КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тенденции развития страхового рынка России
Развитие национальной системы страхования Российской Федерации — одна из важнейших стратегических задач в области создания
инфраструктуры рынка. Степень развития страхового рынка отражает возможности роста национальной экономики. Страховой рынок современной России начал формироваться с принятием 26 мая 1988 г. Закона СССР «О кооперации». Деятельность страховых кооперативных организаций законодательно была ограничена страхованием имущественных интересов в рамках кооперативной системы. Вместе с тем возникшие страховые кооперативные организации не ограничивались сферой, определенной Законом «О кооперации». Заметную роль в ускорении страхового дела имели принятие 19 мая 1990 г. Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и 16 августа 1990 г. постановления «О мерах по демонополизации народного хозяйства». При этом последнее постановление официально сформулировало политику демонополизации страхования, в соответствии с которой на страховом рынке могли функционировать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества. Кроме того, для упорядочения деятельности страховых организаций и защиты интересов страхователей постановлением «О мерах по демонополизации народного хозяйства» предусматривалось создание системы государственного регулирования страховой деятельности. Развитие страхового рынка в России происходит неравномерно, в значительной мере оно обусловлено конъюнктурными условиями. Стремительный рост страховых компаний в 1992—1993 гг. был преимущественно связан со становлением финансовой системы, потребностями кредитного страхования и др. Интенсивный рост числа страховых организаций в 1994—1995 гг. был обусловлен повсеместной организацией «зарплатного» страхования жизни, когда многие хозяйствующие субъекты использовали страхование как способ минимизации налогообложения предприятий. При этом данный период характерен тем, что в качестве учредителей страховых компаний выступили не только финансовые структуры, но и финансово-промышленные группы. С 1996 г. происходит сокращение числа страховых организаций, а также изменение структуры страховых платежей. Для многих страховых компаний 1998 г. оказался роковым, хотя в целом страховая деятельность выдержала резкое изменение рыночной конъюнктуры в связи с дефолтом, объявленным правительством. Совокупный уставный капитал страховых организаций на конец 1998 г. составил всего 7,4 млрд руб., а на конец 1999 г. — 10,8 млрд руб. На динамику показателей уставного капитала страховых организаций в 1998 г. определяющее влияние оказал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ"» от 31 декабря 1997 г., который потребовал увеличения минимального размера оплаченного уставного капитала, причем сформированного за счет денежных средств. В соответствии с законом по страхованию жизни уставный капитал должен быть не менее 35 тыс. МРОТ, по другим видам страхования — не менее 25 тыс. МРОТ и не менее 50 тыс. МРОТ при проведении исключительно перестрахования. Минимальные размеры оплаченного уставного капитала были определены для вновь создаваемых страховых организаций. Кроме того, в соответствии с законом действующим страховщикам необходимо было увеличить уставные капиталы до требуемых минимальных значений до конда 1998 г., а затем Государственной Думой этот срок был продлен до конца 1999 г. Принятые более жесткие требования к размеру уставного капитала объективно необходимы, призваны повысить платежеспособность страховых организаций и укрепить страховой сектор экономики, в том числе и путем отзыва лицензий у мелких нежизнеспособных страховщиков. На российском рынке функционируют преимущественно некрупные страховые организации. Более 70% страховщиков владеют уставным капиталом менее 1 млн руб., более половины из которых располагают уставным капиталом менее 0,5 млн руб. Даже в группе страховых компаний с уставным капиталом свыше 1 млн руб. лишь пятая часть имеет необходимый капитал, соответствующий действующему законодательству. Решение проблемы уставного капитала осложнено географической концентрацией финансовой сферы, когда региональные страховщики имеют значительно меньшие возможности для увеличения уставного капитала. Кроме того, к фактору, сдерживающему решение проблемы уставного капитала, относится невысокая популярность страхового бизнеса как сферы инвестиционных вложений среди потенциальных инвесторов. Проблема уставного капитала касается и вопросов его использования, когда деньги инвестируются в неликвидные активы или проедаются. Следует отметить, что уставный капитал выступает финансовым инструментом государственного регулирования платежеспособности страховщиков, однако практика законодательного регулирования лишь минимальных размеров уставного капитала страховщиков явно недостаточна, особенно в условиях финансово-экономической нестабильности общества. Мировая практика страхования свидетельствует о целесообразности резервирования уставного капитала страховщиков подобно тому, как это делается в развитых странах мира (например, в США, Канаде и Др.). Уставный капитал — это собственность учредителей страховой
компании, которая в первую очередь принадлежит им и может быть использована в случаях, оговоренных законом. В России резервирование части уставного капитала должно стать реальным инструментом государственного регулирования страхования, создающего предпосылки для укрепления страхового бизнеса, обеспечения платежеспособности страховщиков и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Основным индикатором развития страхового рынка можно считать сумму страховых взносов, которая возросла с 1,26 млрд руб. в 1993 г. до 171,0 млрд руб. в 2000 г., т.е. почти в 136 раз (по номиналу). В сопоставимых ценах страховые взносы за указанный период выросли примерно в 6,5 раза. До 1997 г. имел место рост страховых взносов в текущих ценах. При этом анализ годовых темпов роста страховых взносов выявил явную тенденцию их затухания. Так, например, если в 1994 г. темпы роста страховых премий составили 197,6%, то в 1997 г. — всего лишь 101,5%. В 1998 г. в связи с финансово-экономическим кризисом произошел обвал страхового рынка, сумма страховых взносов в постоянных ценах уменьшилась на 37,6%. По объему поступления страховых платежей страховой рынок оказался отброшенным к 1994 г. Вялое развитие страховых отношений происходило на фоне реальной незащищенности потенциальных страхователей и отражало финансово-экономические условия состояния и развития российской экономики. Страхование преимущественно обслуживает реальный сектор экономики и население. Сужающаяся платежеспособность потенциальных страхователей играет важную роль в стагнации российского страхового рынка. Кроме того, законодательные ограничения отнесения затрат по страхованию на себестоимость продукции сдерживали реализацию страховых отношений. Серьезный фактор низкого уровня страхования заключается в отсутствии должной страховой культуры. Вместе с тем доля страховых взносов в ВВП России увеличилась с 0,73% в 1993 г. до 3,6% в 2000 г. Данный рост отражает уровень развития страховых отношений, который, однако, далеко не в полной мере соответствует общественным потребностям (табл. 14.1). Таблица 14. ]. Страховые взносы в РФ, 1993—2000 гг. При оценке данных показателей следует принять во внимание диспропорции в развитии страховых отношений, проявляющиеся, в частности, в широком распространении «зарплатных» схем страхования, в отставании добровольных видов страхования от обязательных форм и др. Структура страховых взносов страховых организаций России приведена в табл. 14.2. Она свидетельствует о несовершенстве российского страхового рынка. Доля обязательного страхования возросла с 10,1% в 1993 г. до 29,2% в 1995 г., а затем снизилась до 17,7% в 2000 г. При этом данные за 1998 г. сложились под влиянием кризиса финансовой системы. За 1993—1998 гг. страховые взносы в сопоставимых ценах по добровольным видам страхования увеличились на Vs, в то время как сумма страховых премий по обязательным видам — более чем в 5 раз. В добровольном страховании значительное развитие получило личное страхование, доля которого превысила 50% (при этом на страхование жизни приходится около 25%). Доля добровольного имущественного страхования сначала сокращалась (с 34,0% в 1993 г. до 20,9% в J998 г.), затем возросла (в 1999 г. до 27%) и снова уменьшилась (в 2000 г. до 22,3%). Рынок добровольного страхования ответственности имеет тенденцию расширения, но его влияние на общую страховую конъюнктуру пока невелико (доля меньше 4%). Таблица 14.2. Структура страховых взносов в РФ, 1993—2000 гг., %
Приведенные данные свидетельствуют, что реальный страховой рынок России неоднороден. При этом структурные сдвиги на этом рынке происходят не только по причине изменения реальных потреб-тей в страховых продуктах, но и под влиянием конъюнктурных явлений, приводящих к искажению роли страхования и компрометации шного вида деятельности. Подтверждением этого является долгий закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Качественный показатель деятельности страховых организаций выражается уровнем страховых выплат, т.е. процентным отношением страховых выплат к страховым взносам. Так, по добровольному имущественному страхованию это отношение в 1995 г. составляло 37,2%, в 1998 г. — 34,8, в 2000 г. — 21,5%. По добровольному страхованию ответственности в 2000 г. этот уровень составил 9,1%. В целом по добровольным видам страхования отношение страховых выплат к страховым взносам составляет чуть более 65%, а по обязательным видам страхования — 91,5%. Для сравнения, за рубежом уровень выплат достигает 80—90%. Низкий процент выплат в секторе реального страхования свидетельствует о значительном завышении страховщиками цен на страховые продукты и о том, что страховщики не всегда выполняют принятые обязательства. Кроме того, низкий процент выплат обусловлен отсутствием альтернативы коммерческому страхованию, т.е. слабым развиитем взаимного страхования.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |