Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая философия




Любовь как «предмет» философского постижения.

Концепции происхождения религии.

В чем выражается нравственный смысл жизни: опыт религии и философии?

Глава 12 ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ И ИСТОРИИ

Политика имеет глубокие исторические корни. Одним из первых мыслителей, обосновавших, что собой представляет политика, был Аристотель. Он видел в ней «высшую форму коллективного бытия людей». Человек, по Аристотелю, - это «политическое животное» (по-гречески «zoon politikon»): все неполитическое, что есть в человеке, есть и у животных, а политика в ее законченном виде у животных отсутствует. В истории философской мысли проблемами политики занимались ряд выдающихся мыслителей – от Платона и Аристотеля (античность), Августина, Аквината (средневековье), Маккиавелли (Возрождение), Гоббса, Гольбаха, Локка, Монтескье, Вольтера, Бердяева, Канта и Гегеля (Новое время) до Хантингтона, Хайека, Пэнто, Молса, Дэнкэна и других представителей новейшего времени. В наше время, в условиях единого исторического и экономического пространства, появился ряд насущных политических проблем, нуждающихся в философском осмыслении.

Политика – в переводе с греческого означает «искусство управления государством». Оба этих социальных феномена – и государство, и политика, предполагают друг друга и по отдельности, как правило, не рассматриваются. Политика как специфическая форма деятельностилюдей возникла еще в рабовладельческом обществе, когда завершилось разделение труда, появились товарное производство и частная собственность, классы и государство, а наряду с этим – острая потребность в регулировании общественных отношений, в управлении обществом и государством. Государство с античных времен заявило о себе как особый бюрократический аппарат и политическая организация принуждения, управляемая публичной властью. Искусство управления государством на этой стадии развития общества было в первую очередь необходимо правящей элите, стоящей у «руля» публичной власти. В тоже время политика занимается регулированием отношений между классами, нациями и государствами. С тех пор социальный мир изменился, претерпела изменения и политика. Однако она по-прежнему предполагает наличие власти, политических отношений, политических организаций, политических идей и интересов.

Политическое имеет много измерений – экономическое, социокультурное, социально-психологическое, структурное, функциональное, мировоззренческое и т.д. Поэтому оно является объектом изучения многих дисциплин, таких, как политическая наука, социология, государственно-правовая наука, геополитика.

Мир политического состоит из двух самостоятельных сфер: конкретной или повседневной политической практики, осуществляемой государственными служащими всех уровней; и сферы разработки политических программ, идеологий, курсов стратегического характера. Это примерно соответствует тому разделению, которое М. Вебер проводил между чиновником и политиком. Задача первого состоит в беспрекословном профессиональном выполнении принятых политиком решений. При этом чиновник не несет ответственности за политическое решение. Такая ответственность возлагается на политиков, которые разрабатывают программные установки и пути их реализации.

Необходимо разграничивать предмет изучения политической философии и политической науки.Политическая философия концентрирует внимание на политическом в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В центре ее исследований – такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура, история политических учений.

Философия политики или политическая философия выступает одновременно и как теория познания мира политического, и как учение о политическом бытии. «Затрагивая одновременно сферы, как философии, так и мира политического, она располагается в области пересечения философии и политической науки. С одной стороны, политическая философия является частью философии как науки. С другой стороны, она теснейшим образом связана с политической наукой, и в отдельных своих аспектах входит в нее в качестве самостоятельного подраздела. Поэтому очевидно, что ее судьба тесно связана с судьбами как философии, так и политической науки. К тому же она не может не иметь определенных точек соприкосновения с социологией (особенно с политической социологией).

При разграничении предмета политической философии и политологии следует исходить из того, что в качестве центрального субъекта мира политического выступает человек, который является существом не только социальным, политическим и экономическим, но одновременно духовным, социокультурным, политико-культурным, морально-этическим. Другими словами, человек – центральный субъект политики, а политика – функция взаимодействующих между собой людей. Каковы эти люди, такова и политика. Было бы напрасным трудом пытаться провести разграничения между различными ипостасями, в которых одновременно выступает человек. Обращаясь к человеку, политология вторгается в сферу интересов философии, этики, культурологии и т.д., а они, в свою очередь, – в сферу интересов самой политологии. На пересечении этих сфер мы и вправе вести разговор о политической философии и связанных с ней дисциплинах и сферах духовной жизни: политической антропологии, политической психологии, политической этике и других. Институтами политического процесса являются партии и избирательные системы и т.д.

Наш современник, рядовой гражданин имеет косвенное отношение к сфере политики. После окончания выборов во власть, он исключается из политики и остается наедине со своими проблемами до следующих выборов. Выборы же (и власть) выигрывает тот, кто платит за эфирное время. Но в тех случаях, когда индивид активно соучаствует в политической реальности, он может в определенных ситуациях выступать не только как объект, но и как субъект: политика влияет на человека (в этом объектность его роли), но и человек (в той или иной степени) влияет на политику (в этом его субъектность). Степень влияния широких масс на политику напрямую зависит от экономики и господствующих в обществе способа материального производства, форм собственности; от уровня политического сознания общества в целом и избирателя в частности; а также от получаемой через СМИ информации. В свое время Ленин определил политику как «концентрированное выражение экономики». К этому следует добавить, что в современном обществе информация играет не менее важную роль, чем экономика, поскольку формирует общественное мнение и оказывает решающее влияние на политику.

Философия политики изучает политическую сферу общественной жизни. Как теоретическая дисциплина она исследует структуру механизмов рациональной политической деятельности, описывает механизмы политического функционирования и исторический контекст политических идей, режимов и систем и, что особенно ценно, проникает в сущность политики, добирается до глубинных корней этого явления.

Философия политики показывает, что принцип «разделения властей» в современной демократии сознательно направлен на то, чтобы умалить связь властного начала со «спонтанной стихией социального бытия», как понимает ее философия политики. Либеральные теории, во многом созвучные демократическим (часто они объединены таким явлением как либерал-демократия), делают акцент на невмешательство государства (т.е. власти) в хозяйственную деятельность индивидов, на освобождении экономики от внеэкономического контроля иных социально-политических инстанций. Наиболее последовательные либеральные теории утверждают необходимость постепенного «отмирания» (исчезновения) государства как такового. Либерализм делает упор не столько на «народ» (или «общество» в целом),,, как классические демократы, сколько на отдельно взятого гражданина.

Мир политического, будучи одной из основополагающих подсистем человеческого сообщества, представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, отношений, процессов и т.д. Важная составляющая мира политического – это политические отношения. Очевидно, что такие отношения могут реализоваться как между различными политическими институтами, так и между различными социально-политическими силами, то есть и те, и другие могут выступать в качестве субъектов политических отношений.

Поэтому политические реальности и феномены невозможно понять без учета системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны, как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико-культурной сферами, так и с миром политического в собственном смысле слова. Политическое «пронизывает» область мировоззрения, в которой важное место занимают идеология и различные идейно-политические течения, обеспечивающие его субъективную инфраструктуру.

В центре мира политического находятся государство, власть, властные отношения. Они составляют основополагающие категории политической философии и политической науки и дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики. Только раскрыв вопрос о природе власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы и комплекса общественных отношений.

Власть существовала задолго до возникновения государства, она возникла, когда человек вышел из «стадного» состояния. С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену авторитету старейшин пришел авторитет публичной власти. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства стали над обществом. Иначе говоря, и государство, и власть дополняют и взаимно усиливают друг друга. Государство – главный или единственный субъект власти и властных отношений. Именно в этом качестве они составляют центральный элемент мира политического.

Как правило, в политической сфере значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. Значение имеют господствующие в данном обществе нормы и правила, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическая символика, менталитет и другие компоненты национальной культуры. В политической культуре, как бы в свернутом виде получает свое воплощение ряд важнейших аспектов политического мировоззрения людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.