КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Негосударственные пенсионные фонды
Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. О масштабах их деятельности в Российской Федерации свидетельствуют следующие данные. На 1 марта 2002 г. лицензии имели 274 фонда, их резервы превысили 35 млрд руб. Использование этих средств регламентируется правительством. Так, нельзя вкладывать более 20% в один объект финансирования, не более 20% средств могут быть вложены в эмиссионные ценные бумаги, вложения в государственные ценные бумаги не должны превышать 50% резервов НПФ и т.п. Однако предусмотрена процедура, разрешающая и другие соотношения в инвестировании средств НПФ. Негосударственные пенсионные фонды как система пенсионных фондов предназначены для выплаты дополнительных пенсий, образуемых за счет взносов физических и юридических лиц. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах». Дополнительная негосударственная система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации строится на принципах, отличных от тех, которые положены в основу государственного пенсионно- обеспечения. Прежде всего это касается принципа добровольности Участия в этой системе. В указе о негосударственных пенсионных фондах подчеркивалось, что предприятия, учреждения и организации, оанки, коллективы граждан, общественные объединения не должны, а Лишь могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на Правах юридических лиц. Важное принципиальное отличие негосударственной пенсионной •*стемы от государственной заключается в том, что здесь не применя-
ется принцип солидарности поколений, когда выплата пенсий неработающим производится за счет доходов работающих, а действует принцип долгосрочного индивидуального накопления фонда каждым работником, из которого после наступления пенсионного возраста застрахованного выплачивается индивидуальная пенсия. При наступлении пенсионного возраста участник фонда получает пенсионные накопления, имеющиеся на его именном счете, сразу или по частям, в соответствии с договором. Пенсионные накопления состоят из пенсионных взносов и соответствующей доли доходов, полученных от инвестирования активов фонда. В фондах с установленными выплатами в момент заключения договора определяется фиксированный размер будущей пенсии. При этом принципы и порядок определения размера пенсионного взноса устанавливаются фондом в зависимости от продолжительности внесения пенсионных взносов, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране или регионе, инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. Для этого проводятся сложные математические актуарные расчеты баланса пенсионных накоплений и выплат. В любом случае участнику фонда гарантируется выплата пенсии на условиях, предусмотренных в договоре. Участник фонда имеет право перевести средства, находящиеся на его именном счете, в другой фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком (участником) и фондом. Фонд обязан в сроки и на условиях, определяемых договором, перевести в другой фонд указанные средства за вычетом доказанных убытков, понесенных фондом, порядок определения которых должен быть указан в договоре. Наследуются пенсионные накопления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Важной в организационном и экономическом отношении особенностью системы негосударственного пенсионного обеспечения является наделение негосударственного пенсионного фонда правом самостоятельно, без вмешательства государства устанавливать размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществление выплат по взаимной договоренности со страхователями на основании утвержденного договора. i Наряду с указом президента правовую основу негосударственных фондов составляет пакет правовых документов, регламентирующих деятельность компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций активов негосударственных пенсионных фондов, федеральной инспекции негосударственных пенсионных фондов. В соответствии с ныне действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды — это некоммерческие организации, которые аккумулируют пенсионные взносы участников и плательщиков на именных лицевых счетах. В систему негосударственного пенсионного обеспечения входят страховые компании, банки, пенсионные фонды (кассы) предприятий. Большинство из создаваемых фондов — это общества с ограниченной ответственностью или общественные организации. Фонды могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для установленных целей. К таким видам деятельности относится передача активов фонда в управление компаниям с целью получения дохода от использования имущества и средств, переданных фонду его учредителями, другими юридическими и физическими лицами, направляемого исключительно на уставные цели. Учредителями фондов могут быть предприятия, банки, профсоюзы, другие юридические и физические лица, т.е. практически нет ограничений на право быть учредителем. Условно можно выделить фонды открытого и закрытого типа. Фонд закрытого типа создается только для участников, сгруппированных по определенному признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд, работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.). Фонд открытого типа не имеет таких ограничений. Высшим органом управления фондом является Совет фонда. Совет фонда состоит из представителей учредителей, участников фонда и руководителя исполнительной дирекции. В Совет фонда могут также входить представители вкладчика. Нормы представительства определяются учредителями. Оперативное управление деятельностью фонда осуществляет Исполнительная дирекция. Прекращение деятельности фонда может осуществляться через его реорганизацию или ликвидацию. Решение о реорганизации или ликвидации фонда принимается при безусловном выполнении обязательств перед участниками. Активы фонда передаются в доверительное управление одной или нескольким компаниям. Взаимоотношения между фондами и компаниями строятся на основании договора об управлении активами фонда. Фонд оплачивает услуги компании в форме комиссионных, размеры и условия выплаты которых устанавливаются в договоре между ними. Компания должна иметь лицензию на соответствующий вид инвестиционной деятельности, а руководители и специалисты компахи, непосредственно обеспечивающие совершение операций с цен-
ными бумагами или участвующие в заключении сделок с ценными бумагами от лица компании, должны иметь квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами. Для определения размера обязательств и для координации инвестиционной деятельности, а также повышения эффективности использования активов негосударственного пенсионного фонда проводятся актуарные расчеты. Специальные математические модели позволяют рассчитать и спрогнозировать основные статьи расходов и доходов фонда и компании, в том числе объем: • поступлений в виде взносов; • активов, находящихся в обороте; ■ предполагаемого инвестиционного дохода; • приращенной стоимости активов; • расходов на содержание аппарата фонда; • вознаграждения компании; • средств, необходимых для покрытия обязательств фонда по вы • резервных средств, находящихся в высоколиквидной форме, Формирование системы негосударственных пенсионных фондов нельзя считать законченным. Пройдена только начальная стадия их образования. Реальная российская практика вносит свои корректировки в этот процесс. Предстоит еще много сделать для совершенствования правовой базы функционирования негосударственных пенсионных фондов.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |