Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение




Обучение и управление движениями

Моторные программы


Увеличение координационной сложности движения может отрицательно воздействовать на интенсивность движений неподготовленных за­нимающихся, так как усложняется контроль пра­вильного выполнения базовой техники движения.

Овладение современной техникой выполне­ния упражнений — одно из главных направлений правильно организованного процесса занятий.

Техника выполнения двигательного действия — это определенный способ выполнения движений для достижения поставленной двигательной зада­чи, посредством управления, сформированной для данного случая и в данных условиях необходимой и достаточной биомеханической конструкции.

Следует также говорить о процессе овладения определенной техникой выполнения двигательных действий в ходе проведения занятий аэробикой. Определим этот процесс, как процесс обучения двигательным действиям, направленный на соз­нательное изменение поведения занимающегося в соответствии с задачами его деятельности.

Так как решение стоящих перед занимающим­ся задач происходит в процессе выполнения опре­деленных движений, то в нашем случае мы гово­рим о процессе обучения произвольным двига­тельным действиям и способах их использования.

С физиологической точки зрения процесс ов­ладения определенным способом выполнения движения (техникой движения) связан с измене­ниями или стабильностью выполнения моторных программ в результате многократного повторения упражнений. Моторные программы представляют собой гипотетические функциональные образова­ния, но их существование может быть гарантиро­вано с той же степенью уверенности, что и сущест­вование воспоминаний, убеждений и т.п.


 





Можно предположить, что при выполнении занимающимся определенных движений или пе­ремещений, работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной про­грамме, хранящиеся в памяти человека. Програм­ма действия — это модель того, что произойдет с организмом в будущем, ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функцио­нальной структуры в предстоящем двигательном действии.

Возможность осуществлять осознанные дви­жения предполагает, что человек имеет возмож­ность управлять, с большей или меньшей точно­стью, целенаправленными движениями всего тела или его отдельными частями.

Высказано предположение, что цель движе­ния, которая решается при действии отдельных частей тела (сформированной биомеханической конструкции для решения двигательной задачи, называемой также биомеханизмом, Шалмановы, 1990), воспринимается сознанием, следовательно, возможно сознательное управление и изменение этих явлений.

Проблема обучения сложным двигательным действиям решается в целом на основе умелой ор­ганизации занимающихся и реализации принци­пов доступности и индивидуализации, система­тичности и последовательности. Однако, кроме общепедагогических принципов, следует обратить внимание на современную физиологическую ос­нову управления и обучения движениями.

По общепринятому определению, обучением называют такие изменения поведения, которые нельзя объяснить ни процессом созревания разви­вающегося организма, ни утомлением, ни измене­ниями сенсорной информации (Хайнд, 1975).

При обучении, в нейробиологическом плане, речь идет о таком поведении, которое представляет собой активность организма в целом и находится


под контролем центральных систем (Шеперд, 1987). Сюда не относится активность отдельных структур периферической нервной системы или отдельных участков двигательных или сенсорных путей.

С обучением тесно связана память, которую можно определить как хранение и извлечение ин­формации о прошлом опыте, которую можно из­влечь сознательно.

Обучение и память — это функции централь­ных систем, управляющих поведением в целом.

Память необходима для обучения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого прошлый опыт накапливается и может становиться источником адаптивных изменений поведения.

Процессы, связанные с хранением, извлече­нием и изменением моторных программ, управля­ющих произвольными целенаправленными дви­жениями, осуществляются только сознательно. Они подчиняются тем законам, которые имеют место в нейронных сетях головного мозга.

Процесс обучения, который, по-видимому, связан с временной памятью, отличается от состо­яния обученности, связанного с долговременной памятью.

В процессе обучения должно существовать из­меримое различие между поведением до какого-то вполне определенного события и после него. Это различие должно касаться отделов нервной систе­мы, ответственных за специфическое поведение, а не просто общего состояния организма. Сюда не от­носятся такие изменения, как, например, повыше­ние метаболизма или рост; изменение не должно также быть связано с процессами развития или со­зревания, с утомлением, повреждением или нор­мальной адаптацией рецепторов и нервных волокон.

В настоящее время принято считать, что все сознательные двигательные действия выполняют­ся на основе моторных программ, хранящихся в долговременной памяти человека.



Схема тела


Программа действия по реализации опреде­ленной моторной программы должна строиться, по крайней мере, на трех основных детерминан­тах: 1 — доминирующей на текущий момент моти­вации, 2 - прошлом жизненном опыте (долговре­менная память) и 3 - оценке текущей ситуации и удержании ее в кратковременной памяти.

Как полагают многие исследователи, для реа­лизации моторных программ мозг должен уметь формировать внутреннее представление об акту­альном окружении (модель мира), а также иметь представление о собственном теле, его структур­ной организации, его сенсорных и моторных воз­можностях и т.п. (модель самого себя). В пользу предположения о том, что в процессах регуляции позы и движений участвует внутренняя модель те­ла свидетельствуют накопленные в клинической и психологической литературе данные о так называ­емой "схеме" тела.

Как всем известно, о положении и движениях головы, конечностях и всего тела мы обычно узна­ем без помощи зрения. Даже при закрытых глазах мы знаем, вытянута или согнута у нас рука или но­га, повернута голова вперед или вбок, стоим ли мы прямо. Эту информацию о положении и движени­ях тела и его различных частей доставляет в мозг сенсорная система. Рецепторы этой сенсорной си­стемы находятся в мышцах и суставных сумках, а также в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Эти рецепторы получили название проприоцепто-ров; это значит, что они информируют нас о состо­янии нашего собственного тела.

Не все элементы статической и кинетической информации (т.е. информации о положении и движениях тела) достигают большого мозга. Гене­рируемые в проприоцепторах импульсы могут ак­тивировать врожденные автоматизмы, приводя­щие к рефлекторной деятельности, которая регу­лируется не корой, а продолговатым или средним





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.