КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии планирования бюджета
Планирование бюджета Бюджет, являясь в современных условиях способом планирования вития общества, сам также является объектом планирования. Су-чггвует крупная проблема составления бюджета, включающая в себя методологию, нормативы, схемы и последовательность передачи информации, согласованные действия всех государственных ведомств. Наибольшая доля работы при составлении проекта бюджета, естественно, приходится на Министерство финансов. Планирование самого бюджета в соответствии с терминологией Бюджетного кодекса можно назвать составлением бюджета. Но можно использовать и оба термина, договорившись об их соотношении. ' Под планированием бюджета можно понимать всю работу государственных структур, связанную с появлением бюджета на очередной год в законченном виде. В этом случае составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение в высших органах исполнительной и законодательной власти можно рассматривать как последовательные стадии планирования бюджета. В принципе, конечно же, составление, рассмотрение и утверждение реально входят в общий процесс формирования бюджета, и обобщение этих стадий в едином термине имело бы положительное воздействие на организацию всей работы по бюджету. К тому же термин «планирование» имеет определенное теоретико-методологическое содержание и хорошо подходит для характеристики процесса по существу. Желательно, чтобы при будущих изменениях Бюджетного кодекса такие поправки в термины были внесены. Планирование бюджета включает в себя несколько стадий и определенные методологические подходы. Некоторые из них заслуживают отдельного рассмотрения. Естественной предпосылкой планирования 'ДЖета является сбор (наличие) информации о фактических бюджет-них расходах и доходах, как они сложились за прошлый год, а еще по Шб ~~ За годы- Желательно иметь фактический материал, особенно х°Дам, минимум за 5 лет. Этот норматив просто выработался на ике в других странах. Приемлем он и для России, хотя неустой-
чивость ее экономического и финансового положения выражается r существенных колебаниях данных по годам. Но знать это необходимо так как тенденции прошлого в любом случае влияют на настоящее, а I какой-то степени и на будущее. Обычно считается, что знание прошлого фактического материала необходимо прежде всего как база для получения плановых показателей на будущее. В какой-то мере это так. Всем понятно, что настоящее тесно связано с прошлым. Но такой подход нельзя абсолютизировать Фактически он означает, что показатели будущего бюджета возникают как скорректированные данные прошлого года или нескольких лет. Отчетные данные увеличивают на какой-то процент и получают бюджет будущего года. Это хорошо известный еще из практики централизованного планирования прием «от достигнутого». К сожалению, такая известность говорит только о низком качестве планирования в централизованном хозяйстве и неумении улучшить экономическое положение «планируемого» объекта. При планировании бюджета в условиях рыночной экономики (когда экономические субъекты сами принимают хозяйственные решения) прием «от достигнутого» нельзя считать универсальным. Только отсутствие необходимой информации, низкая квалификация работников соответствующих органов могут служить основанием для применения подобного метода. В чем тут дело, что особенного плохого в этом приеме? Как ни странно, но тут затрагиваются принципиальные моменты, Главный недостаток планирования «от достигнутого» состоит в том, что само «достигнутое» считается непогрешимым, вполне приемлемым как база для расчетов будущих расходов бюджета. За таким мнением скрывается ошибочная трактовка целей бюджетного финансирования, его экономического смысла. На обывательском уровне и, к сожалению, у многих работников финансовой системы конечная цель бюджетного финансирования выглядит как предоставление определенной суммы денег определенному экономическому субъекту на определенную цель. Деньги предоставлены — все в порядке, можно их считать базой для расчета будущего года. Но более внимательное рассмотрение вопроса показывает недостаточность такого подхода. Главная цель планирования бюджета (его составления и исполнения) не в том, чтобы раздать деньги десяткам и сотням тысяч организаций, а в том, чтобы добиться определенной эффективности этих расходов. Ра" зумеется, нужно обеспечить точное адресное поступление денег и п° срокам, и по сумме тому, кому они предназначены; нужно знать, на что именно они израсходованы. Но конечная цель бюджетного Фй~ нансирования — получение определенной эффективности от эти* расходов, что, в сущности, означает необходимость выяснения смысл* енежной траты, реальных последствий данного денежного рас- шения ур0ВНЯ образования в сельской местности можно тре-Я П повышения заработной платы работающих там учителей. 3«но добиться такого повышения. Но этот дополнительный расход, ее всего, никак не отразится на уровне подготовки выпускников, помимо этого не принять меры по улучшению материальной зы школ, их укрупнению и т.д. Цель этого чисто иллюстративного ера __ только показать, что трата бюджетных денег не всегда ведет к получению эффекта. Деньги — это одно, а получение от них эффекта — Другое экономическое явление. Поэтому механическое воспроизводство в новом бюджете всех расходов прежнего бюджета не может быть исходным принципом бюджетного планирования. Повторим, что главная задача бюджета не предоставление денег, а достижение за счет этого предоставления каких-то конкретных целей. Достигнуты эти цели — хорошо, не достигнуты — бюджетные деньги «ушли в песок», хотя формально бюджет выполнен. Другими словами, фактические расходные показатели бюджета прошлого года должны быть проанализированы, во-первых, с точки зрения выяснения необходимости любой данной статьи расходов, т.е. нужна ли вообще эта статья в бюджете или нет, независимо от того, сколько лет она уже находится в составе бюджета, а во-вторых, с точки зрения суммы затрат: нельзя ли уменьшить расходы по этой статье, исходя из того реального эффекта, который достигается затратой показанных в отчете денег. Этот двойственный подход должен быть обя-ельным при анализе прошлых данных с точки зрения возможного их использования для составления будущего бюджета. о если фактические данные бюджетных расходов прошлых лет являются не очень надежной базой для составления нового бюджета, S смысл в сборе и систематизации такой информации? Смысл ть, и очень большой. Накопленный упорядоченный массив инфор- и может быть использован для выявления определенных объек- 'енденций в развитии бюджета, что, в свою очередь, может использовано для прогнозирования некоторых показателей по to и расходам. Кроме того, фактический материал должен быть гово НализиР°ван именно с точки зрения эффективности, о которой >сь выше. Это, конечно, очень трудная задача, и вряд ли она настоящее время в преобладающем большинстве случаев авления бюджетных средств. Но с точки зрения теории имен- тивно И3 Факткческих бюджетных расходов прошлых лет, их эффек- екта 6fn 0Жет эти данные сделать полезными при составлении про- Джета будущего года. В ходе этого анализа не исключено выяв-
ление отрицательной эффективности, проще говоря, исчезновения (как правило, воровства) бюджетных денег или нулевой эффективно^ ти, т.е. затрат бюджетных денег впустую. Последний случай особенно интересен, так как с формальной точки зрения здесь все в полном порядке, нарушений законов нет. Но деньги бюджета пропали даром В случае использования при планировании бюджета механического принципа «от достигнутого» в новом бюджете будут воспроизведены все подобные потери, образовавшиеся в прошлых бюджетах. Поэтому анализ фактических данных за прошлые годы должен быть нацелен прежде всего на выявление пустой траты бюджетных денег с тем чтобы исключить такие ситуации в новом бюджете. С определенным сожалением следует заметить, что метод анализа эффективности бюджетных расходов разработан очень слабо, и поэтому активная борьба между использованием при планировании бюджета метода «от достигнутого» (база плюс прирост) и метода анализа эффективности бюджетных расходов еще впереди. Желательно прежде всего иметь методику количественной оценки и эффективности, и ненужности бюджетных трат, чтобы можно было четко характеризовать расходы прошлых лет и использовать накопленный опыт при формировании новых бюджетов. Составление бюджета-плана, разумеется, не сводится к тщательному анализу фактических бюджетов прошлых лет, главное в нем — определение основных целей развития общества на бюджетный год. Последний фактор по важности может стоять впереди. В России это делает Правительство на основе разработок экономических ведомств Центрального банка. Речь идет об основных макроэкономических показателях, увязанных между собой и дающих как бы первые наметк* по сумме и структуре федерального бюджета. Подробнее о порядке формирования этого документа будет сказано в разделе о бюджетном процессе. Но, разумеется, качество планирования бюджета значительно повысится, если общество будет располагать не только кратковременным годовым прогнозом, но и набором перспективных целей № срок до 10 лет. Этот набор целей должен учитывать не только сложившиеся тенденции развития, но и активную деятельность общества по устранению накопившихся негативных факторов и постепенному появлению новых прогрессивных явлений, призванных значительно улучшить условия и качество жизни членов общества. Термин «прогноз» носит комплексный характер, и его содержание во многом зависит от срока прогноза. Чем короче срок прогноза, теМ больше оснований считать его простой экстраполяцией сложившихся тенденций на предстоящие год или два. Методика подобных прогнозов хорошо отработана. Но наибольший интерес как раз представляет з развития экономики на длительный период. Но в этом случае vnTOPblX ciafeirt ч' г - ва и бюджета на срок до 5 лет стал уже фактом во многих запад- Я а'странах, и этот опыт России надо перенять. Ь По поводу различий между планом и прогнозом идут большие но для первоначального ознакомления с проблемой вполне достаточно признания того, что прогноз является экспертной оценкой независимых организаций или исследователей, а план — это уже пере-гень реальных действий государственных организаций на определенный срок, связанный с расходованием государственных финансовых ресурсов. К реализации плана могут привлекаться и частные фирмы на определенных условиях. Как правило, это представление им государственных ресурсов на строго целевое использование. План (бюджет) _ государственный закон, он отражает стремление общества активно воздействовать на собственное развитие. Как показывает историческая практика, здесь очень важно соблюсти чувство меры. Бюджет государства, несомненно, имеет черты плана для всего общества. Но крупные корпорации также составляют планы развития с финансовым обоснованием. Согласование этой системы планов происходит, как правило, под влиянием рынка и государственного регулирования. Бюджет помимо статуса общего плана страны должен выполнять и координацию всех плановых разработок, оказывающих заметное влияние на общество. При планировании бюджета происходит двухсторонний процесс. С одной стороны, имеется макропрогноз, который как бы очерчивает контуры бюджета, его максимально возможные размеры; с другой стороны, правительство получает заявки на финансирование от отдель-х ведомств и организаций, располагающих соответствующими пра-ми. Сумма этих заявок, как правило, превышает размер бюджета, текающий из макроэкономического прогноза. Одна из главных 4 планирования бюджета — согласовать макропоказатели с кон--гпными доходами и расходами, непосредственно связанными с опре-ленными оргструктурами, юридическими и физическими лицами, ностью федерального бюджета является высокий уровень агре-ания Данных и по доходам, и по расходам, установленный сло-еися практикой и действующими нормативными положениями. это аниР°вание бюджета сочетает в себе две тенденции. Первая — на ЛДеРжка уже сложившегося механизма перераспределения фи-Ых п°токов там, где его результаты можно оценить как вполне 174 удовлетворительные и достаточно эффективные. Это то, что и служит внешним оправданием принципа «от достигнутого». Здесь могут учи тываться традиционные, давно установившиеся расходы, связанные к примеру, с численностью учащихся, пенсионеров, больных и т.д' Сюда же включается и финансирование очередных стадий ранее принятых программ, т.е. осуществление уже обсужденных и принятых решений. Подобные расходы не имеют традиционного характера, ц0 они были заранее предусмотрены на данный год в ранее принятых программах. В целом такое финансирование составляет преобладающую часть всех расходов бюджета. Но в составе бюджета любого года имеются расходы, связанные с решением задач, возникших только в данном году (или в данном году наконец-то удалось выкроить деньги для этих нужд). В общем виде речь идет о том, что общество считает необходимым достижение каких-то новых целей, ранее не известных или на достижение которых прежде не было ресурсов. Вот появление в бюджете почти каждого года таких новых объектов финансирования (новых прежде всего с точки зрения тех конечных целей, ради которых эти расходы делаются) и превращают бюджет в средство активного влияния на дальнейшее развитие общества. Сочетание, условно говоря, «традиционных» и «новых» расходов — важная проблема при планировании бюджета, прежде всего с точки зрения количественной пропорции. Никаких жестких норм со стороны теории или практики здесь не имеется. Речь идет о здравом смысле, накопленном в политическом, социальном и финансовом опыте. Ясно, что нельзя пренебречь интересами будущего и убрать из бюджета финансирование достижения перспективных целей развития. Общество впадет в стагнацию, начнется отставание от других стран. Столь же понятно, что поддержание существующей хозяйственной и социальной систем обеспечивает устойчивость общества, его стабильность. Пропорции в распределении средств на то и другое направление должны определять политики, высшие органы законодательной и исполнительной власти на основе широких обсуждений данной проблемы в профессиональной среде и в управляющих инстанциях. Наличие двух разных слагаемых в общем объеме финансирования расходов бюджета предполагает обязательное ежегодное обсуждение именно новых предложений по использованию государственного финансового фонда. В этом процессе следует соблюдать большую осторожность. С одной стороны, появление новых объектов финансирова-ния необходимо и неизбежно. С другой стороны, в этом случае очень высок риск неэффективного расходования государственных средств-Следует учитывать и то, что «новые» идеи обычно легко находят лоД-держку средств массовой информации и общественного мнения. Те* рр v финансистов-бюджетников отношение к каждому новому должно строиться по определенной схеме. Пункт первый этой состоит в тщательной проверке того, нужно ли вообще финан-„т, предлагаемый объект. Кто бы его ни защищал, какие бы ки и отзывы ни были собраны — дело финансиста прежде всего боаться в том, нужен ли вообще этот объект, нельзя ли без него Р йтись. Точно так же, как при анализе фактических расходов выяс-яется реальная эффективность затраченных денег, но только с еще большей строгостью, нужно оценивать возможную эффективность будущих бюджетных расходов. Воистину здесь лучше перебрать, чем недобрать в придирках и уточнениях, ибо принятие неэффективного проекта резко усиливает бюджетные трудности. Следующим принципом при рассмотрении финансирования новых объектов нужно признать вариантность. Если признана необходимость начать финансирование нового объекта, то прежде всего надо точно сформулировать, какова конечная цель реализации данного проекта и нельзя ли эту цель достичь иным путем., а для финансиста это означает прежде всего более дешевым путем. Поэтому нужно требовать варианты решения любой проблемы, и чем больше будет этих вариантов, тем лучше, так как возрастает шанс найти более дешевый вариант.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |