КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федеральный и региональные бюджеты
Частным вопросом общей концентрации финансовых ресурсов в руках государства является их распределение между разными уровнями государственной власти. Детальное рассмотрение этого вопроса дано в специальной главе учебника, остановимся только на самом принципе деления всех государственных ресурсов между федерал*1" ным центром и субъектами Федерации, включая в них и местные органы власти. Другими словами, речь идет о том, какую роль играет федеральный центр в распределении общей величины государственных финансовых ресурсов. Эта проблема не имеет какого-либо стан дартного решения, пригодного для всех стран и всех времен. С России и практика других стран показывают, что, как правило, ДеЛ ансовых ресурсов между этими уровнями власти происходит в нии примерно 50 на 50%. Но дело не только в фиксации про-использования средств, но и в тенденции ее изменения. Сле-n0^U зать что проблема сама по себе свойственна не только стра-! федеральным устройством, но и унитарным государствам, на-Франиии. Можно сказать, что во всем мире идет процесс п-рализации сбора и использования государственных финансо-cvpcoB B соответствии с расширением полномочий средних и 1 их уровней власти. Этот процесс идет по-разному, в зависимости исторических традиций. В таких странах, как Франция, Италия и Россия речь идет о расширении прав мест и увеличения их доли в общегосударственных финансовых ресурсах. В странах типа США, Канады и Швейцарии местный уровень власти изначально обладал большими финансовыми возможностями, и речь шла о повышении доли федерального центра. Но итоговый результат получился сходным — возник мощный финансовый центр на уровне федерального правительства, он сохранился и в странах унитарного устройства, а места получили (или сохранили) свои собственные финансовые ресурсы, адекватные их полномочиям по оказанию общественных услуг населению. России этот процесс отличался существенной спецификой и шел «зигзагами». После краха СССР, финансовая система которого копировала схему государственного устройства, в соответствии с ко- горой фактически никаких прав у республик и местных органов влас- было, а их полномочия определялись центром, и он же выдавал ветствующие денежные средства, настал период неопредел енн ос- 1еудачные политические решения начала рыночных реформ Берите суверенитета, сколько проглотите») дали толчок сепа- л местничеству. Началось активное перераспределение фи- >вых ресурсов в пользу субъектов Федерации. Потом последовала я реакция. В 1994 г. доля федерального бюджета составила ■ем она повысилась до 50%, но в 1998 г. снова упала до 47%, а ia увеличилась, т.е. финансовая политика осуществлялась по перетягивания каната». Это, конечно, не соответствовало ХоДили°И ЭКОНОмическои обстановке, так как хозяйство и страна на- кризисе, а в условиях кризиса всегда необходима опреде- России °Нцентрация финансовых ресурсов в руках центра. Сейчас в BbI* pecv ада Четче проявляться тенденция к централизации финансо- Некоторо ° сРавнению с 90-ми гг. прошлого века, произошло ДиРованн °^1Шение Доли федерального бюджета в общем консоли- еЩе пребы ' Т° Можно 0ПРавдать ситуацией кризиса, в котором все )Т и экономика, и финансы. Но практика и благополуч-
В 2000 г. в бюджетной системе произошло некоторое улучшение пропорции между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Федерации. Это видно из табл. 5.1 В 2000—2001 гг. продолжилась тенденция повышения доли федерального бюджета и в доходах, и в расходах консолидированного бюджета. В условиях до конца не преодоленного нарушения финансового равновесия и существенных изменений структуры хозяйства доля Фе" дерального бюджета должна быть выше, чем территориальных и местных бюджетов, так как решение многих вопросов предполагает и тре-
использования федеральных финансовых ресурсов. Поэтому 61 тшение доли федерального бюджета является положительным "ов м концентрация финансовых ресурсов в руках центра — эле-тарное условие преодоления всевозможных трудностей в хозяйст-обшестве. Вместе с тем надо отметить, что доля федерального бюджета в глобальных расходах должна быть меньше, чем в доходах, io федеральный центр должен оказывать субъектам Федерации финансовую помощь, как систематическую, так и разовую. Это — одно из условий надежности федеративного государства. И в этой связи изменения, произошедшие в последние годы, весьма положительны: доля федерального бюджета в 2000 г. в глобальных расходах на 4 1 процентных пункта ниже, чем в доходах (54,2—50,1), а в 2001 г. — на 9,9 пункта (59,5—49,6). Отметим, что в 1999 г. эта разница была 2 7 пункта, а в 1998 г. она вообще была с противоположным знаком и составила 2,4 пункта. Это, конечно, связано с тогдашним кризисом. Таблица 5.1. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации, %
Тенденция, проявившаяся в 2000—2001 гг., не нарушает принципы Федерализма. Любой общественный порядок, традиции и привычки, в сохранении которых заинтересовано общество, должны поддерживаться финансово. Об этом говорит и опыт стран, у которых федеративное устройство существует значительно дольше, чем у России. Возьмем, к примеру, США. Доля федерального бюджета в этой стране в 2000 г. равнялась 62% общего консолидированного бюджета. А ведь То' Наверное, самая «федеративная» страна во всем мире. Перечисле-;Ия Финансовой помощи из федерального бюджета в бюджеты штатов 6-572
Таким образом, централизация финансовых ресурсов государства за счет ликвидации внебюджетных фондов, определенного повышения доли государственных расходов в ВВП, укрепления роли федерального бюджета во всей системе государственных финансов при ее последовательном осуществлении повысит устойчивость и надежность всей финансовой системы страны, увеличит возможности позитивного влияния государства на формирование цивилизованного рынка. Устойчивость финансовой системы — важный фактор общего экономического подъема и развития. 2. Бюджет как система Современное общество характеризуется очень сложной структурой, в его составе можно выделить десятки и сотни различных подсистем, которые взаимодействуют друг с другом и сами, в свою очередь, включают в себя сотни и тысячи разнообразных элементов. Финансовая подсистема — одна из самых сложных, так как буквально все члены общества, все физические и юридические лица имеют отношение к финансам. Бюджет государства, а государство выражает интересы общества, в силу необходимости является как бы связующим звеном всех финансовых отношений, а в значительной мере и общества в целом. Бюджет принципиально отличен от других частей финансовой подсистемы общества. Если субъекты реального сектора производства принимают свои решения только в рамках своих предприятий (население, как правило, в рамках семьи и т.д.), то решения, принимаемые представителями всего общества в соответствии со своими полномочиями при формировании и исполнении бюджета, касаются сотен, тысяч, миллионов членов общества, сотен и тысяч юридических лиц, а иногда и других государств. Естественно, что бюджет сам приобретает свойства системы, образуется определенная организационная структура, призванная обеспечить нормальное функционирование бюджета (проще говоря, нужно министерство финансов или что-то подобное). Главная задача, которая решается обществом посредством бюджета, — это перераспределение финансовых ресурсов от одних экономических субъектов другим. Но, конечно, подобное перераспределение должно происходить на основе общественного согласия, которого достигли представители общества в верхних слоях всех ветвей Речь идет, разумеется, о наборе соответствующих законов. влаСТГюДЖет с выработкой этого согласия не связан, он просто его аМ,таТ __ техническое орудие перераспределения. Фактически ор-У зационная структура, представленная бюджетом, является нансовым посредником между теми субъектами экономики, у ко-ых изымают ресурсы, и теми, которым они поступают. Но это по-ичество более ответственно и сложно, чем, скажем, кредитная операция, поскольку сам посредник никакой выгоды из этого (бюд-кетного) посредничества не извлекает (по крайней мере теоретически) И конечно, бюджетное перераспределение — это не рыночная операция, хотя связь бюджета с рынком, разумеется, существует. Итак, в силу объективных причин общество вынуждено создавать особую организацию-посредника по перераспределению финансовых ресурсов. Эта организация в силу важности и сложности своих задач сама приобретает свойства системы (у нее есть внутренняя структура, управляющие инстанции и управляемые подразделения). Организационная структура этого государственного посредника в перераспределении финансовых ресурсов общества, разумеется, тесно связана с принятыми в данном обществе формами государственного устройства. Современные государства различаются по организационной структуре (унитарные, федеративные и др.). Как правило, государственная власть имеет внутреннюю иерархию, т.е. различные уровни управления с разными полномочиями. В разных странах круг полномочий этих «ступенек» управления существенно различается. Но идет общий процесс: за последнее время полномочия «низших» органов власти постепенно расширяются, прежде всего в части финансов. При развитой демократии и в унитарных, и в федеративных странах не только центр, но и другие, более низкие уровни власти имеют право составлять и выполнять свои бюджеты. Совокупность всех юстоятельных бюджетов и образует бюджетную систему. Эта бюд-:тная система применительно к федерации, как правило, включает вена: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Самостоятельность бюджетов означает, что они принимаются со- 1 гвующим уровнем власти (или государственного управления) о по усмотрению именно этого звена представительной власти. 1 не в праве вмешиваться ни «сверху», ни «снизу» в формирова- >го бюджета. Самостоятельность «низовых» бюджетов тесно с кругом финансовых полномочий, которыми располагают зако ^ ^ровни власти по конституции страны или на основе других " Но законодательно закрепляемая самостоятельность бюдже-
Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В бюджетную систему входят: * федеральный бюджет; • региональные бюджеты субъектов РФ, включающие 21 респуб ■ местные бюджеты (городские, районные, поселковые, сельские). Их число составляет 29 тыс. При этом формально местные органы власти не входят в состав государственного аппарата, но несомненно, что местные бюджеты входят в единую бюджетную систему РФ. В последующих главах будет дана подробная характеристика проблем и основных направлений взаимоотношений разных уровней бюджетной системы. Здесь же отметим только общие принципы этих отношений. В силу федеративного устройства современной России бюджеты разного уровня являются самостоятельными по отношению друг к другу. Во-первых, каждый из них утверждается и исполняется собственными властными органами в соответствии с действующей правовой базой. Во-вторых, принцип самостоятельности проявляется и в том, что бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней, как это фактически было в условиях СССР. Совокупность всех перечисленных бюджетов образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральному бюджету отводится главная роль в консолидированном бюджете, прежде всего в реализации социально-экономической политики, осуществляемой Федеральным Собранием и Правительст- ф церез параметры федерального бюджета государство регули-_оПэкономические параметры, а также взаимоотношения с от-.ыми территориями. Федеральный бюджет разрабатывается и ут-йеождается в форме федерального закона. Консолидированный бюджет субъекта Федерации есть результат единения бюджетных показателей региона, в нем находят отраже- итоги разработки и реализации бюджетной политики данного ре- она Бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в (Ьооме законов субъектов РФ, а местные бюджеты — в форме право- 1ых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ используется для характеристики показателей и проведения анализа данных всей бюджетной системы, например при определении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Но он является очень важным макроэкономическим показателем, используемым при прогнозах развития хозяйства и финансовой системы и при анализе всех финансовых проблем экономики. Такие вопросы, как тяжесть налогообложения, общий объем социальных расходов в стране и другие, нельзя обсуждать без данных консолидированного бюджета страны. Подобная характеристика отдельных сторон современной бюджетной системы содержится в ныне действующем Бюджетном кодексе. Это в настоящее время есть основной закон для данной сферы финансовых отношений, но, учитывая время и обстановку его принятия, он неизбежно имеет и слабые стороны и, несомненно, в дальнейшем будет пересмотрен и улучшен. Этот процесс пойдет скорее всего по линии сокращения числа общих декларативных положений и замены элее конкретными, более наглядными нормами, отражающими 'Щественные реалии повседневности. Нуждаются прежде всего в згласовании провозглашенные принципы единства бюджетной сис-и самостоятельности отдельных видов бюджетов. В силу своей ачимости и сложности бюджет естественно образует целостную сис- ™У, включающую в себя и организационные структуры, и админи-р тивные органы (часть государственного аппарата), и, конечно, он адает определенным единством, поскольку всякая система, коль ро она возникла, обладает каким-либо единством, иначе бы она не лку овала- Но в сложных системах единство не может быть абсо-нят М' °Н0 ДОПолняется «неединством», автономией, свободой при-Поэт ^ аении На Уровне подсистем, но в определенных пределах. У когда следом за «единством» в качестве существенного при-
Для единства бюджетной системы очень важна соответствующая информационная система, особенно в условиях сплошной компьютеризации и автоматических систем переработки данных. Вот здесь нужно требовать жесткого единства и по части форм документов, и по срокам предоставления информации, и, видимо, по программному обеспечению. Важно также согласование систем и форм информации между различными ведомствами: министерство финансов, внебюджетные фонды, министерство по налогам и сборам, таможенный комитет, центральный банк, коммерческие банки, иностранные контрагенты и др. Можно сказать, что правовая и информационная составляющие — главные элементы проявления единства бюджетной системы, понимаемого как предпосылка существования самой системы. Бюджетная система, как сложный комплекс, содержит в себе несколько структур, выделение которых происходит в зависимости от функций системы. Разные структуры совмещаются друг с другом, т.е. каждая из них охватывает систему целиком. Поскольку бюджетная система выполняет роль посредника в перераспределении финансовых ресурсов, то одна из основных ее структур — это, условно говоря, доходно-расходная, т.е. сбор доходов государства и распределение их в соответствии с потребностями общества. Это — главная структура и главная функция бюджетной системы. Фактически бюджетная система — это часть государства как основной структуры управления обществом. При расхождениях между величиной дохо сходов бюджета возникает особая подсистема бюджета — ^дарственные кредитные отношения. Лоугая важная структура бюджетной системы — это, уже неодно-упоминавшаяся финансовая сторона государственной системы тления в условиях федеративного устройства общества. Речь идет отношении между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов ' ерации и Местными (земскими) бюджетами. Эту структуру можно азвать уровневой. Следует отметить, что обе структуры между собой связаны, изменения в одной отражаются и в другой. Особо остро в России в силу особенностей ее общей и современной истории стоит вопрос об уровневой структуре бюджета, в отношении ее наблюдается накал страстей и определенное противостояние уровней власти, что в значительной мере объясняется непреодоленным еще экономическим кризисом и, соответственно, малым объемом доходов, создаваемых в обществе. Опыт других стран показывает, что мир и согласие в стране во многом зависят от финансовых отношений уровней государственной власти и главная задача по обеспечению этого мира и согласия лежит на федеральном уровне, иначе говоря, на центральном правительстве.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |