КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы от внешней торговли
Доходы государства от внешней торговли появились в глубокой древности. Как только образовались централизованные государства, они стали требовать от иноземных купцов платы за разрешение торговать на своей земле, за провоз товаров через свою территорию, а затем уже перешли и к потоварному обложению с учетом стоимости отдельных изделий. Доходы от внешней торговли составляли довольно значительную долю в общих доходах почти всех государств в течение XVTI—XIX вв. Так, в России эти доходы (они назывались таможенные) составили в 1805 г. 11,2%, а в 1900 г. — 12%. Для развитых стран характерно постепенное снижение доли доходов от внешней торговли в государственных бюджетах, особенно во второй половине XX в., так как благодаря заключенным многострон-ним соглашениям (ГАТТ и ВТО) им удалось значительно снизить тарифные барьеры и перейти на более либеральный режим внешней торговли. Но в России эта тенденция пока не проявилась, так как структура ее хозяйства очень несовершенна, уровень конкурентоспособности на мировых рынках крайне низок, объемы производства и доходов все еще не достигли предреформенных размеров. Поэтому в бюджете современной России упомянутые доходы составляют заметную долю. Эти доходы по действующей классификации относятся к федеральным и составляли в соответствующем бюджете 19,9% всех доходов в 1999 г. и 23,7% в 2001 г. Подобная зависимость от доходов от внешней торговли выглядит чрезмерной, в перспективе ее, конечно, надо уменьшать за счет более быстрого роста доходов от внутренних источников. Доходы от внешней торговли отличаются разнообразием и большой сложностью. Прежде всего они подразделяются, как и все доходы бюджета, на налоговые и неналоговые. В бюджетной классификации налоговых доходов доходы от внешней торговли выделяются в особую группу «Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опе-ации». В составе этой группы выделено два подразделения: таможен-ТЫе п°шлины и прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осу-
ществлением внешнеэкономических операций. В 2001 г. таможенные пошлины составили 328,8 млрд руб., а прочие налоги и пошлины — 2,7 млрд руб. В составе неналоговых доходов выделяется особая группа «Доходы от внешнеэкономической деятельности». По итогам 2001 г. они составили 44,9 млрд руб. Всего в составе федерального бюджета на 2001 г. с внешней торговлей связано 376,4 млрд руб. доходов, что и составляет упомянутые 23,7% общего объема доходов. С одной стороны, это хорошо, чем больше доходов, тем лучше для бюджета. С другой стороны, такая высокая доля доходов от внешней торговли делает бюджет не очень устойчивым, так как конъюнктура внешней торговли достаточно изменчива, а наш экспорт в основном состоит из сырьевых и энергетических товаров, уровень цен на которые подвержен колебаниям. Предпочтительнее было бы экспортировать товары — продукты высоких технологий с большой долей добавленной стоимости в цене, но это, видимо, дело будущего. Так или иначе, но внешняя торговля — источник значительных доходов бюджета, и поэтому состояние данной отрасли хозяйства требует постоянного внимания. Доходы от внешней торговли обладают определенной спецификой. Основным видом этих доходов является таможенная пошлина, внешне она напоминает обычный налог, но по существу значительно от него отличается. Налог — внутреннее дело любого государства, а таможенная пошлина затрагивает интересы других государств. В условиях глобализации мировой экономики внешняя торговля растет быстрее объема производства, и все государства заинтересованы в росте экспорта как факторе экономического развития. Таможенные пошлины непосредственно влияют на величину экспорта и импорта, и поэтому их уровень затрагивает интересы всех государств, чьи производители экспортируют товары в страну, устанавливающую пошлины. Другими словами, уровень пошлин как бы становится компетенцией не только государства, их устанавливающего, но и всех государств, желающих (в лице своих производителей) торговать с данным государством. Конечно, любое суверенное государство вправе устанавливать пошлины по своему усмотрению. Но если оно будет считаться только со своими интересами, игнорируя мнения других государств, оно рискует остаться в изоляции, с ним порвут все торговые, финансовые и другие экономические отношения. Как правило, подобная изоляция ведет к резкому отставанию в экономическом и во всем общественном развитии. Поэтому в современных условиях уровень пошлин регулируется не только каждым государством по своему усмотрению, но принимаются во внимание и международные соглашения, принятые по данному поводу, и просто мнения других важных торговых (и политических) партнеров. Поэтому, упрощая ситуацию, можно сказать, что налоги — чисто внутреннее дело данного государства, а таможенные пошлины устанавливаются с учетом интересов торговых партнеров. Это не означает, что кто-то со стороны диктует данному государству уровень его таможенных пошлин, но это предполагает поиски компромисса, обоюдно устраивающего торговых партнеров. Помимо внешних факторов на уровень таможенных пошлин в России могут воздействовать и внутренние причины. Речь идет о системе цен. Дело в том, что в России за годы социализма сложилась очень своеобразная и достаточно устойчивая система цен, разработанная специальными государственными органами. Она характеризовалась заниженным (по сравнению с развитыми странами) уровнем оплаты труда, относительно низким уровнем цен самых насущных жизненных благ (включая и жилье), весьма низкой оценкой природных ресурсов и энергетических товаров (газ, нефть, электроэнергия, тепло и др.), но зато были относительно завышены цены на товары длительного пользования, на импортные товары, на некоторые услуги. После перехода на рыночные условия хозяйствования уровень цен возрос многократно вследствие инфляции, но соотношения цен изменились не очень существенно и некоторые перекосы все еще сохранились, в частности заниженность цен на энергетические товары. Это означает, что образовались устойчивые расхождения в соотношениях внутрироссийских и мировых цен. Конечно, эти расхождения существовали и раньше, «до перестройки». Но тогда экономика СССР была закрытой, существовала монополия внешней торговли и валютных отношений. А сейчас экономика России открыта для иностранных товаров и иностранных капиталов, и расхождения в уровнях и соотношениях внутренних и мировых цен стали реальной проблемой. Быстро изменить нашу систему цен и сделать ее подобной системам в развитых странах невозможно. Поэтому зачастую таможенные пошлины в оссии являются средством приспособления (и в какой-то мере защиты) нашей внутренней хозяйственной конъюнктуры к международным соотношениям. Помимо этого таможенные пошлины в нынешних условиях явля- тся важным средством стимулирования развития отечественного роизводства, поскольку уровень конкурентоспособности многих отраслей производства в России значительно ниже, чем в других стра-десь сказались и однобокое развитие производства в условиях диализма, и разрушительный характер рыночных реформ, привед-к падению производства и капитальных вложений, к деградации 9-572
технического уровня всей нашей экономики. Поэтому в настоящее время таможенные платежи являются комплексным и очень важным средством проведения финансовой политики, направленной на увеличение доходов бюджета, регулирование сальдо платежного баланса и обеспечения устойчивости курса национальной валюты, корректировку системы ден, защиту и стимулирование отечественного производства. Одновременно они служат и важным фактором включения нашей страны в международное разделение труда, средством активного участия в процессе глобализации мировой экономики, в достижении нашей страной статуса равноправного партнера в сообществе развитых стран. Таможенные пошлины — главный вид доходов бюджета от внешней торговли. Они подразделяются на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные). Преобладают обычно импортные пошлины, так как именно они выполняют (если это необходимо) функцию защиты внутреннего производителя от внешней конкуренции. Экспортные пошлины применяются крайне редко. Обычно они используются, если государство по тем или иным соображениям не заинтересовано в экспорте данной продукции, но все же не настолько, чтобы прямо запретить этот экспорт законодательно. В России, однако, есть повод для использования экспортных пошлин, связанный с нерациональной системой внутренних цен, например на энергоресурсы и металлолом. Помимо экспортных и импортных пошлин имеются еще и транзитные пошлины, применяемые при перевозке товаров через территорию данного государства. Россия в силу громадной территории, большой береговой линии и соответствующего воздушного пространства могла бы при создании современных путей сообщения извлекать немалые доходы из транзита грузов и по суше, и по морю, и в воздушном пространстве. Но это требует предварительных достаточно серьезных вложений. Величина таможенной пошлины зависит от таможенной ставки (тарифа), установленной по данному товару. Размер этой ставки зависит от режима торговли, который данная страна имеет с другими странами. Если этот режим характеризуется как «режим наибольшего благоприятствования», применяются базовые (относительно низкие) ставки. Если товары поступают из стран, называющихся развивающимися, то и базовые ставки снижаются. Если речь идет о странах, которым не предоставляется режим наибольшего благоприятствования, то ставки могут повышаться в 2 раза. Ставки таможенных тарифов не зависят от видов сделок. Как правило, таможенная пошлина определятся путем умножения ставки тарифа на таможенную стоимость об- гаемого товара. Для определения таможенной стоимости существу В целом процедура взимания таможенных пошлин технически и практически достаточно сложна. Поэтому сбор этих пошлин осуществляется специальными органами. Почти во всех странах сбор налогов и таможенных пошлин осуществляется разными организациями, что говорит о существенных различиях между этими видами доходов бюджета. Но в рамках бюджетной классификации, как уже говорилось, таможенные пошлины включаются в состав налогов. Жизнь сложнее любых классификаций, и на практике возникают ситуации, когда таможенные органы должны заниматься, казалось бы, не своим делом, а именно сбором налогов. Необходимость в этом возникает в тех случаях, когда в порядке импорта в страну ввозятся товары, облагаемые в этой стране согласно законодательству налогами и акцизами. Применительно к России речь идет о налоге на добавленную стоимость и акцизах на алкогольные напитки, табачные изделия и др. Ставки налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых таможенной службой, такие же, которые используются для товаров внутреннего производства. Это служит выравниванию экономических условий производства и реализации товаров для внешних и внутренних производителей. Спецификой России является взимание акцизов не только по импортируемым, но и в некоторых случаях и по экспортируемым товарам. В частности, обложение экспортируемых энергоресурсов происходит именно в форме взимания акцизов. Это относится также к нефти, газовому конденсату и природному газу. В связи с внешнеэкономической деятельностью возникает специфический вопрос возврата налога на добавленную стоимость тем участникам внешнеторговых операций, которые экспортируют товары, облагаемые этим налогом во внутреннем обороте. Речь идет о том, что экспортируемые товары освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС). Это правило действует во всех странах, применяющих данный налог. Оно призвано способствовать увеличению экспорта. Но поскольку НДС — универсальный налог, то эчти по любому товару он был уплачен на той или иной техноло-ческий стадии. Во внутренней торговле его конечным плателыци-°м является, как правило, население, а во внешней таким должен ь иностранный покупатель. Но так как установлена льгота для оваров, идущих на экспорт (освобождение от НДС), то надо компенсировать экспортеру уплаченный им НДС. Сумма этих возвратов игает значительных величин. Так, в 2002 г. налогоплательщикам озмещен НДС по операциям экспорта на сумму 240 млрд руб.,
из них зачтено в уплату других налогов 67,6%, возвращено на расчетные счета налогоплательщиков 32,4% общей суммы. Оборот столь крупных сумм привлекает внимание и желающих получить «возврат» появляется чрезвычайно много. На практике это очень сложный вопрос, так как кроме подлинных экспортеров находится масса недобросовестных лиц, изображающих таковых, предъявляющих фальшивые документы и требующих возврата НДС, а фактически пытающихся присвоить государственные деньги. Эта проблема существует во всех странах, использующих НДС, но в России она приняла особо широкие масштабы. Контроль за возвратом НДС осуществляет Министерство РФ по налогам и сборам. Помимо таможенных пошлин существуют и другие разнообразные таможенные платежи. К ним относятся таможенные сборы, платы и иные поступления. Деятельность таможенных органов весьма разнообразна, и за многие их услуги участникам внешнеторговой деятельности надо платить: за хранение товаров, за оформление документов, за выдачу лицензий, за предоставление информации, за консультации и т.п. Доходы от внешнеторговой деятельности присутствуют не только в налоговом разделе доходов бюджета, но и в составе неналоговых поступлений. Как уже говорилось, соответствующий раздел называется «Доходы от внешнеэкономической деятельности». Внешнеэкономическая деятельность шире внешнеторговой и включает в себя кредитные отношения государства с другими странами. В состав внешнеэкономических доходов включаются: проценты, выплачиваемые правительствами иностранных государств по кредитам, предоставленным им от Российской Федерации; средства, поступающие от российских предприятий и организаций в уплату процентов и гарантий по кредитам, полученным Российской Федерацией от зарубежных правительств, банков, фирм и других юридических лиц, а также от международных финансовых организаций. Помимо этого в данной статье учитываются доходы от централизованного экспорта, некоторые таможенные платежи (в основном сборы) и другие сравнительно небольшие поступления. Как видно, бюджет, как главный финансовый баланс страны, объединяет в своих доходах движения средств различного направления: и непосредственный прирост доходов (платежи иностранных государств), и промежуточные поступления — деньги, предназначенные для последующих платежей зарубежным контрагентам. В заключение следует подчеркнуть особую роль доходов бюджета от внешнеторговых отношений в современных условиях. Да, теоретически их большая доля во всех доходах нецелесообразна, так как они непостоянны и могут вести к неустойчивости финансового состояния страны. Но в условиях резкого сокращения объема производства и доходов по сравнению с дореформенным периодом поступление дохода из любого источника желательно и приобретает важное значение. Поэтому, пока страна не вошла в режим устойчивого и быстрого развития, доходы от внешней торговли жизненно необходимы, так как они не только увеличивают общую массу финансовых ресурсов, но и сами могут рассматриваться как один из источников инвестиций, т.е. они сами являются важным фактором экономического роста. Глава 7. Внебюджетные и бюджетные целевые фонды 1. Экономическая сущность и структура внебюджетных фондов Становление в России основ рыночной экономики продиктовало необходимость коренных преобразований в организационной структуре хозяйства. В ходе этого процесса произошла реструктуризация и ее центрального звена — общегосударственных финансов, которые включают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты местных (муниципальных) органов управления, а также государственные внебюджетные фонды. В результате рыночных преобразований основная масса финансовых ресурсов перешла из сектора государственного управления под контроль негосударственных структур. Вместе с тем государственные финансы продолжают оставаться инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики государства. Одним из результатов структурных преобразований явилось выделение и обособление так называемых внебюджетных фондов, призванных обеспечить полноту и устойчивость финансирования важнейших социально-экономических программ. Правовой основой возникновения и функционирования внебюджетных фондов стал принятый 10 октября 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного Устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В нем, в частности, было указано, что в соответствии с решениями Верховного Совета СФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР, а также местных Советов народных депутатов в рамках законодательства СФСР могут «образовываться целевые внебюджетные фонды...», озже, в 1993 г. это право было подтверждено особым законом Рос-тской Федерации, где кроме предоставления права образовывать знебюджетные фонды были изложены основные принципы их формирования и деятельности. Правовой статус, порядок создания, дея-1ости и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются в настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республики в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.). Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных объединений. Вместе с тем средства внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Государство осуществляет руководство и правовую регламентацию их деятельности. Органы государственной власти, в частности, определяют целевое назначение и задачи деятельности конкретного внебюджетного фонда, источники формирования его доходов, среди которых важнейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый в централизованном порядке. Кроме того, государство определяет направления использования средств, аккумулируемых внебюджетными фондами. Однако задачи оперативного руководства и управления формированием и использованием средств внебюджетных фондов выполняются правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет, сметы расходов, отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты внебюджетных фондов. Образование внебюджетных фондов означало определенную децентрализацию государственных финансов, считалось, что это будет соответствовать новым рыночным принципам хозяйствования. Но реальная практика функционирования этих фондов характеризуется достаточно противоречивыми результатами.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |