КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции государства в экономике 1 страница
В экономической науке более двухсот лет обсуждается вопрос о роли государства в нормальном функционировании экономики и в экономическом развитии. Если отвлечься от эмоций и тенденциозности, то, понимая под экономикой рыночное хозяйство, можно считать установленным, что рынок, предоставленный сам себе, не в состоянии обеспечить длительное устойчивое развитие с приемлемым для общества уровнем конфликтности интересов отдельных лиц и коллективных субъектов. Важнейшие теоретические достижения либеральной экономической науки типа «совершенной конкуренции» или «оптимума Парето» в реальной жизни не наблюдаются, по крайней мере в точном смысле этих терминов, а, скорее всего, и не осуществимы полностью в современных условиях. Поэтому уже давно (лет сорок—пятьдесят) стало очевидным, что рынок как экономическая система нуждается в постороннем наблюдении и в определенной регулировке. Но подобные функции в нЫ-нешнем обществе может взять на себя только государство. Речь идет не только о корректировке (разумеется, по возможности осторожной)- о дополнении рынка, поскольку некоторые блага, необходимые Нбшеству, он просто не в состоянии произвести. Э в современных условиях одна из существенных проблем общест-поДдерЖание порядка, защита личности от насилия, борьба с ^ команией и т.д. Общество нуждается в таких услугах, но они могут, Гь предоставлены только обществом же и за счет общества. Пробле-внешней безопасности, мир между странами — также решаются за -чет общества. Похожие, хотя и несколько отличные задачи решаются в борьбе с распространением массовых инфекций (чума, СПИД и др.). Во всех этих случаях речь идет о производстве и потреблении «общественных» товаров, они потребляются коллективно, а не индивидуально. Главное свойство общественных товаров то, что потребление их одним человеком не уменьшает их общего количества, они не обладают свойством исключаемое™, т.е. их нельзя расчленить на отдельные товарные единицы. К таким товарам относятся услуги обороны или уличного освещения за казенный счет и т.д. Здесь нет конкуренции между покупателями, и рынок не может поставлять такие товары. А стало быть, это обязанность общества, точнее, государства. Помимо чисто общественных товаров существуют и квазиобщественные, которые в принципе могли бы стать объектом рыночных отношений, но это нецелесообразно по экономическим причинам. Например, поддержание в порядке улиц и общественных парков лучше организовать за счет государственных средств, что заметно снижает общие расходы населения. Значительные проблемы возникают и при производстве рынком на п Ь1М внешним эффектом, т.е. воздействовать каким-то образом вНешн °К ЭТИХ Т0ВаР°в> чтобы свести к минимуму отрицательный эффект. Здесь накоплен большой опыт. В частности, внеш-
ние затраты для общества можно превратить во внутренние для самих производителей, вводя штрафы за загрязнение окружающей среды Возможна и передача в частную или коллективную собственность некоторых природных объектов с целью лучшей их сохранности ц уменьшения государственных расходов. В качестве положительного эффекта можно привести услуги образования. Твердо установлен тот факт, что эффект от хорошего образования даже в узкоэкономическом смысле значительно больше, чем затраты на его предоставление. Но помимо этого повышение уровня образования существенно улучшает общую социальную и нравственную атмосферу в обществе, снижает уровень конфликтности в отношениях между членами общества. Однако чисто рыночными методами сделать образование (особенно высшее) общедоступным не представляется возможным. Нужны значительные дополнительные усилия государства. Как видно из этих примеров, сами особенности некоторых благ предполагают активное вмешательство государства в действия рынка. Экономическая наука давно установила факт положительного воздействия конкуренции на производство, реализацию и потребление товаров, в частности на возникновение цен равновесия, согласование интересов производителей и потребителей. Конкуренция представляется порождением самого рынка и как бы его естественным состоянием. Между тем это далеко не так. Развитый рынок имеет свойство порождать монополию, прежде всего на стороне производителя (продавца). Уже в конце XIX в. в ряде стран были приняты специальные законы о предотвращении монополии