Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие налогообложения в России




Не останавливаясь подробно на истории развития налогов, уходя­щей в глубину веков, отметим основные вехи становления отечествен­ных налогов. Это связано с тем, что вопросы исторического развития отечественного налогообложения рассмотрены в литературе крайне скудно, разрозненно, зачастую в отрыве от исторических реалий. Од­нако отечественная история налогов имеет длительный период, весь­ма интересна, поучительна, многие исторические аспекты налогооб­ложения являются актуальными и для нынешнего этапа формирова­ния российской налоговой системы.

В древнейший период основные формы налогообложения высту­пали в виде личных повинностей и натуральных сборов. Указанные сборы главным образом направлялись на содержание князя, его окру­жения, проведение различного рода военных мероприятий. Со време­нем развилась весьма разветвленная система личных повинностей ок­рестного населения в пользу князя и его двора.

Особое место в системе сборов занимала дань, которая из первона­чальной военной контрибуции превратилась в обязательные платежи, нацеленные на удовлетворение потребностей князя. Первоначально все сборы, в том числе и дань, выступали в натуральной форме. Одна­ко с появлением денег сборы в пользу князя приобретают смешанный характер, и по мере развития товарно-денежных отношений все боль­ший приоритет отдавался сборам в денежном исчислении.


Особое влияние на становление российской налоговой системы оказало монголо-татарское нашествие. В результате на русские кня­жества была наложена дань, представляющая собой прямой денежный налог. Для определения размера дани периодически проводились переписи населения. Основной мерой для распределения прямых сбо­ров того периода стала «соха», в которой числилось два работника мужского пола. Дань явилась первоосновой всеобщего прямого нало­га так как сбор ее с течением времени перешел в руки московского князя. Ликвидация монголо-татарского ига не освободила население от налога, появившегося в виде дани. Напротив, на ее основе стали формироваться новые виды налогов.

Важный период в становлении российской налоговой системы связан с объединением земель вокруг Московского княжества, когда постепенно казна московского князя становится казной государствен­ной. Соответственно ее пополнение сборами налогового характера становится делом, не только великого князя, но и государственным. В Московском, государстве, так же, как и в большинстве государств того периода, сборы формировались в зависимости от расходов, глав­ными из которых были нужды на содержание войска, ведение войн, обеспечение государя и его семьи.

Для этого этапа характерным является сохранение различных лич­ных повинностей при расширяющейся налоговой (податной) повин­ности. Формируется налоговая система, налоговый механизм, разде­ляющий общество на «податное» и «неподатное» сословия. При этом делаются попытки обложения налогами податного сословия на осно­вах всеобщности, а также с учетом податной способности.

Постепенно в налоговой системе начинают выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особен­ностью было их.чрезвычайное многообразие — платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конеч­ного потребителя. Отметим только основные платежи из огромного разнообразия: тамга — основной вид внутренних пошлин со всех при­возимых на торг или реализуемых товаров, померное — пошлина при продаже взвешиваемых товаров (пшеница, рожь, овес, различные кру- Пы и TJi.), осмичее — пошлина с измеряемых товаров, пятно — при неимении животных, мыто — проезжая пошлина, побережное — при причаливании судов и т.п.

Со второй половины XVI в. широкое распространение получают кабацкие сборы, первоначально взимавшиеся как питейная регалия, о временем эти сборы стали приобретать особое значение в доходах бюджета. '




 


По мере развития внешней торговли возрастают внешние тамо­женные пошлины.

Многочисленные войны, необходимость содержания большой армии, ее перевооружения способствовали росту прямых налогов. На­пример, появились разнообразные налоги, предназначенные целевым образом на покрытие армейских расходов: пищальные деньги, емчуж-ные, сбор на городовое и засечное дело, полоняничные деньги, стре­лецкие и т.п.

В XVII в. в практику стали вводиться чрезвычайные налоги, на­пример пятинная, десятинная и т.п. деньга. Неоднократно повыша­лись налоги на соль.

Значительные изменения претерпевает основная окладная еди­ница. Со второй половины XVI в. она превращается в определен­ную площадь с известным количеством пашни. При этом была предпринята попытка учесть качество земли и обеспечить равенство обложения. В последующем, в XVII в. был осуществлен переход к подворному обложению. Многочисленные прямые налоги были от­менены и преобразованы в подворную и стрелецкую подати. Это способствовало упрощению контроля за поступлением налогов. Происходит также упрощение финансового и налогового админи­стрирования. Сбор доходов от налогов сосредоточивается в основ­ном в приказах стрелецком, ямском и большой казны. Как видно из перечня, отдельные приказы напрямую повторяли названия на­логов.

Большой интерес представляет структура доходов XVII в. Наиболее полные сведения о доходах Московского государства сохранились за 1680 г., выглядят они в процентах следующим образом1:

I. Окладные доходы:

1. Таможенные и кабацкие —53,3

2. Стрелецкие — 8,3

3. Данные и оброчные — 12,0

4. Ямские, полоняничные,
конские — 4,4
Итого: 78,0

II. Чрезвычайные доходы (пятинная,

десятинная деньга

и прочие) — 19,3

III. Неокладные доходы

(пошлины и прочие) — 2,7


Из представленных данных видно, что в структуре налоговых до­ходов значительную долю занимали косвенные налоги в виде тамо­женных и кабацких сборов, они давали казне более половины'всех доходов. Достаточно высокий удельный вес занимали так называемые чрезвычайные налоги в виде пятинной, десятинной деньги, их доля в структуре доходов чрезвычайно высока, практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, имел чрезвычайный характер. Это свиде­тельствует прежде всего о военном характере российского бюджета того периода.

Весьма интересный и драматичный период в истории российских налогов связан с эпохой Петра Великого. Общеизвестно, что именно в этот период чрезвычайно высоких размеров достигают военные расхо­ды, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием российского флота. Рост расходов сопровождался беспрецедентным увеличением налоговых сборов. Наряду со старыми появляются новые налоги — драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов. Кроме этого, резко возросли питейные налоги, подворное обложение, чрезвычайные налоги. Появляются также нетрадиционные налоги, например налог на бороды и т.д.

Однако все эти меры не решали главной Задачи — обеспечение казны высокими постоянными доходами. Нужен был нетрадицион­ный подход к решению этой проблемы. И он был найден, но истори­кам точно не известен автор этого предложения. В 1717 г. принимает­ся решение о замене огромного количества постоянных и временных прямых налогов одним — подушной податью.

Следует подчеркнуть, что в отличие от многих нынешних россий­ских нововведений в налоговой сфере, Петровская налоговая реформа была тщательно продумана и предварительно проведена большая под­готовительная работа. Так, решение о реформе было принято в 1717 г., а в 1718 г. было принято решение о проведении переписи населения. Перепись населения должна была четко показать податные возмож­ности отдельных губерний и государства в целом. После определения «налогового потенциала» была сделана раскладка на души мужского пола крестьян и иных категорий, которые должны были платить нало­ги. Ставка налога в среднем составила 8 гривен с ревизской души. Взимание нового налога началось с 1724 г.

Введение нового налога кардинальным образом изменило ис-очники доходов. В 1724 г. структура доходов имела следующий

ВИД (%)1;


См.: Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. С. 186.




 


Прямые налоги (подушные и ясак) 55,5.
Косвенные налоги —'._ 24 9
Регалии (монетная, соляная, почтовая) — .10,5.
Оброки с государственных имуицеств, промысловые сборы регального  
происхождения —, 5,6,
Пошлины — 1,8
Прочие сборы — ■1,7"..•*,■:.-
Итого: ] 00,0 i,,

Представленные данные свидетельствуют о том, что главным ис­точником доходов бюджета становится подушная подать, в первый год введения она дала казне более половины всех доходов. Косвенные на­логи в основном за счет питейных сборов и таможенных платежей составляли в общей структуре доходов четвертую часть.

Итак, в период правления Петра I сформировалась принципи­ально новая налоговая система, в которой главенствующая роль от­водилась прямому налогу, а именно подушной подати. Статистика тех лет убедительно свидетельствует о том, что в результате уточне­ния списка налогоплательщиков, высокой ставки подушной подати, установления жесткого контроля за сбором поступления в бюджет резко возросли. Однако в последующие годы подушная подать практически превратилась в тормоз развития экономики, многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие.

В период царствования преемников Петра I В XVIII в. кардиналь­ных изменений в российской налоговой системе не происходило. Опыт использования прямых налогов показал их ограниченные воз­можности в увеличении сбора доходов, поэтому делаются попытки повышения роли косвенных налогов, а также расширения налоговой базы. В результате к 1762 г. происходят определенные изменения в структуре доходов — основную часть доходов (36,9%) по-прежнему приносили подушные подати, вместе с тем резко возросла доля питей­ных, канцелярских и неокладных сборов — 31,8%, соляные и тамо­женные сборы составили соответственно 14,4 и 13%. Таким образом, по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть.

В период царствования Екатерины II проводятся мероприятия по расширению налогооблагаемой базы. Так, в сферу налоговых отноше­ний попадают купеческие капиталы, устанавливается 1%-й гильдей­ский сбор. Вместе с тем ликвидируются некоторые незначительные сборы. В последующем из-за чрезвычайного роста расходов, связан-


с войнами, содержанием двора, увеличивается подушная подать, питейный и соляной налоги.

Следует отметить, что многие вопросы налогообложения до XIX в. шались ИСКЛючительно из практических соображений и потребнос­тей власти в доходах. Серьезная теоретическая проработка налоговых проблем имеет место лишь в XIX в., особенно во второй его половине.

Многие преобразования в налоговой сфере были начаты в период царствования Александра II. Примечательно, что по случаю его корона­ции (1856 г.) были списаны недоимки по налогам. В 1859 г. была учреж­дена специальная комиссия при Министерстве финансов для пересмот­ра податей и сборов. Комиссия работала длительный период времени (свыше 20 лет), однако результаты ее деятельности оказались не столь плодотворными. Это объяснялось прежде всего переходным периодом в экономической и общественной жизни в России того периода, что не могло не отразиться и на формировании налоговой системы.

Было очевидно, что действовавшая налоговая система пришла в противоречие с новыми экономическими и политическими реалиями. Серьезной критике подвергалась подушная подать. Многолетний опыт использования этого налога вскрыл многие его недостатки. Ус­тановление1 налогов вне зависимости от уровня доходов, податных возможностей населения всегда рано или поздно обречено на неудачу. В России подушная подать тяжелым бременем ложилась на бедней­шее население, сопровождалась круговой порукой при ее уплате, за­претами на перемену места жительства. Несмотря на серьезную кри­тику подушной подати, она была отменена только в конце XIX в.

Серьезным шагом на пути налоговых преобразований стала замена питейным акцизом винных откупов (1863 г.). Винные откупа — специ­фическая форма взимания косвенного налога, при которой государст­во отдавало частным предпринимателям право торговли спиртными напитками. Масштабное развитие в России получили в XVIII в. Сис­тема винных откупов приводила к недопоступлению в бюджет огром­ных финансовых средств, массовому казнокрадству, повышению цен на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образова­ны акцизные управления. Первоначально они занимались организа­цией сбора только питейного акциза, в последующие годы — акциз­ными сборами по другим товарным группам. Права и полномочия акцизных управлений были достаточно широкими. Например, на тер­риториях казенной продажи алкогольных напитков акцизные управ­ления заведовали их производством и реализацией. В штат губернских акцизных управлений входили управляющий, ревизоры, техники, юристы. Была налажена система надзора за спиртовыми заводами си­лами контролеров и надсмотрщиков, состоявших при акцизном уп-




 


равлении. В отдельных губерниях действовала корчемная стража для усиления акцизного контроля и борьбы с контрабандой спиртного.

Среди других изменений необходимо отметить отмену подушной подати в, городах и замену ее налогом на недвижимость, был отменен налог на соль (1880 г.), оказывающий серьезное влияние на уровень цен и соответственно уровень жизни прежде всего малообеспеченных граждан,

,; Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра III. Особенно весомые преобразования не только в налоговой, но и вообще в финансовой системе происходили в периоды времени, когда Министерство фи­нансов возглавляли Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, СЮ. Витте.

Н.Х. Буяге уделял большое внимание улучшению налоговой сис­темы прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможностей налогоплательщиков уплачивать кон­кретные налоги. Именно по его инициативе началась поэтапная отме­на подушной подати (1883 г.), а также существенно снижены выкуп­ные платежи для крестьян. Положительным было расширение налого­облагаемой базы за счет роста числа плательщиков налогов. Так, был установлен налог с наследств и дарений (1882 г.), введены дополни­тельные сборы (1885 г.): трехпроцентный и раскладочный с торговых и промышленных предприятий, пятипроцентный налог на денежные капиталы, повышены ставки поземельного налога и налога на недви­жимость в городах. Бунге считал, что все эти нововведения должны в последующем привести к введению подоходного налога. Наконец, в 1885 г. были учреждены особые органы местного финансового управ­ления — податные инспектора. Главной задачей податных инспекто­ров было наблюдение за правильностью распределения прямых нало­гов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за дина­микой цен по важным товарным группам и т.п.

При И.А. Вышнеградском крупных методологических изменений в налоговой системе не было, в основном была продолжена финансо­вая политика Бунге. С целью повышения доходов бюджета были уве­личены поземельный налог, налог на недвижимость, введены новые косвенные налоги (акцизы на спички, осветительные масла), по­вышен питейный акциз.

Особенно крупные изменения в налоговой системе XIX в. произо­шли в бытность министром финансов СЮ. Витте. Была проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, усовершенство­ван промысловый налог, предпринята попытка осуществления прин­ципа соразмерности налогового бремени с уровнем доходов населе­ния. Так, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской


собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки позе­мельного налога, отменен паспортный сбор и т.п. Был установлен го­сударственный квартирный налог. Одновременно были повышены питейные акцизы, установлен дополнительный табачный акциз. С целью повышения доходов была введена государственная монопо­лия на продажу спиртных напитков.

Итак, в конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизо­ванная налоговая система, включающая прямые и косвенные налоги, учитывающая в определенной мере налогоспособность населения, имеющая систему контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в 1897 г. их доля в общей сумме доходов превысила 85%. Это было особеннос­тью российской налоговой системы того периода, ни в одной евро­пейской стране не было столь гипертрофированного превышения косвенных налогов над прямыми. Это во многом объяснялось сниже­нием поступления прямых налогов из-за отмены подушной подати, а также тем, что эти потери не были возмещены введением других пря­мых налогов, т.е. по-прежнему основная налоговая нагрузка падала на беднейшие слои населения. При отмене подушной подати существо­вала хорошая возможность для расширения налогооблагаемой базы за счет введения подоходного налога, который к тому времени был не­плохо проработан теоретически и имелся практический опыт его ис­пользования в зарубежных странах.

Динамика структуры косвенных налогов приведена в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Структура косвенных налогов, %х

 

 

Вид налога   Годы :
    .1887  
Таможенные пошлины 20,3 19,3 24,2 32,8
Акцизы:       !
питейный 71,5 70,2 64,2 47,0
табачный 3,7 4,6 б,о- 5,9
сахарный 0,9 2,6 5,6 9,3
соляной 3,6 3,3 — ' ■ - К2
нефтяной : '— ,_ ■ i 3,8
спичечный : _ • 1.2
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Рассчитано по: Россия: Энциклопедический словарь. С. 200.




 


Из представленных в табл. 6.1 данных видно, что в 1867—1897 гг. основным источником доходов бюджета был питейный акциз-, не­смотря на снижение доли с 71,5 до 47%, его роль оставалась высокой. Следующий по значимости платеж — таможенные пошлины, их доля имела тенденцию к росту. В 1897 г. появились новые акцизы: нефтя­ной, спичечный, имел тенденцию кросту сахарный акциз, i i

Серьезные изменения произошли в структуре прямых налогов, как это видно из данных табл. 6.2.

 

Таблица 6.2. Структура прямых налогов,    
Вид налога   Годы .; ■
         
Подушные подати 39,8 42,4 1,3 1,3
Оброчная подать 36,4 25,2 1 2,9 .. 2,4
Налоги местные с земель и других недвижи- 11,4 : 12,2 ;-24,1. 16,3
мых имуществ и личные        
Налоги на недвижимое имущество в городах 2,2 ,,_ ..3,2. \%1 7,7
Государственный поземельный налог . — 5,8,, .15,0.. 7,9
Промысловый налог   1.1,2 .34,9 45,8
Налог с денежных капиталов   ____ 14,1 , 15,4
Квартирный налог ____   3,2
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Таким образом, за 30 лет произошли крупные изменения в струк­туре прямых налогов. Прежде всего в доходах бюджета перестали иг­рать весомую роль подушная подать и оброчная подать. Вместе с тем одним из главных стал промысловый налог, удельный вес которого достиг 45,8%. Появились новые виды прямых налогов, такие как налог с денежных капиталов, квартирный налог. Несомненно, это была положительная тенденция, свидетельствующая о расширении налогооблагаемой базы.

В последующие годы в структуре прямых налогов быстрыми тем­пами росли поступления промыслового налога, сбор с доходов от де­нежных капиталов, налог с городского недвижимого имущества, позе­мельный налог, квартирный налог. Так, по нашим расчетам, промыс­ловый налог возрос в 1897—1913 гг. в 2,8 раза, государственный квартирный налог — в 3 раза, налог с городского недвижимого иму­щества — в 4,1 раза, поземельный налог — в 1,3 раза2.

1 Рассчитано по: Россия: Энциклопедический словарь. С. 201.

2 Рассчитано по: Департамент окладных сборов. 1863—1913. СПб., 1913. С. 266—271.


К сожалению, плодотворное развитие российской налоговой сис­темы было прервано Октябрьской революцией 1917 г., последующей Гражданской войной, разрухой. Некоторое оживление в развитии на­логов было в период нэпа. Однако последующая финансовая реформа 30-х гг. фактически уничтожила налоговую систему и на многие годы приостановила процессы формирования цивилизованной налоговой

системы.

Новый этап становления российской налоговой системы начался в 1990-е гг., он связан с переходом от административной системы уп­равления к рыночной, характеризуется постепенным построением на­логовой системы, имеющей общие с развитыми экономическими странами черты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.