Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции налогов




В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налога, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале XIX в. начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов. Например, русский экономист Н.И. Тургенев трактовал понятие на­лога чрезвычайно широко, подчеркивая, что «налоги суть средства к достижению цели общества или государства». В отличие от него А.А. Исаев отмечал, что «налоги суть обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государст­ва и единиц самоуправления». В данном определении четко выражены ключевые признаки налога — обязательность, поступление в общую казну. Думается, что в определении налога очень важно выделять и подчеркивать их государственное значение. Так, СЮ. Витте под на­логами понимал «установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд». Ключе­выми в данном определении являются следующие позиции: налоги Должны быть законодательно обоснованы, налоги — это денежные |зносы, налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд.

Не умаляя теоретических дискуссий по определению понятия на->гов, подчеркнем, что с чисто практических позиций для обеспече-1 бюДЖета доходами важное значение имеет законодательное опре­деление понятия налога с целью гармонизации взаимоотношений го-



сударства и налогоплательщика, однозначного толкования термина всеми налогоплательщиками. С этих позиций очень важным пред­ставляется закрепление, определения налога в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Под налогом понимается обязательный, ин­дивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи­зических лиц в, форме отчуждения принадлежащих им на правах соб­ственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности го­сударства и (или) муниципальных образований». Из данного опре­деления следует, что, во-первых, налог — это обязательный платеж. Во-вторых, индивидуально безвозмездный, т.е. платеж односторон­ний, не предполагающий возврата налоговых платежей, за исключе­нием законодательно предусмотренных случаев (возврат НДС, льготы и т.д.)- В-третьих, налоги предназначены для финансового обеспече­ния деятельности государства и муниципальных образований.

Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции — зауженная трактовка функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действи­тельно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необ­ходимостью обеспечения доходами бюджета государства. Да и сам тер­мин «фиск», или по-латыш ftscus, означает казна. В Римской импе­рии это понятие определяло императорскую казну, в последующем стало синонимом государственной казны. Действительно, об эффек­тивности налоговой системы судят прежде всего с позиций того, на­сколько полно налоги наполняют бюджет.

Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы, распределение и перераспределение финансовых потоков. Следова­тельно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию — распределительную. В экономической литера­туре имеются попытки выделить и другие функции — стимулирую­щую, контрольную, экономическую и др. Думается, что попытки расширительного толкования функций размывают сущность нало­гов, уводят усилия исследователей от выяснения глубинных свойств налогов, не позволяют выработать реальные предложения по фор­мированию адекватной реалиям современного периода налоговой системы. Итак, целесообразно выделение двух функций налогов — фискальной и распределительной, отражающих сущность налогов, показывающих их характерные признаки.


Главной, определяющей функцией является фискальная. Оцени­вая эффективность налоговой системы, необходимо прежде всего ана­лизировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налогов, отдавая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложе­ние не должно создавать трудностей и препятствий для экономичес­кого роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налого­облагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.

Для создания оптимальной налоговой системы, обеспечивающей государство финансовыми ресурсами в достаточном объеме, необхо­димо руководствоваться соответствующими принципами. Практичес­ки все национальные налоговые системы, несмотря на крупные раз­личия в уровне развития стран, государственном устройстве, учитыва­ют основополагающие принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом. Он выделял следующие главенствующие принципы нало­гообложения: всеобщность, определенность, простоту и удобство, ми­нимальные издержки сбора налогов.

Существенные дополнения были внесены А. Вагнером, выделив­шим финансовые принципы налогообложения, под которыми пони­малась достаточность налогообложения и эластичность. Действи­тельно, для выполнения функций налоги должны приносить в казну достаточное количество финансовых ресурсов. Кроме того, налоги должны быть подвижны (эластичны), чтобы в зависимости от изме­няющихся экономических и социальных условий обеспечивать до­ходами бюджет. В последующем были выделены принципы одно­кратности обложения, стабильности, обязательности, справедли­вости.

Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработка налоговой политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.