в рыночных отношениях. Весь XX в. продолжалась с переменным успехом борьба с монополизацией рынка. Проблема эта сама по себе очень сложна, и нам надо остановиться только на тех случаях, когда становится неизбежным вмешательство государства. Это прежде всего случай возникновения естественных монополий. Термин «естественная» не должен истолковываться как обязательная связь с природой в том духе, что вот имеется единственное на всем земном шаре месторождение какого-то очень нужного минерала. Такие или близкие к этому случаи возможны, но они очень редкие и «не делают погоды». Как правило, в современных условиях под естественной монополией понимается такая организация производства какого-либо товара, когда создание конкурирующего предприятия заведомо экономически нецелесообразно, невыгодно. Например, железная дорога между двумя пунктами, если она уже есть, то строить другую такую же неоправданно. Можно построить автомобильную Д°" рогу, и между ними будет конкуренция. Но лица, решившиеся вос- пользоваться yCJiyia.v.,1 Awlwl,uu ^r— —--------------------------------............... г-------------- будут иметь дело с монополистами, каждый со своим. Такие си-1ИИ возникают и при использовании трубопроводов, при передаче оэнергии, а иногда и в производстве электроэнергии. Очень естественные монополии образуются в отраслях связи, при > даче иНфОрмации и особенно в той сфере, которая по-русски на-'шается «жилищно-коммунальное хозяйство». Возможна естествен-' монополия, не зависящая от отраслевых внешних особенностей. Например, крупное предприятие полностью удовлетворяет спрос на какой-то продукт по сравнительно низким ценам. Издержки у него невелики за счет масштабов производства, но для возможных конкурентов, особенно с ограниченным капиталом, сложившиеся цены неприемлемы, они в них не «уложатся». Возникает монополия. Примером естественной монополии, но уже другого типа, является авторское право, хотя его тонкости редко волнуют общество. Естественная монополия может образовываться и искусственно. Так, сбыт сельхозпродукции, включая экспорт, во многих странах регулируется государственными организациями, которые приобретают все черты монополии. К искусственным монополиям можно отнести и профсоюзы, стремящиеся регулировать уровень оплаты труда и другие условия использования наемных рабочих. Но в любом случае монополия есть монополия, и государство должно следить за деятельностью естественных монополий и регулировать, если необходимо, уровень цен на их продукты и услуги. А значит, вмешательство государства в деятельность рынка неизбежно. Но естественные монополии не самая трудная проблема для госу- арства. Значительно больше хлопот с «неестественными» монопо- 1ями, т.е. с реально возникающими мощными корпорациями, захва- ющими обширные доли производства какого-либо продукта. 'Чно вспомнить процесс слияния крупнейших автомобильных Ш, происходивший совсем недавно (2001 г.) Почти во всех к для таких «объединений» требуется разрешение государствен- органов, в этом наглядно проявляется регулирующая роль госу- а по отношению к рынку. Государство не подменяет рынок в Функциях, оно стремится только к тому, чтобы эти функции вы- ились с меньшими общественными издержками. сих пор рассматривался вопрос, как государство воздействует ство МЫИ механизм рынка, стремясь улучшить его работу, но государ- Мать' Лжно Учитывать и результаты работы рынка. Что следует пони- -зультатами? Это — распределение доходов. Рынок, обеспе- °°ДУ действий и производителю, и потребителю, формирует а через нее и доходы всех участников рыночных отноше-
ний. Давно известно, что рыночное распределение доходов характер.. но существенными различиями по отдельным группам населения, чТо такое распределение доходов часто считается несправедливым. Хотя никто не знает точно, что такое справедливость, это не может быть основанием для безразличного отношения к недовольству результатами рыночного распределения доходов. Ведь это недовольство мо^ет охватить значительные слои населения и стать основой для социальных конфликтов. Значит, надо как-то скорректировать результаты рыночного распределения. Но каким образом? Распределение доходов непосредственно зависит от рыночной системы цен, надо ли как-то изменять эту систему, чтобы улучшить распределение доходов? Исходя из опыта «строительства социализма» во многих странах, можно твердо сказать, что вмешиваться в рыночное ценообразование ради улучшения распределения доходов не нужно и опасно. Опасно потому, что в этом случае исчезают стимулы для самостоятельного производства товаров и услуг у экономических субъектов и начнется деградация производства и по количеству, и по качеству товаров. Это естественное следствие того, что конкуренция между производителями товаров находится не на должном уровне. Результатом вмешательства в рыночное ценообразование будет резкое падение производства и общего объема доходов. Хотя дифференциация доходов может и уменьшиться, но средний уровень доходов резко упадет, и производство и общество в целом окажутся в состоянии стагнации. Дифференциация доходов — неизбежная плата за развитие. Но если нельзя трогать рыночную систему ценообразования, то остается только один способ уменьшить общественное недовольство дифференциацией доходов. Этот способ — корректировка рыночного распределения доходов за счет государственных ресурсов. Как правило, в разных странах сложились свои конкретные механизмы такой корректировки. Но чаще всего выплачиваются пособия на детей в бедных семьях, предоставляется медицинская помощь за счет государственных средств и благотворительных фондов, возмещаются полностью или частично расходы на образование. Практикуется и продовольственная помощь, выплачиваются пособия по безработице. Такие системы поддержки бедных слоев населения функционируют в основном в развитых странах. В отсталых странах возможности государства по оказанию помощи бедным семьям весьма невелики. Корректировка рыночного распределения доходов является вторым важным направлением взаимодействия государства и рынка в настоящее время. Главным средством перераспределения доходов ГО' сударством между отдельными слоями населения служат прямые вЫ' платы денежных пособий из государственных фондов и целенапра0' оказание большего комплекса социальных услуг, прежде всего ЛбН инии образования и медицинской помощи. П° Необходимость государственного регулирования рыночных отно-ий в настоящее время усиливается еще и потому, что рыночная номика бурно прогрессирует и выходит за рамки отдельных стран. р ночной экономике внутренне присущи значительная неопределен-' прИ принятии ответственных решений и существенный риск. Яти факторы в настоящее время заметно более влиятельны, чем когда-либо прежде. Такая существенно более стабильная общественная структура, как государство, не может быть просто свидетелем и наблюдателем экономических процессов. Представляя интересы всего общества, государство ради его стабильности и успешного развития должно регулировать и одну из самых главных сфер общественной жизни — экономику, а коль скоро она носит рыночный характер, то неизбежно и регулирование рынка. Государство помогает рынку достичь тех целей, которые ставит общество. Деятельность только рыночных субъектов в силу противоречивости, а иногда и конфликтности интересов не всегда может обеспечить «нормальное» состояние экономики и всего общества. Рыночная экономика, предоставленная сама себе, развивается с ярко выраженными циклами, периоды подъема производства сменяются периодами спада. Такой вариант развития мало приемлем для общества в целом. Поэтому и стоит задача найти такое сочетание взаимоотношений рынка и государства, чтобы экономика развивалась стабильно в режиме непрерывного роста производства без резких колебаний. Эту задачу и должно решить общество в лице государства. Задача эта пока полностью не решена, но определенные подходы просматриваются. Прежде всего надо добиться того, чтобы экономические успехи давали бы большую социальную отдачу. Осо-оенно важно повысить роль государства в защите интересов потре-[теля. В современных условиях потребитель (покупатель) более слабая сторона в системе рыночных взаимоотношений, чем произ- [тель (продавец). Поэтому надо всячески поощрять и поддержи- ь создание ассоциаций потребителей, предоставляя им опреде- е права. Очень важно, к примеру, защитить потребителей от °Ьросовестной рекламы, от организаторов финансовых пирамид, 'Т прямого мошенничества. Государство должно защищать ин- и н °bI населения ПРИ утверждении стандартов на продукты питания Ран Лекарственные средства. Это также относится и к правилам ох- кан тРУДа, снабжению безработных информацией о трудовых ва- х°Жл Х И °РганизаЦии их переподготовки с целью быстрейшего на-ния новой работы.
Государство может и должно оказывать прямое влияние на очет многие отрасли производства через систему лицензий, запретов, стан дартов, организуя услуги патентных организаций, поощряя научны? разработки в передовых отраслях, выдавая как безвозвратные сумцш средств, так и льготные кредиты. Государство может заказывать частному сектору производство некоторых видов продукции на очень большие суммы, как правило, это военная продукция. Разумеется военная продукция непроизводительна, но военный заказ может играть большую стимулирующую и регулирующую роль в развитии экономики в целом. Относительно редко, но все же бывает, что государство непосредственно берет на себя производство отдельных товаров и услуг. Как правило, это происходит, если частному сектору такое производство невыгодно или оно связано с очень большим риском (атомная энергетика и др.)- Все эти возможности государство использует для расширения материальной базы производства, для укрепления стабильности экономики. Никакого ограничения рыночных отношений в ходе этих мероприятий происходить не должно. Рынок и государство — не антиподы. Рынок — стимулирующая, быстро развивающаяся, но неустойчивая система. Государство при разумной политике обладает большой стабильностью и возможностью ставить и решать перспективные задачи всего общественного развития. Эти две системы прекрасно дополняют друг друга. Но найти их правильное сочетание — это не простая проблема. Можно сказать, что, взаимодействуя с рынком, государство решает следующие задачи: оно помогает рынку эффективно распределять имеющиеся ресурсы и производить продукцию в соответствии с общественными потребностями (спросом); оно корректирует чрезмерно резкие разрывы в распределении доходов, которые порождает рынок, обеспечивая стабильность в обществе; оно совместно с рынком организует устойчивый экономический рост и развитие общества во всех сферах. Следует подчеркнуть большую специфику взаимоотношении рынка и государства в каждой стране. Большое значение имеет кой кретная история данной страны, сложившиеся в ней традиции, нравь и обычаи. Применительно к России надо обратить внимание на то, что она находится в достаточно сложной ситуации. Ни одна страна И1 ушла столь далеко в сторону от нормальных рыночных путей экоН<^ мического развития. Сформировавшиеся в России нормы хозяйстве ных отношений, стереотипы поведения экономических субъект весьма отличны от стран с развитым рынком. Соответственно и Peli I мендации западной экономической науки и кейнсианского, и ульТР ___ ■ ипго толка применимы к российской действительности толь- пепеленной поправкой. Нужно искать решения, учитывающие °о российскую ситуацию,.в их нахождении и применении и со- АСН ддача экономической, и в том числе финансовой, науки. Г°Все же исходя из мирового опыта наиболее актуальными для Рос- ляются следующие направления экономической деятельности государства: • создание правовой базы функционирования экономики и кон- борьба с монополизмом и поощрение свободной конкуренции; • надежное обеспечение всех участников хозяйственной деятель • стимулирование развития новых перспективных отраслей про- сом, неприемлемым для частного предпринимателя; защита отечественного производителя от несправедливой конкуренции; низация в необходимых случаях общественных работ; предоставление общественных благ, производство которых быть невыгодным частному производителю (освещение дорог, вывоз мусора и т.д.); тит*г,,3аЩИТа окРУжающей среды (чистота воздуха, воды, охрана рас-ильного и животного мира); поддержка развития фундаментальной науки; аРхите1^-ХраНеНИе важнейших объектов культуры (музеев, библиотек,. сктУРНых памятников и т.п.); 8о, кляп,- РЖКа некоторых видов искусства (фольклорное творчест-. ф^Ческая музыка и т.д.); и 3ДРанп^аНСИрование полностью или частично систем образования ^сохранения; заШита прав потребителей.
Помимо этого государство несет большие расходы, связанные социальными выплатами менее обеспеченным слоям населения (пе.с сии, пособия по безработице и т.д.). Этот перечень не может быть м черпывающим и неизменным. Некоторые статьи могут исчезать, ц й исключено появление новых. Главное свойство этого набора статей что в большинстве из них государство не является единственным пля телыциком данных расходов. Многие из этих расходов могут быть гт гашены и за счет частных фирм, и непосредственно за счет граждан Задача государства состоит в том, чтобы облегчить свое финансовое бремя и по мере возможности привлекать и негосударственные сред, ства на эти цели. Это относится и к развитию новых отраслей, производству общественных благ и, разумеется, расходам на образованней медицину. Особо следует остановиться на социальных выплатах. Для России это больной вопрос, поскольку население привыкло к государственным системам социального обеспечения. Между тем опыт многих стран показывает, что государство не в состоянии взять полностью на себя выплаты пенсий, расходов по здравоохранению и образованию, не нарушая заинтересованности работающего населения в активной деятельности. Государство не может полностью оградить население от рисков безработицы, необеспеченной старости и т.д. Здесь необходимы и финансовые ресурсы самого населения. Государство может не только регулировать экономическую сферу, функционирование рынка, но оно и само может быть производителем товаров и услуг, быть собственником очень значительного имущества. Денежные потоки государственных предприятий включаются в состав государственных финансов. Прибыль или убыток этих предприятий отражаются на общей величине государственных доходов и расходов. Государство может иметь доходы (убытки) от владения ценными бумагами негосударственных предприятий, а также от эксплуатации государственного имущества (сдача его в аренду и т.д.). Государство как собственник и как экономический субъект может осуществлять самые обычные деловые операции. Непосредственно к сфере государственных финансов относятся покупка и продажа государством продукции и услуг. Преобладает, к°* нечно, покупка, продажа осуществляется в значительно меньших Ра3' мерах. Государство покупает услуги и продукцию в части организаШ* обороны, охраны общественного порядка, в сфере образования науки, медицинского обслуживания. В подавляющей части купле^ ные им товары и услуги государство предоставляет обществу беспЛа но (оборона, охрана общественного порядка), услуги образований медицины государство тоже предоставляет бесплатно, но надо иМеЩ это только часть общего объема услуг этих отраслей. Значи- государство. Пропорция платности и бесплатности различ- На В Р пату за реализуемые продукты и услуги. Например, за проезд берСТ ударственном транспорте. Если государство непосредственно °ет предприятиями, производящими товары и услуги, то эта про-1 служит объектом продажи. В этом случае доходы этих пред-' ятий считаются государственными, равно как и убытки. Находящееся в распоряжении государства имущество (земля, недра, здания, о польные праВа) тоже пускается в хозяйственный оборот. Иногда эсударственное имущество продается, что также приносит доход. Но возможно и приобретение в собственность государства некоторых объектов, как правило, это предметы искусства, памятники архитектуры и т.п. При продаже товаров и услуг государство может вступать в своеобразную конкуренцию с частным, вернее негосударственным, сектором, производящим и реализующим аналогичные объекты. Государство должно вести себя в данной ситуации очень осторожно и не допускать свертывания соответствующей деятельности в частном секторе. Общий подход таков, что при равном уровне пен и качества оказываемых услуг (или производимых товаров) государство должно прекратить работу своих предприятий, если за этим не стоит сколь-нибудь серьезных социальных проблем. Дело в том, что по определению государственное предприятие более устойчиво, чем негосударственное, ■но может рассчитывать на поддержку государства и соответственно работает с меньшим напряжением. Отсюда может происходить про-1ема убыточности и дополнительных расходов государственных «дств. Поэтому ситуацию активной конкуренции между государст-ными и негосударственными предприятиями лучше не создавать. >льшинстве случаев негосударственные предприятия более эффективны и более рентабельны. деятельность государства по покупке и реализации (предостав- >) товаров и услуг хотя и относится к сфере государственных фи- 0 по форме напоминает обычный кругооборот товаров и об езаВДсимо от того, кто их производит и потребляет. Но есть ЭТо _ Деятельности государства, где у него почти нет конкурентов. эциальные трансферты, чисто перераспределительные отно- йозмеч' °Г11а Денежные средства предоставляются совершенно без- и пРедо ° дует Указать на отличие трансфертов от приобретения ия товаров и услуг. Хотя по форме большинство това- у» купленных государством, предоставляются бесплатно, но
тут присутствует определенный эквивалент затраченным деньгам К примеру, военный или учитель, получившие государственное со держание, предоставляют взамен свои услуги, каждый в своей облас" ти. Социальные трансферты не предполагают никакого возмещения затраченных денег. Выделенные ресурсы просто потребляются, Вза. мен не дается ничего. Речь идет, естественно, о пенсионном обеспечении и социальном страховании. Эти расходы появились в rocyqapdj венных финансах относительно недавно (в сравнении с военными) в пределах XX в. В настоящее время расходы на социальные нужды — один из важнейших элементов всего блока государственных финансов. В состав государственных финансов входят кредитные отношения государства как с внутренними, так и с внешними заимодателями. Соотношение доходов государства, их балансировка, правильное оформление государственного долга, организация его обслуживания, отслеживание его динамики, объема и структуры важны и сами по себе, и как факторы воздействия на другие звенья финансово-кредитной системы. От состояния государственных финансов и государственного долга зависят и уровень процентной ставки в хозяйстве, и уровень инфляции. Благодаря расходам государства формируется значительный объем платежеспособного спроса и обеспечивается реализация существенной части конечного продукта. Доля государственных расходов в настоящее время составляет до 50% в составе ВВП разных стран. Такова потенциальная мера воздействия государства на экономическое развитие и на уровень жизни. Через систему государственных финансов государство обеспечивает снижение социальной напряженности, перераспределяя доходы между отдельными слоями населения и выравнивая их. Увеличивая или сокращая государственные заказы, можно уменьшить колебания деловой конъюнктуры, сблизить крайние точки промышленного цикла. Именно благодаря ресурсам, собранным государственными финансами, можно регулировать спонтанные рыночные процессы в экономике, не допуская крайностей рыночного распределения ресурсов с его несправедливостью и потенциальной опасностью социальных конфликтов.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |