Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтология как учение о бытии и его типах




Исторически первой формой философского знания была онтология - учение о бытии, т.е. объективной и субъективной реальности в их совокупности. В переводе с греческого этот термин означает «учение о сущем». Онтологией называли «первую философию» Аристотеля, сводя ее объект к объяснению сущего, его начал, свойств и форм. Первоначально для обозначения этого понятия использовались различные слова – «Единое», «сущее» и другие. Обоснованием учения о бытии как невоспринимаемой чувствами реальности первыми в классической философии занялись элеаты (Парменид) и Платон, выдвинувший концепцию истинного, идеального бытия (мира «эйдосов»). Наряду с этим «досократики» трактовали онтологию как учение о природе и первоосновах сущего, т. е. как натурфилософию. В классической философии онтология совпадает по своему содержанию с метафизикой.

Потребность в термине «онтология» возникла в метафизике в связи с необходимостью показать, что она является более развитой формой, чем натурфилософия. С объяснения как устроено мироздание начинается философия. Можно сказать, что вся философия – это учение о бытии и мышлении, о том, как они соотносятся. Собственно термин «онтология» ввел в научный оборот Р. Гоклениус в 1613 году, подразумевая содержательное объяснение действительности.

Итак, категория «бытие» – исходная в философском осмыслении. В широком смысле бытие – это всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о том, что существует. Различные формы бытия, например, - звезды, растения, животные, - с точки зрения познающего, как бы возникают из небытия и становятся сущим, т.е. актуальным бытием. Но бытие сущего, сколько бы оно не длилось, рано или поздно заканчивается, уходит в небытие. Поэтому в истории философии при рассмотрении сущностных характеристик бытия оно рассматривается через небытие и подчеркивается, что бытие как объективная реальность вечно, отдельные его формы конечны.

Категория «бытие» означает совокупность объективной и субъективной реальности, то есть всего, что существует. Объективная реальность – это материальный социоприродный мир, мир физических явлений. Субъективная реальность – духовный мир человека, мир сознания, мир психических состояний.

Различают ряд основных форм бытия, неразрывно связанных между собой:

1) бытие вещей (тел), процессов «первой природы» и бытие вещей «второй» природы (того, что создано человеком);

2) бытие человека, которое подразделяют на бытие человека как природного и как социального существа;

3) духовное (идеальное) бытие, которое принято подразделять на индивидуальное и объективированное (т.е. воплощенное в реальности) внеиндивидуальное духовное бытие. С появлением компьютеров в философии появилось понятие «виртуальная реальность» - как разновидность субъективного бытия;

4) социальное бытие (отдельного человека и общества в целом).

Таким образом, в истории философии – от античности до наших дней, - понятие «бытие» трактовалось по-разному, углублялось и все больше наполнялось содержанием.

Различные стороны бытия характеризуют категории «материя», «движение», «взаимосвязь», «отражение», «сознание».

В домарксистской философии сложились различные концепции материи: атомистическая (Демокрит), эфирная (Декарт), вещественная (Гольбах). Общим для всех было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших неделимых частиц, лежащих в основе строения материи.

В XIX-XX вв. в классической и неклассической европейской философии широкое распространение получает принцип «онтологической относительности». Например, в к качестве определяющих элементов сущего признают «абсолютную идею» (Гегель), «волю к жизни» (Шопенгауэр), «язык» (неопозитивизм), «экзистенцию» или «человеческое бытие» (Хайдеггер). Эти подходы к проблеме бытия можно условно подразделить на три группы: одни ориентированы на «онтологизацию», другие – на «деонтологизацию», третьи (постмодернисты) вовсе не признают онтологию.

К. Маркс и Ф. Энгельс, развивая взгляды Гольбаха, подразумевают под материей объективный мир в целом, всю совокупность составляющих его тел, процессов и явлений. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» отмечает, что окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми разнообразными свойствами. Несмотря на различия всем им присущи два важнейших признака: 1) все они существуют независимо от сознания человека; 2) они способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием.

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о конкретных ее видах, структурах и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления отражают ее физические, химические, биологические, социальные свойства. Таким образом, материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные конкретные виды существования материи, - как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные частицы, клетки, живые организмы, производственные отношения, - принято называть структурными уровнями организации материи. Они изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.

Всеобщими атрибутами (неотъемлемыми свойствами) и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, и это говорит о том, что она находится в движении. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» рассматривает «движение не как случайное, а как неотъемлемое свойство материи, которое обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы». Естествоиспытатели вплоть до XX-го века сравнивали пространство с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным всегда), а время - одномерным, т.е. «протекающим» равномерно - из прошлого в будущее. Они рассматривали время и пространство как самостоятельные формы, отрывая их друг от друга, как существующие независимо от материи и движения. Эйнштейн, разработавший теорию относительности, показал, что время и пространство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, выступая при этом как стороны единого целого. Их свойства зависят от скорости движения материи, мощности гравитационного поля и ряда других факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.