КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетная политика государства
н учебной и научной литературе очень часто говорится о функциях та. Но бюджет государства, как и любого экономического субъ- °тражает намерения и решения своего «хозяина». Поэтому пра- чес 6е ГОВОРИТЬ не ° Функциях бюджета, а о финансово-экономи- ункциях государства, которые и проявляются при составлении Докум ЛНении бк)Джета. Да и в реальной жизни бюджет — это просто Уровн НТ' содеРжаЩий текст закона, принятого соответствующим °н спо?Ласти' ® этом Документе отражены функции государства, и То само ствует выполнению этих функций, но приписывать какие- Жать нем °ЯТельные Функции самому бюджету не следует, чтобы избе- «УЖных сложностей.
К примеру, говорят, что бюджет имеет перераспределитель ну функцию. Но ведь перераспределяет доходы государство при помош бюджета. Бюджет — только способ, средство перераспределения ставит цели и достигает их путем перераспределения именно госуд^ ство, для которого перераспределение вовсе не конечная цель деятель ности, а только метод решения своих проблем. Бюджет является одним из главных экономических макропоказа телей в любой стране, разработаны международные правила расчета! включения его данных в систему национальных счетов, рекомендованную ООН для всех стран. Одна из основных характеристик бюджета — это его доля во всех доходах (расходах) общества. Под доходами (расходами) общества обычно понимается валовой внутренний продукт (ВВП). Методика расчета этого показателя хорошо отработана, и увязка бюджета с его величиной позволяет точно судить о мере воздействия государства на экономические и на другие социальные процессы, происходящие в обществе. Обычно сравниваются с ВВП расходы бюджета, так как наиболее часто встречающимся соотношением между доходами и расходами бюджета является превышение расходов над доходами. Поэтому международные правила предполагают систематическое исчисление доли бюджетных расходов в ВВП. Каков смысл этого показателя? За элементарным выражением в процентах соотношения двух величин в данном случае скрывается сложный комплекс проблем. Познакомимся с ним на примере России и ее предшественника — СССР. В СССР бюджет страны именовался государственным и включал в себя союзный бюджет, республиканские бюджеты (т.е. бюджеты союзных республик, в том числе и РСФСР) и местные бюджеты. Доля государственного бюджета по расходам в объеме ВВП 1990 г. составляла 51,3%, в том числе союзный — 24%, а республиканские с местными — 27,3% (если государственный бюджет — 100, то отношение союзного к республиканским составляло 47:53). В 2001 г. доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 29,6%, в том числе федеральный — 17,6%, а региональные, включая местные, бюджеты — 12,0% (отношение федерального к региональным 59:41). Как видно из этих данных, за годы рыночных реформ резко сократилась доля бюджета в ВВП. Напрашивающееся объяснение, что в условиях жестко централизованного хозяйства, при господстве государственной собственности доля государственных расходов ВВП и должна быть значительно выше, чем в условиях рыночной экономики, к сожалению, всего не объясняет. Полезно напомнить, что в многих государствах с развитой рыночной экономикой доля госуДаР ственных расходов в ВВП в 1990 г. была даже выше, чем в ССCV- К ним относятся Бельгия, Норвегия, Голландия, Швеция, ИтаЛ Поэтому сам по себе переход к рыночным принципам ведения и ^'- тва не требует снижения государственных расходов. Другое т0 переход, осуществленный в России, в силу своей специфики ДеЛ°\ проВождаться (и сопровождался) самыми неожиданными пос-,1(|иИ Главная черта российского перехода к новым принципам йствования — резкое падение объема производства. '3 Как уже указывалось, при сокращении объема производства дохо-бьгчно сокращаются в большей мере, особенно те доходы, кото-i составляют налоговую базу, т.е. основу формирования бюджета ь рСТВа, Поэтому государственные финансы России с началом ыночных реформ сразу оказались в тяжелом положении. Сократи-'-b и прибыль, и доходы населения, исчезли поступления от монопольной внешней торговли. Инфляция фактически уничтожила сбережения населения и оборотный капитал в хозяйстве, за счет этого резко возросла потребность во внешнем финансировании этих субъектов хозяйства. В конечном итоге все это выразилось в резком падении общей суммы государственных финансов и их доли в общестра-новых финансовых ресурсах, а конкретно — в уменьшении доли государственных расходов в ВВП, в 2000 г. она уменьшилась почти в 2 раза против 1990 г. и составила 29,6%. Настаивать на дальнейшем сокращении доли государственных расходов в ВВП в нынешних условиях с целью быстрого развития рынка по крайней мере преждевременно. Как ни странно это звучит, но в какой-то мере устоять финансовой системе в годы «либеральных», а в сущности, деструктивных реформ помогла инфляция. Рост цен порождал инфляционные доходы, которые поступали и в бюджет. Распределяя эти доходы, государство сохраняло какой-то минимальный порядок в хозяйстве и в обществе, ' допуская чрезмерного обострения конфликтов и социального взрыва. Инфляционные доходы, хотя и непрерывно уменьшающиеся юему реальному содержанию, тем не менее поддерживали хозяй->енные отношения, способствовали обеспечению каких-то мини-ьных потребностей. Разумеется, такая ситуация может быть приема только весьма ограниченное время. России, в принципе, уда-9 г. вырваться из опасной зоны гиперинфляции, и теперь эзможность стабилизировать финансовую систему, включая и ^Дарственные финансы. нои„ Падение доли бюджета в ВВП было связано не только с эко- еще Го ^Дарственных ресурсов, и помимо бюджета появились ЦцК с рственнь1е внебюджетные фонды: пенсионного обеспече-ТосТи на Тального страхования, медицинского страхования и заня-ления. Выделение этих фондов из состава единого феде-
рального бюджета объяснялось в основном тем, что при социалм-» социальные нужлы финансировались по остаточному принцип сначала деньги тратились на производство и на оборону, а что 0 танется, шло на «социалку». Выделение специальных, внебюдхет~ ных (но государственных) фондов должно было гарантировать бес' перебойное финансирование социальных нужд. Но это все поверх ностные объяснения. Практика показала, что никакого улучшения финансирования социальных нужд с организацией внебюджетных фондов не произошло напротив, стало значительно хуже. Дело вовсе не в пресловутом «остаточном финансировании», денег у государства всегда не хватает, а распределение ресурсов по конкретным целям не зависит от наличия или отсутствия специальных административных структур. Другой вопрос что в первоначальный, достаточно сумбурный, период рыночных реформ, когда формировалась новая ведомственная структура управления страной, могли быть лица и группы лиц, заинтересованные в создании новых федеральных ведомств, со своей сметой расходов, штатом сотрудников и т.д. В любом случае создание наряду с министерством финансов еще нескольких ведомств, распоряжающихся государственными финансовыми ресурсами, следует рассматривать как сомнительное решение и шаг назад от оптимальной организации финансовой системы. Финансовая наука и на Западе и в России еще в конце XIX в. установила необходимость организации единого фонда государственных средств, все государственные деньги, образно говоря, должны быть собраны в одном кармане. Это обеспечивает лучшее удовлетворение общественных потребностей и снижает расходы государства на аппарат чиновников. Помимо этого возникает и чисто финансовый эффект. Ведь каждая самостоятельная «единица», распоряжающаяся государственными средствами, имеет свои счета в банках, на них всегда должны быть какие-то минимальные «остатки» средств, обслуживающих работу организации. Соединение всех организаций в одну снижает потребность в этих «остатках» и экономит государственные средства. Есть основания полагать, что возврат внебюджетных фондов в состав бюджета был бы весьма полезен для государственных финансов. Ведь речь идет именно о государственных средствах, и хотя эти средства имеют целевое назначение, что обозначено уже фиксацией соответствующей доходной статьи — единый налог, все равно концентрация денег в одном фонде дает существенную выгоду: сокращаются расходы на аппарат, уменьшается сумма денег, обслуживающая г0С^' дарственные финансовые потоки, расширяются возможности разу* ного маневра бюджетными ресурсами за счет их концентрации. Ли государственного внебюджетного фонда занятости в 2001 г. вцдаииь> атривать как начало движения в нужном направлении. I что выделение государственных расходов на социальные специальные внебюджетные фонды соответствует рыночным Hy*J,biR экономики, совершенно несостоятельно. Это подтверж-ПрИНпгактика наиболее развитых стран. В США, например, все расхо-. ерального правительства на социальные нужды включены в фе-" ^ный бюджет. Другой подход к негосударственным фондам для латы пенсий, медицинского обслуживания и т.п. Эти фонды со-''Гшенно самостоятельны и не входят, разумеется, в бюджет государ-Задача России — создать систему таких фондов, это важное и терспективное дело. У этих фондов свои финансовые ресурсы, свои правила использования аккумулированных средств. Включение нынешних внебюджетных государственных фондов в России в состав бюджета было бы естественным с точки зрения нынешней экономической и финансовой ситуации в стране. Переживаемый период можно охарактеризовать как начало выхода из кризиса. |о в любых кризисных условиях желательно иметь более жесткую финансовую централизацию, чтобы преодолеть имеющиеся трудности и выйти на траекторию нормального развития. Поэтому для России включение внебюджетных фондов в состав бюджета означает существенное усиление воздействия государства на развитие экономики и упорядочение финансирования социальных потребностей. Попутно можно отметить, что в этом случае существенно повысилась бы доля бюджета в ВВП. Расходы по внебюджетным фондам в России составляют примерно 7 процентных пунктов от ВВП. Это начаст применительно к условиям 2001 г., что государственные рас->ды составляют около 36% от ВВП, почти столько же составляют [арственные расходы и в ВВП США. Но за этой формальной близью скрываются различия и в объемах, и в структуре, и в качестве Циальных услуг, оказываемых государствами в США и в России. гому доля государственных расходов в ВВП сама по себе мало ще превышающий) рост реальных доходов во всех секторах Достато И У ВССХ укРУпненных экономических субъектов. Задачи эти трудные, их решение не может быть отдано только оолее что он по-настоящему еще и не сформировался.
Только государство, выражающее интересы всего общества, а не дельных привилегированных групп, при согласованных дейстщ/ всех ветвей власти способно в короткие сроки вывести страну на пи/ нормального экономического развития, включая и создание цивилиЬ зованного рынка. И конечно, для достижения этой цели государст ~ должно располагать соответствующими ресурсами. Можно назвать некоторые направления финансовой (бюджетно налоговой) политики, которые могут способствовать экономическому росту. В расходах бюджета и внебюджетных фондов велика доля заработной платы и других выплат населению. За счет этих доходов фОр. мируется существенная часть платежеспособного спроса. В рыночной экономике именно платежеспособный спрос дает импульс развитию производства. Речь идет о заработной плате работников бюджетных учреждений. Это не только чиновники из аппарата, но и сотрудники сферы образования, воспитания, науки, армии, правоохранительной системы и т.д. Сюда же входят расходы на заработную плату, содержа-' щиеся в государственных заказах на производство военной и другой продукции, а также в дотациях, кредитах, ссудах за счет бюджета. Нынешние внебюджетные социальные государственные фонды в основном состоят из денежных выплат населению, кроме медицинского страхования. Государство очень существенно влияет на объем платежеспособности спроса населения и, конечно, должно использовать эту возможность. Не следует, однако, полагать, что чем больше государство выплатит доходов населению, тем лучше. Основная часть доходов населения должна формироваться в рыночной среде, иначе рынок никогда не заработает на полную мощность. Но чтобы выйти из нынешнего кризисного состояния, нужно стимулировать спрос населения и за счет государственных расходов. Прежде всего нужно ликвидировать задолженность бюджета и внебюджетных фондов по заработной плате, пенсиям и другим доходам населения. Государство может поощрять развитие производства и за счет прямого участия в производственных инвестициях. Здесь, правда, его возможности с точки зрения конечной эффективности данных расходе0 бюджета существенно ниже, чем при выплате доходов населению. 3i годы социализма хозяйственники были приучены к «дармовым» капитальным вложениям, и по настоящее время деньги из бюджета рассматриваются как подарок, его следует принять, а возвращать совсе необязательно. Прямое направление бюджетных средств в инвест ции очень редко бывает эффективным. Государство должно поошр*1 инвестиции в реальный сектор за счет создания благоприятной атМ сферы инвестирования. Например, способствовать формирован»* ^ длительных сбережений населения, давать гарантии возврата комм V банкам кредитов, выданных на инвестиционные цели, создать че°КИ ый режим для привлечения иностранных инвестиций и т.д. ■"ьГ° ис неизбежно прямое участие государства в инвестициях, то оно быть, как правило, долевым и в проектах, прошедших кон- ый отбор и профессиональную экспертизу. При этом, как и в ■о*, с денежными доходами населения, бюджет не должен быть иным источником инвестиции. В этом случае действуют даже более ткие ограничения, так как бюджетное финансирование прямых гвестиций (особенно безвозвратное) действительно мало соответст-ует рыночному хозяйству. Но жизнь сложна и бывают ситуации, когда необходимы и такие инвестиции. Просто они должны быть ограничены по объему и носить, как говорят, точечный характер. Это означает, что они должны осуществляться для расшивки таких узких мест, от которых зависит осуществление всего проекта. Как правило, это решение какой-то научной проблемы, приобретение иностранного патента, прибора, технологии и т.д. Сумма таких вложений может быть и не очень большой, но зачастую их успех не гарантирован, существует большой риск потери средств, и поэтому необходимо вмешательство инстанции, не преследующей исключительно коммерческие цели. Бюджетная политика безусловно может способствовать экономическому росту и финансовому оздоровлению хозяйства, и эти возможности должны быть использованы. При этом речь должна идти не только о расходной, но и о доходной стороне бюджета. Ведь система;бора доходов бюджета существенно влияет на поведение экономи-:ких субъектов, от ее построения во многом зависит получение государством необходимого ему объема финансовых ресурсов. Правовая бора государством нужных ему средств должна решать множест-очень сложных и тонких задач. Главная из них — оптимальное со-мие формирования нужных обществу ресурсов с сохранением [ных стимулов для всех экономических субъектов, занятых со-*ем продукции и доходов. Бюджет создает экономическую базу онирования государства, но он же является важнейшим *ом регулирования экономического развития со стороны госу- них v ГСВЬ1^ ВЬ1В°Д по направлению бюджетной политики в нынеш-Доли D' Х Может быть такой: целесообразно некоторое повышение * государства в ВВП и за счет увеличения массы финан-за счет у*)сов> мобилизуемой государством в свое распоряжение, и ногоРа, К ;ида1*ии искусственно созданной в период «первоначальных ф0 Щения сРедств» множественности государственных финан-е должно быть собрано в едином бюджете и на уров-
не Федерации, и на уровне субъектов Федерации. Концентрация п сурсов повысит возможности государства по успешному продолу I нию рыночных реформ. Практика убедительно показала, что в России цивилизованный рынок без прямого участия государства в этом пр0 цессе не возникнет никогда. Борьба с криминалом в сфере экономики, сокращение теневого производства и теневых доходов, регулирование естественных монополий, ликвидация искусственных монополий, поощрение конкуренции, создание высокотехнологических производств с выходом на мировой рынок — все это невозможно без участия государства. Даже борьба с вековым российским злом — бю. рократией и чиновничьим произволом, увы, не получится без участия государства. Рынок предполагает и опирается на атмосферу доверия и на уровне частных лиц, и деловых структур, и общественных организаций, и всех их, вместе взятых, по отношению к государству. Именно государство и должно стать главным инициатором создания такой атмосферы, оно должно добиться снижения уровня преступности во всех сферах общества, и прежде всего экономической и финансовой. Все это требует средств, и немалых. Российская конкретика такова, что именно государство должно стать и главным архитектором и главным строителем рынка. Надежды на стихийное его формирование, на его «невидимую руку» развеялись как дым в ходе десятилетних мучительных перетрясок общественной жизни. Значит, рынок нужно создавать сознательно и целеустремленно. Это — дело и обязанность государства, и оно должно иметь хотя бы только для этого ресурсы, не говоря уже о повседневных, текущих, обычных нуждах. Поэтому государственные финансы в России в настоящее время и главное условие, и главное средство дальнейших социально-рыночных преобразований.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |