КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы и расходы бюджета
Доходы и расходы бюджета характеризуют финансовые потоки (суммы денежных средств), поступающие в бюджет и выходящие из него; преобразование доходов в расходы — это и есть главная деятельность бюджетной системы. Хотя конечной целью составления бюджета являются расходы, но основой его, конечно, служат доходы. Доходы бюджета по своему объему и составу непосредственно зависят от эффективности экономики, ее отраслевой структуры, от суммы дохо- создаваемых и получаемых экономическими субъектами, от сред-' Шевого размера доходов как по отношению к численности занятых в хозяйстве, так и по отношению ко всему населению. Доходы бюджета Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет — не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством. Обеспечение доходной базы бюджета тесно связано с проблемой социальной справедливости, и, хотя невозможно добиться того, чтобы все граждане были во всем довольны государством, надо стремиться к минимизации возможного недовольства. Поэтому разностороннее воздействие процесса формирования доходов бюджета на экономику и общество предполагает надежное обоснование всех действий организаций и лиц, уполномоченных на сбор этих доходов. Обоснованием должны служить прежде всего нормы права, законы, в которых зафиксированы решения законодательной и исполнительной власти по данному вопросу. Сбор доходов бюджета требует соответствующей организации, и во всех странах имеются специальные ведомства, занятые этим важным делом, часто их бывает несколько. В России, к примеру, за поступление бюджетных доходов отвечают Министерство по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет. Большое разнообразие экономических отношений порождает множественность видов доходов в хозяйстве, а отсюда следует и необходимость иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных доходов существенно различаются по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической значимости. Система бюджетных доходов формируется исторически, она должна быть достаточно стабильной, чтобы иметь возможность опираться на уже сложившиеся традиции, но вместе с тем она и подвижна, так : к происходят существенные изменения в экономике и в обществе, и она должна на них реагировать. s настоящее время в России сложились три основные группы бюд- ?тных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных -левых фондов. Кроме этого, имеются еще и безвозмездные поступле- 'ти поступления связаны обычно с движением средств между Джетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами,
между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов. В целом эта статья доходов в консолидированном бюджете составляет менее процента общей величины доходов. В дальнейшем изложении она не будет упоминаться. Выделение третьей группы — доходов бюджетных целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России, эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета — налоги и неналоговые платежи. Главной из этих групп являются, конечно, налоги (подробная их характеристика будет дана в главе 6). Прежде всего они преобладают количественно. Если исключить бюджетные целевые фонды, то налоги составляют почти 91,3% доходов консолидированного бюджета 2001 г., а неналоговые платежи — 8,7%. Основной доход в составе неналоговых платежей — это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это как бы доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Возможно, их доля в ближайшие годы несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организована на более выгодных для государства началах, а также в случае повышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества. Итак, главный источник доходов государства — это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту взимания. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваются следующие группы налогов: * налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются * налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные * налоги на совокупный доход. Это налоги в основном для мел . налоги на имущество; . •. платежи за пользование природными ресурсами. Эта группа содержит очень много платежей, относящихся к различным природным песурсам (недра; континентальный шельф, лесной фонд, водные объекты, сюда же включаются экологические платежи и платежи за право пользования биологическими ресурсами; • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Это в основном таможенные платежи; ■ прочие налоги, пошлины и сборы. Здесь самый заметный пла-теж ___ государственная пошлина. Особая проблема — распределение налогов и других доходов бюд-жетапо уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные (муниципальные) бюджеты. Подробно этот вопрос рассматривается в главе 8. Общий принцип такой: поступления от определенного налога либо целиком идут в один бюджет, либо они делятся между различными бюджетами. Это практически очень сложная и очень важная проблема, так как налоги далеко не равноценны для финансистов-бюджетников. Есть крупные налоги с хорошей «собираемостью», а есть и мелкие налоги, от уплаты которых легко уклониться. Поэтому распределение налогов между бюджетами — актуальный и очень конфликтный вопрос. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы. Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и др. Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовы-1И актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве анкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами Указанных субъектов РФ.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |