КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Построение процесса подготовки пловцов. ТАБЛИЦА 15.15 Примерный объем тренировочной работы и соревновательной практики на этапе специализированной базовой подготовки (за год)
ЧАСТЬ 4
ТАБЛИЦА 15.15 Примерный объем тренировочной работы и соревновательной практики на этапе специализированной базовой подготовки (за год)
Примечание. Нижняя граница характерна для начала этапа, верхняя — для его окончания. В начале третьего этапа преимущественное место еще занимает общая и вспомогательная подготовка, а во второй его половине подготовка в значительной мере специализируется и примерное соотношение ее общего, вспомогательного и специализированного компонентов составляет 20:40:40. На рассматриваемом этапе уже, как правило, окончательно определяется специализация пловца. На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма пловцов без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности, еще больше дифференцируется подготовка пловцов, предрасположенных к спринту и длинным дистанциям. В юношеском возрасте пловцы легко справляются с работой аэробной направленности, в результате чего у них резко повышаются возможности соответствующего энергообеспечения и на этой основе спортивные результаты. Однако для тех, кто морфофункцио-нально предрасположен к скорост-но-силовой и координационной работе, такая подготовка часто становится непреодолимым барьером на пути к высокому мастерству. Соответствующее препятствие во многом создает перестройка мышечной ткани, в связи с которой повышаются способности к работе на вы- носливость и угнетаются способности к проявлению скоростных качеств. Поэтому функциональная подготовка на рассматриваемом этапе предполагает тщательный учет специализации пловца, что, например, обеспечивает тренировочная программа, приведенная в табл. 15.16. Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Основное содержание этого этапа — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать предельную мобилизацию функциональных возможностей организма пловцов. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигнуть 15 и более, резко расширяется соревновательная практика и объем специальной психической, тактической и интегральной подготовки. У большинства пловцов резко возрастает (до 70 % и более) доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы и максимума достигают параметры тренировочной работы и соревновательной практики (табл. 15.17). Еще более выражены различия в тренировке спринтеров и стайеров. Следует заметить, что некоторые пловцы достигли высот мастерства при значительно меньших ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки ТАБЛИЦА 15.16 Основные характеристики 12-недельных тренировочных программ различной преимущественной направленности (этап специализированной базовой подготовки, юноши)
ТАБЛИЦА 15.17 Параметры тренировочной работы и соревновательной практики на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей (по данным опроса 200 сильнейших пловцов мира 1980-2000 гг.)
"Указанные величины характерны для специализирующихся на средние и длинные дистанции; у спринтеров максимальный объем плавания составляет 70 — 80 % представленных величин. нагрузках. Этому способствовало рациональное использование их природных данных и существенное сокращение работы, которая не могла привести к ощутимому росту функциональных возможностей конкретного пловца. Например, чемпион Европы С. Карон (Франция) выполнял в два раза меньший объем тренировочной работы, чем олимпийские чемпионы М. Бионди (США) и Й. Войте (ГДР), чемпион мира Р. Хенкель существенно меньший, чем олимпийский чемпион В.Сальников (рис. 15.17). Принципиально обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности пловца к достижению наивысших результатов (подготовленный ходом ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов Рис. 15.17 Объем тренировочной работы (за год): 1 — олимпийского чемпиона В. Сальникова (результат на 400 м вольным стилем — 3.48,10) и 2 — чемпиона мира Р. Хенкеля (результат 3.48,30) естественного развития организма и адаптационных преобразований в результате многолетней подготовки) совпадает с периодом наибольших нагрузок. Продолжительность и особенности подготовки на рассматриваемом этапе во многом зависят от особенностей формирования мастерства пловцов различного пола и специализации. Мастерство спортсменок возрастает несколько быстрее, чем у спортсменов и при этом у стайеров несколько быстрее, чем у спринтеров, что находит наиболее емкое отражение в упомянутых отличиях возраста наивысших достижений. В каждом отдельном случае продолжительность этапа является основой для выбора стратегии подготовки к высшим достижениям, особенно в тех случаях, где достижению вершин мастерства предшествуют, как правило, четырех—пятилетние, а иногда и более длительные выступления на высоком уровне, и в тех видах, где пловцы нередко в течение двух— трех лет переходят от уровня мастера спорта до мировых рекордов и побед в крупнейших соревнованиях. Характеризуя особенности подготовки пловцов высокого класса в течение года, следует отметить тенденции ее изменения в 80-е и особенно в 90-е годы. Прежде всего увеличилось количество макроциклов в течение года, а период непосредственной подготовки к главным соревнованиям года приобрел черты отдельного макроцикла. Существенно сократились подготовительные периоды (в особенности их общеподготовительные этапы) и возросла продолжительность соревновательных. У большинства сильнейших пловцов общая продолжительность соревновательных и подготовительных периодов примерно сравнялась. Причем даже на общеподготовительном этапе подготовительного периода основное место занимают средства вспомогательной и специальной подготовки. Все чаще сильнейшие пловцы в качестве подготовки к главному старту сезона используют серии соревновательных стартов. Большинство сильнейших пловцов 80 —90-х годов участвовали за год в 60 — 70 соревнованиях, стартуя при этом от 100 до 140 раз. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей широко планируются уже ударные микроциклы с особенно большой нагрузкой на организм и серии соревновательных микроциклов, в ходе которых пловец практически беспрерывно участвует в состязаниях. Распространенным вариантом планирования мезоциклов является чередование серий ударных или соревновательных микроциклов с восстановительными, в которых широко применяются средства восстановления и активного отдыха. На этом этапе широко реализуются всевозможные внетрениро-вочные и внесоревновательные факторы, повышающие эффективность подготовки пловцов — различные средства восстановления и стимуляции работоспособности, в том числе горная подготовка и подготовка в условиях искусственной гипоксии (ее, в частности, широко использовали сильнейшие пловцы ГДР и СССР и теперь используют
ГЛАВА 15
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |