Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия культуры




Философия культуры (культурфилософия) - это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее сущности и роли в жизни человека и общества. Человек – центр культуры. Его деятельность, в конечном счете, сводится к производству материальных и духовных ценностей. Обе сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. К культуре относится все то, что противостоит «первой» (нетронутой преобразованием) природе, как нечто возделанное и созданное человеческим трудом. Потому принято различать материальную и духовную культуру. Существует множество определений культуры, поскольку и сама она, и ее понятие исторически развиваются.

В начале ХХ в. в культурфилософии, культурной антропологии, социальной антропологии при рассмотрении культуры широко используются достижения лингвистики, этнологии, семиотики, теории информации, поскольку культура аккумулирует и передает из поколения в поколение социальный опыт и социально значимую информацию. Культура пронизывает все сферы общественной жизни. Она – способ социального бытия человека как общественного существа. И потому как социальный индивид человек – это творение культуры и в то же время он ее творец.

К материальной культуре относятся средства производства и предметы труда, вовлеченные в сферу человеческой деятельности. Она является показателем уровня практического «овладения» человеком природы. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, быт; уровень образования населения; состояние просвещения; медицинское обслуживание; искусство, религия, нравственные нормы поведения людей в обществе; владение логикой мышления и богатством языка.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей. Под «ценностью» подразумевают явления материальной или духовной реальности, которые значимы для людей. Они вызывают у людей чувство удовольствия, восхищения, любви или, напротив, чувство негодования, ненависти и антипатии. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, - с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Их отношение к миру всегда носит оценочный характер. Это отношение может быть объективным, прогрессивным или субъективным, ложным, реакционным. В мировоззрении людей научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Понятие «культура» близко по своему содержанию к понятию «цивилизация». Но между ними имеются и сходство и различие.

В истории философии проблемы культуры приобретали особую остроту в эпохи социальных кризисов, крупных исторических событий, когда происходили существенные изменения в самом бытии человека и общества. К проблематике культуры обращались представители истории, искусствоведения, этнографии, лингвистики, психологии. Каждая из этих дисциплин внесла свой вклад в философию культуры, придавая ей особое своеобразие и направленность.

Вначале представители этих областей знания под культурой понимали все созданное человеком, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает негативного. Позднее возникли взгляды на культуру, приравнявшие ее к идеально функционирующей системе и профессиональному умению.Например, М. Вебер (1864—1920 гг.) разработал метод социального познания культуры с помощью конструирования особых образов-схем исследуемых феноменов. Это позволило ему выявить типичное - «повторяющееся» - в своеобразных, индивидуальных культурно-исторических явлениях.

И. Кант определил культуру как «то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично», ибо вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Он противопоставил «культуре умения» «культуру воспитания», а чисто внешний, «технический» тип культуры назвал цивилизацией.

Основоположник «понимающей» методологии в исследовании культуры В. Дильтей оказал огромное влияние на всю сферу культурологических исследований. Специфику познавательной методологии в «науках о культуре» он определяет как интуитивную реконструкцию целостной духовной жизни эпохи. Историю культуры Дильтей рассматривает как ряд замкнутых культурных систем, не связанных друг с другом Он считает, что истолкование феноменов культуры должно осуществляться через реконструкцию мировоззрения, которое составляет их смысловое ядро и является основой целостности культурных систем. Следовательно, история культуры, по его мнению, это история мировоззрений. Потому единственный путь постижения культуры - выявление структурной связи «жизненных единств», которая продолжает себя в уникальности духовной жизни общества и человека.

Продолжателем линии «философии жизни» в осмыслении феномена культуры был Г. Зиммель (1858-1918 гг.). По его мнению, культура неразрывно связана с глубинным дуализмом мира, где друг другу противостоят объективный мир природы и мир человеческой культуры, в котором действует «субъективный дух». «Человек не включается, безусловно, подобно зверю, в естественную мировую заданность, но от нее отделяется, противопоставляет себя ей. В середине этого дуализма пребывает «идея культуры». Понятие культуры, по Зиммелю, можно символически выразить как «путь души к себе самой». Культура существует там, где встречаются два элемента, душа индивида - и дух, обретший «предметность», то есть «некое произведение», в котором объективированы душевные силы и возможности человека, создавшего нечто.

Культура, таким образом, это сложная, утонченная, наполненная субъект-объектными отношениямиформа жизни, где происходит постоянный синтез субъективного развития и объективных духовных ценностей. При этом история культуры — это бесконечный процесс возрастания ценностного содержания жизни. Всякое творчество обогащает жизнь еще одним явлением духа, но тут-то, по Зиммелю, и скрыта трагедия культуры — возможность существования противоречия между конкретным и культурным значением одного и того же объекта.

О. Шпенглер в «Закате Европы» выступил против концепции единого всемирно-исторического прогресса. Он выделяет в мировой истории восемь культур, «достигших предельной полноты осуществления своих возможностей»: - Египетская, Вавилонская, Китайская, Индийская, античная, а также арабская культура Средневековья (он объединяет ее с византийской), мексиканская культура (майя) и культура Западной Европы (начиная с Х века). Каждая из них отличается глубиной и совершенством самовыражения своей «души», чистотой языка и форм. Отказавшись от европоцентризма, Шпенглер оставляет в качестве главного объекта своего исследования культуру Европы.

Французский философ и психолог-позитивист Л. Леви-Брюль (1857-1939 гг.) изучал первобытную культуру и архаическое сознание с позиции социологического подхода к феномену коллективного сознания. Разрабатывая концепцию первобытного «дологического» мышления, он выдвинул гипотезу, что тип мышления человека задается коллективным сознанием, зависящим от характера социальной организации. К этому выводу он пришел на основе анализа большого этнографического материала.

В своем фундаментальном труде «Homo Ludens» («Человек играющий») нидерландский историк и теоретик культуры Й. Хейзинга (1872-1945 гг.), отказавшись от формальных схем исторического процесса и его объективации, обосновал «игровую концепцию» культуры, рассматривая игру как важнейший элемент человеческой истории. Как исследователя его больше привлекают зрелые, надломившиеся, «умирающие» культуры, чем «цветущие» или зарождающееся (когда что-то завершается, ярче проступают противоречия и познается сущность). Он рассматривает историю культуры как сменяющие друг друга культурно-исторические целостности, в которых взаимодействует множество элементов, связанных с духовной жизнью и творчеством человека. Различие их проявляется в соотношении в них «игры» и «серьезности». По его мнению, на заре человечества именно игра была формирующим элементом культуры, так как выполняла более широкую витальную функцию, чем практические виды деятельности. Она как «выражение жизненной борьбы» есть самое глубинное проявление жизни. Задолго до того, как человек накопил в себе силы изменять окружающий его мир, он создал свою «среду» в сфере игры, функция которой «старше и первозданнее всей культурной жизни».

Культурфилософские воззрения А. Швейцера (1875-1965 гг.) - Нобелевского лауреата, теолога, теоретика философии культуры - представлены в работах «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть 1», «Культура и этика. Философия культуры. Часть 2».

Главной отличительной чертой кризиса культуры он считал господство материальной жизни над духовной, общества над человеком, обезличивание и деморализацию личности. Человек попадает в современном обществе в зависимости, организующие его «бездумье», обращающие во зло его добрые намерения. Человек становится воплощением слепой воли, которая растоптала последние остатки человеколюбия, и заставляет человека обслуживать совершенные средства уничтожения людей, не разбирая воевавших и не воевавших.

Причина такого трагического состояния европейской культуры коренится, по Швейцеру, в распространении ошибочного мировоззрения, которое неверно трактовало смысл культуры, сближая ее с безличными явлениями естественной эволюции, и не уделяя должного внимания этическому моменту в культурном процессе. Он полагает, что «культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида. Стремление к прогрессу... человек черпает в оптимистическом мировоззрении, которое утверждает мир и жизнь как нечто само по себе ценное».

Швейцер считает, что главная задача сегодня, - обосновать и сформировать оптимистическое мировоззрение. Сделать это можно, утвердив в качестве исходного принципа «благоговение перед жизнью». Это - основа для разработки норм универсальной «космической этики», способной возродить человека, восстановить его творческую активность, направленность на заботу о подлинной культуре.

Постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, развитые технологии и техническое оснащение основных производственных процессов привели к формированию «массового общества», в котором культурные ценности перестали быть элитарным достоянием и приобрели уравнительный характер. Это обусловило появление масскультуры, т.е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью специальной индустрии. Массовая культура нацелена на информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства; но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Однако на любом уровне культура в ее широком смысле являет собой гуманистически ориентированную ценность. А все, что разлагает эту ценность, есть антикультура.

Массовая культура может быть воспринята и положительно, поскольку к ней тянутся миллионы людей. А негативный смысл этого явления заключается в том, что часто людям не предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры. Напротив, массовая культура должна поднимать широкие массы к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 15364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.