Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники бюджетного процесса




Бюджетный процесс

ЬюджетныЙ. процесс включает в себя составление, рассмотрение, верждение и исполнение всех видов бюджета. В него входят также Верждение отчета об исполнении бюджета и контроль за ходом бюд-




 


жетного процесса на всех его стадиях. Бюджетный процесс осущест­вляется по жестко установленным правилам в силу важности бюджета как экономического инструмента. Утверждение проекта, контроль за исполнением, утверждение отчета об исполнении бюджета — все про­цессы формирования бюджета, его исполнения и контроля за исполь­зованием выделенных бюджетных ассигнований находятся в компе­тенции определенных органов законодательных и исполнительных властей. Законодательная база бюджетного процесса в РФ строится, исходя из федеративного устройства государства. Главный закон, ре­гулирующий бюджетные отношения в России, — это Бюджетный кодекс РФ. Бюджетный кодекс вводит специальные понятия «бюд­жетные полномочия» и «участники бюджетного процесса». Под бюд­жетными полномочиями в общем смысле понимается предоставление возможностей каким-либо организациям и должностным лицам при­нимать участие в бюджетном процессе. В принципе это ограничивает число участников бюджетного процесса и сферу компетенции каждо­го из них определенными действиями. Это — разумный шаг, так как он обеспечивает квалифицированный и профессиональный подход к бюджетному процессу. К тому же эти правила не исключают самого широкого обсуждения любой стадии бюджетного процесса в средствах массовой информации.

На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои осо­бенности. Полномочия органов власти РФ закреплены в Конституции Российской Федерации, Бюджетном кодексе РФ, Законе РФ «Об ос­новах бюджетных прав представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, органов местного самоуправления» и в целом ряде других законов.

Федеральные органы власти осуществляют законодательное регу­лирование бюджетных отношений. Они устанавливают основы бюд­жетного устройства и бюджетного процесса, действующие на всей территории России, которые находят конкретные отражения в норма­тивных документах органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Органы власти РФ формируют и исполняют феде­ральный бюджет. При этом российское законодательство детально регламентирует порядок осуществления бюджетного процесса. По фе­деральному бюджету ежегодно принимается специальный федераль­ный закон.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, вхо­дят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) контроля.


Участниками бюджетного процесса в РФ выступают:. Президент РФ;

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица
субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы,
органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномо­
ченные органы);

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового кон­
троля;

• государственные внебюджетные фонды;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

• иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ
возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные орга­низации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюд­жета. Включение государственных внебюджетных фондов в число участников бюджетного процесса (а оно необходимо) лишний раз подчеркивает искусственность их отделения от бюджета. Из приве­денных положений Бюджетного кодекса РФ следует, что на федераль­ном уровне участниками бюджетного процесса с соответствующими полномочиями являются высшие органы законодательной и исполни­тельной власти, включая, естественно, и Президента РФ как высшее должностное лицо. Конкретно в число этих органов входят Федераль­ное Собрание от законодательной власти, Правительство и круг важ­нейших министертв и ведомств от исполнительной власти. Наиболее важные из них: Министерство финансов и его система, налоговые и таможенные ведомства, Министерство экономического развития и торговли. Контроль за ходом бюджетного процесса осуществляется как подразделениями законодательной власти (Счетная палата), так и исполнительной власти (контрольно-ревизионное управление Мин­фина и другие ведомственные контролирующие системы). К участни­кам бюджетного процесса относится Банк России и некоторые другие нки, в основном с государственным участием. Банковская система занята главным образом перечислением бюджетных денег, но Банк; оссии принимает иногда решения, от которых зависят доходы и рас-°Ды бюджета, прежде всего в части формирования и обслуживания государственного долга.

л i федеральном уровне многие ведомства выступают участниками Джетного процесса, не как отвечающие за бюджет в целом, а в роли




 


ответственных за отдельные статьи доходов и расходов. Это касается как очень важных расходов бюджета, особенно таких статей, как обо­рона, охрана общественного порядка и т.д., так и всех остальных. Соответствующие ведомства представляют свои соображения по буду­щим расходам бюджета в части своей компетенции. Они же отчитыва­ются перед правительством в расходе полученных бюджетных денег. За каждой статьей расходов бюджета стоит либо определенное ведом­ство, либо какая-то другая организационная структура. Иначе и быть не может, ведь деньги должны идти по определенному адресу. Поми­мо четкого обозначения юридического лица — получателя бюджетных денег специально предусмотрено и право на распределение получен­ных бюджетных денег.

Иначе говоря, юридическое лицо — получатель бюджетных де­нег — может выполнять две функции: оно может само использовать бюджетные средства на свои нужды (разумеется, в соответствии с ут­вержденным бюджетом). Оно может (должно) распределить получен­ные средства между другими юридическими лицами (как правило, «нижестоящими»). Если выполняются функции распределения, то со­ответствующая организация называется главным распорядителем бюджетных средств или просто распорядителем бюджетных средств. В их полномочия входит очень важное право: они делят полученные суммы средств между конкретными адресатами — юридическими ли­цами. Главный распорядитель составляет бюджетную роспись, ут­верждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, определяет лимиты бюджетных обязательств по подве­домственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Распорядитель бюджет­ных средств имеет примерно те же функции, что и главный распоря­дитель, он находится в подчинении главного распорядителя и работа­ет на более низком конкретном уровне в соответствии с ведомствен­ной классификацией расходов соответствующего бюджета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.