Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности финансового рынка




Развитие финансового посредничества естественным образом со­провождалось возникновением финансового рынка. Постепенное по­вышение эффективности экономики в Западной Европе на протяже­нии XIV—XVII вв., рост доходов и параллельное совершенствование денежного хозяйства и финансовых отношений привели к появлению У многих экономических субъектов денежных накоплений. Первона­чально эти накопления были просто сокровищем, запасом золотых и Других монет. Довольно скоро владельцы сокровищ поняли, что луч­шее их применение состоит не в примитивном хранении в целости и крайности, а в использовании их в деловом обороте с целью получе-*я Дополнительной выгоды. При этом необязательно было самим за­даться хозяйственной деятельностью, а можно было ограничиться доставлением денег взаймы опытному предпринимателю, жестко в°рив условия возврата денег и выплаты процентов. Это дало тол-азвитию кредита, который из случайного и спорадического явле-По стал самостоятельной сферой денежного хозяйства, превратился в поп°ЯННЫЙ ФактоР экономического развития. Это был важный шаг бого пРевРа1Дения денег в капитал, необходимую предпосылку лю-вые D оль"нибУДь серьезного экономического начинания. Финансо-сУрсы стали объектом купли-продажи, появилась первая форма "° рынка — денежный рынок. Это означало одновременное




 


официальное оформление соответствующих финансовых посреди^ ков как особых экономических агентов, в данном случае это бьцт банки и другие кредитные учреждения. Дальнейшее развитие финан, сового посредничества, появление новых форм отношений в ращЭ частной собственности привели к возникновению весьма своеобраз­ного экономического явления — финансовых инструментов. Это доку­ментально оформленные в соответствии с действующим законода, тельством денежные обязательства каких-либо экономических субъ. ектов, персонифицированные или обезличенные (на предъявителя) Например, различные векселя и облигации, долговые расписки и т.п. Это могут быть свидетельства о владении определенным имуществом (в том числе и деньгами): закладные, полисы, сертификаты и т.п., или дающие право на получение какого-либо дохода (систематического или разового), например акции и аналогичные документы. Появление финансовых инструментов, называемых еще ценными бумагами, суще­ственно ускорило заключение деловых сделок, обеспечило сбор и концентрацию финансовых ресурсов, а в конечном счете ускорило экономическое развитие. Финансовые инструменты стали объектом купли-продажи, их оборот и сформировал другой элемент финансово­го рынка — фондовый рынок, являющийся важнейшей структурой ры­ночного хозяйства. Значение финансового рынка в экономике разви­тых стран в течение XX в. существенно возросло, его стабильное функционирование является ныне обязательной предпосылкой эко­номического прогресса, политического и социального равновесия в обществе. Сфера его влияния очень широка.

В XX столетии в связи с утратой золотом денежных функций и бур­ным развитием внешнеэкономической деятельности колоссально вырос валютный рынок как слагаемое общего денежного рынка. Обо­роты по продаже валют составляли в конце прошлого века более трил­лиона долларов ежедневно. Следует заметить, что в настоящее время подавляющая часть всех деловых операций в мире происходит именно на финансовом рынке. Сделки в реальном секторе составляют отно­сительно небольшую долю.

Имеется принципиальное различие сделок в разных секторах фи­нансового рынка. Если в рамках кредитных отношений деньги прода-ются как таковые, т.е. они сами являются объектом сделки, то при продаже финансовых инструментов продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих, при этом предполага­ется соблюдение определенных условий по сумме и срокам получения доходов, возможны и другие обязательные требования в сделке по р^а' лизации финансовых инструментов. Финансовый рынок и особенН0 рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, являются не только среД'


.—

перераспределения финансовых ресурсов в хозяйстве (на плат-

СТВ° ачалах), но они в своей совокупности составляют очень важный

4 тор состояния всей финансовой системы и экономики в

Смысл финансового рынка не просто в перераспределении

янсовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений

-о перераспределения. Именно на финансовом рынке определяют-

наиболее эффективные сферы (отрасли хозяйства и деятельности) С иложения денежных ресурсов. Функционирование финансового шка тесно связано с определением системы процентных ставок в хозяйстве, или цены денег, как фактора развития производства и дру­гих процессов в экономической и социальной областях.

сформирование системы процентных ставок — одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает громадное влияние на уровень эффективности всей экономики.

Денежный и фондовый рынки тесно между собой связаны и взаи­модействуют друг с другом. Эта связь прежде всего проявляется в су­ществовании определенной доходности от деятельности экономичес­ких субъектов на том и другом рынках. Заметные различия в доход­ности ведут к перераспределению средств между рынками.

Многие финансовые посредники являются как непосредственны­ми участниками денежного рынка, так и игроками на фондовом рынке. Это еще более усиливает подвижность денежного капитала, ускоряет в случае необходимости его превращение из одной формы в другую, переход его в другие отрасли хозяйства и сферы деятельности или в другие страны. Вместе с тем по самой своей природе финансо­вый рынок не является стопроцентно устойчивой системой. На него существенное влияние оказывают не только чисто экономические факторы, но и политические конфликты, социальные противоречия, изменения в общественной психологии и т.п. Колебания цен на этом рынке могут быть весьма значительными, возможно возникновение

тремальных ситуаций, финансовой паники, к примеру. Как прави­ло, это бывает следствием резкого падения доверия к ценным бума-ам, массовой их продажи с целью возврата денег, вложенных в них,

сопровождается быстрым падением курса ценных бумаг и боль-Потерями их владельцев. Крах финансового рынка почти всегда

Л к экономическому кризису и социальным потрясениям. Поэто-

KoRC^UieCTByeT система правил функционирования финансовых рын-

в ~~ ЭТо законодательство данного государства, призванное предот-

Q Финансовые крахи. Но помимо законов очень важно и текущее

ральн Р0вание Деятельности финансового рынка со стороны цент-

Фина Х нков и государства. Наиболее динамичную часть общего

ового рынка представляет фондовый рынок, он же соответст-



венно является и наиболее уязвимой его структурой. Фондовый рынок имеет свойство время от времени оказываться в «перегретом» состоянии. Это означает, что спрос на ценные бумаги и другие финан­совые инструменты чрезмерно велик, доходность этих инструментов может быть слишком высокой, не соответствующей рентабельности реального сектора. Подобная ситуация связана с большим риском фи­нансового краха, особенно если спрос на ценные бумаги образуется за счет заемных средств. Вывод фондового рынка из «перегретого» со­стояния путем плавного его регулирования, т.е. не допуская краха и резкого спада, — очень сложная задача кредитно-денежной политики проводимой центральным банком и государством.

3. Финансовая система и ее структура Звенья финансовой системы

Под финансовой системой в узком смысле слова, т.е. исключая кре­дитные отношения, деятельность других финансовых посредников и фондовый рынок, принято понимать совокупность финансовых отно­шений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных доходов.

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматри­вать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений.

Основные звенья финансовой системы РФ представлены в виде схемы на рис. 3.1.

Финансы властных структур — это государственные и муници­пальные финансы. Они показывают формирование доходов и расхо­дов органов государственной власти — федеральной и субъектов — и местного самоуправления для решения задач соответствующего уров­ня. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление отде­лено от государственного.

Исходя из структуры федерального устройства России, государст­венные финансы, будучи двухуровневыми, включают финансы феде­ральных органов власти и финансы органов власти субъектов Россий­ской Федерации (региональные финансы). Местные финансы состав­ляют низовое звено и выделены в самостоятельный структурный уровень. В целом же финансовую систему РФ с учетом федеральных, региональных и местных (муниципальных) финансов можно рассмат­ривать как трехуровневую.


Рис. 3.1. Основные звенья финансовой системы России

Государственные финансы каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы-государственных и муници­пальных предприятий соответствующего уровня подчиненности (рис. 3.2.).

Общность государственных и муниципальных финансов состоит в единстве их доходных источников и в тесном взаимодействии при до­стижении сбалансированности бюджетов разных уровней.

Федеральный бюджет (или бюджет РФ) — важнейшее звено фи­нансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы фе­дерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и рас­ходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Федеральный бюджет как финансовый план государства взаимо-

язан с финансами предприятий и некоммерческих организаций,

Денежными доходами и расходами населения. Финансовый план

пРедприятия как баланс доходов и расходов включает раздел «Взаимо-

|тношения с бюджетом». В этом разделе отражаются платежи в бюджет

ассигнования из бюджета. Финансовые планы бюджетных органи-




 


               
 
   
 
   
 
   
 


заций, находящихся в государственном или муниципальном ведении основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведом­ством. В случае, если у бюджетной организации появляется возмож­ность проведения коммерческой деятельности, появляются и доходы Они образуют дополнительный источник средств для развития дан­ной организации.

Рис. 3.2. Финансы властных структур

Источники доходных поступлений в федеральный бюджет — это налоги, таможенные платежи, доходы от приватизации государствен­ной и муниципальной собственности и т.д., а также внутренние и внешние займы.

Доходную базу бюджета в основном формируют налоги. Налого­вые поступления по источникам образования подразделяются на на­логи с юридических лиц и на налоги с физических лиц (с населения)-Неналоговые доходы по источникам образования подразделяются на доходы от приватизации государственной и муниципальной собствен­ности и поступления от внутренних и внешних займов.

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, не­обходимых для решения государственных задач, определенных в рам-ках Конституции страны представительными органами власти.


Бюджет субъекта РФ — это региональный бюджет, включающий публиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных 'е оВ (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих ионного деления, и районов с включением бюджетов районного

центра.

Основную часть доходов составляют поступления от федеральных

налогов (более 70% всех налогов), от налогов субъекта РФ и местные налоги. В общем объеме расходов преобладают расходы по эксплуата­ции объектов жилищно-коммунального хозяйства, на образование, здравоохранение.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправле­ния для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

Важнейший из них — Пенсионный фонд. Средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.

Вторым по объему аккумулируемых средств является Фонд соци­ального страхования РФ. Он предназначен для целевого финансиро­вания выплат социальных пособий и компенсаций (все виды соци­альной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной пе­риод и т.д.).

Фонд обязательного медицинского страхования — база развития от-осительно новой формы социального страхования в отечественной практике. С 1 января 1993 г. введен в действие Закон РФ «О медицин-сом страховании граждан в Российской Федерации». Нормы обяза-ельного медицинского страхования распространяются на работающих *Дан с момента заключения с ними трудового договора. Обязатель-; медицинское страхование гарантирует гражданам медицинскую ощь. Базовая программа обязательного медицинского страхова-я определяет объем и условия оказания медицинской помощи. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе амм обязательного медицинского страхования за счет доходов ^приятии и личных средств граждан. Оно обеспечивает гражданам !ение Дополнительных медицинских и иных услуг сверх установ-Точн Х пР°гРаммами обязательного медицинского страхования. Ис-ами финансирования фонда обязательного медицинского




 


страхования наряду с бюджетными служат обязательные страховые взносы работодателей.

Государственный кредит — это кредитные отношения между госу­дарством, юридическими и физическими лицами, при которых го­сударство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам го­сударственных ценных бумаг. Таким образом формируется государе?.' венный долг.

С 1995 г. проводится политика отказа от прямого кредитования Центральным банком РФ дефицита бюджета и перехода на использо­вание займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

При государственном кредите государство выступает не только за­емщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кре­диты резидентам (в основном в виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставля­ются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может предоставляться нерезидентам.

Государственный кредит может выступать также в форме гаранти­рованных обязательств федерального правительства под кредиты, по­лучаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйству­ющими субъектами.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы представ­ляют вторую часть финансовой системы РФ и включают финансы коммерческих организаций, т.е. хозяйствующих субъектов, финан­сы некоммерческих организаций и финансы населения (или домаш­них хозяйств).

Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие опреде­лено в законодательном порядке Гражданским кодексом РФ.

Коммерческие организации — это организации, цель и основная де­ятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации именуются также предприятиями.

Коммерческие предприятия функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, а также как частные и инди­видуальные (семейные) предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (или коммерческих органи­заций) служат основой всей системы финансовых отношений.

Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях рыночного хозяйства сконцентрирована у предприятий, поэтому оТ устойчивости их финансового положения зависит стабильность фи­нансовой системы страны в целом. Финансовые ресурсы предпрИ' ятия, работающего на принципах коммерции, состоят в основном и3


венных средств (денежные доходы и накопления), а также из

°° 'влеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-

1 овой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов

||р быть бюджетные средства, долевые средства учредителей, пае-

<0 взносы членов кооперативов, средства акционеров.

Ь финансовые средства предприятий используются для производст-

и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех

формах-

финансы некоммерческих организаций — это доходы и расходы

тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение (и со­ответственно распределение) прибыли. Отсутствие такой цели, одна-к0 не означает, что данная категория организаций на практике ни­когда прибыль не получает. Они могут получать прибыль от реализа­ции своей продукции и услуг, но это — не их цель.

К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, раз­личные добровольные союзы, функционирующие за счет сбора взно­сов, и др.

Некоммерческие организации именуются просто организациями. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов.

Финансы домохозяйств1 (финансы населения) — совокупные дохо­ды и расходы населения с учетом его структуры (отдельные социаль­ные группы, семьи и т.д.).

К основным финансовым поступлениям домохозяйств относятся: 1) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом, кредитно-финансо­вых операций; 2) оплата труда наемных работников, премии, надбав­ки к заработной плате, социальные и другие выплаты, осуществляе­мые работодателем; 3) государственные выплаты: заработная плата в бюджетных учреждениях, пенсии, пособия, стипендии и другие соци­альные платежи.

Роль перечисленных доходных источников с развитием рыноч-отнощений существенно меняется. Растет доля доходов от

щи еРмин «домохозяйство» подразумевает совместно проживающих людей, веду-являю '■' "е Хозяйство- Обычно это семья. Но домохозяйство может включать лиц, не доМаи И!сся Родственниками, например совместно проживающие с работодателями в обтш к работниЦЬ1, работники фермерского хозяйства, вносящие свою долю дохода И!чеюп! Юадет Домохозяйства. Домохозяйство может состоять и из одного человека, 0 собственный источник дохода.



предпринимательской деятельности, уменьшается доля социальных выплат.

Как свидетельствует российская практика, меняется не только структура, но существенно меняется общий объем и уровень дохо­дов населения (при сохранении значительной их дифференциации) В специфических российских условиях финансы населения высту­пают одним из главных факторов организации экономического подъема. Это проявляется в следующем: 1) население формирует большую часть конечного спроса в хозяйстве, без роста доходов на­селения не будет подъема производства; 2) за счет доходов населе­ния образуется большая часть сбережений в обществе. В условиях рынка именно денежные сбережения становятся источником инвес­тиций. Рост инвестиций — главная предпосылка экономического подъема.

Финансовая система — это не только совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, но также и система финансовых учреждений. Совокупность финансовых ве­домств представляет собой аппарат управления финансовой системой. Структура его в РФ укрупненно следующая.

На общегосударственном уровне финансовые учреждения — это ко­митеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Государствен­ный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сбо­рам, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ, исполни­тельные дирекции (правления) внебюджетных фондов.

Министерство РФ по налогам и сборам было создано вместо прежней Государственной налоговой службы РФ в целях совершенст­вования структуры федеральных органов исполнительной власти, более успешной реализации налоговой политики, усиления государ­ственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды налогов и других обязательных пла­тежей в полном объеме.

Важнейшее направление деятельности руководящих органов фи­нансовой системы — выработка и осуществление налоговой полити­ки. В настоящее время разработку и осуществление налоговой поли­тики реально проводят два ведомства — Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам. В составе Министерства фи­нансов РФ действует Федеральное казначейство, имеющее свои под­разделения в субъектах Федерации.

На уровне субъекта РФ аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и соответствующие структуры исполни-


ой власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне выше-нных федеральных органов исполнительной власти. ^Принципиально такая же схема аппарата управления финансами тном (муниципальном) уровне. Имеется и специальная система ппганов финансового контроля.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финанса-обычно представлен финансовой службой в форме финансового *.деЛа, дирекции по финансам и департаментом финансов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.