Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Границы налогообложения




Понятие и принципы налоговой политики

Для обоснования налоговой системы на длительную перспективу без четкого определения налоговой политики не обойтись. Нередко понятие налоговой политики рассматривается однобоко, чисто с фис­кальных позиций. Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе, можно сформулировать следующее определение. Налоговая политика — это составная часть экономической политики государст­ва, направленная на формирование налоговой системы, обеспечиваю­щей экономический рост, способствующей гармонизации экономи­ческих интересов государства и налогоплательщиков с учетом соци­ально-экономической ситуации в стране.

Налоговая политика является одним из самых активных методов государственного регулирования экономики, способным ускорять или замедлять темпы экономического роста. При помощи налогов го­сударство имеет возможность изменять финансовое состояние отдель­ных секторов экономики, регионов, стимулировать инновации, регу­лировать внешнеэкономическую деятельность, потребление.

При формировании российской налоговой политики необходимо учитывать тенденции развития налоговых систем зарубежных стран, богатый исторический отечественный опыт, особенно конца XIX — начала XX в., когда существовавшая налоговая система наряду с дру­гими экономическими инструментами способствовала экономическо­му подъему России.


При обосновании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Многовековая история развития налогов убедительно показывает, что налогообложение имеет определенные пределы. Вопрос поиска критической точки налогообложения зани­мает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий. Обще­признанным является вывод о том, что, во-первых, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которых устанавливаются налоги, во-вторых, он заключается в способности юридических и физических лиц уплачивать эти налоги. С учетом со­циально-экономической ситуации и решаются конкретные вопросы выбора границ налогообложения. Задача определения границы нало­гообложения усложняется тем, что действует множество факторов, от которых зависит тяжесть налогового бремени. В отдельных странах делаются попытки ограничить налоговое бремя законодательными ак­тами. Основополагающим принципом при определении границы на­логообложения должен быть принцип способности физических и юридических лиц осуществлять налоговый платеж.

Немаловажное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Принцип справедливости в налогообложении —- от­носительное понятие, изменяющееся по мере развития производи­тельных сил, культуры, исторических традиций и т.д. Учение о спра­ведливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто дол­жен платить налоги и как достигнуть уравнительности?

В вопросе о том, кто должен платить налоги, большинство ученых и практиков едины в том, что должен действовать принцип всеоб­щности налогообложения. Вместе с тем широкое распространение по­лучило мнение о том, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Многие экономисты отмечали, что надо освобождать от на­лога доход, который обеспечивает условия, необходимые для здоровой жизни, но без какого-либо превышения этого уровня. Величина дохо­да, который освобождается от налога, различается по странам и вре­менным периодам.

Важную роль для национальной экономики имеет обоснование оптимального налогового бремени. Начиная с XIX в. делаются попытки сравнивать налоговое бремя различных стран. Сопоставление налого-ого бремени связано с целым рядом трудностей: различна покупа--льная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, учиты­вать различия в составе населения.


Разные ученые выдвигали различные подходы к обоснованию на­логового бремени. Предлагалось, например, определять его как отно­шение суммы налогов на душу населения к платежеспособности. От­дельные экономисты считали, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все пришли к единому мнению, что наиболее достовер­ную картину, позволяющую сравнивать отдельные страны, дает доля налогов в валовом внутреннем продукте.

Сопоставлять налоговое бремя России с зарубежными странами без учета социальных программ и обязанностей государств нельзя. Сравнение уровней налоговых изъятий в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой некорректно еще и пото­му, что существует корреляционная зависимость между уровнем бла­госостояния страны (ВВП на душу населения) и максимально воз­можной долей налоговых изъятий. Общей закономерностью является то, что при относительно низком экономическом развитии страны имеет место тенденция уменьшения и налогового бремени.

Экономической теорией верхняя граница налогового бремени оп­ределена в пределах 30 — 50% доходов. Считается, что за пределами оптимальной ставки налогообложения находится «налоговая ловуш­ка», при которой невыгодны инвестиции и расширение производства. Российское налоговое бремя, по мнению многих экспертов, превыша­ет «налоговую ловушку». Налоги в России выполняют несвойствен­ную им функцию перераспределения всего валового продукта, а не только дохода. В такой ситуации отечественные производители хро­нически испытывают недостаток средств для поддержания нормаль­ного процесса расширенного воспроизводства. Превышение предельной величины налоговых изъятий имеет серьезные негативные последст­вия, среди которых — снижение трудовой и предпринимательской ак­тивности в обществе, невыгодность инвестиций в развитие производ­ства, массовое уклонение от налогов, расширение теневого сектора и т.п.

В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помо­щью эмпирических методов пытались найти предельные ставки нало­гов, выше которых предприниматели теряют стимул к производству. Широкую известность приобрела кривая Лаффера, названная по имени американского экономиста А. Лаффера. Согласно его исследо­ваниям рост ставки налога только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время установить конкретное рас­положение критической точки на кривой очень трудно, и она опреде-


ляется эмпирическим путем. При этом необходимо учитывать множе­ство факторов как в сфере производства и обращения, так и в сфере потребления. Теоретические предложения в области налогообложе­ния не всегда приносят желаемый результат на практике. Например, в США в период 80-х гг. XX в. администрацией президента Р. Рейгана были приняты предложения экономистов по снижению налогов. Предполагалось, что возросшая интенсивность труда возместит по/ге-ри налоговых поступлений. Однако в реальности предсказания на ос­нове кривой Лаффера о том, что доходы возрастут после снижения налогов, оказались неверными. В результате из-за сокращения феде­ральных доходов федеральный бюджет в 1983 г. характеризовался ог­ромным дефицитом — около 200 млрд долл. Следовательно, при при­нятии конкретных решений в области налогообложения помимо налоговой политики нужно руководствоваться политикой в области цен, доходов, процентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.