КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговый механизм
Для реализации выработанной налоговой политики необходим соответствующий налоговый механизм, представляющий совокупность Форм и; методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.1'Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне налоговый механизм включает прогнозирование, регулирование, контроль. Налоговое прогнозирование является основой для разработки социально-экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период времени. Именно налоговый прогноз позволяет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы налоговых доходов на разных уровнях. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. В ходе налогового прогнозирования возможно более четкое обоснование предложений по использованию конкретных налогов, их ставок, льгот по их применению. В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между центром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. Особенно много проблем возникает в распределении налоговых доходов между центром и субъектами Федерации. В условиях жесткой планово-административной системы управления действовал принцип максимальной концентрации всех доходов в централизованный котел с последующим перераспределением. В рыночной экономике подобный принцип межбюджетных отношений малоэффективен. В период становления налоговой системы заметно возросла доля налоговых доходов, оставляемых в распоряжении регионов. В 1999—2002 гг. имела место тенденция повышения доли федерального бюджета в распределении налоговых доходов. В настоящее время разделение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации соотносится в примерной пропорции 50: 50. Опыт стран с развитой рыночной экономикой, практика российских экономических преобразований в 90-е гг. свидетельствуют о том, что в ближайшей перспективе нет необходимости вносить крупные изменения в эту пропорцию. И в условиях отхода от жестких административных методов управления государство несет весомый груз расходов по обороне, поддержке отдельных отраслей, образования и ауки, экологии, социальной и других сфер. Вместе с тем следует око использовать возможности налогов и с учетом конкретной си-'ации менять соотношения доходов отдельных бюджетов. Налоговый еханизм призван обеспечить оптимальный перечень федеральных, Региональных и местных налогов, уровень ставок, коэффициентов их Распредел е н ия
Особое место в налоговом механизме принадлежит контролю. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Уже на ранних стадиях появления налогов государство создавало систему контроля за сбором налогов. Налоговый контроль должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы воспроизводства. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога. Для повышения эффективности налогового контроля большое значение имеют не только действия налоговых и иных органов, занятых налоговым контролем, но и формирование соответствующей нормативно-правовой среды. Имеется в виду создание земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков. Важная роль принадлежит организации налогового контроля. Налоговый кодекс РФ определил его основные формы. Основой налогового контроля является постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах, присвоение ему идентификационного номера. Одним их главных звеньев налогового контроля является налоговая проверка. Немаловажная роль принадлежит созданию эффективного механизма взыскания недоплаченных налогов, штрафов, пени за неисполнение налогового законодательства. Все элементы налогового механизма тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке одного звена другие звенья также оказываются малопродуктивными. Так, ошибки в налоговом прогнозировании способствуют появлению диспропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней. На микроуровне важным компонентом налогового механизма является налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей предприятия без нарушения действующего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы с целью более эффективного их использования. Налоговое планирование тесно взаимосвязано с элементами налогового механизма на макроуровне, так как управление налогами организации-налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде. С учетом конкретной экономической ситуации государство может вносить либо частичные изменения в налоговую систему, либо кардинально менять ее, т.е. осуществлять налоговую реформу. Нынешний этап характерен для России проведением налоговой реформы. Главными принципами ее осуществления являются снижение налогового бремени, особенно для малого бизнеса, упрощение налоговой системы, повышение качества администрирования, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков. Осуществление налоговой реформы призвано способствовать экономическому росту, развитию предпринимательства. Исключительно важная роль в отладке налогового механизма принадлежит созданию соответствующего законодательства. Налоговый механизм регламентируется многими законодательными актами — Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Таможенным, Водным, Земельным и другими кодексами и нормативными актами. Основным нормополагающим актом призван стать Налоговый кодекс РФ. Именно Налоговый кодекс РФ должен гармонизировать взаимоотношения государства и налогоплательщиков, обеспечивать стабильность налоговой системы, единообразное толкование конкретных налоговых ситуаций. С принятием Налогового кодекса РФ должны кануть в лету имевшие место в российской практике частые, нередко необоснованные, изменения в законодательных и нормативных актах по налогам.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |