КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия глобальных проблем современности
Глобальные проблемы (от французского слова global - всеобщий, от латинского globus (terrae) – земной шар) возникли не сегодня. Они существовали и прежде - в той или иной мере, как локальные и региональные противоречия. В современную эпоху они приобрели планетарный характер. Причин тому несколько: резкое увеличение неравномерности социально-экономического и научно- технического прогресса; а также интернационализация общественной деятельности и обусловленной этим интеграции человечества. Важность глобальных проблем оценивается по количественным и качественным критериям. К количественному критерию можно отнести размер территории. В этом случае любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, или отдельного региона в целом. Локальные, свойственные какому-либо одному государству или группе государств проблемы, относят к «потенциально глобальным» (а станут они таковыми или нет, зависит от ряда факторов). При определении глобальных проблем дают оценку качественной стороне этого явления, что выражается в тех или иных их характеристиках, например: - эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности; - они являются объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации; - для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты; - нерешаемость и нерешенность этих проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям. Глобальным проблемам общественного развития присуща мобильность. Они постоянно изменяются, приобретая разную интенсивность, а, следовательно, и значимость в ту, или иную историческую эпоху. По мере решения некоторые из глобальных проблем могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, локальный уровень, или вообще исчезнуть. Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем. Постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. К примеру, только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и другие проблемы затронули все население планеты. Поскольку глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, чтобы понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены сообществом государств. В литературе выделяют следующие нерешенные глобальные проблемы: - предотвращение мировой термоядерной войны, - обеспечение мирных условий для развития всех народов; - преодоление разрыва в экономическом уровне развития и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, устранения голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; - ограничение роста населения («демографического взрыва») в развивающихся странах и устранение опасности «депопуляции» (вымирания, вырождения) в развитых капиталистических странах; - предотвращение катастрофических загрязнений окружающей среды, в том числе атмосферы и Мирового океана; - обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами (как возобновимыми, так и невозобновимыми), включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; - предотвращение непосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-технической революции. Эти проблемы с 70-х годов прошлого века стали предметом исследования Римского клуба - всемирной общественной организации, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет Римский клуб возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908-1984 гг.). В своей книге «Человеческие качества» он оценивает сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Печчеи подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, и это уже оборачивается для нас экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком, все больше теснит природу. Печчеи делает вывод о том, что ограниченность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы. Его позиция шла вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей. Она стала символом нового стиля мышления и отношения человека к природе. Концепция «ограниченного роста» сменилась в 80-х гг. ХХ века новой концепцией Римского клуба - «органический рост и непрерывное развитие человечества». Обосновывая новую модель развития современного мира, Римский клуб (М. Месарович), определил как глобальные следующие проблемы: - снижение роста численности населения Земли; - сокращение использования невозобновляемых ресурсов; - уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды; - уменьшение неравенства; - устранение голода и бедности. Нобелевский лауреат, ученый этолог и философ К. Ц. Лоренц в книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» основательно рассматривает следующие глобальные проблемы: 1) Перенаселенность земли, которая вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве; 2) Опустошение естественного жизненного пространства, о чем свидетельствует разрушение внешней природной среды, из-за чего исчезает благоговение человека перед красотой и величием природы; 3) Ускоряющее развитие техники, которое гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям и почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство; 4) Изнеженность человека, которая способствует исчезновению всех его сильных чувств и аффектов; 5) Генетическая деградации человека, которая способствует росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей; 6) Распад традиций в контексте гипертрофированной значимости идеологических догматов; 7) Возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе; 8) Все более широкое распространение ядерного оружия. Лоренц выражает большую тревогу по поводу этих глобальных проблем современности и призывает к их безотлагательному решению. Сегодняшние глобальные проблемы существенно меняют взгляд на происходящие эволюционные процессы в мире. Эволюция преобразует человека, но и человек влияет на ход эволюции, меняет характер и способ ее проявления. Ответственность за эволюцию человека во многом лежит на самом человеке, и люди не могут не принять ее груз на свои плечи. Таким образом, философия глобальных проблем представляет широкий спектр анализа противоречий современного мира и способов их решения. Это философское направление, предлагая пути преодоления противоречий, исходит из интересов, стремлений и возможностей человека. Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических проблем, является развернувшееся экологическое движение (партии зеленых), выражающее социальный протест против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами: - от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов; - темпы развития природы и общества должны быть сопоставимы; - люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования. Контрольные вопросы Философские аспекты техники. Гуманитарная философия техники. Глобальное моделирование как основная проблема «Римского клуба». Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории. Каковы социально-гуманитарные последствия научно-технического прогресса? Литература Основная литература: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. Балашов Л. Е.Философия: Учебник. М., 2003. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. Философия: Учебник для вузов. Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. Хасанов М.Ш., Петрова В.Ф. Введение в философию. – Алматы «Казах университеты», 2011. Дополнительная литература: Асмус В. Ф. Античная философия. М.: 1976. Богут И.И. История философии в кратком изложении. М.: 1991. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: 1991. Лосский Н.О. Курс истории русской философии. М.: 1991. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 томах. СПб.: 1994 – 1997. Таранов Павел. Мудрость трех тысячелетий. М.: 1999. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. М.: 2001-2002. Орынбеков М.С. Духовные основы консолидации казахов. Алматы, 2001. Каракозова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. 3-е изд., перераб. и доп. Алматы, «Эверо», 2011.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |