Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы от внешней торговли




Доходы государства от внешней торговли появились в глубокой древности. Как только образовались централизованные государства, они стали требовать от иноземных купцов платы за разрешение торго­вать на своей земле, за провоз товаров через свою территорию, а затем уже перешли и к потоварному обложению с учетом стоимости отдель­ных изделий. Доходы от внешней торговли составляли довольно зна­чительную долю в общих доходах почти всех государств в течение XVTI—XIX вв. Так, в России эти доходы (они назывались таможен­ные) составили в 1805 г. 11,2%, а в 1900 г. — 12%.

Для развитых стран характерно постепенное снижение доли дохо­дов от внешней торговли в государственных бюджетах, особенно во второй половине XX в., так как благодаря заключенным многострон-ним соглашениям (ГАТТ и ВТО) им удалось значительно снизить та­рифные барьеры и перейти на более либеральный режим внешней торговли. Но в России эта тенденция пока не проявилась, так как структура ее хозяйства очень несовершенна, уровень конкурентоспо­собности на мировых рынках крайне низок, объемы производства и доходов все еще не достигли предреформенных размеров. Поэтому в бюджете современной России упомянутые доходы составляют замет­ную долю. Эти доходы по действующей классификации относятся к федеральным и составляли в соответствующем бюджете 19,9% всех доходов в 1999 г. и 23,7% в 2001 г. Подобная зависимость от доходов от внешней торговли выглядит чрезмерной, в перспективе ее, конечно, надо уменьшать за счет более быстрого роста доходов от внутренних источников.

Доходы от внешней торговли отличаются разнообразием и боль­шой сложностью. Прежде всего они подразделяются, как и все доходы бюджета, на налоговые и неналоговые. В бюджетной классификации налоговых доходов доходы от внешней торговли выделяются в особую группу «Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опе-ации». В составе этой группы выделено два подразделения: таможен-ТЫе п°шлины и прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осу-




 


ществлением внешнеэкономических операций. В 2001 г. таможенные пошлины составили 328,8 млрд руб., а прочие налоги и пошлины — 2,7 млрд руб. В составе неналоговых доходов выделяется особая груп­па «Доходы от внешнеэкономической деятельности». По итогам 2001 г. они составили 44,9 млрд руб. Всего в составе федерального бюджета на 2001 г. с внешней торговлей связано 376,4 млрд руб. дохо­дов, что и составляет упомянутые 23,7% общего объема доходов. С одной стороны, это хорошо, чем больше доходов, тем лучше для бюджета. С другой стороны, такая высокая доля доходов от внешней торговли делает бюджет не очень устойчивым, так как конъюнктура внешней торговли достаточно изменчива, а наш экспорт в основном состоит из сырьевых и энергетических товаров, уровень цен на кото­рые подвержен колебаниям. Предпочтительнее было бы экспортиро­вать товары — продукты высоких технологий с большой долей добав­ленной стоимости в цене, но это, видимо, дело будущего. Так или иначе, но внешняя торговля — источник значительных доходов бюд­жета, и поэтому состояние данной отрасли хозяйства требует постоян­ного внимания.

Доходы от внешней торговли обладают определенной специфи­кой. Основным видом этих доходов является таможенная пошлина, внешне она напоминает обычный налог, но по существу значительно от него отличается. Налог — внутреннее дело любого государства, а таможенная пошлина затрагивает интересы других государств. В усло­виях глобализации мировой экономики внешняя торговля растет бы­стрее объема производства, и все государства заинтересованы в росте экспорта как факторе экономического развития. Таможенные пошли­ны непосредственно влияют на величину экспорта и импорта, и поэ­тому их уровень затрагивает интересы всех государств, чьи производи­тели экспортируют товары в страну, устанавливающую пошлины. Другими словами, уровень пошлин как бы становится компетенцией не только государства, их устанавливающего, но и всех государств, желающих (в лице своих производителей) торговать с данным госу­дарством. Конечно, любое суверенное государство вправе устанавли­вать пошлины по своему усмотрению. Но если оно будет считаться только со своими интересами, игнорируя мнения других государств, оно рискует остаться в изоляции, с ним порвут все торговые, финан­совые и другие экономические отношения. Как правило, подобная изоляция ведет к резкому отставанию в экономическом и во всем об­щественном развитии. Поэтому в современных условиях уровень пошлин регулируется не только каждым государством по своему ус­мотрению, но принимаются во внимание и международные соглаше­ния, принятые по данному поводу, и просто мнения других важных


торговых (и политических) партнеров. Поэтому, упрощая ситуацию, можно сказать, что налоги — чисто внутреннее дело данного государ­ства, а таможенные пошлины устанавливаются с учетом интересов торговых партнеров. Это не означает, что кто-то со стороны диктует данному государству уровень его таможенных пошлин, но это предпо­лагает поиски компромисса, обоюдно устраивающего торговых парт­неров.

Помимо внешних факторов на уровень таможенных пошлин в России могут воздействовать и внутренние причины. Речь идет о системе цен. Дело в том, что в России за годы социализма сложи­лась очень своеобразная и достаточно устойчивая система цен, разра­ботанная специальными государственными органами. Она характе­ризовалась заниженным (по сравнению с развитыми странами) уровнем оплаты труда, относительно низким уровнем цен самых на­сущных жизненных благ (включая и жилье), весьма низкой оценкой природных ресурсов и энергетических товаров (газ, нефть, электро­энергия, тепло и др.), но зато были относительно завышены цены на товары длительного пользования, на импортные товары, на не­которые услуги.

После перехода на рыночные условия хозяйствования уровень цен возрос многократно вследствие инфляции, но соотношения цен изме­нились не очень существенно и некоторые перекосы все еще сохрани­лись, в частности заниженность цен на энергетические товары. Это означает, что образовались устойчивые расхождения в соотношениях внутрироссийских и мировых цен. Конечно, эти расхождения сущест­вовали и раньше, «до перестройки». Но тогда экономика СССР была закрытой, существовала монополия внешней торговли и валютных от­ношений. А сейчас экономика России открыта для иностранных това­ров и иностранных капиталов, и расхождения в уровнях и соотноше­ниях внутренних и мировых цен стали реальной проблемой. Быстро изменить нашу систему цен и сделать ее подобной системам в разви­тых странах невозможно. Поэтому зачастую таможенные пошлины в

оссии являются средством приспособления (и в какой-то мере защи­ты) нашей внутренней хозяйственной конъюнктуры к международ­ным соотношениям.

Помимо этого таможенные пошлины в нынешних условиях явля-

тся важным средством стимулирования развития отечественного

роизводства, поскольку уровень конкурентоспособности многих от­раслей производства в России значительно ниже, чем в других стра-десь сказались и однобокое развитие производства в условиях

диализма, и разрушительный характер рыночных реформ, привед-к падению производства и капитальных вложений, к деградации

9-572




 


технического уровня всей нашей экономики. Поэтому в настоящее время таможенные платежи являются комплексным и очень важным средством проведения финансовой политики, направленной на уве­личение доходов бюджета, регулирование сальдо платежного баланса и обеспечения устойчивости курса национальной валюты, корректи­ровку системы ден, защиту и стимулирование отечественного произ­водства. Одновременно они служат и важным фактором включения нашей страны в международное разделение труда, средством активно­го участия в процессе глобализации мировой экономики, в достиже­нии нашей страной статуса равноправного партнера в сообществе раз­витых стран.

Таможенные пошлины — главный вид доходов бюджета от внеш­ней торговли. Они подразделяются на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные). Преобладают обычно импортные пошлины, так как именно они выполняют (если это необходимо) функцию защиты внутреннего производителя от внешней конкуренции. Экспортные пошлины применяются крайне редко. Обычно они используются, если государство по тем или иным соображениям не заинтересовано в экспорте данной продукции, но все же не настолько, чтобы прямо запретить этот экспорт законодательно. В России, однако, есть повод для использования экспортных пошлин, связанный с нерациональ­ной системой внутренних цен, например на энергоресурсы и метал­лолом.

Помимо экспортных и импортных пошлин имеются еще и тран­зитные пошлины, применяемые при перевозке товаров через террито­рию данного государства. Россия в силу громадной территории, боль­шой береговой линии и соответствующего воздушного пространства могла бы при создании современных путей сообщения извлекать не­малые доходы из транзита грузов и по суше, и по морю, и в воздушном пространстве. Но это требует предварительных достаточно серьезных вложений.

Величина таможенной пошлины зависит от таможенной ставки (тарифа), установленной по данному товару. Размер этой ставки зави­сит от режима торговли, который данная страна имеет с другими стра­нами. Если этот режим характеризуется как «режим наибольшего бла­гоприятствования», применяются базовые (относительно низкие) ставки. Если товары поступают из стран, называющихся развивающи­мися, то и базовые ставки снижаются. Если речь идет о странах, кото­рым не предоставляется режим наибольшего благоприятствования, то ставки могут повышаться в 2 раза. Ставки таможенных тарифов не зависят от видов сделок. Как правило, таможенная пошлина опреде­лятся путем умножения ставки тарифа на таможенную стоимость об-


гаемого товара. Для определения таможенной стоимости существу­
ют специальные методики.; ■■■ ■ -\:.;«■/;

В целом процедура взимания таможенных пошлин технически и практически достаточно сложна. Поэтому сбор этих пошлин осу­ществляется специальными органами. Почти во всех странах сбор налогов и таможенных пошлин осуществляется разными организа­циями, что говорит о существенных различиях между этими видами доходов бюджета. Но в рамках бюджетной классификации, как уже говорилось, таможенные пошлины включаются в состав налогов. Жизнь сложнее любых классификаций, и на практике возникают ситуации, когда таможенные органы должны заниматься, казалось бы, не своим делом, а именно сбором налогов. Необходимость в этом возникает в тех случаях, когда в порядке импорта в страну ввозятся товары, облагаемые в этой стране согласно законодатель­ству налогами и акцизами. Применительно к России речь идет о на­логе на добавленную стоимость и акцизах на алкогольные напитки, табачные изделия и др. Ставки налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых таможенной службой, такие же, которые ис­пользуются для товаров внутреннего производства. Это служит вы­равниванию экономических условий производства и реализации товаров для внешних и внутренних производителей. Спецификой России является взимание акцизов не только по импортируемым, но и в некоторых случаях и по экспортируемым товарам. В частнос­ти, обложение экспортируемых энергоресурсов происходит именно в форме взимания акцизов. Это относится также к нефти, газовому конденсату и природному газу.

В связи с внешнеэкономической деятельностью возникает спе­цифический вопрос возврата налога на добавленную стоимость тем участникам внешнеторговых операций, которые экспортируют това­ры, облагаемые этим налогом во внутреннем обороте. Речь идет о том, что экспортируемые товары освобождаются от налога на добав­ленную стоимость (НДС). Это правило действует во всех странах, применяющих данный налог. Оно призвано способствовать увели­чению экспорта. Но поскольку НДС — универсальный налог, то эчти по любому товару он был уплачен на той или иной техноло-ческий стадии. Во внутренней торговле его конечным плателыци-°м является, как правило, население, а во внешней таким должен

ь иностранный покупатель. Но так как установлена льгота для оваров, идущих на экспорт (освобождение от НДС), то надо ком­пенсировать экспортеру уплаченный им НДС. Сумма этих возвратов

игает значительных величин. Так, в 2002 г. налогоплательщикам озмещен НДС по операциям экспорта на сумму 240 млрд руб.,




 


               
   
 
 
 
   
     
 


из них зачтено в уплату других налогов 67,6%, возвращено на рас­четные счета налогоплательщиков 32,4% общей суммы. Оборот столь крупных сумм привлекает внимание и желающих получить «возврат» появляется чрезвычайно много. На практике это очень сложный вопрос, так как кроме подлинных экспортеров находится масса недобросовестных лиц, изображающих таковых, предъявляю­щих фальшивые документы и требующих возврата НДС, а факти­чески пытающихся присвоить государственные деньги. Эта проблема существует во всех странах, использующих НДС, но в России она приняла особо широкие масштабы. Контроль за возвратом НДС осуществляет Министерство РФ по налогам и сборам.

Помимо таможенных пошлин существуют и другие разнообразные таможенные платежи. К ним относятся таможенные сборы, платы и иные поступления. Деятельность таможенных органов весьма разно­образна, и за многие их услуги участникам внешнеторговой деятель­ности надо платить: за хранение товаров, за оформление документов, за выдачу лицензий, за предоставление информации, за консультации и т.п.

Доходы от внешнеторговой деятельности присутствуют не только в налоговом разделе доходов бюджета, но и в составе неналоговых поступлений. Как уже говорилось, соответствующий раздел называ­ется «Доходы от внешнеэкономической деятельности». Внешнеэко­номическая деятельность шире внешнеторговой и включает в себя кредитные отношения государства с другими странами. В состав внешнеэкономических доходов включаются: проценты, выплачивае­мые правительствами иностранных государств по кредитам, предо­ставленным им от Российской Федерации; средства, поступающие от российских предприятий и организаций в уплату процентов и га­рантий по кредитам, полученным Российской Федерацией от зару­бежных правительств, банков, фирм и других юридических лиц, а также от международных финансовых организаций. Помимо этого в данной статье учитываются доходы от централизованного экспорта, некоторые таможенные платежи (в основном сборы) и другие срав­нительно небольшие поступления. Как видно, бюджет, как главный финансовый баланс страны, объединяет в своих доходах движения средств различного направления: и непосредственный прирост до­ходов (платежи иностранных государств), и промежуточные поступ­ления — деньги, предназначенные для последующих платежей зару­бежным контрагентам.

В заключение следует подчеркнуть особую роль доходов бюджета от внешнеторговых отношений в современных условиях. Да, теоре­тически их большая доля во всех доходах нецелесообразна, так как


они непостоянны и могут вести к неустойчивости финансового со­стояния страны. Но в условиях резкого сокращения объема произ­водства и доходов по сравнению с дореформенным периодом по­ступление дохода из любого источника желательно и приобретает важное значение. Поэтому, пока страна не вошла в режим устойчи­вого и быстрого развития, доходы от внешней торговли жизненно необходимы, так как они не только увеличивают общую массу фи­нансовых ресурсов, но и сами могут рассматриваться как один из источников инвестиций, т.е. они сами являются важным фактором экономического роста.


Глава 7. Внебюджетные и бюджетные целевые фонды

1. Экономическая сущность и структура внебюджетных фондов

Становление в России основ рыночной экономики продиктовало необходимость коренных преобразований в организационной струк­туре хозяйства. В ходе этого процесса произошла реструктуризация и ее центрального звена — общегосударственных финансов, которые включают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюд­жеты местных (муниципальных) органов управления, а также государ­ственные внебюджетные фонды.

В результате рыночных преобразований основная масса финансо­вых ресурсов перешла из сектора государственного управления под контроль негосударственных структур. Вместе с тем государственные финансы продолжают оставаться инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней по­литики государства.

Одним из результатов структурных преобразований явилось выде­ление и обособление так называемых внебюджетных фондов, при­званных обеспечить полноту и устойчивость финансирования важнейших социально-экономических программ. Правовой основой возникновения и функционирования внебюджетных фондов стал принятый 10 октября 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного Устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В нем, в частности, было указано, что в соответствии с решениями Верховного Совета СФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР, а также местных Советов народных депутатов в рамках законодательства СФСР могут «образовываться целевые внебюджетные фонды...», озже, в 1993 г. это право было подтверждено особым законом Рос-тской Федерации, где кроме предоставления права образовывать знебюджетные фонды были изложены основные принципы их фор­мирования и деятельности. Правовой статус, порядок создания, дея-1ости и ликвидации государственных внебюджетных фондов оп­ределяются в настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.



Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные фи­нансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Они независимы в право­вом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюдже­тов административно-территориальных объединений (республики в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.). Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих администра­тивно-территориальных объединений.

Вместе с тем средства внебюджетных фондов находятся в феде­ральной собственности. Государство осуществляет руководство и пра­вовую регламентацию их деятельности.

Органы государственной власти, в частности, определяют целе­вое назначение и задачи деятельности конкретного внебюджетного фонда, источники формирования его доходов, среди которых важ­нейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый в централизованном порядке. Кроме того, го­сударство определяет направления использования средств, аккумули­руемых внебюджетными фондами. Однако задачи оперативного ру­ководства и управления формированием и использованием средств внебюджетных фондов выполняются правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполне­ние функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет, сметы рас­ходов, отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты вне­бюджетных фондов.

Образование внебюджетных фондов означало определенную де­централизацию государственных финансов, считалось, что это будет соответствовать новым рыночным принципам хозяйствования. Но ре­альная практика функционирования этих фондов характеризуется до­статочно противоречивыми результатами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.