е. литературных, религи­озных, юридических и т. д.).

Гуманитарные науки — в широком смысле — науки о всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле — науки о продуктах духов­ной творческой деятельности человека (науки о духе). Их обычно отличают от общественных (социальных) наук, изучающих различные стороны и институты экономичес­кой и социально-политической жизни человека (экономи­ка, социология, политология и др.), а также от антрополо­гии как общего учения о человеке как таковом.

Диалектическая концепция соотношения философии и на­уки — учение о взаимоотношении философии и науки, со­гласно которому они представляют собой качественно раз­личные по многим параметрам виды знания, однако, внутренне взаимосвязаны между собой и активно исполь­зуют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функци­онирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских ос­нований у всех фундаментальных научных теорий, а с дру­гой — слоя частно-научного знания, используемого в фило­софской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является ис­торически подвижной и относительной. Однако, она всегда имеет место, благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знания и ценностей. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адап­тивную функции. И это связано с тем, что наука есть орга­ническая часть культуры, а с помощью философии культу­ра рефлектирует себя как целое и свои основания. Вторым конкретным выражением необходимости внутренней взаи­мосвязи философии и науки является разработка такой


 

«кентавровой» области знания как «философия науки». Большой вклад в ее становление и развитие внесли как крупные философы (Платон, Аристотель, Декарт, Спино­за, Лейбниц, Гегель, Кант, Рассел, Бергсон и др.), так и клас­сики науки (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Пуанкаре, Гиль­берт, Бор, Гейзенберг, Пригожий, Моисеев и др.).

Естествознание — науки о природе (см. ПРИРОДА) в том чис­ле и о человеке как ее части.

Кибернетика — наука о процессах и законах УПРАВЛЕНИЯ, протекающих в сложных динамических системах приро­ды, общества и человеческой культуры на основе исполь­зования информации.

Культура — в широком смысле — вся совокупность продук­тов материальной и духовной целенаправленной деятель­ности человека — от орудий производства, зданий, соци­альных институтов и политических учреждений до языка, произведений искусств, религиозных систем, науки, норм нравственности и права.

Метафизика — категория философии, имеющая два основ­ных значения: 1) всеобщее, синтетически-априорное зна­ние (философия в этом смысле есть синоним рациональ­ной или теоретической метафизики); 2) философия, абстрагирующаяся при создании теоретических моделей мировоззрения от идеи развития, как всеобщего, необхо­димого и первичного свойства всех явлений и процессов (как материальных, так и духовных). Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель, а после него в этом значении он употреблялся также и в мар­ксистско-ленинской философии, а также других фило­софских течениях (неогегельянство и др.). Бинарной оппо­зицией категории «метафизика» в ее первом значении является категория «апостериорное знание» или «конк­ретно-научное знание». Бинарной оппозицией категории «метафизика» во втором ее значении является термин «ди­алектика» как всеобщая теория развития, которую Гегель и марксисты рассматривали как единственную истинную философию и всеобщий метод мышления (правда, каждый в своей интерпретации).

Натурализм — (от лат. natura — природа) — в общем слу­чае — философская позиция, считающая понятие ПРИ­РОДА исходным и главным при рассмотрении мировоз­зренческих и смысложизненных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существовании каких-либо трансцендентных (сверхъестественных) сущностях, недо­ступных обычному научному познанию.

Наука — специализированная когнитивная деятельность со­обществ ученых, направленная на получение нового науч­ного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определен­ным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обосно­ванности, логической доказательности, полезности. Се­годня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощ­ной динамикой расширенного воспроизводства, результа­ты которой образуют основу развития современного об­щества.

Научное мировоззрение -— мировоззрение, ориентирующее­ся в своих построениях на конкретные науки, как на одно из своих оснований, особенно на их содержание как мате­риал для обобщения и интерпретации в рамках философс­кой онтологии (всеобщей теории бытия). Сама наука в ее современном понимании как опытно (эксперименталь­но) —■ теоретическое (математическое) изучение различ­ных объектов и явлений действительности в целом миро­воззрением не является, так как, во-первых, наука изучает саму объективную действительность, а не отношение че­ловека к ней (а именно эта проблема является основным вопросом всякого мировоззрения), а, во-вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тог­да как наука — реализацией его когнитивной сферы, це­лью которой является получение знания о свойствах и от­ношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, полученное в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулиру­ется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.

Объяснение — главная познавательная операция всех есте­ственных наук (от физики до биологии, геологии и геогра­фии), заключающаяся в том, что любое природное явле­ние, его свойства, изменения и пр. трактуются как прямое следствие «слепо» действующих материальных причин­ных взаимодействий в соответствии с определенными за­конами природы.

Позитивистская концепция соотношения философии и на­уки — концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного


 

познания по сравнению с традиционной философией. Последняя уничижительно объявляется позитивистами псевдознанием, мимикрией под науку, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для со­временной науки не только никакого позитивного значе­ния, а скорее — отрицательное, так как философский дискурс способен «заразить» науку вирусом псевдозна­ния. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека фило­софия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и матема­тическую формулировку своих законов. Пока этого нет— не существует и научной философии. «Наука — сама себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись мета­физики!» (И. Ньютон) — вот формулы позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Од­нако, все многочисленные попытки позитивистов постро­ить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее спе­цифическим предметом (научная система мира — Г. Спен­сер, методология науки — Дж. Ст. Милль, психология на­учной деятельности — Э. Мах, логико-математический анализ языка науки — М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, тео­рия развития научного знания — К. Поппер и др., лингви­стический анализ языка науки) закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных фи­лософских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования чело­веческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его когнитивных структур.

Понимание — главная познавательная операция гуманитар­ных наук, вытекающая из того, что любой материализо­ванный продукт человеческой деятельности рассматрива­ется как воплощающий в себе определенный замысел, цель его создателя; в таком случае «понять что-то» — значит проникнуть в смысл произведенного человеком, ответить на вопросы «зачем?», «для чего?» оно сделано, какую фун­кцию выполняет, какую реализует в себе ценность и т. д.

Природа — в широком смысле — вся совокупность вещей, явле­ний и процессов, существующих по своим собственным за­конам до и независимо от человека и человеческого обще­ства; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой,— как потенциальный объект его практической и познаватель­ной деятельности и материал для формирования КУЛЬТУРЫ.

Синергетика — наука о процессах и законах САМООРГА­НИЗАЦИИ сложных нелинейных динамических систем в природе, обществе и человеческой культуре, находя­щихся в состояниях, далеких от термодинамических рав­новесных.

Социобиология — в широком смысле — исследование биоло­гических основ всякого социального поведения (как в живой природе, так и в человеческом обществе). В более специальном смысле — исследование генетически-попу-ляционных механизмов формирования эгоистических и альтруистических форм поведения в живой природе на основе различных типов естественного отбора.

Сциентизм — философская концепция, заключающаяся в абсо­лютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества. В качестве образ­ца науки сциентисты обычно рассматривают естествен­ные математические и технические науки. Сциентисты полагают, что только наука способна дать ответ на все конкретные проблемы бытия. Одной из форм теорети­ческого обоснования сциентистской позиции является позитивистская философия. Основой распространения сциентистских умонастроений в обществе явились ог­ромные успехи частных наук в познании природы, обще­ства, познания и человека. В то же время, недооценивая ценностные формы познания (философию, религию, мо­раль, искусство и др.), которые принципиально несводимы к объективному типу научного познания, сциентисты тем самым объективно принижают роль гуманитарной компо­ненты в развитии общества.

Телеология— (от греч. telos— цель, завершение, конец и logos — учение, слово) — в общем случае — такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и че­ловеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функ­ции, смысла, значения и т. д.

Технократизм — социально-философская концепция, преуве­личивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и всей социальной жизни, общества в цаадм. Концепциям техно­кратизма (К. Штайнбух, Г. Краух, Дж.Г. Гэлбертидр.) про­тивостоят, с одной стороны, концепции приоритета духов­ных ценностей в жизни общества (религия, философия культуры, философия жизни, экзистенциализм), а с дру­гой,— концепции сбалансированного взаимодействия тех­нического прогресса и духовной сферы, осуществляемого


 

Раздел Vlll. Фидвсвфия, наука, культура

с позиций гуманизма, под контролем всего общества с по­мощью его демократических политических институтов.

Трансценденталистская концепция соотношения филосо­фии и науки — исторически первая, прошедшая длитель­ную эволюцию от античности до нашего времени, до се­редины XIX в. занимавшая монопольное положение в культуре концепция, утверждавшая и обосновывавшая гносеологический и социокультурный приоритет филосо­фии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражена ее адептами в виде формул: «Философия— наука «наук»; «Философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам и стало существенным факто­ром, тормозящим развитие науки уже к середине XIX в. Наиболее яркими выразителями данной концепции яви­лись Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг, ортодоксальные представители диалектического и исто­рического материализма и др. Хотя по мере эволюции трансценденталистской концепции, претензии ее предста­вителей на универсальную, объективную и абсолютную истину философии были осознаны как несостоятельные, однако и сегодня философское знание объявляется ими имеющим более высокий гносеологический статус и об­щекультурное значение нежели частно-научное знание, интерпретируемое лишь как множество полезных инстру­ментальных гипотез (Тейяр де Шарден и др.).

Философия науки — область философии, предметом кото­рой является общая структура и закономерности функци­онирования и развития науки как системы научного зна­ния, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изуче­ние механизма взаимоотношения философии и науки, ис­следование философских оснований и философских про­блем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами со­временной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиоло­гия науки, общая социология науки, общие вопросы эко­номического и правового регулирования научной деятель-ности, научно-технической политики и управления наукой.

Философия — теоретическая форма мировоззрения, сосу­ществующая в человеческой культуре наряду с другими

Глава 2. На пути к Единству вствстввнно-научнвн и гуманитарной культуры

формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоз­зрения — решение вопроса об отношении человека к ок­ружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе). Это отношение регулирует­ся принятой (и определенным образом понимаемой) субъектом (отдельным человеком или некоторой соци­альной группой) системой общих ценностей (добро — зло, истина — ложь, гармония — дисгармония, долг — вседозволенность, любовь — ненависть, надежда — от­чаяние, польза — вред, активность — недеяние и др.). Все формы мировоззрения (кроме обыденного) имеют спе­циализированный характер, то есть обладают своим осо­бым языком и методами решения мировоззренческих проблем. Отличительной чертой философии является ее теоретический характер. В решении различных миро­воззренческих проблем (онтологических, гносеологи­ческих, этических, эстетических, экзистенциальных, праксеологических и др.) философия делает «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство как на главные средства их решения. В этом сила философии, но в этом же ее слабость по сравнению с другими формами мировоззрения, так как ценностные суждения трудно поддаются логическому обоснованию и принятию их на чисто рациональных основаниях. Поскольку философия не может быть в силу своей природы (стремление к все­общему знанию) эмпирическим обобщением весьма противоречивого человеческого опыта, постольку единственным выходом для нее остается построение различных логически возможных теоретических, миро­воззренческих схем, их анализ и сравнение в отношении лучшего решения тех или иных проблем. В силу своей природы философия не может не быть плюралистичной. Однако, с общеадаптационной точки зрения плюрализм философии является скорее положительной ее характе­ристикой, нежели отрицательной. Во-первых, потому что само человеческое сообщество слишком разнооб­разно и противоречиво внутри себя по своим ценност­ным характеристикам и установкам, которые поэтому в принципе не могут получить свое рациональное обосно­вание в рамках некой универсальной, а тем более «един­ственно-научной» философской системы. А, во-вторых, плюрализм философии является по-своему опережаю­щим (избыточным) по отношению к реальной истории человечества, конструируя («заготавливая») заранее раз­личные рациональные мировоззренческие схемы как от­веты на любые возможные вызовы, ожидающие челове­чество.

Философская проблема науки — проблема, относящаяся к философским основаниям науки в целом, а также отдель­ных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий — логико-матема­тических, естественно-научных, инженерно-техничес­ких, социальных и гуманитарных научных дисциплин. Примеры философских проблем науки: 1. Какова природа математического знания? 2. Каковы философские осно­вания и сущность теории относительности и квантовой механики? 3. Что такое вероятность, детерминизм, индер-терминизм? 4. Какова роль случайности в эволюции лю­бых систем вообще, биологических систем, в частности? 5. В чем специфика гуманитарного познания? И т. д. и т. п. Особенность философских проблем науки (ф.п.н.) состо­ит в том, что они являются комплексными, включающими в свой состав весьма разнородные когнитивные элемен­ты — философские и конкретно-научные категории в их органическом единстве. Эффективное решение ф.п.н. требует профессионального знания как содержания опре­деленной науки, ее истории, так и профессионального вла­дения философским языком, умения философски мыс­лить. Разработка ф.п.н. способствует развитию как философии, так и конкретных наук. Большое место ф.п.н. занимают в деятельности крупных ученых-теоретиков, создателей новых научных концепций и направлений (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Д. Гильберт, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Н. Бор, Н. Винер, П. Капица и мн. др.).

 

I Вопросы для обсуждения

1. Что такое природа? Что такое культура? Чем куль­тура качественно отличается от природы?

2. Что такое естествознание? Чем науки о культуре (гуманитарные науки) отличаются от естествозна­ния (наук о природе)?

3. Что такое объяснение как познавательная опера­ция? Чем понимание отличается от объяснения?

4. Что такое кибернетика? Чем синергетика отлича­ется от кибернетики?


 

Глава I На при к единству встестввнно-научнрй и гуманитарной культуру

5. Что такое герменевтика? Можно ли говорить о гер­меневтике применительно к явлениям природы?

6. Что такое социобиология? Каково ее значение для становления эволюционной этики?

7. Что такое эволюционная эпистемология? Каково значение идей И.Канта в ее становлении?

8. Каково содержание современного эволюционного натурализма? Каково место биофилософии в сис­теме современного натурализма?

9. В чем суть конфликта между естествознанием и сферой гуманитарного знания?

 

10. Каковы основные направления преодоления кон­фликта двух культур (естественно-научной и гума­нитарной)?

11. Можно ли говорить о телеологии и аксиологии применительно к явлениям природы?

12. Сущность и основное содержание проблемы взаи­моотношения философии и науки.

13. Трансценденталистская концепция соотношения философии и частных наук, ее сущность и основ­ные этапы.

14. Позитивистская концепция соотношения филосо­фии и науки, ее гносеологические и социокультур­ные основания.

15. Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки, ее сущность и гносеологические основания.

16. Диалектическая концепция взаимосвязи филосо­фии и науки. Ее сущность и гносеологические основания.

17. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания.

 

| Литература _________________________________

Бор Н. Избранные произведения. М., 1976. Борзенков В.Г. Биофилософия сегодня. М., 2006. Бройль Луи де. Революция в физике. ML, 1965. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М„ 1991.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.,

1989.

Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2003. Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий ГГ. Синергети­ка и прогнозы будущего. М., 1997.

Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.,

1995.

Лебедев С.А. Современная философия науки. М., 2007. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.,

2001.

Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. Киев, 2002. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Риккерт Г Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М.,

2006.

Фейнберг ЕЛ. Две культуры: интуиция и логика в искус­стве и науке. М., 1992.

Философия науки: проблемы и перспективы. Круглый стол / Вопросы философии. 2006. № 10.

Философия науки и научно-технической цивилизации. Юбилейный сборник / Под общ. ред. Н.В. Агафоновой и др. М.,2005.

Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М., 2002.

Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодей­ствии. М.; Ижевск, 2003.

Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации. М., 2001.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. М., 1967.

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

1 Примерные темы докладов и рефератов

1. Моральные нормы и ценности «малой науки» и «большой науки».

2. Основные постулаты классической социологии знания.

3. Проблемы воспроизводства научных кадров.

4. Внутренняя и внешняя этика науки.

5. Античная наука: социально-исторические условия и осо­бенности.

6. Гипотеза как форма развития научного знания.

7. Дедукция как метод науки и его функции.

8. Диахронное и синхронное разнообразие науки.

9. Идеализация как основной способ конструирования тео­ретических объектов.

 

10. Индукция как метод научного познания. Индукпия и ве­роятность.

11. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности.

12. Концептуальный каркас мертоновской социологии на­уки.

13. Свобода научных исследований и социальная ответствен­ность ученого.

14. Императивы научного этоса.

15. Этические проблемы публикации результатов исследова­ний.

16. Стратегия научного сообщества в отношениях с обще­ственными движениями.

17. Главные изменения в подходе к научной политике на ру­беже третьего тысячелетия.

18. Основания профессиональной ответственности ученого.

19. Основные линии вознаграждения ученого научным сооб­ществом и их влияние на мотивацию ученых.

20. Основные механизмы этического регулирования биоме­дицинских исследований.

21. Основные типы коммуникадии в «невидимом колледже» и основные фазы его развития.

22. Способы передачи ценностей и моральных норм от пре­дыдущего поколения к последующему.

23. Концепция несоизмеримости в развитии научного знания и ее критический анализ.

24. Логико-математический, естественно-научный и гумани­тарный типы научной рациональности.

25. Метатеоретический уровень научного знания и его структура.

26. Методы метатеоретического познания.

27. Методы теоретического познания.

28. Методы философского анализа науки.

29. Методы эмпирического познания.

30. Механизм и формы взаимосвязи конкретно-научного и философского знания.

31. Миф, преднаука, наука.

32. Моделирование как метод научного познания. Метод ма­тематической гипотезы.

33. Наука и культура: механизм взаимовлияния.

34. Наука и общество: формы взаимодействия.

35. Научная деятельность и ее структура.

36. Научная рациональность, ее основные характеристики.

37. Научная теория и ее структура.

38. Научное объяснение, его общаяструктура и виды.

39. Научные законы и их классификация.

40. Неклассическая наука и ее особенности.

41. Объектная и социокультурная обусловленность научно­го познания и его динамики.

42. Основные концепции взаимоотношения науки и фило­софии.

43. Основные модели научного познания: индуктивизм, гипо-тетико-дедуктивизм, трансцендентализм, конструкти­визм. Их критический анализ.

44. Основные тенденции формирования науки будущего.

45. Основные уровни научного знания.

46. Основные философские парадигмы в исследовании науки.

47. Основные характеристики научной профессии.

48. Особенности древневосточной преднауки.

49. Особенности науки как социального института.

50. Постмодернистская философия науки.

51. Постнеклассическая наука.

52. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).

53. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.

54. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций.

55. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.

56. Социально-исторические условия возникновения новоев­ропейской науки.

57. Сущностные черты классической науки.

58. Сущность и структура теоретического уровня знания.

59. Сущность и структура эмпирического уровня знания.

60. Философские основания науки и их виды.

61. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.

62. Этические проблемы взаимодействия ученого со сред­ствами массовой информации.

63. Формализация как метод теоретического познания. Его возможности и границы.

64. Научные принципы и их роль в научном познании.

65. Понятие научного объекта. Типы научных объектов.

66. Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.

67. Научное доказательство и его виды-

68. Интерпретация как метод научного познания. Ее функ­ции и виды.

69. Системный метод познания в науке. Требования систем­ного метода.

70. Научная практика, ее виды и функции в научном познании.

71. Основания научной теории.

72. Философские основания науки, их виды и функции.

73. Идеология науки и ее исторические типы.

74. Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке.

75. Инженерное проектирование, его сущность и функции.

76. Технико-технологическое знание и его особенности.

77. Философско-социальные проблемы развития техники.

78. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие по­зиции оценки роли науки в развитии общества.

79. Неявное и личностное знание в структуре научного по­знания.

80. Научный консенсус, его роль и функции в процессе науч­ного познания.

81. Понятие научной революции. Виды научных революций.

82. Научная истина. Ее виды и способы обоснования.

83. Когнитивное творчество, его сущность, механизм и осно­вания.

84. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.

85. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.

86. Проблема выбора научной гипотезы, основания и меха­низм предпочтения.

87. Школы в науке, их роль в организации и динамике науч­ного знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.