КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимость казначейства
Казначейство и его роль Одним из главных последствий начавшихся рыночных реформ для финансовой системы государства стала необходимость воссоздания государственного казначейства как важного подразделения Минис-jpcrea финансов. Проблема казначейства — это проблема сохранное-бюджетных денег как на стадии доходов, так и на стадии расходов. Внешне речь идет вроде бы о техническом вопросе организации перечисления денег в бюджет и выдачи денег из бюджета. Но там, где дело • ается денег, и притом значительных, технические вопросы превра-■ аются в принципиальные. Движение бюджетных денег в подавляю-Дем большинстве случаев происходит в безналичном порядке, они "-реходят со счета одной организации на счет другой. Эти переходы ходимо внимательно контролировать, деньги не должны пропа-ь («теряться»), а поступать именно тому, кому предназначены. °ки перемещения денег нужно ограничить и строго соблюдать,
суммы перемещаемых денег должны совпадать при отправлении и получении. Казенные деньги движутся не только в бюджет и из бюджета, они часто «путешествуют» внутри бюджетной системы, могут оказываться во временном распоряжении различных предприятий и банков. Контролю подлежит и само использование бюджетных денег, они очень часто направляются их обладателями (получателями) совсем не на те нужды, для которых они были предназначены. Деятельность казначейства связана с осуществлением двух важных принципов, выработанных финансовой наукой во второй половине XIX в. Речь идет о единстве фонда государственных средств и единстве кассы при сборе и выплате казенных денег. Во многих странах, включая и Россию, приход и расход государственных денег в то время были рассредоточены по нескольким ведомствам. Исходным был подход увязки определенных доходов с определенными расходами. Условно говоря, доходы таможенной-службы шли на содержание армии, а доходы от реализации спиртных напитков — на государственный аппарат и т.п. Часто какое-то ведомство само собирало доходы и само их тратило на собственные нужды. Такая система вела к большому расточительству и высоким издержкам содержания финансовых служб. Во второй половине XIX в. во всех крупных странах произошел переход в части государственных финансов к принципу единого фонда денежных ресурсов. Министерство финансов было признано единственным ведомством, уполномоченным государством формировать фонд общегосударственных ресурсов. Это и означало появление бюджета в его нынешнем виде. Единый фонд означал, что общие доходы могут идти на любые расходы. Финансовые возможности государства вследствие этого резко возросли, но принцип единого фонда потребовал введения единой кассы. Государственные бюджетные деньги можно было получить только в одном месте — в государственном казначействе. Во избежание злоупотреблений процедура получения бюджетных денег тщательно регламентируется. Надо сказать, что появление двух принципов единства («фонда» и «кассы») связано с тем, что в те времена (конец XIX в.) основной формой денег были наличные деньги. И доходы, и расходы российского бюджета поступали и выплачивались наличными деньгами. Требование единства кассы было совершенно естественно, так как это был единственный способ убедиться, что деньги действительно получены и можно их тратить. Перевозка наличных денег была одной из сложных проблем для финансового ведомства (да и для банков) в то время. Поэтому единство фонда (ведомства, отвечающего за государственные финансы) подкреплялось и требованием, чтобы все деньги государства собирались в кассе этого ведомства. Введение единого фонда и единой кассы потребовало и решения вопроса о кассире, т.е. о том, какое именно учреждение реально получает и выплачивает деньги бюджета. Практика многих стран, особенно в XX в. показала, что лучше всего с ролью кассира справляется крупный банк (или банки). С такими банками министерство финансов заключает специальные договоры, где подробно оговорена деятельность банков в части обслуживания бюджета, взаимные обязательства, санкции при нарушениях и т.д. Роль этих банков исключительно важна, фактически они выступают не только как кассиры, но и как хранители государственных средств. С развитием банковской системы и безналичного денежного оборота (в развитых странах он превышает 95% всего оборота) бюджеты также стали исполняться в безналичном виде. Два принципа единства как бы слились в один, деньги теперь не нужно транспортировать, как груз, и единое финансовое ведомство может собирать у себя все положенные ему деньги путем безналичных расчетов. Вопрос заключался в том, привлекало ли финансовое ведомство для своих денежных операций коммерческие банки (банк), или оно пользовалось услугами какого-то государственного банка, который должен быть достаточно мощным, чтобы иметь представительства по всей стране. Идеальным решением данного вопроса была, кстати, система, функционировавшая в СССР. При централизованном планировании потребности в казначействе не было, поскольку единственный и к тому же Государственный банк был монополистом в осуществлении денежных безналичных расчетов. Госбанк СССР фактически играл роль казначейства, обеспечивая кассовое исполнение бюджета. Банковская система была единой и единственной сверху донизу и на всей территории СССР. Переход к рыночным реформам в начале 1990-х гг. был поспешным и плохо продуманным. Очень быстро упразднили Государственный банк, стали создавать двухуровневую банковскую систему. Проблема расчетов, в том шеле обслуживания бюджета, оказалась в стороне. Бюджетные счета стали появляться в коммерческих банках, которые и начали его обслуживание. Формально говоря, ничего страшного не произошло, во всем *ире исполнение бюджета обслуживают коммерческие банки. Но дело-то в том, что российские банки были не такие, как во всем мире, юджетные средства они рассматривали как дополнения к своим капталам и не спешили с ними расстаться. Прохождение бюджетных енег резко замедлилось, банки «крутили» их по своему усмотрению, •тественно, начались злоупотребления, деньги стали пропадать. f*1 УП0РяД°чения этой сложной ситуации были приняты реше-(1992—1993 гг.) о воссоздании системы казначейства в рамках Министерства финансов РФ. Казначейство было учреждено как федеральное, но предусматривалось создание его отделений во всех субъектах Федерации. Смысл создания казначейства в том, что все бюджетные деньги по доходам и расходам находятся только на счетах бюджета, которыми распоряжается казначейство в соответствии с утвержденными правилами и показателями. Тем самым обеспечивается принцип единого фонда и единства кассы для бюджетных денег. Этот термин (в России) возник еще во времена реформ Александра II, когда был введен сбор и расход казенных денег только одним министерством — Министерством финансов, а до этого еще некоторые, министерства собирали и расходовали казенные деньги, т.е. было несколько «касс». Что-то подобное произошло и в наше время, поэтому и встала задача, чтобы все бюджетные деньги стали собираться и расходоваться только казначейством по счетам бюджета. В этих условиях единственным выходом было воссоздание государственного казначейства в рамках Министерства финансов. Деятельность казначейства, разумеется, базируется на соблюдении принципа единства, который стали называть «единством кассы» (ст. 216 Бюджетного кодекса). Вообще-то лучше его было назвать «единством фонда», но дело в конце концов не в названии, а в существе вопроса. Статья кодекса трактует данный принцип как зачисление всех доходов бюджета на единый счет и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета. Это не означает, конечно, что для всех плательщиков в бюджет и для всех получателей бюджетных средств существует единственный счет в единственном отделении банка. В ст. 216 содержится указание, что бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы. Очевидно, это означает единство счета в пределах территории, на которой действует данный бюджет, прежде всего местные бюджеты, а для бюджета субъекта Федерации, к примеру, единый бюджет может трансформироваться в систему счетов в разных отделениях какого-то выбранного для этих целей банка, находящихся в разных территориальных подразделениях. Воссоздание казначейской системы исполнения бюджета в условиях России означает, что средства бюджета будут поступать непосредственным получателям этих денег от подразделений казначейства минуя посредников. В России действует многоступенчатая управленческая иерархия, и представители каждой ступени претендуют на то, чтобы деньги для всех подведомственных им организаций поступали в их распоряжение. Понятно, что в этом случае резко замедляется дви- жение денег, возрастает вероятность ошибок и злоупотреблений. Казначейская система означает, что «живые» деньги двигаются только по счетам бюджета, которыми распоряжается казначейство, и поступают для окончательного расходования только в те организации, которые относятся к бюджетополучателям. Все посредники, пусть и находящиеся на высоких уровнях управления, остаются в стороне от реального использования денег. Хотя, конечно, они сохраняют свои полномочия по распределению полученных лимитов бюджетных средств между подведомственными организациями. В качестве таких посредников выступают чаще всего федеральные ведомства и управляющие структуры субъектов Федерации. Поэтому казначейская система исполнения бюджета нравится далеко не всем. А ее внедрение может и тормозиться. Но к середине 2001 г. основные трудности были преодолены, и отделения Федерального казначейства действуют во всех субъектах Российской Федерации. Завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета и отладка ее работы дадут значительную экономию бюджетных ресурсов. Органы Федерального казначейства, представляя интересы государства, берут под контроль действия участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевым использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность предназначаемых объемов финансирования. Как правило, получатели бюджетных денег в России должны представлять в казначейство особый документ — смету, в которой указывается, сколько и на какие цели и в какие сроки желательно получить и израсходовать бюджетные деньги. Единство кассы касается не только расхода бюджетных денег, но и их сбора, т.е. предназначенные для бюджета деньги должны поступать только в казначейство. Здесь, правда, возможны исключения. В некоторых случаях в целях ускорения сбора денег создаются специальные сборные (приемные) кассы, например для таможенных доходов. Но такие кассы не могут никому ничего платить, они могут только перечислять собранные Деньги в казначейство. Структура Федерального казначейства Органы Федерального казначейства представляют собой единую 'Нтрализованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая. Первый уровень — Главное управление Федерального казначейст- v Е>К), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов рального бюджета и управляет движением средств на счетах каз-
начейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства. Второй уровень — управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной и расходной частей федерального бюджета. Третий уровень — отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Органы Федерального казначейства — это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти. Функции Федерального казначейства Задачи и функции органов Федерального казначейства1: • учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального • распределение в установленном порядке и размерах доходов • возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне • учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам • взаимные расчеты между бюджетами различных уровней; • доведение лимитов и осуществление финансирования распоря • обеспечение целевого и эффективного расходования средств • управление доходами и расходами федерального бюджета на Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Подобные банки называют уполномоченными. Бюджетная система Российской Федерации. М., 1999. С. 544. Такой уполномоченный банк — Сбербанк РФ. Между банком и органом Федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом (ст 167) несет ответственность за: . правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; • финансирование расходов, связанных с предоставлением бюд • полноту и своевременность перечислений бюджетных средств • своевременность зачисления бюджетных средств на счета полу • своевременность представления отчетов и других сведений, свя • доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигно • финансирование расходов, не включенных в бюджетные • финансирование расходов сверхутвержденных лимитов обяза • осуществление контроля за соблюдением бюджетного законо • исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений су Необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает принципа самостоятельности этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казначейством и соответствующими властными структурами субъектов Федерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет особствовать в перспективе установлению прямых контактов между ЭДеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансо-я помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как То пРактикуется в некоторых странах. S-572 Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансовых ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. В будущем число этих фондов резко сократится. Органы казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки, обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства. Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает казначейство в главное звено финансовой системы государства. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России. ■•.
• ■ ■ ■ •.,, ..}\.. ■.,,• " ■ ' '■ ' ' ' ' ', " " ■■■.'■■-■■■ '■-■■'■ ' ■ ■:-■'-■.. i. ■, ■ ■' : Глава 6. Налоги, доходы от внешней торговли 1. Налоги в системе финансовых отношений Многовековая история развития налогов свидетельствует о том, что они являются важнейшей составной частью финансовой системы. Само появление налогов в классическом виде было обусловлено прежде всего необходимостью получения доходов государства. Концентрация при помощи налогов части валового внутреннего продукта и распределение его через систему государственных расходов представляет важную часть финансовых отношений. Налоги носят объективный характер, имеют присущие финансам общие свойства и специфические, присущие только налогам, характерные черты и отличия.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |