КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия образования
Основной вопрос философии образования - это вопрос об отношении философии и образования. Очевидно, что ответ здесь зависит в первую очередь от того, как определяются сами философия и образование. Философия с точки зрения ее исторического развития, по Гегелю, это логическая наука или системный метод познания истины, «понятие понятия». Соответственно философия образования, если следовать логике Гегеля, призвана определить, что собой представляет образование, и рассмотреть различные ступени и уровни образовательного процесса. От решения этих проблем зависит общая стратегия образования и тактика практически-педагогической деятельности во всех ее особенных формах. В музее Ватикана есть фреска Рафаэля под названием «Афинская школа». Платон и Аристотель, изображенные на ней, символизируют противоположный подход этих философов к знанию. Платон указывает пальцем в небеса, Аристотель - на землю. Стагирит находил ответы в реальной жизни, Платон стремился к идеалу, к миру эйдосов. И сегодня перед образованием стоит та же проблема, которую «зарисовал» Рафаэль. Мы должны выбирать – что нам ближе – идеализм Платона или реализм Аристотеля? Современная система образования сформировалась в основном под влиянием определенных философских и педагогических идей в конце XVIII - начале XIX веков. Исследования Коменского, Песталоцци, Фребеля, Гербарта, Дистервега, Дьюи легли в основу так называемой «классической» модели образования. И, хотя эта модель эволюционировала в течение двух столетий, в своих основных характеристиках система образования осталась неизменной. Философия способна не только осмыслить прежнюю систему, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. Платону, Аристотелю, Августину, Руссо человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Немецкая философия XIX века в лице Канта, Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта обосновала идею гуманистического образования личности, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования. В XX веке В.Дильтеем, М.Бубером, К. Ясперсом, Д.Н. Уайтхедом были разработаны новые проекты образовательных институтов. Их наследие - золотой фонд философии образования. Философия образования как самостоятельное исследовательское направление окончательно сформировалась лишь в 40-х годах XX века. В Колумбийском университете (США) появилась группа исследователей, занявшихся разработкой философских проблем образования, налаживанием связей между философами и теоретиками педагогики, подготовкой учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, философской экспертизой образовательных программ. С середины прошлого века философия образования заняла важное место в системе преподавания во всех западноевропейских странах. Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию определенной монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве. Основной задачей такого типа образования является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы разрозненных знаний, накопленных человечеством в различных областях, для подготовки специалистов, готовых включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы. При этом усвоение «образующимися» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала служило в лучшем случае лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании-обучении человек становился субъектом образовательного процесса, но как персона, как личность реализовать себя не мог. Традиционные формы образовательной деятельности - урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар – излишне авторитарны и по содержанию, и по форме. И это предопределяло характер всего процесса прежней системы преподавания. Она исключала личностное самоопределение, поиск творческих подходов к самообразованию. Иными словами, такое образование-обучение вообще не является образованием, если под ним понимается процесс становления человека. Современная культурная ситуация предполагает отказ от традиционных образовательных парадигм, которые уже не способны обеспечить развитие цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейд, О.Шпенглер и целый ряд других выдающихся мыслителей обосновали исключительную враждебность европейской культуры по отношению к человеку и предсказали неизбежность ее краха. Современный мир многополярен и поликультурен, а потому ведущими тенденциями образования становятся его гуманизация и гуманитаризация, диалог и проектность. Пришло понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, что образование нельзя ограничивать лишь трансляцией знаний. Но, несмотря на то, что в последнее время реформируются и меняются образовательные методологии и технологии, учебные планы и программы, сущность самой образовательной системы остается неизменной. И покуда образование продолжает транслировать и пропагандировать враждебную по отношению к человеку культуру, никакие реформы образования не изменят смыслы, цели и ценности этого образования. Необходимо заменить устаревшую парадигму «образование=обучение» парадигмой «образование=становление человека». Новый тип образования поможет человеку найти свое место в культуре. Философия, как наука, разрабатывающая и обосновывающая культурные смыслы, является тем метакультурным феноменом, который может стать главным рефлексивным инструментом в образовательной деятельности субъекта. Человек, получивший образование в рамках новой парадигмы, способен стать специалистом высокого уровня в любой сфере общественной жизни. В стратегическом плане это выгодно и отдельной личности, и государству. Цели и задачи образования в жизни общества во многом определяются той ролью, которую выполняют в социуме знания людей, их профессиональные навыки и личностные качества. В современном информационном обществе знания и информация являются основным богатством и движущей силой социального и экономического развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций необходим анализ основных тенденций образования. Современная цивилизация достигла новой - информационной (постиндустриальной) ступени своего развития, на которой ведущей мировой тенденцией является глобализация социальных и культурных процессов. Но, наряду с позитивными сторонами, глобализация имеет ряд отрицательных тенденций, которые способны вызвать социальный, экономический, экологический и духовно-нравственный кризис мирового сообщества. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, нужна новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. В программе ЮНЕСКО «Открытая образовательная система для XXI веке» перед молодежью поставлены жизненно важные задачи: учиться быть, учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе. Анализируя тенденции современного образования, можно выделить два основных направления, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это - диверсификация и интернационализация образования. Диверсификация предполагает организацию новых образовательных учреждений; частичную передачу образовательных функций общественным учреждениям; введение новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин; создание междисциплинарных программ. Интернационализация образования направлена на сближение национальных систем обучения, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, - тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования на ближайшее столетие и внося вклад в достижение высоких стандартов. Эти вопросы получили более детальную конкретизацию в Государственной программе развития образования РК на 2011—2020 годы, от 7 декабря 2010 года № 1118, Правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения от 20 апреля 2011, № 152. Успешное решение этих задач предполагает инновационный подход к концептуальным основаниям построения модульного обучения социально-гуманитарным дисциплинам в высших учебных заведениях. Термин «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Его современная трактовка имеет массу смысловых оттенков. В научных исследованиях это понятие используется с XIX века и означает, прежде всего, внедрение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, - инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой изучаются закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального исследования на Западе примерно с 50-х годов прошлого века. В педагогике инновация означает привнесение нового в содержание, цели, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Итак, единой трактовки этого термина нет и быть не может, поскольку он наполняется новыми смыслами по мере расширения сферы его применения. Тем не менее, в качестве содержания инновации стабильно могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии или выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Исходя из такого понимания инновации, можно констатировать, что в системе отечественного образования целенаправленные инновационные изменения начались после присоединения Казахстана к Болонской декларации (1999). Эти инновационные изменения предполагают постоянный поиск новых ориентиров в сфере образования. До перехода к кредитной технологии обучения базовыми ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», т.е. ЗУНы. Теперь акцент сместился на создание таких технологий и методов влияния на личность, которые способны обеспечить баланс между социальными и индивидуальными потребностями. При таком подходе запускается механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), который позволяет студентам самореализоваться в профессиональной и социальной сферах, легко адаптироваться в обществе. Формирование компетентности студента в условиях трансформации классического университета в исследовательский университет – это процесс сложный и подчас болезненный, как это и бывает в эпохи перемен. Трансформация вузовской системы образования – явление закономерное и обусловлена она прежде всего тем, что в условиях постиндустриального развития классический капитализм преобразуется в т.н. «академический капитализм», поскольку основными движущими силами его развития отныне становятся знания и информация. И главной задачей исследовательского университета в рамках этого «академического капитализма» становится преумножение символического и монетарного капитала. Контрольные вопросы История становления культурологических концепций. Культура в условиях глобализации. Феномены массовой культуры Традиционная и инновационная система образования. Какие инновационные изменения происходят в системе отечественного образования? Глава 14 ТЕОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 3041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |