КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие налогообложения в России
Не останавливаясь подробно на истории развития налогов, уходящей в глубину веков, отметим основные вехи становления отечественных налогов. Это связано с тем, что вопросы исторического развития отечественного налогообложения рассмотрены в литературе крайне скудно, разрозненно, зачастую в отрыве от исторических реалий. Однако отечественная история налогов имеет длительный период, весьма интересна, поучительна, многие исторические аспекты налогообложения являются актуальными и для нынешнего этапа формирования российской налоговой системы. В древнейший период основные формы налогообложения выступали в виде личных повинностей и натуральных сборов. Указанные сборы главным образом направлялись на содержание князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Со временем развилась весьма разветвленная система личных повинностей окрестного населения в пользу князя и его двора. Особое место в системе сборов занимала дань, которая из первоначальной военной контрибуции превратилась в обязательные платежи, нацеленные на удовлетворение потребностей князя. Первоначально все сборы, в том числе и дань, выступали в натуральной форме. Однако с появлением денег сборы в пользу князя приобретают смешанный характер, и по мере развития товарно-денежных отношений все больший приоритет отдавался сборам в денежном исчислении. Особое влияние на становление российской налоговой системы оказало монголо-татарское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань, представляющая собой прямой денежный налог. Для определения размера дани периодически проводились переписи населения. Основной мерой для распределения прямых сборов того периода стала «соха», в которой числилось два работника мужского пола. Дань явилась первоосновой всеобщего прямого налога так как сбор ее с течением времени перешел в руки московского князя. Ликвидация монголо-татарского ига не освободила население от налога, появившегося в виде дани. Напротив, на ее основе стали формироваться новые виды налогов.
Важный период в становлении российской налоговой системы связан с объединением земель вокруг Московского княжества, когда постепенно казна московского князя становится казной государственной. Соответственно ее пополнение сборами налогового характера становится делом, не только великого князя, но и государственным. В Московском, государстве, так же, как и в большинстве государств того периода, сборы формировались в зависимости от расходов, главными из которых были нужды на содержание войска, ведение войн, обеспечение государя и его семьи. Для этого этапа характерным является сохранение различных личных повинностей при расширяющейся налоговой (податной) повинности. Формируется налоговая система, налоговый механизм, разделяющий общество на «податное» и «неподатное» сословия. При этом делаются попытки обложения налогами податного сословия на основах всеобщности, а также с учетом податной способности. Постепенно в налоговой системе начинают выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особенностью было их.чрезвычайное многообразие — платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. Отметим только основные платежи из огромного разнообразия: тамга — основной вид внутренних пошлин со всех привозимых на торг или реализуемых товаров, померное — пошлина при продаже взвешиваемых товаров (пшеница, рожь, овес, различные кру- Пы и TJi.), осмичее — пошлина с измеряемых товаров, пятно — при неимении животных, мыто — проезжая пошлина, побережное — при причаливании судов и т.п.
Со второй половины XVI в. широкое распространение получают кабацкие сборы, первоначально взимавшиеся как питейная регалия, о временем эти сборы стали приобретать особое значение в доходах бюджета. '
По мере развития внешней торговли возрастают внешние таможенные пошлины. Многочисленные войны, необходимость содержания большой армии, ее перевооружения способствовали росту прямых налогов. Например, появились разнообразные налоги, предназначенные целевым образом на покрытие армейских расходов: пищальные деньги, емчуж-ные, сбор на городовое и засечное дело, полоняничные деньги, стрелецкие и т.п. В XVII в. в практику стали вводиться чрезвычайные налоги, например пятинная, десятинная и т.п. деньга. Неоднократно повышались налоги на соль. Значительные изменения претерпевает основная окладная единица. Со второй половины XVI в. она превращается в определенную площадь с известным количеством пашни. При этом была предпринята попытка учесть качество земли и обеспечить равенство обложения. В последующем, в XVII в. был осуществлен переход к подворному обложению. Многочисленные прямые налоги были отменены и преобразованы в подворную и стрелецкую подати. Это способствовало упрощению контроля за поступлением налогов. Происходит также упрощение финансового и налогового администрирования. Сбор доходов от налогов сосредоточивается в основном в приказах стрелецком, ямском и большой казны. Как видно из перечня, отдельные приказы напрямую повторяли названия налогов. Большой интерес представляет структура доходов XVII в. Наиболее полные сведения о доходах Московского государства сохранились за 1680 г., выглядят они в процентах следующим образом1: I. Окладные доходы: 1. Таможенные и кабацкие —53,3 2. Стрелецкие — 8,3 3. Данные и оброчные — 12,0 4. Ямские, полоняничные, II. Чрезвычайные доходы (пятинная, десятинная деньга и прочие) — 19,3 III. Неокладные доходы (пошлины и прочие) — 2,7 Из представленных данных видно, что в структуре налоговых доходов значительную долю занимали косвенные налоги в виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины'всех доходов. Достаточно высокий удельный вес занимали так называемые чрезвычайные налоги в виде пятинной, десятинной деньги, их доля в структуре доходов чрезвычайно высока, практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, имел чрезвычайный характер. Это свидетельствует прежде всего о военном характере российского бюджета того периода.
Весьма интересный и драматичный период в истории российских налогов связан с эпохой Петра Великого. Общеизвестно, что именно в этот период чрезвычайно высоких размеров достигают военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием российского флота. Рост расходов сопровождался беспрецедентным увеличением налоговых сборов. Наряду со старыми появляются новые налоги — драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов. Кроме этого, резко возросли питейные налоги, подворное обложение, чрезвычайные налоги. Появляются также нетрадиционные налоги, например налог на бороды и т.д. Однако все эти меры не решали главной Задачи — обеспечение казны высокими постоянными доходами. Нужен был нетрадиционный подход к решению этой проблемы. И он был найден, но историкам точно не известен автор этого предложения. В 1717 г. принимается решение о замене огромного количества постоянных и временных прямых налогов одним — подушной податью. Следует подчеркнуть, что в отличие от многих нынешних российских нововведений в налоговой сфере, Петровская налоговая реформа была тщательно продумана и предварительно проведена большая подготовительная работа. Так, решение о реформе было принято в 1717 г., а в 1718 г. было принято решение о проведении переписи населения. Перепись населения должна была четко показать податные возможности отдельных губерний и государства в целом. После определения «налогового потенциала» была сделана раскладка на души мужского пола крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Ставка налога в среднем составила 8 гривен с ревизской души. Взимание нового налога началось с 1724 г.
Введение нового налога кардинальным образом изменило ис-очники доходов. В 1724 г. структура доходов имела следующий ВИД (%)1; См.: Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. С. 186.
Представленные данные свидетельствуют о том, что главным источником доходов бюджета становится подушная подать, в первый год введения она дала казне более половины всех доходов. Косвенные налоги в основном за счет питейных сборов и таможенных платежей составляли в общей структуре доходов четвертую часть. Итак, в период правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой главенствующая роль отводилась прямому налогу, а именно подушной подати. Статистика тех лет убедительно свидетельствует о том, что в результате уточнения списка налогоплательщиков, высокой ставки подушной подати, установления жесткого контроля за сбором поступления в бюджет резко возросли. Однако в последующие годы подушная подать практически превратилась в тормоз развития экономики, многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие. В период царствования преемников Петра I В XVIII в. кардинальных изменений в российской налоговой системе не происходило. Опыт использования прямых налогов показал их ограниченные возможности в увеличении сбора доходов, поэтому делаются попытки повышения роли косвенных налогов, а также расширения налоговой базы. В результате к 1762 г. происходят определенные изменения в структуре доходов — основную часть доходов (36,9%) по-прежнему приносили подушные подати, вместе с тем резко возросла доля питейных, канцелярских и неокладных сборов — 31,8%, соляные и таможенные сборы составили соответственно 14,4 и 13%. Таким образом, по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. В период царствования Екатерины II проводятся мероприятия по расширению налогооблагаемой базы. Так, в сферу налоговых отношений попадают купеческие капиталы, устанавливается 1%-й гильдейский сбор. Вместе с тем ликвидируются некоторые незначительные сборы. В последующем из-за чрезвычайного роста расходов, связан- с войнами, содержанием двора, увеличивается подушная подать, питейный и соляной налоги. Следует отметить, что многие вопросы налогообложения до XIX в. шались ИСКЛючительно из практических соображений и потребностей власти в доходах. Серьезная теоретическая проработка налоговых проблем имеет место лишь в XIX в., особенно во второй его половине. Многие преобразования в налоговой сфере были начаты в период царствования Александра II. Примечательно, что по случаю его коронации (1856 г.) были списаны недоимки по налогам. В 1859 г. была учреждена специальная комиссия при Министерстве финансов для пересмотра податей и сборов. Комиссия работала длительный период времени (свыше 20 лет), однако результаты ее деятельности оказались не столь плодотворными. Это объяснялось прежде всего переходным периодом в экономической и общественной жизни в России того периода, что не могло не отразиться и на формировании налоговой системы. Было очевидно, что действовавшая налоговая система пришла в противоречие с новыми экономическими и политическими реалиями. Серьезной критике подвергалась подушная подать. Многолетний опыт использования этого налога вскрыл многие его недостатки. Установление1 налогов вне зависимости от уровня доходов, податных возможностей населения всегда рано или поздно обречено на неудачу. В России подушная подать тяжелым бременем ложилась на беднейшее население, сопровождалась круговой порукой при ее уплате, запретами на перемену места жительства. Несмотря на серьезную критику подушной подати, она была отменена только в конце XIX в. Серьезным шагом на пути налоговых преобразований стала замена питейным акцизом винных откупов (1863 г.). Винные откупа — специфическая форма взимания косвенного налога, при которой государство отдавало частным предпринимателям право торговли спиртными напитками. Масштабное развитие в России получили в XVIII в. Система винных откупов приводила к недопоступлению в бюджет огромных финансовых средств, массовому казнокрадству, повышению цен на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления. Первоначально они занимались организацией сбора только питейного акциза, в последующие годы — акцизными сборами по другим товарным группам. Права и полномочия акцизных управлений были достаточно широкими. Например, на территориях казенной продажи алкогольных напитков акцизные управления заведовали их производством и реализацией. В штат губернских акцизных управлений входили управляющий, ревизоры, техники, юристы. Была налажена система надзора за спиртовыми заводами силами контролеров и надсмотрщиков, состоявших при акцизном уп-
равлении. В отдельных губерниях действовала корчемная стража для усиления акцизного контроля и борьбы с контрабандой спиртного. Среди других изменений необходимо отметить отмену подушной подати в, городах и замену ее налогом на недвижимость, был отменен налог на соль (1880 г.), оказывающий серьезное влияние на уровень цен и соответственно уровень жизни прежде всего малообеспеченных граждан, ,; Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра III. Особенно весомые преобразования не только в налоговой, но и вообще в финансовой системе происходили в периоды времени, когда Министерство финансов возглавляли Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, СЮ. Витте. Н.Х. Буяге уделял большое внимание улучшению налоговой системы прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможностей налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по его инициативе началась поэтапная отмена подушной подати (1883 г.), а также существенно снижены выкупные платежи для крестьян. Положительным было расширение налогооблагаемой базы за счет роста числа плательщиков налогов. Так, был установлен налог с наследств и дарений (1882 г.), введены дополнительные сборы (1885 г.): трехпроцентный и раскладочный с торговых и промышленных предприятий, пятипроцентный налог на денежные капиталы, повышены ставки поземельного налога и налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти нововведения должны в последующем привести к введению подоходного налога. Наконец, в 1885 г. были учреждены особые органы местного финансового управления — податные инспектора. Главной задачей податных инспекторов было наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за динамикой цен по важным товарным группам и т.п. При И.А. Вышнеградском крупных методологических изменений в налоговой системе не было, в основном была продолжена финансовая политика Бунге. С целью повышения доходов бюджета были увеличены поземельный налог, налог на недвижимость, введены новые косвенные налоги (акцизы на спички, осветительные масла), повышен питейный акциз. Особенно крупные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов СЮ. Витте. Была проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, усовершенствован промысловый налог, предпринята попытка осуществления принципа соразмерности налогового бремени с уровнем доходов населения. Так, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, отменен паспортный сбор и т.п. Был установлен государственный квартирный налог. Одновременно были повышены питейные акцизы, установлен дополнительный табачный акциз. С целью повышения доходов была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков. Итак, в конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, включающая прямые и косвенные налоги, учитывающая в определенной мере налогоспособность населения, имеющая систему контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в 1897 г. их доля в общей сумме доходов превысила 85%. Это было особенностью российской налоговой системы того периода, ни в одной европейской стране не было столь гипертрофированного превышения косвенных налогов над прямыми. Это во многом объяснялось снижением поступления прямых налогов из-за отмены подушной подати, а также тем, что эти потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. по-прежнему основная налоговая нагрузка падала на беднейшие слои населения. При отмене подушной подати существовала хорошая возможность для расширения налогооблагаемой базы за счет введения подоходного налога, который к тому времени был неплохо проработан теоретически и имелся практический опыт его использования в зарубежных странах. Динамика структуры косвенных налогов приведена в табл. 6.1. Таблица 6.1. Структура косвенных налогов, %х
Рассчитано по: Россия: Энциклопедический словарь. С. 200.
Из представленных в табл. 6.1 данных видно, что в 1867—1897 гг. основным источником доходов бюджета был питейный акциз-, несмотря на снижение доли с 71,5 до 47%, его роль оставалась высокой. Следующий по значимости платеж — таможенные пошлины, их доля имела тенденцию к росту. В 1897 г. появились новые акцизы: нефтяной, спичечный, имел тенденцию кросту сахарный акциз, i i Серьезные изменения произошли в структуре прямых налогов, как это видно из данных табл. 6.2.
Таким образом, за 30 лет произошли крупные изменения в структуре прямых налогов. Прежде всего в доходах бюджета перестали играть весомую роль подушная подать и оброчная подать. Вместе с тем одним из главных стал промысловый налог, удельный вес которого достиг 45,8%. Появились новые виды прямых налогов, такие как налог с денежных капиталов, квартирный налог. Несомненно, это была положительная тенденция, свидетельствующая о расширении налогооблагаемой базы. В последующие годы в структуре прямых налогов быстрыми темпами росли поступления промыслового налога, сбор с доходов от денежных капиталов, налог с городского недвижимого имущества, поземельный налог, квартирный налог. Так, по нашим расчетам, промысловый налог возрос в 1897—1913 гг. в 2,8 раза, государственный квартирный налог — в 3 раза, налог с городского недвижимого имущества — в 4,1 раза, поземельный налог — в 1,3 раза2. 1 Рассчитано по: Россия: Энциклопедический словарь. С. 201. 2 Рассчитано по: Департамент окладных сборов. 1863—1913. СПб., 1913. С. 266—271. К сожалению, плодотворное развитие российской налоговой системы было прервано Октябрьской революцией 1917 г., последующей Гражданской войной, разрухой. Некоторое оживление в развитии налогов было в период нэпа. Однако последующая финансовая реформа 30-х гг. фактически уничтожила налоговую систему и на многие годы приостановила процессы формирования цивилизованной налоговой системы. Новый этап становления российской налоговой системы начался в 1990-е гг., он связан с переходом от административной системы управления к рыночной, характеризуется постепенным построением налоговой системы, имеющей общие с развитыми экономическими странами черты.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |