Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции государства в экономике 1 страница




В экономической науке более двухсот лет обсуждается вопрос о роли государства в нормальном функционировании экономики и в экономическом развитии. Если отвлечься от эмоций и тенденциоз­ности, то, понимая под экономикой рыночное хозяйство, можно счи­тать установленным, что рынок, предоставленный сам себе, не в со­стоянии обеспечить длительное устойчивое развитие с приемлемым для общества уровнем конфликтности интересов отдельных лиц и коллективных субъектов. Важнейшие теоретические достижения ли­беральной экономической науки типа «совершенной конкуренции» или «оптимума Парето» в реальной жизни не наблюдаются, по край­ней мере в точном смысле этих терминов, а, скорее всего, и не осуще­ствимы полностью в современных условиях.

Поэтому уже давно (лет сорок—пятьдесят) стало очевидным, что рынок как экономическая система нуждается в постороннем наблю­дении и в определенной регулировке. Но подобные функции в нЫ-нешнем обществе может взять на себя только государство. Речь идет не только о корректировке (разумеется, по возможности осторожной)-


о дополнении рынка, поскольку некоторые блага, необходимые Нбшеству, он просто не в состоянии произвести. Э в современных условиях одна из существенных проблем общест-поДдерЖание порядка, защита личности от насилия, борьба с ^ команией и т.д. Общество нуждается в таких услугах, но они могут, Гь предоставлены только обществом же и за счет общества. Пробле-внешней безопасности, мир между странами — также решаются за -чет общества. Похожие, хотя и несколько отличные задачи решаются в борьбе с распространением массовых инфекций (чума, СПИД и др.). Во всех этих случаях речь идет о производстве и потреблении «обще­ственных» товаров, они потребляются коллективно, а не индивиду­ально. Главное свойство общественных товаров то, что потребление их одним человеком не уменьшает их общего количества, они не обла­дают свойством исключаемое™, т.е. их нельзя расчленить на отдель­ные товарные единицы. К таким товарам относятся услуги обороны или уличного освещения за казенный счет и т.д. Здесь нет конкурен­ции между покупателями, и рынок не может поставлять такие товары. А стало быть, это обязанность общества, точнее, государства. Помимо чисто общественных товаров существуют и квазиобщественные, кото­рые в принципе могли бы стать объектом рыночных отношений, но это нецелесообразно по экономическим причинам. Например, под­держание в порядке улиц и общественных парков лучше организовать за счет государственных средств, что заметно снижает общие расходы населения.

Значительные проблемы возникают и при производстве рынком
товаров с так называемым внешним эффектом. Внешний эффект
это свойство товаров, которое не учитывается ни производителем, ни
жупателем, но которое реально воздействует на естественную среду
На людей. Такие эффекты могут быть положительными и отрица­
тельными. Последние более известны. Примером отрицательного эф-
'а может быть производство товаров, сопровождающееся загряз­
нем окружающей среды: выбросы вредных отходов в водоемы и в
сферу, сильный шум, радиация и т.д. Вредные эффекты могут
икать не только вследствие производства, но и в процессе потреб-
1 я некоторых товаров (выхлопы автомобилей, излучение экранов
|К)теров и телевизоров, алкоголь, табак, наркотики и т.д.). Ры-
Цена товаров с внешним эффектом не отражает их подлинной
но bJ)CTH> КаК Правило> она занижена. Общество (государство) долж-
Цат ваться в процесс производства и реализации товаров с отри-

на п Ь1М внешним эффектом, т.е. воздействовать каким-то образом вНешн °К ЭТИХ Т0ВаР°в> чтобы свести к минимуму отрицательный эффект. Здесь накоплен большой опыт. В частности, внеш-




 


ние затраты для общества можно превратить во внутренние для самих производителей, вводя штрафы за загрязнение окружающей среды Возможна и передача в частную или коллективную собственность не­которых природных объектов с целью лучшей их сохранности ц уменьшения государственных расходов.

В качестве положительного эффекта можно привести услуги обра­зования. Твердо установлен тот факт, что эффект от хорошего образо­вания даже в узкоэкономическом смысле значительно больше, чем за­траты на его предоставление. Но помимо этого повышение уровня образования существенно улучшает общую социальную и нравствен­ную атмосферу в обществе, снижает уровень конфликтности в отно­шениях между членами общества. Однако чисто рыночными метода­ми сделать образование (особенно высшее) общедоступным не пред­ставляется возможным. Нужны значительные дополнительные усилия государства.

Как видно из этих примеров, сами особенности некоторых благ предполагают активное вмешательство государства в действия рынка.

Экономическая наука давно установила факт положительного воз­действия конкуренции на производство, реализацию и потребление товаров, в частности на возникновение цен равновесия, согласование интересов производителей и потребителей. Конкуренция представля­ется порождением самого рынка и как бы его естественным состояни­ем. Между тем это далеко не так. Развитый рынок имеет свойство порождать монополию, прежде всего на стороне производителя (про­давца). Уже в конце XIX в. в ряде стран были приняты специальные законы о предотвращении монополии в рыночных отношениях. Весь XX в. продолжалась с переменным успехом борьба с монополизацией рынка. Проблема эта сама по себе очень сложна, и нам надо остано­виться только на тех случаях, когда становится неизбежным вмеша­тельство государства. Это прежде всего случай возникновения естест­венных монополий.

Термин «естественная» не должен истолковываться как обязатель­ная связь с природой в том духе, что вот имеется единственное на всем земном шаре месторождение какого-то очень нужного минерала. Такие или близкие к этому случаи возможны, но они очень редкие и «не делают погоды». Как правило, в современных условиях под есте­ственной монополией понимается такая организация производства ка­кого-либо товара, когда создание конкурирующего предприятия заве­домо экономически нецелесообразно, невыгодно. Например, желез­ная дорога между двумя пунктами, если она уже есть, то строить другую такую же неоправданно. Можно построить автомобильную Д°" рогу, и между ними будет конкуренция. Но лица, решившиеся вос-


пользоваться yCJiyia.v.,1 Awlwl,uu ^r— —--------------------------------............... г--------------

будут иметь дело с монополистами, каждый со своим. Такие си-1ИИ возникают и при использовании трубопроводов, при передаче оэнергии, а иногда и в производстве электроэнергии. Очень естественные монополии образуются в отраслях связи, при > даче иНфОрмации и особенно в той сфере, которая по-русски на-'шается «жилищно-коммунальное хозяйство». Возможна естествен-' монополия, не зависящая от отраслевых внешних особенностей. Например, крупное предприятие полностью удовлетворяет спрос на какой-то продукт по сравнительно низким ценам. Издержки у него невелики за счет масштабов производства, но для возможных конку­рентов, особенно с ограниченным капиталом, сложившиеся цены не­приемлемы, они в них не «уложатся». Возникает монополия. Приме­ром естественной монополии, но уже другого типа, является автор­ское право, хотя его тонкости редко волнуют общество.

Естественная монополия может образовываться и искусственно. Так, сбыт сельхозпродукции, включая экспорт, во многих странах ре­гулируется государственными организациями, которые приобретают все черты монополии. К искусственным монополиям можно отнести и профсоюзы, стремящиеся регулировать уровень оплаты труда и дру­гие условия использования наемных рабочих. Но в любом случае мо­нополия есть монополия, и государство должно следить за деятель­ностью естественных монополий и регулировать, если необходимо, уровень цен на их продукты и услуги. А значит, вмешательство госу­дарства в деятельность рынка неизбежно.

Но естественные монополии не самая трудная проблема для госу-

арства. Значительно больше хлопот с «неестественными» монопо-

1ями, т.е. с реально возникающими мощными корпорациями, захва-

ющими обширные доли производства какого-либо продукта.

'Чно вспомнить процесс слияния крупнейших автомобильных

Ш, происходивший совсем недавно (2001 г.) Почти во всех

к для таких «объединений» требуется разрешение государствен-

органов, в этом наглядно проявляется регулирующая роль госу-

а по отношению к рынку. Государство не подменяет рынок в

Функциях, оно стремится только к тому, чтобы эти функции вы-

ились с меньшими общественными издержками.

сих пор рассматривался вопрос, как государство воздействует

ство МЫИ механизм рынка, стремясь улучшить его работу, но государ-

Мать' Лжно Учитывать и результаты работы рынка. Что следует пони-

-зультатами? Это — распределение доходов. Рынок, обеспе-

°°ДУ действий и производителю, и потребителю, формирует

а через нее и доходы всех участников рыночных отноше-




 


ний. Давно известно, что рыночное распределение доходов характер.. но существенными различиями по отдельным группам населения, чТо такое распределение доходов часто считается несправедливым. Хотя никто не знает точно, что такое справедливость, это не может быть основанием для безразличного отношения к недовольству результата­ми рыночного распределения доходов. Ведь это недовольство мо^ет охватить значительные слои населения и стать основой для социаль­ных конфликтов. Значит, надо как-то скорректировать результаты ры­ночного распределения. Но каким образом? Распределение доходов непосредственно зависит от рыночной системы цен, надо ли как-то изменять эту систему, чтобы улучшить распределение доходов? Исхо­дя из опыта «строительства социализма» во многих странах, можно твердо сказать, что вмешиваться в рыночное ценообразование ради улучшения распределения доходов не нужно и опасно. Опасно потому, что в этом случае исчезают стимулы для самостоятельного производ­ства товаров и услуг у экономических субъектов и начнется деграда­ция производства и по количеству, и по качеству товаров. Это естест­венное следствие того, что конкуренция между производителями товаров находится не на должном уровне. Результатом вмешательства в рыночное ценообразование будет резкое падение производства и об­щего объема доходов. Хотя дифференциация доходов может и умень­шиться, но средний уровень доходов резко упадет, и производство и общество в целом окажутся в состоянии стагнации. Дифференциация доходов — неизбежная плата за развитие.

Но если нельзя трогать рыночную систему ценообразования, то остается только один способ уменьшить общественное недовольство дифференциацией доходов. Этот способ — корректировка рыночного распределения доходов за счет государственных ресурсов. Как прави­ло, в разных странах сложились свои конкретные механизмы такой корректировки. Но чаще всего выплачиваются пособия на детей в бед­ных семьях, предоставляется медицинская помощь за счет государст­венных средств и благотворительных фондов, возмещаются пол­ностью или частично расходы на образование. Практикуется и продо­вольственная помощь, выплачиваются пособия по безработице. Такие системы поддержки бедных слоев населения функционируют в основ­ном в развитых странах. В отсталых странах возможности государства по оказанию помощи бедным семьям весьма невелики.

Корректировка рыночного распределения доходов является вто­рым важным направлением взаимодействия государства и рынка в настоящее время. Главным средством перераспределения доходов ГО' сударством между отдельными слоями населения служат прямые вЫ' платы денежных пособий из государственных фондов и целенапра0'


оказание большего комплекса социальных услуг, прежде всего ЛбН инии образования и медицинской помощи.

П° Необходимость государственного регулирования рыночных отно-ий в настоящее время усиливается еще и потому, что рыночная

номика бурно прогрессирует и выходит за рамки отдельных стран. р ночной экономике внутренне присущи значительная неопределен-' прИ принятии ответственных решений и существенный риск. Яти факторы в настоящее время заметно более влиятельны, чем когда-либо прежде. Такая существенно более стабильная обществен­ная структура, как государство, не может быть просто свидетелем и наблюдателем экономических процессов. Представляя интересы всего общества, государство ради его стабильности и успешного развития должно регулировать и одну из самых главных сфер общественной жизни — экономику, а коль скоро она носит рыночный характер, то неизбежно и регулирование рынка. Государство помогает рынку до­стичь тех целей, которые ставит общество. Деятельность только ры­ночных субъектов в силу противоречивости, а иногда и конфликтнос­ти интересов не всегда может обеспечить «нормальное» состояние экономики и всего общества.

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, развивается с ярко выраженными циклами, периоды подъема производства сме­няются периодами спада. Такой вариант развития мало приемлем для общества в целом. Поэтому и стоит задача найти такое сочета­ние взаимоотношений рынка и государства, чтобы экономика раз­вивалась стабильно в режиме непрерывного роста производства без резких колебаний. Эту задачу и должно решить общество в лице го­сударства. Задача эта пока полностью не решена, но определенные подходы просматриваются. Прежде всего надо добиться того, чтобы экономические успехи давали бы большую социальную отдачу. Осо-оенно важно повысить роль государства в защите интересов потре-[теля. В современных условиях потребитель (покупатель) более слабая сторона в системе рыночных взаимоотношений, чем произ-

[тель (продавец). Поэтому надо всячески поощрять и поддержи-

ь создание ассоциаций потребителей, предоставляя им опреде-

е права. Очень важно, к примеру, защитить потребителей от

°Ьросовестной рекламы, от организаторов финансовых пирамид,

'Т прямого мошенничества. Государство должно защищать ин-

и н °bI населения ПРИ утверждении стандартов на продукты питания

Ран Лекарственные средства. Это также относится и к правилам ох-

кан тРУДа, снабжению безработных информацией о трудовых ва-

х°Жл Х И °РганизаЦии их переподготовки с целью быстрейшего на-ния новой работы.




 


Государство может и должно оказывать прямое влияние на очет многие отрасли производства через систему лицензий, запретов, стан дартов, организуя услуги патентных организаций, поощряя научны? разработки в передовых отраслях, выдавая как безвозвратные сумцш средств, так и льготные кредиты. Государство может заказывать част­ному сектору производство некоторых видов продукции на очень большие суммы, как правило, это военная продукция. Разумеется военная продукция непроизводительна, но военный заказ может иг­рать большую стимулирующую и регулирующую роль в развитии эко­номики в целом.

Относительно редко, но все же бывает, что государство непосред­ственно берет на себя производство отдельных товаров и услуг. Как правило, это происходит, если частному сектору такое производство невыгодно или оно связано с очень большим риском (атомная энерге­тика и др.)- Все эти возможности государство использует для расшире­ния материальной базы производства, для укрепления стабильности экономики. Никакого ограничения рыночных отношений в ходе этих мероприятий происходить не должно. Рынок и государство — не антиподы. Рынок — стимулирующая, быстро развивающаяся, но не­устойчивая система. Государство при разумной политике обладает большой стабильностью и возможностью ставить и решать перспек­тивные задачи всего общественного развития. Эти две системы пре­красно дополняют друг друга. Но найти их правильное сочетание — это не простая проблема.

Можно сказать, что, взаимодействуя с рынком, государство решает следующие задачи: оно помогает рынку эффективно распределять имеющиеся ресурсы и производить продукцию в соответствии с об­щественными потребностями (спросом); оно корректирует чрезмерно резкие разрывы в распределении доходов, которые порождает рынок, обеспечивая стабильность в обществе; оно совместно с рынком орга­низует устойчивый экономический рост и развитие общества во всех сферах.

Следует подчеркнуть большую специфику взаимоотношении рынка и государства в каждой стране. Большое значение имеет кой кретная история данной страны, сложившиеся в ней традиции, нравь и обычаи. Применительно к России надо обратить внимание на то, что она находится в достаточно сложной ситуации. Ни одна страна И1 ушла столь далеко в сторону от нормальных рыночных путей экоН<^ мического развития. Сформировавшиеся в России нормы хозяйстве ных отношений, стереотипы поведения экономических субъект весьма отличны от стран с развитым рынком. Соответственно и Peli I мендации западной экономической науки и кейнсианского, и ульТР


___

■ ипго толка применимы к российской действительности толь-

пепеленной поправкой. Нужно искать решения, учитывающие

°о российскую ситуацию,.в их нахождении и применении и со-

АСН ддача экономической, и в том числе финансовой, науки.

Г°Все же исходя из мирового опыта наиболее актуальными для Рос-

ляются следующие направления экономической деятельности

государства:

• создание правовой базы функционирования экономики и кон-
ля за выполнением законов. Система государственных законов ка­
сается и финансовой системы, как общей, так и государственной. Го­
сударство может регулировать и уровень цен на некоторые товары,
устанавливать ставки налогов, таможенных пошлин, штрафов за нару­
шение экологических правил и т.д., а также непосредственно запре­
щать те или иные виды хозяйственной деятельности (продажу нарко­
тиков, производство алкогольной продукции без лицензии и т.д.).
Такая деятельность государства, хотя и мало влияет непосредственно
на объем государственных финансовых ресурсов, в целом очень важна
для функционирования финансовой системы;

борьба с монополизмом и поощрение свободной конкурен­ции;

• надежное обеспечение всех участников хозяйственной деятель­
ности объективной информацией, необходимой для принятия реше­
ний;

• стимулирование развития новых перспективных отраслей про-
зводства («высоких технологий»), вложения в которые связаны с

сом, неприемлемым для частного предпринимателя;

защита отечественного производителя от несправедливой кон­куренции;

низация в необходимых случаях общественных работ; предоставление общественных благ, производство которых быть невыгодным частному производителю (освещение дорог, вывоз мусора и т.д.);

тит*г,,3аЩИТа окРУжающей среды (чистота воздуха, воды, охрана рас-ильного и животного мира);

поддержка развития фундаментальной науки;

аРхите1^-ХраНеНИе важнейших объектов культуры (музеев, библиотек,. сктУРНых памятников и т.п.);

8о, кляп,- РЖКа некоторых видов искусства (фольклорное творчест-. ф^Ческая музыка и т.д.);

и 3ДРанп^аНСИрование полностью или частично систем образования ^сохранения;

заШита прав потребителей.




 


Помимо этого государство несет большие расходы, связанные социальными выплатами менее обеспеченным слоям населения (пе.с сии, пособия по безработице и т.д.). Этот перечень не может быть м черпывающим и неизменным. Некоторые статьи могут исчезать, ц й исключено появление новых. Главное свойство этого набора статей что в большинстве из них государство не является единственным пля телыциком данных расходов. Многие из этих расходов могут быть гт гашены и за счет частных фирм, и непосредственно за счет граждан Задача государства состоит в том, чтобы облегчить свое финансовое бремя и по мере возможности привлекать и негосударственные сред, ства на эти цели. Это относится и к развитию новых отраслей, произ­водству общественных благ и, разумеется, расходам на образованней медицину.

Особо следует остановиться на социальных выплатах. Для России это больной вопрос, поскольку население привыкло к государствен­ным системам социального обеспечения. Между тем опыт многих стран показывает, что государство не в состоянии взять полностью на себя выплаты пенсий, расходов по здравоохранению и образованию, не нарушая заинтересованности работающего населения в активной деятельности. Государство не может полностью оградить население от рисков безработицы, необеспеченной старости и т.д. Здесь необходи­мы и финансовые ресурсы самого населения.

Государство может не только регулировать экономическую сферу, функционирование рынка, но оно и само может быть производителем товаров и услуг, быть собственником очень значительного имущества. Денежные потоки государственных предприятий включаются в состав государственных финансов. Прибыль или убыток этих предприятий отражаются на общей величине государственных доходов и расходов. Государство может иметь доходы (убытки) от владения ценными бу­магами негосударственных предприятий, а также от эксплуатации го­сударственного имущества (сдача его в аренду и т.д.). Государство как собственник и как экономический субъект может осуществлять самые обычные деловые операции.

Непосредственно к сфере государственных финансов относятся покупка и продажа государством продукции и услуг. Преобладает, к°* нечно, покупка, продажа осуществляется в значительно меньших Ра3' мерах. Государство покупает услуги и продукцию в части организаШ* обороны, охраны общественного порядка, в сфере образования науки, медицинского обслуживания. В подавляющей части купле^ ные им товары и услуги государство предоставляет обществу беспЛа но (оборона, охрана общественного порядка), услуги образований медицины государство тоже предоставляет бесплатно, но надо иМеЩ


это только часть общего объема услуг этих отраслей. Значи-
ЧТ*часть подобных услуг предоставляется за плату, но эту плату
П б

государство. Пропорция платности и бесплатности различ-
взимае СТранах. Но бывают ситуации, когда само государство

На В Р пату за реализуемые продукты и услуги. Например, за проезд берСТ ударственном транспорте. Если государство непосредственно °ет предприятиями, производящими товары и услуги, то эта про-1 служит объектом продажи. В этом случае доходы этих пред-' ятий считаются государственными, равно как и убытки. Находя­щееся в распоряжении государства имущество (земля, недра, здания, о польные праВа) тоже пускается в хозяйственный оборот. Иногда эсударственное имущество продается, что также приносит доход. Но возможно и приобретение в собственность государства некоторых объектов, как правило, это предметы искусства, памятники архитек­туры и т.п.

При продаже товаров и услуг государство может вступать в своеоб­разную конкуренцию с частным, вернее негосударственным, секто­ром, производящим и реализующим аналогичные объекты. Государ­ство должно вести себя в данной ситуации очень осторожно и не допускать свертывания соответствующей деятельности в частном сек­торе. Общий подход таков, что при равном уровне пен и качества ока­зываемых услуг (или производимых товаров) государство должно пре­кратить работу своих предприятий, если за этим не стоит сколь-нибудь серьезных социальных проблем. Дело в том, что по определению госу­дарственное предприятие более устойчиво, чем негосударственное, ■но может рассчитывать на поддержку государства и соответственно работает с меньшим напряжением. Отсюда может происходить про-1ема убыточности и дополнительных расходов государственных «дств. Поэтому ситуацию активной конкуренции между государст-ными и негосударственными предприятиями лучше не создавать. >льшинстве случаев негосударственные предприятия более эффек­тивны и более рентабельны.

деятельность государства по покупке и реализации (предостав-

>) товаров и услуг хотя и относится к сфере государственных фи-

0 по форме напоминает обычный кругооборот товаров и

об езаВДсимо от того, кто их производит и потребляет. Но есть

ЭТо _ Деятельности государства, где у него почти нет конкурентов.

эциальные трансферты, чисто перераспределительные отно-

йозмеч' °Г11а Денежные средства предоставляются совершенно без-

и пРедо ° дует Указать на отличие трансфертов от приобретения

ия товаров и услуг. Хотя по форме большинство това-

у» купленных государством, предоставляются бесплатно, но





 


тут присутствует определенный эквивалент затраченным деньгам К примеру, военный или учитель, получившие государственное со держание, предоставляют взамен свои услуги, каждый в своей облас" ти. Социальные трансферты не предполагают никакого возмещения затраченных денег. Выделенные ресурсы просто потребляются, Вза. мен не дается ничего. Речь идет, естественно, о пенсионном обеспече­нии и социальном страховании. Эти расходы появились в rocyqapdj венных финансах относительно недавно (в сравнении с военными) в пределах XX в. В настоящее время расходы на социальные нужды — один из важнейших элементов всего блока государственных фи­нансов.

В состав государственных финансов входят кредитные отношения государства как с внутренними, так и с внешними заимодателями. Со­отношение доходов государства, их балансировка, правильное офор­мление государственного долга, организация его обслуживания, от­слеживание его динамики, объема и структуры важны и сами по себе, и как факторы воздействия на другие звенья финансово-кредитной системы. От состояния государственных финансов и государственно­го долга зависят и уровень процентной ставки в хозяйстве, и уровень инфляции. Благодаря расходам государства формируется значитель­ный объем платежеспособного спроса и обеспечивается реализация существенной части конечного продукта. Доля государственных рас­ходов в настоящее время составляет до 50% в составе ВВП разных стран. Такова потенциальная мера воздействия государства на эконо­мическое развитие и на уровень жизни. Через систему государствен­ных финансов государство обеспечивает снижение социальной напряженности, перераспределяя доходы между отдельными слоями населения и выравнивая их. Увеличивая или сокращая государствен­ные заказы, можно уменьшить колебания деловой конъюнктуры, сблизить крайние точки промышленного цикла. Именно благодаря ресурсам, собранным государственными финансами, можно регули­ровать спонтанные рыночные процессы в экономике, не допуская крайностей рыночного распределения ресурсов с его несправедливос­тью и потенциальной опасностью социальных конфликтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.