КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные проблемы философии
В разные исторические периоды философов занимали вечные, предельные вопросы о сущности мира и человека, о его движении и т.д., но каждая философская система имела вопросы и проблемы, которые были основополагающими в ней, и на основе решения которых строилась вся система. Их называли основными вопросами философской системы (например, в элейской школе таким вопросом был вопрос о сущности бытия, у Гераклита Эфесского – вопрос о диалектике мира, в средневековье – вопрос о бытии Бога, у Сократа – о сущности человека и т.д.). Актуальным во все эпохи являлся вопрос о соотношении души и тела, материального и духовного в человеке, который приобретал характер вопроса о сущности мира, его первоосновы в целом. В XIX веке Ф. Энгельс сформулировал его, назвав основным вопросом философии. Он имеет две стороны: 1) что первично – материя или сознание? (онтология) 2) 2) может ли человеческое сознание познать мир? (гносеология) При ответе на первый вопрос выделились: - материалистическое, - идеалистическое, - дуалистическое направления.
Материализм - это философское направление, признающее первичным, определяющим материю, природу, бытие, а вторичным и определяемым материей – сознание, дух, мышление.
Происхождение термина: Первоначально слово материализм употребляли в 17 веке для физического представления материи. Термин материализм в общефилософском смысле (от лат. вещественный) был введен идеалистом Лейбницем для обозначения взглядов своих противников. Материалистическое направление в философии античности назвали линией Демокрита, обосновавшего идею строения мира из материальных неделимых частиц – атомов.
Материализм развивался и развивается многочисленными философскими школами в разнообразных формах: - стихийный материализм античной Греции (Фалес, Анксимен, Анаксимандр) - атомизм античной философии (Левкипп, Демокрит). Он был развит в древности Эпикуром, Лукрецием Каром. - метафизический механистический материализм XVII - XVIII вв. (Гельвеций, Гольбах, Ламетри и др.) - антропологический материализм Л. Фейербаха, - материализм русских революционных демократов (Чернышевский, Добролюбов) - диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Ныне в современной западной философской традиции материализм принято называть реализмом (напр., Д. Деннет, К. Поппер и др.). Подробно о материализме: http://ru.wikipedia.org/wiki/Материализм http://www.materialist.kcn.ru/index.htm http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s06/a000644.shtml
Выделяют последовательный материализм, признающий первичным материальное начало в природе, обществе, в определении сущности человека и всего мира в целом, а духовное выводящий из материального. Последовательный философский материализм неразрывно связан с научным знанием и, как правило, противостоит религии, мистике и идеализму.
Непоследовательный материализм проявляется в том, что материалистически объясняются лишь какие-то сферы, области мира, тогда как другие – с позиции первичности духовного, не учитывается специфика духовного, признается духовный первотворец мира, затем развивающегося независимо от этого творца (деизм). Например, французские материалисты, Л. Фейербах, русские революционные демократы материалистически понимали природу, оставаясь идеалистами в объяснении общества. Вульгарный материализм (К. Фохт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер), опираясь на достижения естествознания 19 века, отрицал идеальность сознания, рассматривая его как вещество.
В литературе встречается понятие материализма, характер которого определяется связью с какой-либо из важнейших характеристик философии: - точки зрения использования метода, выделяют диалектический и метафизический материализм. - с точки зрения связи с различными ступенями или сторонами познания, говорят о сенсуалистическом и рационалистическом материализме. - с точки зрения понимания практики и отношения к ней, выделяют созерцательный и действенный материализм. - по степени осознанности и оформленности в систему выделяют наивный и философски сформированный материализм.
Идеализм - это философская система, в соответствии с которой, сознание, мышление, дух первичны, а материя, природа, физическое вторичны и порождены сознанием или высшим духовным началом. Идеализм называют линией Платона. Происхождение термина: Термин идеализм (от фр. идеализм и греч. идея) был употреблен в трудах Лейбница, который писал о Платоне, как о самом крупном идеалисте.
Главные формы идеализма – объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм – философское учение, признающее первичным духовное первоначало в виде сознания вообще, абсолютного духа, идеи, независимо от материи и сознания отдельного человека. Первым объективным идеалистом считают Платона, линию которого продолжили в средние века реалисты (напр. Ф. Аквинский), в Новое время – Лейбниц, затем немецкие философы Шеллинг, Гегель и некоторые философские системы ХХ века.
Субъективный идеализм – философское учение, признающее первичным, определяющим и творящим все сознание отдельного человека. Развитие получил в 17 века в философии Беркли, развит Юмом и Фихте. Некоторые относят к субъективным идеалистам И. Канта. В крайней форме субъективный идеализм – это солипсизм (признание существующим только своего сознания).
Подробно об идеализме: http://ru.wikipedia.org/wiki/Идеализм http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s03/a000388.shtml http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/9254
В пределах этих двух форм идеализма существуют их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: - как мировой разум (панлогизм), - как мировая воля (волюнтаризм), - как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) - как множество духовных первоэлементов (монадология), - как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), - как чувственное многообразие ощущений (идеалистический сенсуализм, эмпиризм, феноменализм), - как "свободное начало", не доступное рациональному пониманию (иррационализм).
Материализм и идеализм, признавая первичным одно начало, относятся к монистическим учениям.
Дуализм - это философское учение, признающее независимое существование двух начал – материального и духовного. Как правило, дуализм не был последовательным и склонялся либо в сторону материализма, либо – идеализма (например, Р. Декарт).
Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. 3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. 4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. 5. Основы современной философии: учебник.- СПб.: Лань, 2002. 6. Поппер К. Все люди – философы: Как я понимаю философию. М., УРСС, 2003. 7. Спиркин А.Г. Философия: учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2005. 8. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т.В. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |