Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ 1 Техника спортивного плавания. В наиболее общем виде процесс со­вершенствования технического мастерства может быть представ­лен в виде схемы (рис




По

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

В наиболее общем виде процесс со­вершенствования технического мастерства может быть представ­лен в виде схемы (рис. 7.16). В пер­вом контуре осуществляется созна­тельная переработка пловцом разнообразной информации, выте­кающей из плана тренировочных воздействий и управляющих воз­действий (в частности, со стороны тренера). В результате спортсмен планирует свои двигательные дей­ствия.



ГЛАВА 7 Техническое совершенствование пловцов




 


 


Под влиянием выработанной программы действий и установки осуществляется двигательная дея­тельность и соответствующим обра­зом изменяется состояние организ­ма. Пловец овладевает движения­ми, совершенствует техническое мастерство и через ряд последова­тельных приспособительных пере­строек приводит свой организм в заданное состояние. Осущес­твлению программы действий спо­собствует поступление и использо­вание информации двух видов — основной и дополнительной. Ос­новная информация идет от двига­тельного аппарата — рецепторов, расположенных в мышцах, сухожи­лиях, связках, и отражает измене­ния в длине мышц, степени их нап­ряжения, направлении и скорости движений, в расположении различ­ных звеньев тела и т.д. Сюда же от­носится и информация о структуре движений и взаимодействий ор­ганизма с внешней средой, посту­пающая от органов зрения, слуха, вестибулярного анализатора, ре­цепторов кожи. Дополнительная информация адресована сознанию обучаемого и позволяет ему соста­вить представление о совершаемых


движениях, возникающих ошиб­ках, расхождении фактического состояния с заданным, о результа­тивности двигательных действий в целом.

В процессе управления техни­ческим мастерством из разнообра­зия двигательных действий отбира­ются и закрепляются только те, которые приводят к заданному ре­зультату. Повторяясь, эти движе­ния образуют прочный навык, в то время как остальные, не являющи­еся (согласно обобщенному анализу основной и дополнительной инфор­мации) эффективными, не закреп­ляются и отпадают.

Известно, что наряду с созна­тельным управлением движениями имеется кольцо автоматизирован­ного управления ими, которое ра­ботает тем эффективнее, чем вы­ше квалификация спортсмена. Чем больше автоматизирован навык, тем в большей мере сознание мо­жет вмешиваться в его совершен­ствование и реализацию в кон­кретных условиях. На рис. 7.16 показана тенденция перехода соз­нательно управляемых компонен­тов техники движения в группу ав­томатизированных навыков. Также




 


 


учтена возможность влияния на двигательную деятельность спорт­смена стимулирующих и сбиваю­щих факторов, которые могут но­сить как внешний, так и внутрен­ний характер.

Перечислим основные стадии, в соответствии с которыми строится процесс становления и совершен­ствования технического мастерства, подразделив их так, как это сделал Штарк (1971):

1. Стадия, в которой создается первое представление о двигатель­ном действии и формируется уста­новка на обучение ему. Возникаю­щие при этом психомоторные реак­ции и направленность воли на вы­полнение действия создают соот­ветствующую физиологическую и психическую настройку.

2. Стадия формирования перво­начального умения, соответствую­щая первому этапу освоения дей­ствия. В этой стадии формируется умение выполнять движения в наиболее общем виде. Здесь отме­чается генерализация двигатель­ных реакций, нерациональная внутримышечная и межмышечная координация, которые связаны с


иррадиацией процессов возбужде­ния в коре больших полушарий го­ловного мозга.

Эти особенности определяют ориентацию тренировочного про­цесса — овладение основами тех­ники и общим ритмом действия. Особое внимание необходимо уделять устранению ненужных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения должен быть сконцентрирован во времени, так как длительные пере­рывы между занятиями снижают его действенность. Слишком час­тые повторения осваиваемого уп­ражнения в занятии нецелесооб­разны, поскольку образование новых навыков связано с преодо­лением трудностей, угнетающих нервную систему.

3. Стадия, в которой формиру­ется умение совершенного выпол­нения двигательного действия. Она связана с концентрацией нервных процессов в коре больших полуша­рий головного мозга. Отдельные фазы двигательного акта стабили­зируются, ведущая роль в управле­нии движениями переходит к проп-риорецепторам.


ГЛАВА 7


Техническое совершенствование пловцов


 


Педагогический процесс нап­равлен на детальное изучение дви­гательного действия. Особое внима­ние уделяется методам, основан­ным на использовании двигатель­ных восприятий.

4. Стадия полного образования
навыка. Она соответствует этапу
закрепления двигательного дей­
ствия. По мере того как рациональ­
ная система движений закрепляет­
ся, определяются характерные чер­
ты навыка — автоматизация и ста­
билизация действия.

Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного дей­ствия и в дальнейшем совершен­ствовании его отдельных деталей. Для этого широко используется многократное повторение упражне­ний в стандартных условиях.

5. Стадия достижения вариатив­
ного навыка и его реализации. Она
охватывает весь период, пока спорт­
смен ставит задачу выполнения
данного двигательного действия.
Благодаря его применению в раз­
ных условиях и при различных
функциональных состояниях орга­
низма развивается гибкий, подвиж­
ный навык. У спортсменов, достиг­
ших этой стадии технического со­
вершенства, наблюдается высокая
степень совершенства специализи­
рованных восприятий (чувство вре­
мени, чувство темпа, чувство раз­
виваемых усилий и др.), а также
способность к совершенному уп­
равлению за счет реализации ос­
новной информации о движениях,
поступающей от рецепторов мышц,
связок, сухожилий.

Педагогические задачи, стоящие на этом этапе, сводятся к следую­щим: 1) совершенствованию техни­ческого мастерства с учетом инди­видуальных особенностей пловцов и всего многообразия условий, ха­рактерных для соревновательной деятельности; 2) обеспечению мак­симальной степени согласованнос­ти двигательных и вегетативных функций, совершенствованию спо­собностей к максимальной реализа­ции функционального потенциала


(скоростного, силового, энерге­тического и др.) при выполнении соответствующих двигательных действий; 3) эффективному усвое­нию действий при изменяющихся внешних условиях и при различ­ном функциональном состоянии организма.

Основные педагогические зада­чи, которые приходится решать в процессе технического совершен­ствования пловцов высокого клас­са, преимущественно связаны со становлением технического мастер­ства в пятой и в некоторой мере четвертой стадии. Однако отдель­ные двигательные действия, связан­ные с освоением новых деталей спортивной техники, могут охваты­вать все указанные стадии.

В настоящее время специалиста­ми различных стран разработаны и успешно реализуются подходы к управлению совершенствованием технического мастерства, в основе которых использование кино- и ви­деотехники, точных методов изу­чения динамической и кинемати­ческой структуры движений, мате­матических методов и вычислитель­ной техники. В частности, можно сказать, что успехи практически всех сильнейших пловцов мира пос­ледних лет связаны с широким ис­пользованием объективных методов контроля и управления в процессе технического совершенствования.

В частности, в международном центре исследований водных видов спорта при олимпийском центре в Колорадо-Спрингс (США) в послед­ние годы большое внимание уделя­ется исследованиям динамической и кинематической структуры важ­нейших параметров техники плава­ния. Используется современная подводная видеосистема с примене­нием видеокамер с высокой разре­шающей способностью и последую­щим преобразованием информации в цифровую форму. Изучаются сле­дующие параметры: 1) сила рук (об­щая и эффективная); 2) скорость движения рук; 3) угол погружения рук; 4) дистанция, проплываемая за


 


о




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.