КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение
Обучение и управление движениями Моторные программы Увеличение координационной сложности движения может отрицательно воздействовать на интенсивность движений неподготовленных занимающихся, так как усложняется контроль правильного выполнения базовой техники движения. Овладение современной техникой выполнения упражнений — одно из главных направлений правильно организованного процесса занятий. Техника выполнения двигательного действия — это определенный способ выполнения движений для достижения поставленной двигательной задачи, посредством управления, сформированной для данного случая и в данных условиях необходимой и достаточной биомеханической конструкции. Следует также говорить о процессе овладения определенной техникой выполнения двигательных действий в ходе проведения занятий аэробикой. Определим этот процесс, как процесс обучения двигательным действиям, направленный на сознательное изменение поведения занимающегося в соответствии с задачами его деятельности. Так как решение стоящих перед занимающимся задач происходит в процессе выполнения определенных движений, то в нашем случае мы говорим о процессе обучения произвольным двигательным действиям и способах их использования. С физиологической точки зрения процесс овладения определенным способом выполнения движения (техникой движения) связан с изменениями или стабильностью выполнения моторных программ в результате многократного повторения упражнений. Моторные программы представляют собой гипотетические функциональные образования, но их существование может быть гарантировано с той же степенью уверенности, что и существование воспоминаний, убеждений и т.п.
Можно предположить, что при выполнении занимающимся определенных движений или перемещений, работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе, хранящиеся в памяти человека. Программа действия — это модель того, что произойдет с организмом в будущем, ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функциональной структуры в предстоящем двигательном действии. Возможность осуществлять осознанные движения предполагает, что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей точностью, целенаправленными движениями всего тела или его отдельными частями. Высказано предположение, что цель движения, которая решается при действии отдельных частей тела (сформированной биомеханической конструкции для решения двигательной задачи, называемой также биомеханизмом, Шалмановы, 1990), воспринимается сознанием, следовательно, возможно сознательное управление и изменение этих явлений. Проблема обучения сложным двигательным действиям решается в целом на основе умелой организации занимающихся и реализации принципов доступности и индивидуализации, систематичности и последовательности. Однако, кроме общепедагогических принципов, следует обратить внимание на современную физиологическую основу управления и обучения движениями. По общепринятому определению, обучением называют такие изменения поведения, которые нельзя объяснить ни процессом созревания развивающегося организма, ни утомлением, ни изменениями сенсорной информации (Хайнд, 1975). При обучении, в нейробиологическом плане, речь идет о таком поведении, которое представляет собой активность организма в целом и находится под контролем центральных систем (Шеперд, 1987). Сюда не относится активность отдельных структур периферической нервной системы или отдельных участков двигательных или сенсорных путей. С обучением тесно связана память, которую можно определить как хранение и извлечение информации о прошлом опыте, которую можно извлечь сознательно. Обучение и память — это функции центральных систем, управляющих поведением в целом. Память необходима для обучения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого прошлый опыт накапливается и может становиться источником адаптивных изменений поведения. Процессы, связанные с хранением, извлечением и изменением моторных программ, управляющих произвольными целенаправленными движениями, осуществляются только сознательно. Они подчиняются тем законам, которые имеют место в нейронных сетях головного мозга. Процесс обучения, который, по-видимому, связан с временной памятью, отличается от состояния обученности, связанного с долговременной памятью. В процессе обучения должно существовать измеримое различие между поведением до какого-то вполне определенного события и после него. Это различие должно касаться отделов нервной системы, ответственных за специфическое поведение, а не просто общего состояния организма. Сюда не относятся такие изменения, как, например, повышение метаболизма или рост; изменение не должно также быть связано с процессами развития или созревания, с утомлением, повреждением или нормальной адаптацией рецепторов и нервных волокон. В настоящее время принято считать, что все сознательные двигательные действия выполняются на основе моторных программ, хранящихся в долговременной памяти человека. Схема тела Программа действия по реализации определенной моторной программы должна строиться, по крайней мере, на трех основных детерминантах: 1 — доминирующей на текущий момент мотивации, 2 - прошлом жизненном опыте (долговременная память) и 3 - оценке текущей ситуации и удержании ее в кратковременной памяти. Как полагают многие исследователи, для реализации моторных программ мозг должен уметь формировать внутреннее представление об актуальном окружении (модель мира), а также иметь представление о собственном теле, его структурной организации, его сенсорных и моторных возможностях и т.п. (модель самого себя). В пользу предположения о том, что в процессах регуляции позы и движений участвует внутренняя модель тела свидетельствуют накопленные в клинической и психологической литературе данные о так называемой "схеме" тела. Как всем известно, о положении и движениях головы, конечностях и всего тела мы обычно узнаем без помощи зрения. Даже при закрытых глазах мы знаем, вытянута или согнута у нас рука или нога, повернута голова вперед или вбок, стоим ли мы прямо. Эту информацию о положении и движениях тела и его различных частей доставляет в мозг сенсорная система. Рецепторы этой сенсорной системы находятся в мышцах и суставных сумках, а также в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Эти рецепторы получили название проприоцепто-ров; это значит, что они информируют нас о состоянии нашего собственного тела. Не все элементы статической и кинетической информации (т.е. информации о положении и движениях тела) достигают большого мозга. Генерируемые в проприоцепторах импульсы могут активировать врожденные автоматизмы, приводящие к рефлекторной деятельности, которая регулируется не корой, а продолговатым или средним
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |