КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От лотоса к пренауке 43 страница
рики» по отдельности не выдержали экзамена в XX веке. В следующем веке его придется сдавать вместе»1. И хотелось бы, чтобы человечество сдало его с честью.
| Словарь ключевых терминов Аксиология — (от греч. Axios — ценность и logos — слово, учение) в общем случае — учение о ценностях; но весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения — от естественно-натуралистических до метафизически-религиозных. Антиинтеракционизм — концепция соотношении философии науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания развивается по своей внутренней логике и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, наука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма.
Антисциентизм — философская концепция, обосновывающая антигуманитарную сущность науки и технического прогресса в его современных формах. Наука с ее жестким рационализмом и стандартизацией не способна адекватно репрезентировать ценностный мир человека, его индивидуальный жизненный мир и свободу, без которых нет человеческой личности. Наука чужда человеку не только потому, что усредняет и стандартизирует всех, способствуя развитию тоталитарного сознания в обществе, но и из-за своих опасных технологических и экологических ' применений, когда партикулярная, краткосрочная выгода становится ведущим мотивом. Только гуманитарный, ценностный контроль за развитием науки со стороны всего общества способен как-то ослабить мощь взлелеянного наукой монстра научно-технического прогресса. Организационными формами протестного движения антисциентизма является различного рода религиозные, религиозно-экологические, антивоенные, анархистские течения. Биофилософия — вариант натуралистической (см. НАТУРАЛИЗМ) ориентации в философии, исходящий из убеждения, что исходным и центральным при решении мировоззренческих и смысложизненных проблем должно быть понятие ЖИЗНИ в ее научно-биологической интерпретации. Герменевтика — один из главных методов гуманитарных наук, заключающийся в искусстве толкования и интерпретации текстов любой природы (т. е. литературных, религиозных, юридических и т. д.). Гуманитарные науки — в широком смысле — науки о всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле — науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их обычно отличают от общественных (социальных) наук, изучающих различные стороны и институты экономической и социально-политической жизни человека (экономика, социология, политология и др.), а также от антропологии как общего учения о человеке как таковом. Диалектическая концепция соотношения философии и науки — учение о взаимоотношении философии и науки, согласно которому они представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако, внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий, а с другой — слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является исторически подвижной и относительной. Однако, она всегда имеет место, благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знания и ценностей. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. И это связано с тем, что наука есть органическая часть культуры, а с помощью философии культура рефлектирует себя как целое и свои основания. Вторым конкретным выражением необходимости внутренней взаимосвязи философии и науки является разработка такой
«кентавровой» области знания как «философия науки». Большой вклад в ее становление и развитие внесли как крупные философы (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Кант, Рассел, Бергсон и др.), так и классики науки (Галилей, Ньютон, Эйнштейн, Пуанкаре, Гильберт, Бор, Гейзенберг, Пригожий, Моисеев и др.). Естествознание — науки о природе (см. ПРИРОДА) в том числе и о человеке как ее части. Кибернетика — наука о процессах и законах УПРАВЛЕНИЯ, протекающих в сложных динамических системах природы, общества и человеческой культуры на основе использования информации. Культура — в широком смысле — вся совокупность продуктов материальной и духовной целенаправленной деятельности человека — от орудий производства, зданий, социальных институтов и политических учреждений до языка, произведений искусств, религиозных систем, науки, норм нравственности и права. Метафизика — категория философии, имеющая два основных значения: 1) всеобщее, синтетически-априорное знание (философия в этом смысле есть синоним рациональной или теоретической метафизики); 2) философия, абстрагирующаяся при создании теоретических моделей мировоззрения от идеи развития, как всеобщего, необходимого и первичного свойства всех явлений и процессов (как материальных, так и духовных). Во втором значении термин «метафизика» ввел в свои построения Гегель, а после него в этом значении он употреблялся также и в марксистско-ленинской философии, а также других философских течениях (неогегельянство и др.). Бинарной оппозицией категории «метафизика» в ее первом значении является категория «апостериорное знание» или «конкретно-научное знание». Бинарной оппозицией категории «метафизика» во втором ее значении является термин «диалектика» как всеобщая теория развития, которую Гегель и марксисты рассматривали как единственную истинную философию и всеобщий метод мышления (правда, каждый в своей интерпретации). Натурализм — (от лат. natura — природа) — в общем случае — философская позиция, считающая понятие ПРИРОДА исходным и главным при рассмотрении мировоззренческих и смысложизненных проблем и отвергающая при этом любые допущения о существовании каких-либо трансцендентных (сверхъестественных) сущностях, недоступных обычному научному познанию. Наука — специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение нового научного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определенным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полезности. Сегодня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощной динамикой расширенного воспроизводства, результаты которой образуют основу развития современного общества. Научное мировоззрение -— мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки, как на одно из своих оснований, особенно на их содержание как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Сама наука в ее современном понимании как опытно (экспериментально) —■ теоретическое (математическое) изучение различных объектов и явлений действительности в целом мировоззрением не является, так как, во-первых, наука изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является основным вопросом всякого мировоззрения), а, во-вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука — реализацией его когнитивной сферы, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, полученное в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах. Объяснение — главная познавательная операция всех естественных наук (от физики до биологии, геологии и географии), заключающаяся в том, что любое природное явление, его свойства, изменения и пр. трактуются как прямое следствие «слепо» действующих материальных причинных взаимодействий в соответствии с определенными законами природы. Позитивистская концепция соотношения философии и науки — концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного
познания по сравнению с традиционной философией. Последняя уничижительно объявляется позитивистами псевдознанием, мимикрией под науку, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для современной науки не только никакого позитивного значения, а скорее — отрицательное, так как философский дискурс способен «заразить» науку вирусом псевдознания. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет— не существует и научной философии. «Наука — сама себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись метафизики!» (И. Ньютон) — вот формулы позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Однако, все многочисленные попытки позитивистов построить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее специфическим предметом (научная система мира — Г. Спенсер, методология науки — Дж. Ст. Милль, психология научной деятельности — Э. Мах, логико-математический анализ языка науки — М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания — К. Поппер и др., лингвистический анализ языка науки) закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его когнитивных структур. Понимание — главная познавательная операция гуманитарных наук, вытекающая из того, что любой материализованный продукт человеческой деятельности рассматривается как воплощающий в себе определенный замысел, цель его создателя; в таком случае «понять что-то» — значит проникнуть в смысл произведенного человеком, ответить на вопросы «зачем?», «для чего?» оно сделано, какую функцию выполняет, какую реализует в себе ценность и т. д. Природа — в широком смысле — вся совокупность вещей, явлений и процессов, существующих по своим собственным законам до и независимо от человека и человеческого общества; природа в этом смысле, с одной стороны, выступает как необходимое условие существования человека, а с другой,— как потенциальный объект его практической и познавательной деятельности и материал для формирования КУЛЬТУРЫ. Синергетика — наука о процессах и законах САМООРГАНИЗАЦИИ сложных нелинейных динамических систем в природе, обществе и человеческой культуре, находящихся в состояниях, далеких от термодинамических равновесных. Социобиология — в широком смысле — исследование биологических основ всякого социального поведения (как в живой природе, так и в человеческом обществе). В более специальном смысле — исследование генетически-попу-ляционных механизмов формирования эгоистических и альтруистических форм поведения в живой природе на основе различных типов естественного отбора. Сциентизм — философская концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе современной культуры, в социальной и духовной жизни общества. В качестве образца науки сциентисты обычно рассматривают естественные математические и технические науки. Сциентисты полагают, что только наука способна дать ответ на все конкретные проблемы бытия. Одной из форм теоретического обоснования сциентистской позиции является позитивистская философия. Основой распространения сциентистских умонастроений в обществе явились огромные успехи частных наук в познании природы, общества, познания и человека. В то же время, недооценивая ценностные формы познания (философию, религию, мораль, искусство и др.), которые принципиально несводимы к объективному типу научного познания, сциентисты тем самым объективно принижают роль гуманитарной компоненты в развитии общества. Телеология— (от греч. telos— цель, завершение, конец и logos — учение, слово) — в общем случае — такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функции, смысла, значения и т. д. Технократизм — социально-философская концепция, преувеличивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и всей социальной жизни, общества в цаадм. Концепциям технократизма (К. Штайнбух, Г. Краух, Дж.Г. Гэлбертидр.) противостоят, с одной стороны, концепции приоритета духовных ценностей в жизни общества (религия, философия культуры, философия жизни, экзистенциализм), а с другой,— концепции сбалансированного взаимодействия технического прогресса и духовной сферы, осуществляемого
Раздел Vlll. Фидвсвфия, наука, культура с позиций гуманизма, под контролем всего общества с помощью его демократических политических институтов. Трансценденталистская концепция соотношения философии и науки — исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от античности до нашего времени, до середины XIX в. занимавшая монопольное положение в культуре концепция, утверждавшая и обосновывавшая гносеологический и социокультурный приоритет философии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражена ее адептами в виде формул: «Философия— наука «наук»; «Философия — царица наук». На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам и стало существенным фактором, тормозящим развитие науки уже к середине XIX в. Наиболее яркими выразителями данной концепции явились Аристотель, Аквинский, Спиноза, Гегель, Шеллинг, ортодоксальные представители диалектического и исторического материализма и др. Хотя по мере эволюции трансценденталистской концепции, претензии ее представителей на универсальную, объективную и абсолютную истину философии были осознаны как несостоятельные, однако и сегодня философское знание объявляется ими имеющим более высокий гносеологический статус и общекультурное значение нежели частно-научное знание, интерпретируемое лишь как множество полезных инструментальных гипотез (Тейяр де Шарден и др.). Философия науки — область философии, предметом которой является общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества. Одной из важных задач философии науки является изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами современной философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятель-ности, научно-технической политики и управления наукой. Философия — теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими Глава 2. На пути к Единству вствстввнно-научнвн и гуманитарной культуры формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоззрения — решение вопроса об отношении человека к окружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе). Это отношение регулируется принятой (и определенным образом понимаемой) субъектом (отдельным человеком или некоторой социальной группой) системой общих ценностей (добро — зло, истина — ложь, гармония — дисгармония, долг — вседозволенность, любовь — ненависть, надежда — отчаяние, польза — вред, активность — недеяние и др.). Все формы мировоззрения (кроме обыденного) имеют специализированный характер, то есть обладают своим особым языком и методами решения мировоззренческих проблем. Отличительной чертой философии является ее теоретический характер. В решении различных мировоззренческих проблем (онтологических, гносеологических, этических, эстетических, экзистенциальных, праксеологических и др.) философия делает «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство как на главные средства их решения. В этом сила философии, но в этом же ее слабость по сравнению с другими формами мировоззрения, так как ценностные суждения трудно поддаются логическому обоснованию и принятию их на чисто рациональных основаниях. Поскольку философия не может быть в силу своей природы (стремление к всеобщему знанию) эмпирическим обобщением весьма противоречивого человеческого опыта, постольку единственным выходом для нее остается построение различных логически возможных теоретических, мировоззренческих схем, их анализ и сравнение в отношении лучшего решения тех или иных проблем. В силу своей природы философия не может не быть плюралистичной. Однако, с общеадаптационной точки зрения плюрализм философии является скорее положительной ее характеристикой, нежели отрицательной. Во-первых, потому что само человеческое сообщество слишком разнообразно и противоречиво внутри себя по своим ценностным характеристикам и установкам, которые поэтому в принципе не могут получить свое рациональное обоснование в рамках некой универсальной, а тем более «единственно-научной» философской системы. А, во-вторых, плюрализм философии является по-своему опережающим (избыточным) по отношению к реальной истории человечества, конструируя («заготавливая») заранее различные рациональные мировоззренческие схемы как ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество. Философская проблема науки — проблема, относящаяся к философским основаниям науки в целом, а также отдельных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий — логико-математических, естественно-научных, инженерно-технических, социальных и гуманитарных научных дисциплин. Примеры философских проблем науки: 1. Какова природа математического знания? 2. Каковы философские основания и сущность теории относительности и квантовой механики? 3. Что такое вероятность, детерминизм, индер-терминизм? 4. Какова роль случайности в эволюции любых систем вообще, биологических систем, в частности? 5. В чем специфика гуманитарного познания? И т. д. и т. п. Особенность философских проблем науки (ф.п.н.) состоит в том, что они являются комплексными, включающими в свой состав весьма разнородные когнитивные элементы — философские и конкретно-научные категории в их органическом единстве. Эффективное решение ф.п.н. требует профессионального знания как содержания определенной науки, ее истории, так и профессионального владения философским языком, умения философски мыслить. Разработка ф.п.н. способствует развитию как философии, так и конкретных наук. Большое место ф.п.н. занимают в деятельности крупных ученых-теоретиков, создателей новых научных концепций и направлений (Г. Галилей, И. Ньютон, А. Пуанкаре, В.И. Вернадский, Д. Гильберт, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Н. Бор, Н. Винер, П. Капица и мн. др.).
I Вопросы для обсуждения 1. Что такое природа? Что такое культура? Чем культура качественно отличается от природы? 2. Что такое естествознание? Чем науки о культуре (гуманитарные науки) отличаются от естествознания (наук о природе)? 3. Что такое объяснение как познавательная операция? Чем понимание отличается от объяснения? 4. Что такое кибернетика? Чем синергетика отличается от кибернетики?
Глава I На при к единству встестввнно-научнрй и гуманитарной культуру 5. Что такое герменевтика? Можно ли говорить о герменевтике применительно к явлениям природы? 6. Что такое социобиология? Каково ее значение для становления эволюционной этики? 7. Что такое эволюционная эпистемология? Каково значение идей И.Канта в ее становлении? 8. Каково содержание современного эволюционного натурализма? Каково место биофилософии в системе современного натурализма? 9. В чем суть конфликта между естествознанием и сферой гуманитарного знания?
10. Каковы основные направления преодоления конфликта двух культур (естественно-научной и гуманитарной)? 11. Можно ли говорить о телеологии и аксиологии применительно к явлениям природы? 12. Сущность и основное содержание проблемы взаимоотношения философии и науки. 13. Трансценденталистская концепция соотношения философии и частных наук, ее сущность и основные этапы. 14. Позитивистская концепция соотношения философии и науки, ее гносеологические и социокультурные основания. 15. Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки, ее сущность и гносеологические основания. 16. Диалектическая концепция взаимосвязи философии и науки. Ее сущность и гносеологические основания. 17. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания.
| Литература _________________________________ Бор Н. Избранные произведения. М., 1976. Борзенков В.Г. Биофилософия сегодня. М., 2006. Бройль Луи де. Революция в физике. ML, 1965. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М„ 1991. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2003. Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий ГГ. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995. Лебедев С.А. Современная философия науки. М., 2007. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. Киев, 2002. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. Риккерт Г Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. Фейнберг ЕЛ. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. Философия науки: проблемы и перспективы. Круглый стол / Вопросы философии. 2006. № 10. Философия науки и научно-технической цивилизации. Юбилейный сборник / Под общ. ред. Н.В. Агафоновой и др. М.,2005. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М., 2002. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.; Ижевск, 2003. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации. М., 2001. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. М., 1967. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995. ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Примерные темы докладов и рефератов 1. Моральные нормы и ценности «малой науки» и «большой науки». 2. Основные постулаты классической социологии знания. 3. Проблемы воспроизводства научных кадров. 4. Внутренняя и внешняя этика науки. 5. Античная наука: социально-исторические условия и особенности. 6. Гипотеза как форма развития научного знания. 7. Дедукция как метод науки и его функции. 8. Диахронное и синхронное разнообразие науки. 9. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.
10. Индукция как метод научного познания. Индукпия и вероятность. 11. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности. 12. Концептуальный каркас мертоновской социологии науки. 13. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого. 14. Императивы научного этоса. 15. Этические проблемы публикации результатов исследований. 16. Стратегия научного сообщества в отношениях с общественными движениями. 17. Главные изменения в подходе к научной политике на рубеже третьего тысячелетия. 18. Основания профессиональной ответственности ученого. 19. Основные линии вознаграждения ученого научным сообществом и их влияние на мотивацию ученых. 20. Основные механизмы этического регулирования биомедицинских исследований. 21. Основные типы коммуникадии в «невидимом колледже» и основные фазы его развития. 22. Способы передачи ценностей и моральных норм от предыдущего поколения к последующему. 23. Концепция несоизмеримости в развитии научного знания и ее критический анализ. 24. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности. 25. Метатеоретический уровень научного знания и его структура. 26. Методы метатеоретического познания. 27. Методы теоретического познания. 28. Методы философского анализа науки. 29. Методы эмпирического познания. 30. Механизм и формы взаимосвязи конкретно-научного и философского знания. 31. Миф, преднаука, наука. 32. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы. 33. Наука и культура: механизм взаимовлияния. 34. Наука и общество: формы взаимодействия. 35. Научная деятельность и ее структура. 36. Научная рациональность, ее основные характеристики. 37. Научная теория и ее структура. 38. Научное объяснение, его общаяструктура и виды. 39. Научные законы и их классификация. 40. Неклассическая наука и ее особенности. 41. Объектная и социокультурная обусловленность научного познания и его динамики. 42. Основные концепции взаимоотношения науки и философии. 43. Основные модели научного познания: индуктивизм, гипо-тетико-дедуктивизм, трансцендентализм, конструктивизм. Их критический анализ. 44. Основные тенденции формирования науки будущего. 45. Основные уровни научного знания. 46. Основные философские парадигмы в исследовании науки. 47. Основные характеристики научной профессии. 48. Особенности древневосточной преднауки. 49. Особенности науки как социального института. 50. Постмодернистская философия науки. 51. Постнеклассическая наука. 52. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд). 53. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм. 54. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций. 55. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки. 56. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки. 57. Сущностные черты классической науки. 58. Сущность и структура теоретического уровня знания. 59. Сущность и структура эмпирического уровня знания. 60. Философские основания науки и их виды. 61. Эксперимент, его виды и функции в научном познании. 62. Этические проблемы взаимодействия ученого со средствами массовой информации. 63. Формализация как метод теоретического познания. Его возможности и границы. 64. Научные принципы и их роль в научном познании. 65. Понятие научного объекта. Типы научных объектов. 66. Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы. 67. Научное доказательство и его виды- 68. Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды. 69. Системный метод познания в науке. Требования системного метода. 70. Научная практика, ее виды и функции в научном познании. 71. Основания научной теории. 72. Философские основания науки, их виды и функции. 73. Идеология науки и ее исторические типы. 74. Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке. 75. Инженерное проектирование, его сущность и функции. 76. Технико-технологическое знание и его особенности. 77. Философско-социальные проблемы развития техники. 78. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества. 79. Неявное и личностное знание в структуре научного познания. 80. Научный консенсус, его роль и функции в процессе научного познания. 81. Понятие научной революции. Виды научных революций. 82. Научная истина. Ее виды и способы обоснования. 83. Когнитивное творчество, его сущность, механизм и основания. 84. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции. 85. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки. 86. Проблема выбора научной гипотезы, основания и механизм предпочтения. 87. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |