КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансы и общественные интересы
Финансы как общественное явление одной из своих главных Функций имеют выражение экономических и других интересов как отдельных людей, так и различных группировок населения, включая и осударство, представляющее интересы всего общества в целом. Как правило, государственное устройство, сложившиеся формы управле- 1ия и взаимоотношений между членами общества определяют и осо- ■■ости финансовой системы, функционирующей в данном государ- ■ И в дореволюционной России, и в бывшем СССР в силу наличия 'Щного государственного аппарата финансовая система имела глав- задачей обслуживание государственных потребностей и носила нительно упрощенный характер, а применительно к СССР и ^примитивный. врем аНовление в России нового типа хозяйства (рыночного) и одно- рещ ен ° нового типа государства (демократического) потребовало нИя ^ЬНЫх перемен в финансовой системе, учета интересов населе- Ъектов Федерации, общественных организаций и т.д. Этот
процесс идет противоречиво и далек от завершения в настоя» время. Прежде всего, возникла проблема разделения полномоч-/ между законодательной и исполнительной властью в части распоп жения финансовыми ресурсами общества (государства). Эта проблем для России особенно сложна, так как в ней, по существу, никогл ранее не существовало общепринятого согласованного соотнощеци этих ветвей власти. Исторические традиции России сводятся к слил нию этих ветвей власти на высшем уровне в нечто единое. В царской России это был император, в СССР — политбюро и генеральный секретарь. В настоящее время эти ветви власти обособлены, но их позиции еще не закрепились и не стали традиционными. Более того, позиции законодательной и исполнительной власти при обсуждении бюджета в России зачастую противоположны сложившимся традициям развитых стран. В большинстве этих стран правительство отстаивает увеличение расходов бюджета, включая и образование (или даже рост) бюджетного дефицита. Парламенты, как правило, настаивают на сокращения государственных расходов и бюджетных дефицитов, что естественно, так как именно представительная власть непосредственно выражает интересы широких слоев населения. А эти интересы предполагают уменьшение (или неувеличение) налогов. Федеральное Собрание России старается иногда совмещать плохо совместимые вещи. С одной стороны, оно против роста налогов, с другой — отстаивает рост расходов государства, прежде всего на социальные нужды. Естественно, такая позиция не всегда способствует нормальному функционированию финансовой системы, создает дополнительные трудности в обеспечении финансовой стабилизации. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные, или земские, бюджеты. Это очень важный шаг по демократизации финансовых отношений и учета интересов различных слоев и групп населения,в первую очередь в сфере финансов. В этом же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюД' жета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отноШе" ния, разгосударствление промышленности и другие аналогичны меры. Все это привело к принципиальному изменению всего проиеС формирования государственных финансов, т.е. составления, утвер* дения и исполнения бюджета. В СССР объем и пропорции бюджета определяла верхушка пзР тийной и исполнительной властей. Теперь число участников Р ресурсов резко возросло, они получили возможность пРеД^ отстаивать свои интересы. Разумеется, и прежде были Ь"шие ведомства, существовало так называемое телефонное другие методы отстаивания своих интересов. Но круг по-rlpa v ведомств и лиц был достаточно узок. Сейчас же число вли-" лиЦ и организаций в этом процессе резко возросло, реаль-' nv приобрели средства массовой информации. Началось не то отстаивание интересов, но уже борьба за эти интересы, и по-'ная ситуация не противоречит законам. Но, с другой стороны, отсутствия опыта и традиций эта вспыхнувшая борьба прини-" w зачастую нецивилизованные формы, что мешает образованию вой финансовой системы. Таким образом, если ранее финан-овые ресурсы государства собирались и распределялись чиновниками государственного и партийного аппарата, отвечавшими только перед своими начальниками, то теперь в этот процесс помимо чиновников (без них нельзя) включены десятки тысяч организаций и лиц, как правило, формально ни от кого не зависящих, готовых зачастую на крайние меры в отстаивании своих интересов. В принципе, ничего особо нового здесь нет, люди конфликтуют во всех сферах личной и общественной жизни, но в сфере государственных финансов эти конфликты особенно остры. Во-первых, формирование государственных финансовых ресурсов связано, как правило, с прямым уменьшением чьих-то доходов. Налоги — прямой вычет из