КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы планирования бюджета
Работа по совершенствованию методов планирования бюджета WM ввиду значительных различий в объектах применения отдельные его составляющие могут быть использованы. СТва ;ти' была сделана попытка представить весь бюджет государ-<ольких программ, что снимало бы многие вопросы
планирования бюджета. Но эту попытку нельзя было признать вполне удачной, поскольку программирование предъявляет слишком жесткие требования к срокам и объемам движения государственных доходов и расходов. Кроме того, сведение бюджета к сумме программ резко сокращало возможность маневра финансовыми ресурсами государства управляющими инстанциями. Получалась такая картина, что бюджет очередного года возникал фактически автоматически, как сумма соответствующих разделов выполняемых программ. Такую систему определения очередного текущего бюджета, конечно, трудно увязать с конкретными задачами, стоящими перед участниками планирования бюджета. Чрезмерная жесткость и автоматизм не увязывались с традицией и практикой составления бюджета. Метод ППБ применяется и поныне для разработки бюджета, но в значительно трансформированном варианте, сокращена доля программ в общих объемах расходов бюджета, повысилась возможность корректировки программ со стороны составляющих и исполняющих бюджет государственных структур. Но в целом опыт ППБ может быть оценен как положительный и в рамках государственного бюджета. Вполне возможно, опираясь на зарубежный опыт, что-то предпринять в этом отношении в российской практике. Пока не создан какой-то универсальный метод планирования бюджета, приходится использовать комбинацию различных зарекомендовавших себя методов. Многое зависит от особенностей страны, ее традиций и представлений. Например, в ФРГ практикуется широкое перераспределение финансовых ресурсов между отдельными землями, входящими в федерацию. Представляется, что в России подобный прием при формировании бюджетов субъектов Федерации вряд ли нашел бы себе применение. Но есть разработки, которые носят универсальный характер и безусловно применимы во всех странах. К ним относится тесное слияние прогнозирования и планирования бюджета, превращение его в непрерывный и постоянный процесс, частично об этом уже говорилось. Внешне суть метода проста. Ежегодно составляется прогноз бюджета на пять лет с разбивкой по годам и с разной степенью детализации показателей по годам. Прогноз первого года является проектом бюджета предстоящего финансового года и предназначается для обсуждения в правительстве (в широком смысле слова, включая высшие уровни и законодательной и исполнительной власти). Ценность метода в том, что устанавливаются внутренние связи между бюджетами разных лет и усиливается глубина проработки всех проблем бюджета. Процесс прогнозирования с переходом к планированию бюджета приобретает непрерывный характер. Ведь бюД- идущий на обсуждение в правительство в данном году, впервые в Жбших чертах был составлен пять лет назад и каждый год уточнялся и анализировался, исходя из конкретных финансово-экономических условий последующих лет. В течение пяти лет прогноз постепенно как ы превращается в план, возрастает обоснованность бюджета, его стабильность. При таком методе подхода к планированию бюджета значительно снижаются шансы внезапных и существенных изменений в бюджете, лоббистам всех уровней значительно труднее добиться каких-то субъективных поправок к бюджету, поскольку он к моменту своего превращения в обсуждаемый проект уже прошел солидную проверку в виде ежегодных многовариантных расчетов в течение последних пяти лет. Конечно, переход к подобной системе в России будет очень сложен и трудоемок и потребует определенных затрат, нужно подготовить соответствующие кадры и материальную базу. Но выгоды должны превысить затраты. Подобный подход к планированию бюджета заметно снизит конфликтность при обсуждении проекта бюджета во властных структурах, так как основные параметры бюджета, в том числе и наиболее спорные показатели, будут известны заранее. Сама технология планирования бюджета приобретает в этом варианте (как, впрочем, и в других) очень важный характер. Кажущиеся незначительными технические обстоятельства приобретают иногда решающее значение. Составление бюджета не может быть замкнуто только в финансовой системе. Последняя нуждается в информации от других ведомств по самым различным вопросам. Этот обмен информацией должен быть в какой-то мере формализован. Финансовые органы должны иметь возможность получать любую информацию в случае необходимости по любым вопросам, связанным с составлением бюджета. Следует остановиться на вопросе секретности материалов, как необходимых для составления бюджета, так и самого проекта бюджета и принятого бюджета. В России существует давняя традиция повальной секретности всего, что связано с бюджетом государства. Эту секретность выдумали не большевики. Они только восстановили правила, существовавшие в классические времена Российской империи, в частности в период царствования Николая I. Только царь-освободи-ель Александр II рассекретил государственный бюджет. Большевики воспроизвели и приумножили традиции Николая I. Во времена развито социализма секретность была, видимо, главной областью, в кото-й тогдашняя финансовая система достигла выдающихся успехов, в -и не было ничего совершенного, кроме секретности. о настоящее время степень открытости данных бюджета Россий-ои Федерации на порядок выше, чем при социализме. Но проблема
окончательно еще не решена. Многие данные, традиционно открытые в бюджетах зарубежных стран, у нас считаются секретными. В перспективе надо стараться свести к минимуму закрытость данных, так как всякая секретность позволяет принимать решения, не контролируемые общественностью. Особая проблема — степень расшифровки данных в статьях утвержденного бюджета. Российская практика пока еще далека от других стран по части детализации данных официально опубликованного бюджета. Например, в США по каждому принятому бюджету правительством публикуется 14 книг, из них 8 основных и 6 вспомогательных. Некоторые из книг насчитывают до 600 страниц. Среди материалов имеется прогноз бюджета по доходам и расходам на 10 лет вперед от утверждаемого бюджета. Одна из книг специально написана для широкой публики, чтобы каждый гражданин при желании мог познакомиться с бюджетом и выяснить интересующие его вопросы. При этом приводится информация не только о бюджете, но и о бюджетном процессе. Особая книга посвящена долгосрочной перспективе динамики доходов и расходов бюджета и государственного долга. Публикуется также фундаментальный исторический обзор. Для бюджета 2002 г. он начинается с 1940 г., все данные приведены в сопоставимом виде. Приводится детальная информация по бюджетным фондам и ассигнованиям в размере отдельных федеральных программ, министерств и ведомств. Имеется том справочных материалов, разъясняющих основные понятия бюджета и бюджетного процесса. С вопросом о степени закрытости бюджетных данных, о мере информированности общества в конкретных показателях доходов и расходов бюджета и особенностях бюджетного процесса тесно связан вопрос о «прозрачности» самого бюджета, о возможности получения информации по бюджету рядовыми гражданами страны сверх официальных публикаций. Это касается прежде всего местных бюджетов, исполнение которых непосредственно связано с повседневными проблемами жизни «простых людей». Надо добиться полной гласности по поводу того, кто именно и сколько получает бюджетных денег, на какие цели и как фактически эти деньги были потрачены. Желательна публикация бюджетов любого уровня с указанием плановых цифр и фактического исполнения в центральных и местных газетах, а также плановых и фактических смет доходов и расходов бюджетополучателей. Необходимо ввести в практику систематические отчеты распорядителей бюджетных средств перед бюджетополучателями, а в рамках отдельных организаций — отчеты их руководителей перед коллективами о том, как используются бюджетные средства, полученные данной организацией. Ведь бюджетные деньги — это общественные деньги. начальник» имеет к ним точно такое же отношение, как и рядовой -гоудник. Поэтому систематическая информация о поступлении и асходовании бюджетных средств — совершенно естественное дело, и желательно ее сделать обязательной. Не только депутат любого уровня законодательной власти, но любой гражданин данного территориального подразделения должен иметь возможность получить любую информацию о бюджете, особенно в части вопросов, касающихся его непосредственно. Совершенствование организации бюджетной системы послужит важным фактором укрепления всей финансовой структуры государства и повысит ее эффективность, что чрезвычайно важно в нынешних условиях. Нужно, в частности, уделять больше внимания правовой базе бюджетной деятельности.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |