Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика




Все рассмотренные органы осуществляют планирование, опера­тивное управление финансами и финансовый контроль, реализуя тем самым финансовую политику.

финансовая политика — это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием де­нежных доходов в соответствии с основными стратегическими и теку­щими задачами данного субъекта.

Проводником финансовой политики может быть лишь реальный владелец или распорядитель денежных средств, размер которых во многом определяет масштабы этой политики.

Таким образом, об уровнях финансовой политики справедливо го­ворить в связи с основными звеньями финансовой системы, т.е. фи­нансовая политика проводится и на государственном уровне, и пред­приятиями, и населением.

Финансовая политика государства имеет большую специфику, оно к ставит своей целью получение прибыли, как обычный экономичес­кий субъект, его решения диктуются общественными интересами. То же с определенной поправкой можно сказать о центральном банке, он проводит денежную политику, имея в виду необходимость улучшения общего экономического и финансового состояния всего народного ззяйства, это — его главная задача, хотя определенную прибыль он и получает.

«условно, ведущее значение имеет финансовая политика госу-■тва. В условиях рынка — это главный рычаг экономического воз­действия государства.

^ОВУ финансовой политики государства составляют стратеги-

'- направления использования финансовых ресурсов, предусмат-

е решение главных задач развития экономики на данном

реход отечественной экономики на рыночные условия, к сожа-1 привел к глубокому экономическому кризису, спаду произ-




 


водства, расстройству финансовой системы. На протяжении почти всего перестроечного периода наблюдался бюджетный дефицит, не­платежи предприятий, рост внутренней и внешней задолженностей страны.

В последние годы ушедшего века наметились некоторые положи­тельные тенденции в экономическом состоянии России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внеш­ней задолженности, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны.

В ближайшей перспективе наиболее актуальными экономически­ми задачами являются:

• обеспечение дальнейшего роста производства и объема доходов
в хозяйстве с целью достижения их докризисного уровня (1989—
1990 гг.);

• рост реальных доходов населения и уменьшение разрывов в ду­
шевых доходах различных слоев населения;

• сохранение положительного сальдо внешней торговли и улуч­
шение платежного баланса;

• дальнейшее развитие системы образования, науки и научных
исследований на перспективных направлениях;

• существенное улучшение социального обслуживания насе­
ления.

В соответствии с этим основными направлениями финансовой политики на макроуровне должны стать:

• создание условий для активизации инвестирования свободных
финансовых ресурсов в материальное производство;

• регулирование уровня инфляции и ставок процента таким
образом, чтобы содействовать росту рентабельности реального сек­
тора;

• проведение налоговой реформы, призванной стимулировать
всех экономических субъектов к расширению производства, увеличе­
нию доходов, к переходу от теневой к легальной хозяйственной дея­
тельности;

• существенная реструктуризация финансовых потоков в хозяй­
стве, сокращение дотационных платежей из бюджета, реформа пенси­
онного дела, жилищно-коммунального хозяйства и др.;

• обеспечение устойчивого равновесия доходов и расходов бюд­
жета, по возможности недопущение его дефицита;

• регулярные платежи по внешнему долгу, существенное сокрэ"
щенке общего объема государственной задолженности.


Имеет смысл заметить, что в трактовке финансовой политики на­блюдается определенное расхождение между зарубежной и современ­ной российской наукой.

В традициях зарубежной науки, деловой практики и управления хозяйством обычно не разделяется экономическая и финансовая голитика. В условиях зарубежной рыночной экономики главными задачами финансовой политики на макроуровне, т.е. для высших государственных органов управления и центральных банков, счита­ются: обеспечение (по возможности) полной занятости трудоспо­собного населения, недопущение инфляции, т.е. стабильность цен, экономический рост. И такой набор задач (целей) для финансовой макрополитики, разумеется, не может вызывать никаких возраже­ний. Но в России под влиянием длительного периода социалисти­ческого хозяйствования сложилось разделение между экономичес­кой и финансовой политикой. Это было связано с тем, что эконо­мические цели определялись в натуральных измерителях (млн тонн, штук, метров и т.д.), а затем уже к ним приспосабливались финан­совые показатели, при этом приоритет отдавался «натуральному»

планированию.

Но поскольку инерция мышления очень сильна, то можно со­хранить применительно к российским условиям, как самостоятель­ный термин, экономическую политику, считая, что она формулиру­ет самые общие перспективные цели развития народного хозяйства (например, повышение доли атомной энергетики, переход к нако­пительной системе пенсионного обеспечения и т.п.), имея в виду, что эти же самые цели будут на конкретном уровне требовать и оп­ределенных финансовых решений и, стало быть, будут включаться и в финансовую политику. Разумеется, имеется значительная об­ласть хозяйственной жизни, где используются чисто финансовые показатели, а сама финансовая политика выступает уже как единст-iHoe средство решения возникающих проблем. К ним можно от­вести налоги, дефицит бюджета, государственный долг, валютный курс и др. Тем не менее главная задача состоит не в том, чтобы точностью до микрона» отделить экономическую политику от нансовой, а в понимании сути возникающих проблем и в опре-[ении средств и методов их разрешения. А как назвать эти мето-"- «экономическими» или «финансовыми* — вопрос второсте-|1И- Поэтому вполне приемлем вариант задач финансовой мак-'■"итики, сформулированной зарубежной наукой, а если кто-то ет его уточнить и скорректировать, то это вполне возможно, только оставаться в пределах здравого смысла.




 


Если учесть также и нынешнюю ситуацию в России, т.е. все еще низкий уровень производства (в 2000 г. примерно 65% уровня 1990 г.) расстроенные финансы, низкий уровень доходов и капитализации в хозяйстве, то есть, конечно, основания для специфической трактовки финансовой политики в России и ее основных показателей. В част­ности, желательно добиться повышения роли кредитной системы и прежде всего коммерческих банков, а также фондового рынка в моби­лизации свободных денежных средств и в направлении их наиболее удачно работающим предприятиям, осваивающим новые виды про­дукции, успешно конкурирующим с импортными товарами, ведущим активную экспортную деятельность.

Необходимо наведение порядка в расчетах, финансовой дисцип­лине, преодоление кризиса неплатежей. Необходимо и укрепление бюджетной системы, к главным направлениям реализации которого относятся: развитие самостоятельности и равноправия бюджетов всех уровней, укрепление доходной базы региональных и местных бюдже­тов по мере развития процессов разгосударствления и приватизации, совершенствование системы межбюджетных отношений.

Государственная финансовая политика выступает важнейшим фактором регулирования финансовой политики предприятий и насе­ления. В условиях административной экономики, для которой харак­терны директивность, сильная ограниченность хозяйственной само­стоятельности предприятий, крайне сжаты были любые их инициативы в работе. Переход к рыночным условиям обеспечил расширение фи­нансовых возможностей хозяйствующих субъектов, укрепив тем самым материальную базу для проведения ими собственной финансо­вой политики. В сфере финансовой политики предприятий должно быть обеспечено лучшее, чем сейчас, сочетание интересов предпри­ятий (частных и коллективных) и государства, резко снижен уровень конфликтности интересов. Это — общее дело и государства, и пред­приятий. От достижения такого сочетания во многом зависит успех реализации финансовой политики всех уровней.

Российская практика показала, что прямолинейное расширение финансовых прав экономических субъектов не всегда обеспечивает большую эффективность производства и разумное согласование инте­ресов всех участников производства и распределения. Здесь очень по­лезен зарубежный опыт.

Мировой практикой развития рыночных отношений накоплен бо­гатый опыт сочетания финансовой политики разных уровней, глав­ными результатами которого являются: стабильная система законода­тельства и разумная налоговая система, не побуждающая предприятия к сокрытию доходов, обеспечивающая реальные льготы предприятиям


(hev хозяйства, развитие которых представляет наибольшую необ-сть На данном этапе развития экономики, стимулирование об­щего роста производства и доходов в стране.

г учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть некоторой условностью разделена на два основных направления: С пвое — денежно-кредитная политика; второе — налогово-бюджет-политика. В условиях России ответственными за проведение де~ чежно-кредитной политики является Центральный банк и Прави­тельство РФ. В этот раздел финансовой политики входит регулирова­ние объема денежной массы, установление уровня процента и зоздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, т.е. ограничение по возможности роста цен, а также ва­лютный курс и формирование валютных резервов. В сферу налогово-бюджетной политики, естественно, входит формирование налоговой системы (ставок налогов и условий их взимания), сбор налогов и, ко­нечно же, распределение сформированного фонда государственных финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными прин­ципами, возникновение дефицита или профицита бюджета.

Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России являются Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.

Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к приме­ру, зависит и от денежной, и от бюджетной политики, то же самое относится к проблемам государственного долга, платежного баланса, уровню безработицы, объему инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения ис-юльзования всех средств финансовой политики, выработанных в об­ществе в ходе его развития.

Следует отметить, что в условиях современной России государст-1Ная финансовая политика одной из своих главных целей имеет со-шше цивилизованного рынка. Десятилетние реформы, к сожале­нию, не привели к образованию нормального (по мировым стандар-) рынка, и сложившаяся экономическая система нуждается в ачительном усовершенствовании.

лчвная цель очевидна и всем понятна — подъем производства, из-

н и главный ответственный за достижение этой цели — государ-

Но государство после всех прошедших преобразований может

conv Иствовать на экономический рост в основном через свою финан-

п Политику, именно она и оказывается главным средством обес-

тема роста экономики. Поэтому государственная финансовая сис-

к решающее звено всех финансовых отношений общества,




 


должна стимулировать развитие хозяйства и рост уровня жизни насе­ления. Общеэкономические задачи в современных условиях (в отли-чие от социализма) выступают прежде всего как финансовые проб­лемы.

Коренное отличие рыночной системы экономики от централизо­ванного планирования состоит не в том, что в первой все продается и покупается, а во второй сфера купли-продажи резко ограничена Различие в том, что рыночная экономика делает каждого самодея­тельного гражданина ответственным за уровень своих доходов, за­ставляет его самого искать возможности повышения своего благосо­стояния и своих близких. Он сам принимает решения и сам за них отвечает. Регулируя условия получения доходов самостоятельными экономическими субъектами (а это и есть финансовое регулирова­ние), государство в рыночной системе оказывает мощное воздействие на развитие производства. В руках государства имеется два направ­ления воздействия на развитие хозяйства финансовыми методами: установление норм обязательных платежей с владельцев дохода и имущества и выделение финансовых ресурсов как непосредственно для реального сектора (инвестиции, дотации и т.п.), так и на обще­социальные цели, достижение которых существенно влияет на объем и качество производимой продукции. Имеется в виду финан­сирование науки, создание новых технологий, улучшение образова­ния. Последнее особенно важно, так как в настоящее время реша­ющим фактором увеличения производства и прогресса во всех отраслях жизни общества становится формирование и использова­ние человеческого капитала.

Человек в нынешнем производстве выступает именно как капитал, постоянно действующий фактор роста, а не только как источник теку­щих затрат (труда), компенсируемых заработной платой. Уровень об­разования, степень квалификации, творческие способности — вот главные параметры человеческого капитала. Сформировать такой ка­питал в обществе можно только на основе систематического повыше­ния уровня образования и науки. Поэтому и расходы государства на образование и науку приобретают «производительный» характер. И во всей «расходной» сфере государственных финансов главным направ­лением с точки зрения развития производства становится именно со­вершенствование образования и научных исследований, а вовсе не конкретные затраты в виде прямых инвестиций и дотаций реальному сектору.

Давно доказано, что государство — менее эффективный хозяин, чем частные коммерческие фирмы, поэтому увлекаться государствен­ным финансированием реального сектора нецелесообразно. К сожа-


п жпзнь показала, что полностью отказаться от государственных ■ходов в реальном секторе пока невозможно и в какой-то степени Ра расходы необходимы. Но, признавая эту необходимость, нельзя ^бывать точной роли и общественной оценки этих расходов, они есть Зторостепенный фактор развития производства и общества. Но это внимание не всегда обнаруживается при составлении и обсуждении

ектов бюджетов. Мощные команды лоббистов отстаивают интере­сы многих отраслей хозяйства, но фактически нет лоббирования ин­тересов образования и науки. В принципе подобных заявлений доста­точно много, но реального влияния на принятие решений соответст­вующие люди и организации имеют очень мало. Это и понятно, так как их финансовые возможности несоизмеримы с теми, которыми располагают лоббисты «нефти», сельского хозяйства, алюминия и др. И вот тут-то и нужно мнение власти, государства, его структур. Но, разумеется, это мнение должно быть «правильным». Его надо настой­чиво формировать.

Обеспечив за счет текущих мер финансовой политики подъем про­изводства и рост доходов и их дальнейшее последовательное увеличе­ние, следует определить перспективные цели развития общества, а со­ответственно и направления финансовых ресурсов. Эти цели хорошо известны, так как непрерывная дискуссия по поводу состояния наше­го общества и мер по его улучшению идет уже более 10 лет. В ходе широких обсуждений, в которых участвовали и представители законо­дательной и исполнительной власти, названы проблемы и цели, кото­рые можно назвать стратегическими для финансовой (бюджетно-на­логовой) политики, все они называются реформами, и это вполне естественно, так как экономические реформы неизбежно влекут за собой социальные изменения.

В настоящее время в разных документах и по разным поводам признаны необходимыми следующие реформы: военная, судебная, пенсионная, государственной службы, образования, жилищно-ком­мунальная и др. Можно указать на общие принципы проведения Реформ. Прежде всего, эти реформы должны быть ранжированы по

'Чимости, и с этим в большой мере связана последовательность

осуществления, необходимо определить примерные сроки осу-

ествления каждой из них. Определение сроков, в свою очередь,

о с тем, чего, собственно, мы ждем от каждой из этих ре-

Т°Рм- Другими словами, по каждой реформе надлежит сформули-

ать перечень поставленных целей (задач) и возможные сроки их

в ИЖения. Лучше всего, если каждая реформа будет представлена

щ еск°льких вариантах (по набору целей, по срокам их достиже-

' По объемам финансирования). Вопрос оценки реформ —



Глава 3. Общая характеристика финансов


самый важный. Делать эту оценку должны нейтральные эксперты Но резонно поставить вопрос, что проведение некоторых из этих реформ должно сократить, а не увеличить государственные расходы Возможен и «нулевой» вариант: на что-то требуется больше денег, а где-то средства экономятся, а в целом реформа может быть прове­дена при прежнем объеме государственного финансирования. Важ­ное значение имеет и состав разработчиков реформ. Конечно, в первую очередь этим должны заниматься специалисты по данному вопросу, но только ими состав разработчиков не может исчерпы­ваться. Здесь работает известный афоризм Пуанкаре: «Война — слишком серьезное дело, чтобы поручать его генералам». Помимо специалистов в разработке реформ должны участвовать и политики, и финансисты, и профессиональные контролеры. Обязательным требованием к проектам реформ должна быть опенка их эффектив­ности. Если она невозможна в денежной форме, надо дать строгое описание результатов реформы, ее возможных социальных послед­ствий. Идеальным положением было бы одновременное рассмотре­ние проектов всех реформ, оцененных в деньгах, с вариантами по целям и срокам исполнения. В этом случае можно было бы осо­знанно выбирать наилучшие варианты и превращать их в программу бюджетного финансирования.

Таким образом, именно финансовая политика государства являет­ся в нынешних условиях главным фактором и выхода из кризиса, и организации экономического развития, именно она совершенствует наши рыночные отношения и обеспечивает решение социальных во­просов.



Глава 4. Государственные финансы 1. Экономическая роль государства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.