КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические и социальные внебюджетные фонды
Первоначально по функциональному назначению внебюджетные фонды подразделялись на экономические, т.е. образованные для решения важных общехозяйственных проблем, имеющих, как правило, программный характер (дорожное строительство и эксплуатация дорожного хозяйства, борьба с преступностью, экология, развитие таможенной системы, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.), и социальные, образованные для обеспечения важнейших конституци- онных социальных прав граждан России (пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинское обслуживание). Экономические фонды формируются за счет: • специальных налогов (например, плата за использование доро • добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, • сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерацио • сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные экономические фонды, так как последние имеют свои собственные источники формирования доходной базы. Но неиспользованные средства некоторых фондов могут поступать в доходы соответствующих бюджетов. Представительный орган власти вправе принимать решения об образовании валютного фонда в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Положение о каждом внебюджетном и валютном фонде утверждается соответствующим представительным органом власти. Средства внебюджетных и валютного фондов находятся на специ-шьных счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назна--нием, определяемым утвержденным представительным органом ласти положением о фонде, исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом. В орган управления внебюджетного фонда в случаях, в порядке и Условиях, определяемых положением о фонде, могут входить пред-тавители законодательных и исполнительных органов власти, заин-Ресованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные физические лица.
3. Целевые бюджетные фонды Экономические внебюджетные фонды, вначале не входившие в бюджетную систему, подразделялись на федеральные, республиканские и местные. Однако вскоре решением Правительства РФ внебюджетные федеральные экономические фонды были переведены в разряд целевых бюджетных фондов. В настоящее время на федеральной уровне существует лишь Фонд Российской Федерации по атомной энергии. Другие целевые бюджетные фонды сохранились только в составе территориальных бюджетов. В составе государственных целевых бюджетных фондов прежде значились: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; территориальные Дорожные фонды субъектов Российской Федерации; Федеральный экологический фонд Российской Федерации; экологические фонды субъектов Российской Федерации; Российский фонд технологического развития, а также фонды федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Субъекты Российской Федерации имеют право включать в соответствующие бюджеты средства внебюджетных фондов, образованных в соответствии с решениями законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации за счет специальных налогов, сборов и иных поступлений. Преобразование части внебюджетных фондов в целевые бюджетные было вызвано массовой практикой неэффективного использования средств внебюджетных фондов на местах и в центре. Был ослаблен контроль за их деятельностью, и нередко средства внебюджетных фондов тратились на решение проблем, не имеющих отношения к задачам и назначению внебюджетных фондов, а иногда они просто расхищались. По мнению некоторых экономистов, в современных условиях более оправданно объединить все внебюджетные фонды в соответствующих бюджетах и поставить их под централизованный контроль. Сам процесс преобразования значительной части внебюджетных фондов в бюджетные целевые, а затем резкое сокращение количества этих целевых фондов, по крайней мере на федеральном уровне, говорят о том, что принцип единства системы государственных финансов пробивает себе дорогу и в условиях рыночного хозяйства. Не должно быть множества фондов государственных финансовых ресурсов, все ресурсы должны быть по возможности сосредоточены в рамках единого государст- нного бюджета. Отклонения от этого принципа могут быть только фактическими и носить временный характер. По размеру финансовых ресурсов социальные внебюджетные фонды етн0 превосходят целевые экономические фонды. В условиях рыночной экономики вполне оправданна более высокая доля участия государства в социальном обслуживании населения, нежели доля его участия в системе мер по оказанию производственным структурам экономической помощи. Становление реального, а не мнимого рынка в России неизбежно требует от его участников самостоятельности в принятии производственно-хозяйственных решений и, как следствие, полной материальной и финансовой ответственности за их конечные результаты. Естественно, что это условие ведет к резкому сокращению экономического патернализма со стороны государства в отношении хозяйственных структур. Однако это обстоятельство отнюдь не означает снижения роли государства в экономическом развитии страны. Роль государства в хозяйственных процессах в нынешних условиях должна расти, но в иных формах по сравнению с социализмом. Вмешательство государства в экономику не может сводиться только к сбору и бесплатной раздаче денег. Его главные задачи в рыночной экономике: разработка правовой базы, информационное обеспечение участников рынка, создание необходимой производственной и рыночной инфраструктуры. Эти рассуждения в определенной мере справедливы и в отношении участия государства в социальном обслуживании населения. Однако есть и некоторые различия. Функция государства — гарантировать определенный нормативный уровень потребления социальных услуг — сохраняется за ним при всех условиях, а для этого необходимы значительные государственные финансовые ресурсы. В настоящее время эти ресурсы формируются и предоставляются населению через внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, а также Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, к социальным внебюджетным фондам следует отнести Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения. Несмотря на то что формально внебюджетные фонды функционируют автономно, тем не менее очевидна их взаимосвязь и взаимодействие с бюджетом. Вплоть до 2001 г. взносы во внебюджетные фонды носили обязательный характер и имели самостоятельный статус. - принятием части второй Налогового кодекса Российской Федера-ии платежи в отдельные внебюджетные фонды утратили статус само-
стоятельного платежа и стали выполнять роль вспомогательного норматива распределения введенного единого социального налога между тремя сохраненными внебюджетными социальными фондами: Пенсионным фондом РФ, Фондом государственного социального страхования и Федеральным и территориальными фондами медицинского страхования. Тем не менее их связь и взаимодействие, по существу, сохранились. Изменение нормативов, в роли которых ныне выступают бывшие страховые платежи во внебюджетные фонды, подчеркивает единство финансовой базы всех расходов государства и, прежде всего, действующей системы налогов, независимо от того, относятся они к специфическим социальным налогам или нет. Всякое решение об изменении уровня социальных нормативов принимается при учете совокупного уровня обложения налогоплательщиков. Единый социальный налог, будучи обязательным платежом, включается в себестоимость производимой продукции и услуг. На его величину уменьшается налогооблагаемая база при взимании платежей из прибыли. Эти изменения оказывают прямое воздействие на величину всей суммы налоговых платежей. Законодательные изменения в размере и условиях предоставления социальных выплат и оказания социальных услуг неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет и увеличивают его расходную часть, а тем самым могут способствовать возникновению бюджетного дефицита. Кроме того, бюджет по условиям финансирования пенсионного обеспечения обязан возмещать Пенсионному фонду расходы на выплату пенсий отдельным социальным группам (военнослужащие срочной службы, люди, достигшие пенсионного возраста и не имеющие трудового стажа). Таким образом, и при нынешнем порядке формирования Пенсионного фонда бюджет несет большие расходы по пенсионному обеспечению.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |