КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ 1 Техника спортивного плавания. В наиболее общем виде процесс совершенствования технического мастерства может быть представлен в виде схемы (рис
По СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В наиболее общем виде процесс совершенствования технического мастерства может быть представлен в виде схемы (рис. 7.16). В первом контуре осуществляется сознательная переработка пловцом разнообразной информации, вытекающей из плана тренировочных воздействий и управляющих воздействий (в частности, со стороны тренера). В результате спортсмен планирует свои двигательные действия. ГЛАВА 7 Техническое совершенствование пловцов
Под влиянием выработанной программы действий и установки осуществляется двигательная деятельность и соответствующим образом изменяется состояние организма. Пловец овладевает движениями, совершенствует техническое мастерство и через ряд последовательных приспособительных перестроек приводит свой организм в заданное состояние. Осуществлению программы действий способствует поступление и использование информации двух видов — основной и дополнительной. Основная информация идет от двигательного аппарата — рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направлении и скорости движений, в расположении различных звеньев тела и т.д. Сюда же относится и информация о структуре движений и взаимодействий организма с внешней средой, поступающая от органов зрения, слуха, вестибулярного анализатора, рецепторов кожи. Дополнительная информация адресована сознанию обучаемого и позволяет ему составить представление о совершаемых движениях, возникающих ошибках, расхождении фактического состояния с заданным, о результативности двигательных действий в целом. В процессе управления техническим мастерством из разнообразия двигательных действий отбираются и закрепляются только те, которые приводят к заданному результату. Повторяясь, эти движения образуют прочный навык, в то время как остальные, не являющиеся (согласно обобщенному анализу основной и дополнительной информации) эффективными, не закрепляются и отпадают. Известно, что наряду с сознательным управлением движениями имеется кольцо автоматизированного управления ими, которое работает тем эффективнее, чем выше квалификация спортсмена. Чем больше автоматизирован навык, тем в большей мере сознание может вмешиваться в его совершенствование и реализацию в конкретных условиях. На рис. 7.16 показана тенденция перехода сознательно управляемых компонентов техники движения в группу автоматизированных навыков. Также
учтена возможность влияния на двигательную деятельность спортсмена стимулирующих и сбивающих факторов, которые могут носить как внешний, так и внутренний характер. Перечислим основные стадии, в соответствии с которыми строится процесс становления и совершенствования технического мастерства, подразделив их так, как это сделал Штарк (1971): 1. Стадия, в которой создается первое представление о двигательном действии и формируется установка на обучение ему. Возникающие при этом психомоторные реакции и направленность воли на выполнение действия создают соответствующую физиологическую и психическую настройку. 2. Стадия формирования первоначального умения, соответствующая первому этапу освоения действия. В этой стадии формируется умение выполнять движения в наиболее общем виде. Здесь отмечается генерализация двигательных реакций, нерациональная внутримышечная и межмышечная координация, которые связаны с иррадиацией процессов возбуждения в коре больших полушарий головного мозга. Эти особенности определяют ориентацию тренировочного процесса — овладение основами техники и общим ритмом действия. Особое внимание необходимо уделять устранению ненужных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения должен быть сконцентрирован во времени, так как длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения осваиваемого упражнения в занятии нецелесообразны, поскольку образование новых навыков связано с преодолением трудностей, угнетающих нервную систему. 3. Стадия, в которой формируется умение совершенного выполнения двигательного действия. Она связана с концентрацией нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Отдельные фазы двигательного акта стабилизируются, ведущая роль в управлении движениями переходит к проп-риорецепторам. ГЛАВА 7 Техническое совершенствование пловцов
Педагогический процесс направлен на детальное изучение двигательного действия. Особое внимание уделяется методам, основанным на использовании двигательных восприятий. 4. Стадия полного образования Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. Для этого широко используется многократное повторение упражнений в стандартных условиях. 5. Стадия достижения вариатив Педагогические задачи, стоящие на этом этапе, сводятся к следующим: 1) совершенствованию технического мастерства с учетом индивидуальных особенностей пловцов и всего многообразия условий, характерных для соревновательной деятельности; 2) обеспечению максимальной степени согласованности двигательных и вегетативных функций, совершенствованию способностей к максимальной реализации функционального потенциала (скоростного, силового, энергетического и др.) при выполнении соответствующих двигательных действий; 3) эффективному усвоению действий при изменяющихся внешних условиях и при различном функциональном состоянии организма. Основные педагогические задачи, которые приходится решать в процессе технического совершенствования пловцов высокого класса, преимущественно связаны со становлением технического мастерства в пятой и в некоторой мере четвертой стадии. Однако отдельные двигательные действия, связанные с освоением новых деталей спортивной техники, могут охватывать все указанные стадии. В настоящее время специалистами различных стран разработаны и успешно реализуются подходы к управлению совершенствованием технического мастерства, в основе которых использование кино- и видеотехники, точных методов изучения динамической и кинематической структуры движений, математических методов и вычислительной техники. В частности, можно сказать, что успехи практически всех сильнейших пловцов мира последних лет связаны с широким использованием объективных методов контроля и управления в процессе технического совершенствования. В частности, в международном центре исследований водных видов спорта при олимпийском центре в Колорадо-Спрингс (США) в последние годы большое внимание уделяется исследованиям динамической и кинематической структуры важнейших параметров техники плавания. Используется современная подводная видеосистема с применением видеокамер с высокой разрешающей способностью и последующим преобразованием информации в цифровую форму. Изучаются следующие параметры: 1) сила рук (общая и эффективная); 2) скорость движения рук; 3) угол погружения рук; 4) дистанция, проплываемая за
о
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |