Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии планирования бюджета




Планирование бюджета

Бюджет, являясь в современных условиях способом планирования вития общества, сам также является объектом планирования. Су-чггвует крупная проблема составления бюджета, включающая в себя методологию, нормативы, схемы и последовательность передачи ин­формации, согласованные действия всех государственных ведомств. Наибольшая доля работы при составлении проекта бюджета, естест­венно, приходится на Министерство финансов. Планирование самого бюджета в соответствии с терминологией Бюджетного кодекса можно назвать составлением бюджета. Но можно использовать и оба терми­на, договорившись об их соотношении.

' Под планированием бюджета можно понимать всю работу государ­ственных структур, связанную с появлением бюджета на очередной год в законченном виде. В этом случае составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение в высших органах исполнительной и законодательной власти можно рассматривать как последовательные стадии планирования бюджета. В принципе, конечно же, составле­ние, рассмотрение и утверждение реально входят в общий процесс формирования бюджета, и обобщение этих стадий в едином термине имело бы положительное воздействие на организацию всей работы по бюджету. К тому же термин «планирование» имеет определенное тео­ретико-методологическое содержание и хорошо подходит для характе­ристики процесса по существу. Желательно, чтобы при будущих изме­нениях Бюджетного кодекса такие поправки в термины были вне­сены.

Планирование бюджета включает в себя несколько стадий и опре­деленные методологические подходы. Некоторые из них заслуживают отдельного рассмотрения. Естественной предпосылкой планирования 'ДЖета является сбор (наличие) информации о фактических бюджет-них расходах и доходах, как они сложились за прошлый год, а еще по Шб ~~ За годы- Желательно иметь фактический материал, особенно х°Дам, минимум за 5 лет. Этот норматив просто выработался на ике в других странах. Приемлем он и для России, хотя неустой-




 


чивость ее экономического и финансового положения выражается r существенных колебаниях данных по годам. Но знать это необходимо так как тенденции прошлого в любом случае влияют на настоящее, а I какой-то степени и на будущее.

Обычно считается, что знание прошлого фактического материала необходимо прежде всего как база для получения плановых показате­лей на будущее. В какой-то мере это так. Всем понятно, что настоящее тесно связано с прошлым. Но такой подход нельзя абсолютизировать Фактически он означает, что показатели будущего бюджета возникают как скорректированные данные прошлого года или нескольких лет. Отчетные данные увеличивают на какой-то процент и получают бюд­жет будущего года. Это хорошо известный еще из практики централи­зованного планирования прием «от достигнутого». К сожалению, такая известность говорит только о низком качестве планирования в централизованном хозяйстве и неумении улучшить экономическое положение «планируемого» объекта. При планировании бюджета в ус­ловиях рыночной экономики (когда экономические субъекты сами принимают хозяйственные решения) прием «от достигнутого» нельзя считать универсальным. Только отсутствие необходимой информа­ции, низкая квалификация работников соответствующих органов могут служить основанием для применения подобного метода. В чем тут дело, что особенного плохого в этом приеме?

Как ни странно, но тут затрагиваются принципиальные моменты, Главный недостаток планирования «от достигнутого» состоит в том, что само «достигнутое» считается непогрешимым, вполне приемле­мым как база для расчетов будущих расходов бюджета. За таким мне­нием скрывается ошибочная трактовка целей бюджетного финанси­рования, его экономического смысла. На обывательском уровне и, к сожалению, у многих работников финансовой системы конечная цель бюджетного финансирования выглядит как предоставление опреде­ленной суммы денег определенному экономическому субъекту на оп­ределенную цель. Деньги предоставлены — все в порядке, можно их считать базой для расчета будущего года. Но более внимательное рас­смотрение вопроса показывает недостаточность такого подхода. Глав­ная цель планирования бюджета (его составления и исполнения) не в том, чтобы раздать деньги десяткам и сотням тысяч организаций, а в том, чтобы добиться определенной эффективности этих расходов. Ра" зумеется, нужно обеспечить точное адресное поступление денег и п° срокам, и по сумме тому, кому они предназначены; нужно знать, на что именно они израсходованы. Но конечная цель бюджетного Фй~ нансирования — получение определенной эффективности от эти* расходов, что, в сущности, означает необходимость выяснения смысл*


енежной траты, реальных последствий данного денежного рас-
эТои д этот СМысл очевиден, а иногда и не очень. Например,

шения ур0ВНЯ образования в сельской местности можно тре-Я П повышения заработной платы работающих там учителей. 3«но добиться такого повышения. Но этот дополнительный расход, ее всего, никак не отразится на уровне подготовки выпускников, помимо этого не принять меры по улучшению материальной зы школ, их укрупнению и т.д. Цель этого чисто иллюстративного ера __ только показать, что трата бюджетных денег не всегда ведет к получению эффекта. Деньги — это одно, а получение от них эффекта — Другое экономическое явление. Поэтому механическое воспроизводство в новом бюджете всех расходов прежнего бюджета не может быть исходным принципом бюджетного планирования. Повто­рим, что главная задача бюджета не предоставление денег, а достиже­ние за счет этого предоставления каких-то конкретных целей. Достиг­нуты эти цели — хорошо, не достигнуты — бюджетные деньги «ушли в песок», хотя формально бюджет выполнен.

Другими словами, фактические расходные показатели бюджета прошлого года должны быть проанализированы, во-первых, с точки зрения выяснения необходимости любой данной статьи расходов, т.е. нужна ли вообще эта статья в бюджете или нет, независимо от того, сколько лет она уже находится в составе бюджета, а во-вторых, с точки зрения суммы затрат: нельзя ли уменьшить расходы по этой статье, исходя из того реального эффекта, который достигается затратой по­казанных в отчете денег. Этот двойственный подход должен быть обя-ельным при анализе прошлых данных с точки зрения возможного их использования для составления будущего бюджета.

о если фактические данные бюджетных расходов прошлых лет

являются не очень надежной базой для составления нового бюджета,

S смысл в сборе и систематизации такой информации? Смысл

ть, и очень большой. Накопленный упорядоченный массив инфор-

и может быть использован для выявления определенных объек-

'енденций в развитии бюджета, что, в свою очередь, может

использовано для прогнозирования некоторых показателей по

to и расходам. Кроме того, фактический материал должен быть

гово НализиР°ван именно с точки зрения эффективности, о которой

>сь выше. Это, конечно, очень трудная задача, и вряд ли она

настоящее время в преобладающем большинстве случаев

авления бюджетных средств. Но с точки зрения теории имен-

тивно И3 Факткческих бюджетных расходов прошлых лет, их эффек-

екта 6fn 0Жет эти данные сделать полезными при составлении про-

Джета будущего года. В ходе этого анализа не исключено выяв-




 


ление отрицательной эффективности, проще говоря, исчезновения (как правило, воровства) бюджетных денег или нулевой эффективно^ ти, т.е. затрат бюджетных денег впустую. Последний случай особенно интересен, так как с формальной точки зрения здесь все в полном порядке, нарушений законов нет. Но деньги бюджета пропали даром В случае использования при планировании бюджета механического принципа «от достигнутого» в новом бюджете будут воспроизведены все подобные потери, образовавшиеся в прошлых бюджетах. Поэтому анализ фактических данных за прошлые годы должен быть нацелен прежде всего на выявление пустой траты бюджетных денег с тем чтобы исключить такие ситуации в новом бюджете.

С определенным сожалением следует заметить, что метод анализа эффективности бюджетных расходов разработан очень слабо, и поэто­му активная борьба между использованием при планировании бюдже­та метода «от достигнутого» (база плюс прирост) и метода анализа эф­фективности бюджетных расходов еще впереди. Желательно прежде всего иметь методику количественной оценки и эффективности, и не­нужности бюджетных трат, чтобы можно было четко характеризовать расходы прошлых лет и использовать накопленный опыт при форми­ровании новых бюджетов.

Составление бюджета-плана, разумеется, не сводится к тщатель­ному анализу фактических бюджетов прошлых лет, главное в нем — определение основных целей развития общества на бюджетный год. Пос­ледний фактор по важности может стоять впереди. В России это дела­ет Правительство на основе разработок экономических ведомств Центрального банка. Речь идет об основных макроэкономических по­казателях, увязанных между собой и дающих как бы первые наметк* по сумме и структуре федерального бюджета. Подробнее о порядке формирования этого документа будет сказано в разделе о бюджетном процессе. Но, разумеется, качество планирования бюджета значитель­но повысится, если общество будет располагать не только кратковре­менным годовым прогнозом, но и набором перспективных целей № срок до 10 лет. Этот набор целей должен учитывать не только сложив­шиеся тенденции развития, но и активную деятельность общества по устранению накопившихся негативных факторов и постепенному по­явлению новых прогрессивных явлений, призванных значительно улучшить условия и качество жизни членов общества.

Термин «прогноз» носит комплексный характер, и его содержание во многом зависит от срока прогноза. Чем короче срок прогноза, теМ больше оснований считать его простой экстраполяцией сложившихся тенденций на предстоящие год или два. Методика подобных прогно­зов хорошо отработана. Но наибольший интерес как раз представляет


з развития экономики на длительный период. Но в этом случае
прогно Р ^ снижается точность прогнозов. Это происходит потому,
ЗНаЧ1 \мках длительного периода времени начинают действовать
ЧТ° В Аакторы, прежде неизвестные, или резко изменяется роль не-
: Т /-тппктх (Ьакторов. Но в любом случае постоянный прогноз хо-

vnTOPblX ciafeirt ч' г

- ва и бюджета на срок до 5 лет стал уже фактом во многих запад- Я а'странах, и этот опыт России надо перенять. Ь По поводу различий между планом и прогнозом идут большие но для первоначального ознакомления с проблемой вполне до­статочно признания того, что прогноз является экспертной оценкой независимых организаций или исследователей, а план — это уже пере-гень реальных действий государственных организаций на определен­ный срок, связанный с расходованием государственных финансовых ресурсов. К реализации плана могут привлекаться и частные фирмы на определенных условиях. Как правило, это представление им госу­дарственных ресурсов на строго целевое использование. План (бюд­жет) _ государственный закон, он отражает стремление общества активно воздействовать на собственное развитие. Как показывает ис­торическая практика, здесь очень важно соблюсти чувство меры. Бюд­жет государства, несомненно, имеет черты плана для всего общества. Но крупные корпорации также составляют планы развития с финан­совым обоснованием. Согласование этой системы планов происходит, как правило, под влиянием рынка и государственного регулирования. Бюджет помимо статуса общего плана страны должен выполнять и координацию всех плановых разработок, оказывающих заметное вли­яние на общество.

При планировании бюджета происходит двухсторонний процесс. С одной стороны, имеется макропрогноз, который как бы очерчивает контуры бюджета, его максимально возможные размеры; с другой сто­роны, правительство получает заявки на финансирование от отдель-х ведомств и организаций, располагающих соответствующими пра-ми. Сумма этих заявок, как правило, превышает размер бюджета, текающий из макроэкономического прогноза. Одна из главных 4 планирования бюджета — согласовать макропоказатели с кон--гпными доходами и расходами, непосредственно связанными с опре-ленными оргструктурами, юридическими и физическими лицами, ностью федерального бюджета является высокий уровень агре-ания Данных и по доходам, и по расходам, установленный сло-еися практикой и действующими нормативными положениями. это аниР°вание бюджета сочетает в себе две тенденции. Первая — на ЛДеРжка уже сложившегося механизма перераспределения фи-Ых п°токов там, где его результаты можно оценить как вполне


174

удовлетворительные и достаточно эффективные. Это то, что и служит внешним оправданием принципа «от достигнутого». Здесь могут учи тываться традиционные, давно установившиеся расходы, связанные к примеру, с численностью учащихся, пенсионеров, больных и т.д' Сюда же включается и финансирование очередных стадий ранее при­нятых программ, т.е. осуществление уже обсужденных и принятых ре­шений. Подобные расходы не имеют традиционного характера, ц0 они были заранее предусмотрены на данный год в ранее принятых программах. В целом такое финансирование составляет преобладаю­щую часть всех расходов бюджета. Но в составе бюджета любого года имеются расходы, связанные с решением задач, возникших только в данном году (или в данном году наконец-то удалось выкроить деньги для этих нужд). В общем виде речь идет о том, что общество считает необходимым достижение каких-то новых целей, ранее не известных или на достижение которых прежде не было ресурсов. Вот появление в бюджете почти каждого года таких новых объектов финансирования (новых прежде всего с точки зрения тех конечных целей, ради которых эти расходы делаются) и превращают бюджет в средство активного влияния на дальнейшее развитие общества. Сочетание, условно гово­ря, «традиционных» и «новых» расходов — важная проблема при пла­нировании бюджета, прежде всего с точки зрения количественной пропорции. Никаких жестких норм со стороны теории или практики здесь не имеется. Речь идет о здравом смысле, накопленном в полити­ческом, социальном и финансовом опыте. Ясно, что нельзя прене­бречь интересами будущего и убрать из бюджета финансирование до­стижения перспективных целей развития. Общество впадет в стагна­цию, начнется отставание от других стран. Столь же понятно, что поддержание существующей хозяйственной и социальной систем обеспечивает устойчивость общества, его стабильность. Пропорции в распределении средств на то и другое направление должны определять политики, высшие органы законодательной и исполнительной власти на основе широких обсуждений данной проблемы в профессиональ­ной среде и в управляющих инстанциях.

Наличие двух разных слагаемых в общем объеме финансирования расходов бюджета предполагает обязательное ежегодное обсуждение именно новых предложений по использованию государственного фи­нансового фонда. В этом процессе следует соблюдать большую осто­рожность. С одной стороны, появление новых объектов финансирова-ния необходимо и неизбежно. С другой стороны, в этом случае очень высок риск неэффективного расходования государственных средств-Следует учитывать и то, что «новые» идеи обычно легко находят лоД-держку средств массовой информации и общественного мнения. Те*


рр v финансистов-бюджетников отношение к каждому новому
«те \ieHet- у ч' _

должно строиться по определенной схеме. Пункт первый этой

состоит в тщательной проверке того, нужно ли вообще финан-„т, предлагаемый объект. Кто бы его ни защищал, какие бы ки и отзывы ни были собраны — дело финансиста прежде всего боаться в том, нужен ли вообще этот объект, нельзя ли без него Р йтись. Точно так же, как при анализе фактических расходов выяс-яется реальная эффективность затраченных денег, но только с еще большей строгостью, нужно оценивать возможную эффективность бу­дущих бюджетных расходов. Воистину здесь лучше перебрать, чем не­добрать в придирках и уточнениях, ибо принятие неэффективного проекта резко усиливает бюджетные трудности.

Следующим принципом при рассмотрении финансирования но­вых объектов нужно признать вариантность. Если признана необходи­мость начать финансирование нового объекта, то прежде всего надо точно сформулировать, какова конечная цель реализации данного проекта и нельзя ли эту цель достичь иным путем., а для финансиста это означает прежде всего более дешевым путем. Поэтому нужно тре­бовать варианты решения любой проблемы, и чем больше будет этих вариантов, тем лучше, так как возрастает шанс найти более дешевый вариант.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.