Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов. Последействие двух занятий скоростной нап­равленности с большими нагрузками, проведенных с интервалом 24 ч (схема): С — повышение скоростных возможностей; 1 —





Рис. 19.3

Последействие двух занятий скоростной нап­равленности с большими нагрузками, проведенных с интервалом 24 ч (схема): С — повышение скоростных возможностей; 1 — скоростные возмож­ности, 2 — выносливость при работе анаэробного характера, 3 — выносливость при работе аэробного характера


вости к работе алактатного и лактат-ного анаэробного характера, вынос­ливости к работе аэробного характе­ра), тем более широкий, но менее выраженный характер носит утом­ление. Сужение круга задач (напри­мер, развитие скоростных качеств и специальной выносливости) локали­зует утомление, делает его более вы­раженным, а восстановительные процессы более длительными.

Таким образом, утомление после тренировочных занятий различной направленности, имеет конкретный характер. Отмечается резкое угне­тение тех качеств и способностей, которые обеспечивали выполнение тренировочных программ. В то же время спортсмены способны прояв­лять высокую работоспособность при двигательной деятельности, обеспечиваемой преимущественно другими системами. Это требует постоянного учета специфики воз­действия на организм пловца прог­рамм каждого конкретного занятия, а также особенностей воздействия сочетания занятий с различными по величине и направленности нагруз­ками, проводимых через различные интервалы времени.

Рассмотрим наиболее характер­ные примеры, позволяющие соста­вить представление об общих зако­номерностях суммарного воздей­ствия на организм спортсменов нескольких тренировочных заня­тий. Эти сведения помогут соста­вить программы ударных микро­циклов так, чтобы обеспечить высо­кую работоспособность пловцов, эффективное выполнение ими программ отдельных занятий, а так­же предупредит переутомление.


Прежде всего остановимся на воздействии двух занятий одина­ковой направленности в случае, когда второе проводится при недр-восстановлений функциональных возможностей после первого. Нап­ример, два занятия скоростной направленности с большими наг­рузками, проведенные с интерва­лом в 24 час, приводят к такому же по характеру утомлению, как и од­но занятие (рис. 19.3). Однако пос­ле двух занятий оно значительно сильнее. Через сутки после двух занятий, направленных на повыше­ние скоростных возможностей, пловец не в состоянии достигнуть своей максимальной скорости. Вы­носливость при работе анаэроб­ного характера угнетена в меньшей мере, а выносливость при работе аэробного характера остается на уровне, часто даже превышающем исходный. Таким образом, повтор­ное занятие с большой нагрузкой усугубляет утомление, не изменяя его характера. Работоспособность спортсмена при выполнении прог­раммы второго занятия значитель­но снижена: при одних и тех же внешних показателях утомления он, обычно не в состоянии выпол­нить более 75 — 80 % работы, пред­ложенной накануне. Особенности воздействия двух однотипных заня­тий с большими нагрузками прак­тически не зависят от направлен­ности занятий, периода подготовки и квалификации спортсмена.

Учитывая это, планировать в микроцикле подряд два занятия одинаковой направленности с большими нагрузками следует ос­торожно и лишь при подготовке квалифицированных и хорошо тренированных пловцов, и только в случае, когда ставится задача по­вышения выносливости различных видов.

Суммарное воздействие двух занятий с большими нагрузками различной преимущественной нап­равленности, проведенных с интер­валом 24 ч, принципиально отлича­ется от влияния одинаковых по


ГЛАВА 19 Построение программ микроциклов


Рис. 19.4

Последействие двух занятий различной преиму­щественной направлен­ности, проведенных с интервалом 24 ч (схема): С - повышение скоростных возможностей; А - повышение выносли­вости при работе аэробного характера; 1 - скоростные возмож­ности, 2 — выносливость при работе анаэробного характера, 3 — выносливость при работе аэробного характера

Рис. 19.5

Один из возможных вариан­тов сочетания в микроцик­ле занятий с большими нагрузками различной нап­равленности (схема): С - повышение скоростных возможностей; Ан - повышение выносливос­ти при работе анаэробного характера; А - повышение выносливости при работе аэробного характера;

1 - скоростные возможности,

2 - выносливость при работе

анаэробного характера,

3 - выносливость при работе

аэробного характера


направленности занятий. Большая нагрузка на фоне утомления после предыдущего занятия, не усугуб­ляет утомление, а угнетает другую сторону работоспособности спорт­смена. Например, если после заня­тия, направленного на повышение скоростных возможностей, прово­дится занятие, способствующее по­вышению выносливости при работе аэробного характера, то происхо­дит значительное угнетение послед­ней. В то же время второе занятие существенно не снижает скорос­тных возможностей (рис. 19.4). С аналогичным явлением мы встреча­емся и при анализе суммарного воздействия на организм пловцов иных сочетаний занятий с больши­ми нагрузками различной преиму­щественной направленности.

Таким образом, в рациональном чередовании в микроцикле занятий с большими нагрузками различной направленности таятся большие ре­зервы оптимизации тренировочно­го процесса (рис. 19.5).

В связи с большим количеством занятий в ударных микроциклах интересно рассмотреть особен­ности взаимодействий в течение дня занятий с различными по вели­чине и направленности нагрузками.

Интенсификация восстановле­ния после занятий с большими наг­рузками наблюдается в том случае, если дополнительные занятия с ма-


лыми или средними нагрузками предполагают работу принципиаль­но иной направленности (рис. 19.6). Например, если после занятия с большой нагрузкой, направленного на повышение скоростных возмож­ностей, проводится занятие со сред­ней или малой нагрузкой, предпо­лагающее развитие выносливости при работе аэробного характера, то уже через сутки после занятия с большой нагрузкой скоростные возможности восстанавливаются почти до исходного уровня. Прове­дение дополнительных занятий такой же направленности со сред­ними нагрузками усугубляет утом­ление, вызвМнное занятием с боль­шой нагрузкой, не изменяя его кон­кретного характера.

Таким образом, интенсификация восстановления после занятий с большими нагрузками наблюдается лишь тогда, когда в дополнительных занятиях применяется работа иной направленности, при выполнении которой работоспособность опре­деляется преимущественным функ­ционированием иных систем и механизмов, чем при занятиях с большими нагрузками. Например, работоспособность в занятиях, нап­равленных на повышение скорост­ных возможностей или выносли­вости при работе анаэробного ха­рактера, обусловлена, в первую очередь, состоянием нервно-мышеч­ного аппарата, содержанием в мыш­цах макроэргических веществ, со­вершенством компенсаторных ме­ханизмов, обеспечивающих поддер­жание внутреннего гомеостаза в анаэробных условиях мышечной деятельности; занятия же, направ­ленные на повышение выносли­вости при работе аэробного харак­тера, активизируют все системы и механизмы, связанные с поступле­нием, транспортом и утилизацией кислорода.

При подготовке квалифициро­ванных пловцов в ударных микро­циклах, как правило, планируется два занятия в воде в течение дня, од­но основное, а второе — дополни-



ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


 
 



Рис. 19.6

Влияние занятий

со средними нагрузками на

особенности последействия

занятий с большими

нагрузками (схема):

С — повышение скоростных

возможностей; А — повышение

выносливости при работе

аэробного характера;

Б — занятия с большой

нагрузкой; Ср - занятия

со средней нагрузкой;

1 — скоростные возможности,

2 — выносливость при работе

анаэробного характера,

3 - выносливость при работе

аэробного характера


тельное. В основных занятиях пло­вец выполняет большой объем рабо­ты, направленной на развитие ка­честв и способностей, влияющих на результат и получает значительную или большую нагрузку. Эти занятия оказывают решающее влияние на рост тренированности. В дополни­тельных занятиях объем работы меньше, нагрузка малая или средняя, но круг задач весьма широк: поддер­жание уровня физических качеств, совершенствование техники, такти­ки и т.д. Велики возможности ис­пользования дополнительных заня­тий и в качестве активного отдыха.

В отдельных случаях в течение дня применяются два основных либо два дополнительных занятия. При­менение двух основных занятий, т.е. с большими или знанительными на­грузками, характерно для подготовки квалифицированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения их функциональных возможностей необходимо оказать на организм особенно сильное воздействие. При­менение двух дополнительных заня­тий связанно с необходимостью сни­жения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.

При двухразовых занятиях в день важно целесообразно чередо­вать их по преимущественной нап­равленности. Оптимально проведе­ние основного занятия во второй половине дня, поскольку напряжен­ные утренние занятия нередко при­водят к нарушению сна во второй половине ночи. По этой же причи­не утром не следует широко ис­пользовать скоростные упражне-


ния. В табл. 19.4 представлены це­лесообразные сочетания в течение дня основных и дополнительных за­нятий.

Рациональное чередование ос­новных занятий с дополнительными занятиями со средними или малыми нагрузками практически не вызыва­ет увеличения суммарной нагрузки микроцикла по сравнению с прове­дением только одного основного за­нятия в день, однако значительно повышает объем выполняемой рабо­ты. Если же направленность основ­ных и дополнительных занятий оди­накова, то наблюдается более глубо­кое утомление спортсменов. На рис. 19.7 приведен фрагмент трени­ровочного микроцикла при рацио­нальном чередовании основных и дополнительных занятий.

Таким образом, рациональная организация двухразовых занятий позволяет существенно увеличить суммарный объем тренировочной работы без переутомления спорт­сменов.

Иногда возможно проведение подряд двух занятий одинаковой направленности. К этому прибегают обычно в процессе подготовки спортсмена высокой квалификации (для создания условий, способству­ющих максимальной мобилизации тех или иных функциональных сис­тем организма) или при отставании в развитии определенного двига­тельного качества. Однако далеко не все занятия можно сочетать таким образом. Если, например, применя­ются подряд два занятия, направлен­ные на повышение скоростных воз-


ГЛАВА 19 Построение программ микроциклов


       
 
 
   


ТАБЛИЦА 19.4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.