Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Негосударственные пенсионные фонды




Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными соци­альными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсион­ные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерчес­кой основе. О масштабах их деятельности в Российской Федерации свидетельствуют следующие данные. На 1 марта 2002 г. лицензии имели 274 фонда, их резервы превысили 35 млрд руб. Использование этих средств регламентируется правительством. Так, нельзя вклады­вать более 20% в один объект финансирования, не более 20% средств могут быть вложены в эмиссионные ценные бумаги, вложения в госу­дарственные ценные бумаги не должны превышать 50% резервов НПФ и т.п. Однако предусмотрена процедура, разрешающая и другие соотношения в инвестировании средств НПФ.

Негосударственные пенсионные фонды как система пенсионных фондов предназначены для выплаты дополнительных пенсий, образу­емых за счет взносов физических и юридических лиц. Начало деятель­ности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президен­та Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах».

Дополнительная негосударственная система пенсионного обеспе­чения граждан Российской Федерации строится на принципах, отлич­ных от тех, которые положены в основу государственного пенсионно-

обеспечения. Прежде всего это касается принципа добровольности Участия в этой системе. В указе о негосударственных пенсионных фондах подчеркивалось, что предприятия, учреждения и организации, оанки, коллективы граждан, общественные объединения не должны, а Лишь могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на Правах юридических лиц.

Важное принципиальное отличие негосударственной пенсионной •*стемы от государственной заключается в том, что здесь не применя-




 


ется принцип солидарности поколений, когда выплата пенсий нера­ботающим производится за счет доходов работающих, а действует принцип долгосрочного индивидуального накопления фонда каждым работником, из которого после наступления пенсионного возраста за­страхованного выплачивается индивидуальная пенсия. При наступле­нии пенсионного возраста участник фонда получает пенсионные на­копления, имеющиеся на его именном счете, сразу или по частям, в соответствии с договором. Пенсионные накопления состоят из пенси­онных взносов и соответствующей доли доходов, полученных от ин­вестирования активов фонда.

В фондах с установленными выплатами в момент заключения до­говора определяется фиксированный размер будущей пенсии. При этом принципы и порядок определения размера пенсионного взноса устанавливаются фондом в зависимости от продолжительности внесе­ния пенсионных взносов, инвестиционной политики, оценки эконо­мической ситуации в стране или регионе, инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. Для этого проводятся сложные математические актуарные расчеты баланса пенсионных на­коплений и выплат. В любом случае участнику фонда гарантируется выплата пенсии на условиях, предусмотренных в договоре.

Участник фонда имеет право перевести средства, находящиеся на его именном счете, в другой фонд в порядке и на условиях, предусмот­ренных договором между вкладчиком (участником) и фондом. Фонд обязан в сроки и на условиях, определяемых договором, перевести в другой фонд указанные средства за вычетом доказанных убытков, по­несенных фондом, порядок определения которых должен быть указан в договоре. Наследуются пенсионные накопления в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации.

Важной в организационном и экономическом отношении особен­ностью системы негосударственного пенсионного обеспечения явля­ется наделение негосударственного пенсионного фонда правом само­стоятельно, без вмешательства государства устанавливать размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществление выплат по вза­имной договоренности со страхователями на основании утвержденно­го договора. i

Наряду с указом президента правовую основу негосударственных фондов составляет пакет правовых документов, регламентирующих деятельность компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций активов негосударственных пенсионных фондов, феде­ральной инспекции негосударственных пенсионных фондов. В соот­ветствии с ныне действующим законодательством негосударственные


пенсионные фонды — это некоммерческие организации, которые ак­кумулируют пенсионные взносы участников и плательщиков на именных лицевых счетах.

В систему негосударственного пенсионного обеспечения входят страховые компании, банки, пенсионные фонды (кассы) предпри­ятий. Большинство из создаваемых фондов — это общества с ограни­ченной ответственностью или общественные организации.

Фонды могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для установленных целей. К таким видам деятельности относится передача активов фонда в уп­равление компаниям с целью получения дохода от использования имущества и средств, переданных фонду его учредителями, другими юридическими и физическими лицами, направляемого исключитель­но на уставные цели.

Учредителями фондов могут быть предприятия, банки, профсо­юзы, другие юридические и физические лица, т.е. практически нет ограничений на право быть учредителем.

Условно можно выделить фонды открытого и закрытого типа. Фонд закрытого типа создается только для участников, сгруппирован­ных по определенному признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд, работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.). Фонд открытого типа не имеет таких ограничений.

Высшим органом управления фондом является Совет фонда. Совет фонда состоит из представителей учредителей, участников фонда и руководителя исполнительной дирекции. В Совет фонда могут также входить представители вкладчика. Нормы представитель­ства определяются учредителями. Оперативное управление деятель­ностью фонда осуществляет Исполнительная дирекция. Прекращение деятельности фонда может осуществляться через его реорганизацию или ликвидацию. Решение о реорганизации или ликвидации фонда принимается при безусловном выполнении обязательств перед участ­никами.

Активы фонда передаются в доверительное управление одной или нескольким компаниям. Взаимоотношения между фондами и компа­ниями строятся на основании договора об управлении активами фонда. Фонд оплачивает услуги компании в форме комиссионных, размеры и условия выплаты которых устанавливаются в договоре между ними.

Компания должна иметь лицензию на соответствующий вид ин­вестиционной деятельности, а руководители и специалисты компа­хи, непосредственно обеспечивающие совершение операций с цен-




 


ными бумагами или участвующие в заключении сделок с ценными бумагами от лица компании, должны иметь квалификационные аттес­таты на право совершения операций с ценными бумагами.

Для определения размера обязательств и для координации инвес­тиционной деятельности, а также повышения эффективности исполь­зования активов негосударственного пенсионного фонда проводятся актуарные расчеты.

Специальные математические модели позволяют рассчитать и спрогнозировать основные статьи расходов и доходов фонда и компа­нии, в том числе объем:

• поступлений в виде взносов;

• активов, находящихся в обороте;

■ предполагаемого инвестиционного дохода;

• приращенной стоимости активов;

• расходов на содержание аппарата фонда;

• вознаграждения компании;

• средств, необходимых для покрытия обязательств фонда по вы­
плате пенсий;

• резервных средств, находящихся в высоколиквидной форме,
для покрытия непредвиденных расходов.

Формирование системы негосударственных пенсионных фондов нельзя считать законченным. Пройдена только начальная стадия их образования. Реальная российская практика вносит свои корректи­ровки в этот процесс. Предстоит еще много сделать для совершенст­вования правовой базы функционирования негосударственных пен­сионных фондов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.