Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От лотоса к пренауке 44 страница




88. Научные коммуникации, их виды и роль в функциониро­вании и развитии науки.

89. Контекст открытия и контекст обоснования в развитии научного знания.

90. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

91. Наука в зеркале социобиологии и экологии.

92. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных про­ектов: состояние и перспективы.

93. Социальная и когнитивная ответственность ученого.

94. Научные коллективы как субъекты науки, их виды и спо­собы организации деятельности.

95. Продуктивность и эффективность научной деятельнос­ти, способы ихизмерения и оптимизации.

96. Экспертная деятельность в науке и ее функции. Внутрен­няя и внешняя научная экспертиза.

97. Социальный характер научного познания.

98. Наука и ценности.

99. Когнитивные ценности и их природа.

100. Инновационная деятельность и ее структура.

101. Роль и функции науки в инновационной экономике.

102. Инновационная система современного общества и ее структура.

103. Наука как основа инновационной системы современного общества.

104. Философско-методологические проблемы интеллекту­альной собственности.

105. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.

106. Управление и самоуправление в научной сфере.

107. Неклассическая наука и ее особенности.

108. Понятие науки.

109. Виды научного знания.

ПО. Критерии научности знания.

111. Идеалы и нормы научного исследования.

112. Естественно-научная и гуманитарная культура.

113. Позитивизм как философия и идеология науки. Крити­ческий анализ.

114. Современная научная картина мира.

115. Функции государства в управлении развитием науки.

116. Научная политика современных развитых стран.

117. Проблемы развития современной российской науки.

118. Наука и политика.

119. Наука и искусство.

120. Взаимоотношение науки и религии в современной куль­туре.

121. Социально-психологические основания научной деятель­ности.

122. Гуманитарные основания естествознания.

123. Понятие научного мировоззрения.

124. Понятие философской проблемы науки.

125. Философские проблемы науки и методы их исследования.

126. Философия науки: предмет, метод, функции.

127. Структура философии науки как области философского знания.

128. Организационная структура современной науки.

129. Философско-психологические проблемы научной дея­тельности.

130. Философские проблемы управления научными коллекти­вами.

131. Классики естествознания и их вклад в философию науки.

132. Особенности гуманитарного знания.

133. Философские основания и проблемы социального позна­ния.

134. Человек как предмет комплексного философско-научно-го исследования.

135. Философские основания и особенности математических и логических исследований.

136. Предмет и структура методологии науки.

137. Современные проблемы теории научного познания.

138. Этические проблемы науки.

139. Наука — основа развития современного общества.

140. Герменевтика как методология.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие........................................................................................... 3

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ИАУК1 7

Словарь ключевых терминов.......................................... ■.................. 25

Вопросы для обсуждения.................................................................... 30

Литература............................................................................................ 30

 

Раздел I

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НДУХМ

Генезис науки............................................................................ зз

Античная наука.......................................................................... 42

Наука в Средневековье................................................................... м

rrrrwi^

ШЗ 5

Классическая наука.....?s

Нешссическая наука.................................................................... юз

 

Словарь ключевых терминов 133

___ Вопросы для обсуждения.................................................................. 136

ItO Литература.................................. :..................................................... 136

Раздел II

СТРУКТУРА, МЕТОДЫ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

 

Уровни научного знания 139

Структура эмпирического знания...................................................... 141

Структура научной теории................................................................ 144

Соотношение эмпирии и теории...................................................... 148

Метатеоретический уровень научного знания.................................. 155

 

Методы эмпирического исследования ш

Научное наблюдение......................................................................... 171

Сравнение........................................................................................... 174

Измерение........................................................................................... 176

Эксперимент....................................................................................... 185

Гносеологическая функция приборов............................................... 189

Абстрагирование и абстракция в структуре научного знания... 200

Индукция............................................................................................ 211

Фальсификация................................................................................... 228

Экстраполяция.................................................................................... 230

 

Методы теоретического познания 232

Идеализация....................................................................................... 232

Формализация.................................................................................... 238

Математическое моделирование....................................................... 249

Рефлексия как основной метод метатеоретического познания
в науке.......................................................................................... 261

 

Развитие научного знания 278

 

Словарь ключевых терминов............................................................. 294

Вопросы для обсуждения.................................................................. 302

Литература......................................................................................... 303

 

Раздел III

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

И 30,


 

лава 2

Социальные характеристики научной профессии..................................... 332

Структура массива публикаций......................................................... 338

Функции массива публикаций........................................................... 340

Типы коммуникации........................................................................... 349

Фазы развития научной специальности

(«невидимогоколледжа»).................................................................. 350

Наука и политика............................................................................... 353

Научное сообщество и общественные движения............................. 354

Наука и бизнес.................................................................................. 356

Новые вызовы..................................................................................... 358

 

Социальные особенности переднего края исследований.... 362

Структура научно-технического прогресса..................................... 364

 

Когнитивная социология науки - поиски идентичности............................... 371

Словарь ключевых терминов............................................................. 377

Вопросы для обсуждения.................................................................. 384

Литература......................................................................................... 385

 

Раздел IV ЭША НАУКИ

 

 

Зтика как наука о морали 391

Моральный выбор и моральная ответственность............................. 398

Основания морали............................................................................. 402

 

Профессиональная ответственность ученого.......................................... 409

Ролевая структура научной деятельности........................................ 413

 

Мировоззренческий авторитет науки:

наука как источник блага.............................................................. 427

Ценностные и моральные установки «большой

науки»................................................................................................. 431

Ценности науки и проблема социальной

ответственности.................................................................................. 436

 

Научно-технический прогресс и его моральные

проблемы.............................................................................. 442

Логика развития науки и проблемы социальной

ответственности.................................................................................. 446

Использование научных достижений и проблема

социальной ответственности.............................................................. 448

Свобода исследований и социальная

ответственность.................................................................................. 452

Этическое регулирование научных исследований........................... 457

Словарь ключевых терминов.............................................................. 465

Вопросы для обсуждения................................................................... 467

Литература.......................................................................................... 468

 

Раздел V

НАШ - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

 

Сущность, основные этапы и закономерности становления
научно-технического потенциала (нтп) современных
развитых стран......................................................................... 471

 

 

Особенности современного этапа интеграции науки и

ПрОИЗВОДСТВа....................................................................... 481

Программы регионального развития нтп.......................................... 498

НТП и современное государство....................................................... зов

Словарь ключевых терминов............................................................. 512

Вопросы для обсуждения................................................................... 516

Литература.......................................................................................... 516

Раздел VI

ШИЛОСОШИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

 

Роль интеллектуальной деятельности

в инновационной экономике........................................................... 519

 

 

Сущность и структура интеллектуальной

собственности......................................................................... 525

 

таи

Становление и развитие категории «интеллектуальная
собственность»........................................................................ 534

Охрана интеллектуальной собственности

в Российской федерации..................................................................... 557

 

Государственное управление интеллектуальной
. собственностью............................................................................. 561

Словарь ключевых терминов............................................................. 583

Вопросы для обсуждения.................................................................. 586

Литература.......................................................................................... 586

 

 

Раздел VII

СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

 

 

Физическая картина мира в ее развитии 593

Модели развития научного знания.................................................... 593

Натурфилософская парадигма........................................................... 594

Механическая картина мира.............................................................. 596

Термодинамика и электромагнетизм................................................. 599

Кванты и относительность................................................................. 603

Вакуум, микрочастицы и Вселенная.................................................. 607

Нелинейная Вселенная....................................................................... 611

Шилософия научной картины мира бнз

Философия механистической картины мира..................................... 616

Философия квантовой теории............................................................ 619

Философия теории относительности................................................ 622

ШУИ

Философские проблемы современной научной картины
мира.................................................................................... 625

Универсальная теория Вселенной...................................................... 625

Проблема антивещества..................................................................... 626

Будущее Вселенной........................................................................... 627

Антропный принцип.......................................................................... 629

Универсальная история...................................................................... 631

Словарь ключевых терминов............................................................. 632

Вопросы для обсуждения.................................................................. 637

Литература......................................................................................... 638

 

Раздел ¥111

ФИЛОСОШЯЯ, ШКА, КУЛЬТУРА

 

 

Взаимоотношение философии и науки: основные

КОНЦеПЦИИ................................ 645

 

 

На пути к единству естественно-научной

и гуманитарной культуры............................................................. 681

Словарь ключевых терминов............................................................. 710

Вопросы для обсуждения.................................................................. 718

Литература.......................................................................................... 719

Приложение

Примерные темы докладов и рефератов............................................ 721


 

Научное издание

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Общий курс Под ред. С.А. Лебедева

Компьютерная верстка

И.В. Белюсенко

Корректоры

Н.Ю. Липкина, А.В. Майкова

 

ООО «Академический Проект» Изд. лиц. № 04050 от 20.02.01. 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3 Санитарно-эпидемиологическое заключение Департамента государственного эпидемиологического надзора № 77.99.02.953.Д.000321.01.06. от 23.01.06.

ООО Издательство «Альма Матер» 105005, Москва, Посланников пер., 3, стр. 1

По вопросам приобретения книги просим обращаться в ООО «Трикста»: 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3 Тел.: (495) 305-3702; 305-6092; факс: 305-6088 E-mail: [email protected] www.aprogect.ru

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-093, том 2; 953000 — книги, брошюры.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 23.04.07. Формат 84х! 08/32. Гарнитура BalticaC. Бумага офсетная Печать офсетная. Усл. печ. л. 38,64. Тираж 3000 экз. Заказ № 2132.

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА» 610033, г. Киров, ул. Московская, 122




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.