кем-то полученных доходов. Естественно, что эти вычеты никому из тех, у кого они делаются, не нравятся. Во-вторых, и это, пожалуй, еще важнее, государственные ресурсы в подавляющем большинстве случаев предоставляются бесплатно. Правда, при соблюдении опре-нных условий получатели этих средств должны удовлетворять каким-то заранее сформулированным требованиям. Но требования поддаются истолкованию, они могут быть и просто изменены. Поэ-число желающих получить «бесплатные деньги» громадно, во <ом случае, сумма всех просьб всегда намного больше имеющих-: есУрсов. Отсюда и острота борьбы, тем более что подобная си-Уация признается законной. J-ак уже отмечалось, особенности системы государственных фи- °в Во многом зависят от самого типа государственного устрой- citeti Пень Демократичности государства во многом определяет и Функ у Финансов. Сравнивать финансовые системы в части нирования государства в условиях тоталитаризма и при де- Демок ИЧеском стРое нужно с большой осторожностью. Сказать, что 6ыЛо В" ИЧеская система обладает очевидными преимуществами, некоторым упрощением. Достоинства и недостатки есть и
в той, и в другой системе. Злоупотребления возможны и реаль везде. Просто демократическая система соответствует другому Ти Ь' хозяйства, которое действительно, как показывает мировая практик ^ может быть более эффективным, чем основанное на государствен' ной собственности. Демократическая финансовая система госудя I ства со всеми ее особенностями закономерно следует из принято! типа хозяйственных отношений. Но ее особенности полезно знат и считаться с ними. Поскольку демократическое устройство общества предполагает свободное выражение и отстаивание своих интересов всеми членами общества и законы разрешают весьма широкую гамму средств борьбы за свои интересы, то уровень конфликтности при распределении государственных бесплатных средств очень высок. Окончательные решения неизбежно становятся компромиссом между противостоящими группировками и вовсе не представляют собой какого-то идеала, соответствующего некоей безукоризненной теории. Скажем, проведение социальной политики в интересах наиболее бедных слоев населения, для обеспечения всех нуждающихся необходимым минимумом средств и т.п. не должно было бы вызывать возражения. Но провозглашение подобной финансовой политики основной целью государства во многих странах вызывает возражения большой массы налогоплательщиков, которые полагают (и, возможно, справедливо), что бедность есть часто результат лени и безответственности, что значительно легче решать свои личные проблемы за счет общества, чем упорным трудом создавать себе нормальные условия жизни. А мнение налогоплательщиков — весьма важный аргумент, так как в демократическом обществе создается ответственность власти (и в первую очередь представительной) за расходование средств, получаемых в виде налогов. Чье мнение возьмет верх? Это во многом определяется дополнительными факторами. Важен прежде всего уровень организованности той группы населения, которая отстаивает определенное мнение. Как правило, решение принимается путем голосования в рамках какого-то представительного учреждения. На тех, кто голосу ет, и оказывается давление или влияние (лоббирование). Главны способ — это, конечно, выступление в средствах массовой инфорМа ции (СМИ). Кто лучше организован, тот и добьется, чтобы его мнеН стало широко известным, преобладающим и в итоге решающим- Д^ этого, разумеется, надо помимо организации располагать и деньгам • Это вовсе не означает, что у кого больше денег, тот и прав. За* может предусматривать возможность предоставления услуг ^ любым группам населения за счет государства. Важен и сам факт пр тивостояния и поиск дополнительных средств воздействия на вла( аны Победу в этом противостоянии одержит более организо-НЬ16 * сторона, у которой более опытные, более квалифицированные онеры. Следует отметить, что общие расходы на управление, еожание всех ветвей власти в условиях демократического обще-каК правило, выше, чем в тоталитарных государствах. Демокра-' это признак богатого общества, успехов в его развитии.)пыт функционирования государственных финансов в развитых анах показывает, что ориентироваться в распределении средств о на результаты противостояния конфликтующих группировок е же не следует, нужно принимать во внимание и относительную илу этих группировок, их возможности в отстаивании своих интере-в Более или менее очевидно, что наиболее бедные слои населения вместе с тем наименее организованы, они очень слабы как политическая сила и не в состоянии организовать мощного давления на представительную власть. Эти слои населения почти не платят налогов, и от них никто не зависит. Это обстоятельство надо учитывать и оказывать м поддержку в форме детального обследования их положения, выясняя объективные причины, порождающие бедность (дети, уровень образования и др.). Результаты этих обследований могут быть использованы для разработки системы пособий, которые по возможности не должны стимулировать социального иждивенчества, а, напротив, поощрять активные индивидуальные усилия по улучшению своего положения. Ситуация осложняется еще и тем, что часто требования государственного финансирования базируются просто на желании получить Уплатные деньги. Сочиняются внешне весьма убедительные проекты, проводятся экспертизы, называются известные фамилии, органи-ются выступления в СМИ. Надо обладать большим опытом, чтобы |ичать истинную потребность от надуманной, в сущности от жуль-ества. Этих терминов не следует стесняться. Воровство казенных:амый типичный вид финансового преступления и, к сожале-[ИЮ, самый распространенный. Много неясных моментов возникает и в чисто социальных транс-ступающих населению. Четко отделить действительно нуж-сся от имитирующих нужду симулянтов не всегда возможно. т°го, нужно учесть громадную силу уже принятых решений, сея традиций. Например, во многих странах имеются дота-Но и л^°ирВодителям сельскохозяйственной продукции. Это характер-зависим оссии- ^се попытки сократить эти выплаты, поставить их в °т реальной эффективности производства пресекаются лУЧатели Л°ббИ) сл°живщимся в парламентах почти всех стран. По-их средств не желают расставаться с ними, приводя в свою
защиту все мыслимые и немыслимые аргументы. Такое положены встречается очень часто и по другим поводам, и не только в России Когда-то была введена дотация по важной причине. В дальнейщем обстоятельства изменились и нужда в дотации отпала. Но получатели категорически против ее отмены, они будут получать ее до тех поп пока общество не предпримет самых решительных мер. Возникает своеобразная «политическая рента» у определенной прослойки обще. ства. Льготы легко вводить, но трудно отменять. В системе интересов, связанных с распределением общегосударственных финансовых ресурсов, определенное место занимают структуры управления, т.е. система ведомств, министерств, региональных властей. Каждая из таких структур может быть заинтересована в решении каких-то конкретных проблем, причем мнения по поводу этого решения могут быть весьма различные. Отсюда и разные точки зрения на объем и сроки финансирования тех или иных объектов и мероприятий. Помимо этого, каждое ведомство стремится к самосохранению и повышению своего влияния, что также сказывается на распределении финансовых ресурсов. Всегда полезно иметь в виду, что государство в реальности — это определенный набор ведомств и организаций. Между отдельными ведомствами и уровнями государственной власти возможны и несовпадения интересов. Это в полной мере относится и к государственным финансам. Управляющие органы субъектов Федерации, к примеру, требуют у федеральных властей финансовой поддержки, приводя соответствующие аргументы. Но эти же органы будут доказывать местным (муниципальным) властям чрезмерность их финансовых требований к ним при формировании местных бюджетов. Разногласия по финансовым вопросам внутри государственного аппарата — это совершенно реальная ситуация. Возникающие противоречия нужно разрешать путем достижения компромисса между противостоящими сторонами. Как видно, и в условиях демократического государства перед системой государственных финансов возникают сложные проблемы, их решения могут быть найдены, путь их нахождения — дальнейшее развитие демократии и усиление открытости общества. Привлечен*! самой широкой общественности к обсуждению финансовых вопросе развития общества, обеспечение доступности любой информации Я1 формированию бюджетов всех уровней будут способствовать выра&° ке и принятию квалифицированных решений по актуальным пробл мам государственных финансов. Г дует отметить, что за последние десятилетия в ряде развитых ,к происходят сдвиги в структуре управления, в частности, значи-011)3 оасширяется самоуправление. Иными словами, решения по ным вопросам текущей жизни, в том числе и по финансовым, „,,,v говокупностей граждан принимают сами эти граждане непо- - пственно, не делегируя своих прав какому-либо выборному органу р тавИтельной власти. Финансовые средства, необходимые для Гализации этих решений, формируются путем добровольных отчислений от личных доходов, т.е. имеет место так называемое самообложение Одновременно усиливается роль частных фондов, специализированных и общего характера, финансирующих различные конкретные разработки в сфере науки, оказывающих поддержку системе образования, искусства, выделяющих ресурсы на некоторые социальные нужды, создающих стипендиальные фонды для малообеспеченных студентов. За счет таких фондов поддерживается деятельность женских, спортивных, религиозных организаций, много внимания уделяется экологическим проблемам, включая проведение конкретных мер по очистке водоемов, охране лесов, защите животного и растительного мира. Большие расходы осуществляются на благотворительные цели. Подобного рода деятельность, строго говоря, идет вне государственных структур, и крупные средства, расходуемые на перечисленные нужды, не входят в состав государственных финансов. Нетрудно, однако, видеть, что объекты финансирования во многих случаях общие У государства, организаций самоуправления и у некоммерческих фондов. Можно сказать, что формируется параллельная государственной и независимая от нее система финансирования очень важных и существенных общественных потребностей. Для создания такой парал-*льной системы финансирования, разумеется, необходимы высокий *ень эффективности производства, а также доходов на душу насе-'ия, устойчивые демократические традиции принятия решений в Данных странах. точки зрения организации финансов подобные тенденции озна- т сокРащение сферы влияния собственно государственных фи- м сов и начало формирования более широкой системы, которую но назвать общественными финансами. дует НДенЦИю создания общественных («публичных») финансов сле-УлучцР Знать Уни нереальной, она пробьет себе дорогу и в России при ВидИм Ии в бУДУЩем ее экономического и социального состояния. СТ8еннь' Помимо Всего, не следует жестко противопоставлять государ-н°сть су6 И общественные финансы. Их параллелизм и одновремен-Диях в0 СТвования особенно четко проявляются на начальных ста-Никновения общественных финансов. В дальнейшем по мере Глава 4. Государственные финансы
развития возможно и частичное совпадение обеих систем, особецн на низших уровнях административного управления. Решать все фи нансовые вопросы методом самоуправления, видимо, невозможно в этом смысле чисто государственные финансы полностью никогда'це исчезнут и не сольются с общественными. Но сочетание тех и Других представляется необходимым. Несомненно, в будущем роль общест. венных (самодеятельных) финансов повысится, что будет следствием и одновременно предпосылкой расширения прав человека в сфере управления. Активное развитие чисто общественных финансов значительно улучшит общую социальную атмосферу общества, снизит уровень конфликтности, будет способствовать реализации таких проектов усовершенствования отношений между людьми, до которых у верхнего уровня централизованного руководства никогда бы «не дошли руки». Поэтому в перспективе развитие финансовой системы России должно включать в себя и расширение сферы деятельности самодеятельных финансов. Их необходимо поощрять и, конечно, давать им льготы по государственному налогообложению. Это общепринятая практика в развитых процветающих странах, где все благотворительные фонды освобождаются от налогов. Просто этот принцип надо возвести в систему. Ведь успешное развитие общественных финансов выгодно прежде всего государству, поскольку уменьшает нагрузку на его ресурсы. Государственные финансы России уже длительное время, с 1992 г. и по настоящий момент, находятся в сложном состоянии. Это проявляется в том, что государство не может обеспечить финансирование общественных потребностей на традиционно сложившемся уровне. Резко упали расходы на оборону, образование, науку, здравоохранение и другие важные социальные нужды. Главная причина финансового кризиса — падение производства и его медленное восстановление. Сокращение производства означает уменьшение объема доходов в обществе и, как следствие, снижение доходов государства. МеЖДУ тем потребности в финансировании по многим направлениям сохраняются на прежнем уровне. Численность учащихся, пенсионеров, лиц, нуждающихся в медицинском обслуживании, осталась в основном та же, что и раньше. Так образовался разрыв между необходимым финансированием и реальными финансовыми ресурсами государства. Главный путь выхода из финансового кризиса — подъем производства, рост доходов общества и всех субъектов экономической ДеЯ' тельности. Именно на это и должна быть направлена финансовая кредитно-денежная политика в настоящее время как на уровне госу^ дарства, так и на уровне регионов. Надо всячески поощрять увеличу ние платежеспособного спроса как на потребительские, так и на И
Вопросы для самопроверки ионные товары, создать стимулы к направлению финансовых оВ в реальный сектор, добиться снижения инфляции и стабиль-'валютного курса рубля. Это станет предпосылкой финансового 10 влеНия и экономического подъема. 1. Сущность бюджета, его экономическая роль
Глава 5. Бюджеты государства и других властных структур
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |