Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие двигательных качеств у пловцов. новном, коснулись сопоставления эффективности изометрической и изотонической работы, изотони­ ческой и изокинетической




ЧАСТЬ 5



 


новном, коснулись сопоставления
эффективности изометрической и
изотонической работы, изотони­
ческой и изокинетической. Многие
исследования носят излишне узкий
характер и их результаты не могут
быть прямо перенесены в практику
силовой подготовки пловцов высо­
кой квалификации. Следует заме­
тить и то, что значительная часть
публикаций по вопросу эффектив­
ности различных методов силовой
подготовки преследует рекламные
цели, связанные с интересами
фирм, производящих тренажеры и
специальное силовое оборудование.
Например, для 70-х гг. характерно
появление в специальной литерату­
ре большого количества статей, в
которых приводятся данные сенса­
ционного порядка об эффективнос­
ти тренировки на изокинетических
тренажерах. Так, есть «научные»
статьи, в которых даны результаты
экспериментов, согласно которым
8-недельная силовая тренировка на
изокинетических тренажерах,

включающая три занятия в неделю (9 подходов по 45 с в течение 30 мин), проводимых в дополнение к плавательной программе, способ­ствует приросту силовых качеств у квалифицированных пловцов в раз­личных тестах на SO — 60 % при од­новременном увеличении скорости проплывания коротких соревнова­тельных дистанций более чем на 10 %. Опыт подготовки пловцов вы­сокой квалификации, результаты специальных исследований свиде­тельствуют о том, что эти результа­ты, мягко говоря, преувеличены. Такие сдвиги возможны у плохо тренированных пловцов невысокой квалификации, но никак не у хоро­шо подготовленных спортсменов высокого класса, на повышение си­ловых качеств которых такая сило­вая подготовка вообще не оказы­вает заметного влияния.

С аналогичным положением пришлось столкнуться и в 80-е гг., когда уже доказывались неоспори­мые преимущества тренировки с переменными отягощениями на


тренажерах типа «Наутилус» по сравнению с силовой подготовкой с использованием изокинетической тренировки. При этом преимущес­тва изокинетической тренировки замалчивались, недостатки многок­ратно преувеличивались и, наобо­рот, недостатки работы на тренаже­рах типа «Наутилус» (например, то, что на этих тренажерах, как и при изотонической тренировке, макси­мальная нагрузка имеет место толь­ко в последнем повторении подхо­да, тренажеры очень дороги и гро­моздки, один тренажер позволяет выполнять очень ограниченное ко­личество упражнений) не указы­вались, а Преимущества существен­но гипертрофировались. Еще одним серьезным недостатком большин­ства этих работ является то, что они ориентируют на противопос­тавление различных методов друг другу и выбор одного, наиболее эф­фективного, а не на комплексное их применение, основанное на ра­зумном сочетании разных методов, режимов, оборудования и тренаже­ров.

Поэтому нет ничего удивитель­ного в том, что результаты род­ственных экспериментов, прове­денных многими специалистами, очень часто противоречат друг другу, приводят к принципиально различным выводам и рекоменда­циям.

Анализ программ силовой под­готовки пловцов, которые трениро­вались в плавательных центрах раз­личных стран (1968— 1998 гг.), пока­зал, что нет системы, которую мож­но было бы сегодня рекомендовать как единственно эффективную. В различные периоды развития спор­тивного плавания в концепцию си­ловой подготовки постоянно вноси­лись существенные коррективы, добавлялись новые, усовершенство­ванные тренажерные устройства, отвергались одни и рекомендова­лись иные режимы работы, изменя­лось соотношение различных ком­понентов нагрузки, определяющих направленность силовой подготов-



ГЛАВА 20 Силовая подготовка


ки, менялся объем силовой подго­товки, соотношение силовой рабо­ты на суше и в воде. Эти изменения не только носили объективный ха­рактер, но и были следствием рек­ламных публикаций сенсационного характера. В результате нередко от­вергались обоснованные методы и средства и принимались на веру рекламируемые.

Так, в 60-е гг. широко реклами­ровались изометрические упражне­ния как одно из средств, оказыва­ющих наиболее существенное вли­яние на рост максимальной силы и силовой выносливости. Но увлече­ние изометрической тренировкой не привело к ожидаемым результа­там. Не подтвердилась большая эф­фективность статических упражне­ний по сравнению с динамически­ми и в специальных исследованиях. Это привело к тому, что статичес­кие упражнения были с такой же легкостью исключены из арсенала тренировочных средств пловца, как и введены в него. А между тем упражнения, выполняемые в этом режиме, имеют ряд существенных положительных сторон и должны использоваться в подготовке квали­фицированных пловцов. Одной из таких особенностей является воз­можность локального воздействия на отдельные мышечные группы, что способствует избирательному повышению их силовых качеств.

В 70-е гг. стали увлекаться под­готовкой, направленной на разви­тие силовой выносливости с ис­пользованием пружинных трена­жерных устройств типа «Мертен-са —Хюттеля», наклонных тележек, блочных устройств, резиновых эс­пандеров, «Экзер — Джени» и дру­гих приспособлений, позволяющих имитировать гребковые движения руками при плавании в условиях изотонического режима и режима переменных сопротивлений. Это привело к бурному росту результа­тов на средних и длинных дистан­циях и значительному снижению на спринтерских, что особенно ярко проявилось при подготовке


спринтеров СССР и ГДР. Силовая подготовка пловцов почти кругло­годично проводилась с использова­нием указанных тренажерных устройств, особенно акцентирова­лось развитие силовой выносли­вости. Были популярны исключи­тельно напряженные программы занятий, предусматривающие мно­гократное выполнение 1 — 2-минут­ных упражнений с нагрузкой, составляющей 45 — 60% макси­мальных силовых возможностей в конкретном упражнении. В заня­тии часто планировалось до 20 — 40 подходов. Таким образом трени­ровались^ П. Шнайдер, У. Гевени-гер, А. Штраусе, Б. Краузе, У. Рих­тер, Й. Войте, С. Лодзиевски, Л. Ка-чюшите, М. Юрченя, Р. Жулпа, А. Крылов и другие. В тренировоч­ных программах К. Эндер, У. Тау-бер, П. Тюммер, Р. Штробах, М. Ко­шевой, С. Коплякова, А. Сидоренко и других нередкими были и более продолжительные повторения — до 3 — 5 и даже 8—10мин. При этом чаще всего развитию других видов силы внимания не уделялось, а уп­ражнения со штангой были практи­чески исключены из арсенала под­готовки большинства пловцов.

В то же время в США широкое распространение получила трени­ровка в изокинетическом режиме. Использовали изокинетические тренажеры типа «Мини-Джим» в своей подготовке и пловцы Инди-анского университета, где долгие годы руководил работой Каунсил-мен.

Подчеркивая преимущество тренировки на изокинетических тренажерах, американские трене­ры прежде всего отмечали возмож­ность выполнять движения в широ­ком диапазоне скоростей, прояв­лять максимальные или близкие к ним усилия практически в любой фазе движения, что позволяло раз­вивать специальную силовую выносливость у пловцов, специали­зирующихся на разных дистанциях. И именно в этот период наиболь­шее распространение в США полу-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.