Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы и расходы бюджета




Доходы и расходы бюджета характеризуют финансовые потоки (суммы денежных средств), поступающие в бюджет и выходящие из него; преобразование доходов в расходы — это и есть главная деятель­ность бюджетной системы. Хотя конечной целью составления бюдже­та являются расходы, но основой его, конечно, служат доходы. Дохо­ды бюджета по своему объему и составу непосредственно зависят от эффективности экономики, ее отраслевой структуры, от суммы дохо-


создаваемых и получаемых экономическими субъектами, от сред-' Шевого размера доходов как по отношению к численности заня­тых в хозяйстве, так и по отношению ко всему населению.

Доходы бюджета

Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет — не однозначный процесс, он не просто обеспечи­вает финансовые потребности государства, но и оказывает существен­ное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.

Обеспечение доходной базы бюджета тесно связано с проблемой социальной справедливости, и, хотя невозможно добиться того, чтобы все граждане были во всем довольны государством, надо стремиться к минимизации возможного недовольства. Поэтому разностороннее воздействие процесса формирования доходов бюджета на экономику и общество предполагает надежное обоснование всех действий орга­низаций и лиц, уполномоченных на сбор этих доходов. Обоснованием должны служить прежде всего нормы права, законы, в которых зафик­сированы решения законодательной и исполнительной власти по дан­ному вопросу. Сбор доходов бюджета требует соответствующей орга­низации, и во всех странах имеются специальные ведомства, занятые этим важным делом, часто их бывает несколько. В России, к примеру, за поступление бюджетных доходов отвечают Министерство по нало­гам и сборам и Государственный таможенный комитет.

Большое разнообразие экономических отношений порождает множественность видов доходов в хозяйстве, а отсюда следует и необ­ходимость иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных доходов существенно различаются по объектам получе­ния, способам взимания, по своей социальной и экономической зна­чимости.

Система бюджетных доходов формируется исторически, она долж­на быть достаточно стабильной, чтобы иметь возможность опираться на уже сложившиеся традиции, но вместе с тем она и подвижна, так : к происходят существенные изменения в экономике и в обществе, и она должна на них реагировать.

s настоящее время в России сложились три основные группы бюд-

?тных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных

-левых фондов. Кроме этого, имеются еще и безвозмездные поступле-

'ти поступления связаны обычно с движением средств между

Джетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами,




 


между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, с ис­пользованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов. В целом эта статья доходов в консолидированном бюджете составляет менее процента общей величины доходов. В дальнейшем изложении она не будет упоминаться. Выделение третьей группы — доходов бюджетных целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России, эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическо­му смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета — налоги и неналоговые платежи. Главной из этих групп являются, конечно, налоги (подробная их характеристика будет дана в главе 6). Прежде всего они преобладают количественно. Если исключить бюджетные целевые фонды, то налоги составляют почти 91,3% доходов консолидированного бюджета 2001 г., а ненало­говые платежи — 8,7%. Основной доход в составе неналоговых плате­жей — это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это как бы доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных орга­низаций. Возможно, их доля в ближайшие годы несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организована на более вы­годных для государства началах, а также в случае повышения эффек­тивности текущей эксплуатации государственного имущества.

Итак, главный источник доходов государства — это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту взимания. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию прода­жи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваются следующие группы налогов:

* налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются
налоги на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц;

* налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные
сборы; сюда включаются налог на добавленную стоимость, акцизы по
товарам, производимым в России, и по товарам, ввозимым в Россию,
сборы, налог с продаж и др.;

* налоги на совокупный доход. Это налоги в основном для мел­
ких предпринимателей, которые в своем учете не отделяют прибыль
от валового дохода, здесь же фигурирует налог на вмененный доход;


. налоги на имущество;

. •. платежи за пользование природными ресурсами. Эта группа со­держит очень много платежей, относящихся к различным природным песурсам (недра; континентальный шельф, лесной фонд, водные объ­екты, сюда же включаются экологические платежи и платежи за право пользования биологическими ресурсами;

• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опера­ции. Это в основном таможенные платежи;

■ прочие налоги, пошлины и сборы. Здесь самый заметный пла-теж ___ государственная пошлина.

Особая проблема — распределение налогов и других доходов бюд-жетапо уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные (муниципальные) бюджеты. Подробно этот вопрос рассматривается в главе 8. Общий принцип такой: по­ступления от определенного налога либо целиком идут в один бюд­жет, либо они делятся между различными бюджетами. Это практичес­ки очень сложная и очень важная проблема, так как налоги далеко не равноценны для финансистов-бюджетников. Есть крупные налоги с хорошей «собираемостью», а есть и мелкие налоги, от уплаты которых легко уклониться. Поэтому распределение налогов между бюджета­ми — актуальный и очень конфликтный вопрос.

Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в со­ответствии с действующим законодательством.

Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливае­мые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физичес­ких лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответ­ствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъек­тов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъ­ектов РФ. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и др.

Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в дей­ствие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовы-1И актами представительных органов местного самоуправления и обя­зательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве

анкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами Указанных субъектов РФ.




 


               
 
   
 
   
 
   
 

1 <



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.