Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии осуществления основных прав, свобод и соблюдения основных обязанностей




 

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми конституционными правами, свободами и осуществления основных обязанностей.

Назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить, возможно, более благоприятную обстановку, в которой закрепленный в законе статус гражданина Республики Беларусь становился бы юридическим и фактическим положением каждого отдельного человека. Гарантии, таким образом, служат тем связующим звеном, которое дает возможность осуществлять необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности.

Гарантировать основные права и свободы граждан – значит обеспечить обладание и пользование ими и защищать их от нарушений.

Гарантии основных обязанностей выражаются в создании возможно более благоприятных условий для несения и активного исполнения обязанностей, а также в установлении ответственности и применения, вытекающих из нее принудительных мер к лицам, не выполняющим своих обязанностей.

В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на практическую реализацию прав, свобод и обязанностей граждан, на устранение возможных причин и препятствий их исполнения или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений. Эти факторы выступают по отношению к процессу реализации прав, свобод и обязанностей в качестве условий и средств, его осуществления. Поэтому в науке общепринято под гарантиями понимать условия, средства, способы, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав, свобод и обязанностей всех граждан.

Условия – это политико-правовой режим, обстановка, в которой осуществляются основные права и свободы, исполняются конституционные обязанности.

Средства – это правовой механизм, при помощи которого гражданин или государственный орган обеспечивает реализацию того или иного права, либо его защиту и восстановление. Одним из таких средств является, например, обращение в суд за защитой своих интересов.

Гарантии можно подразделить на две больше категории: внутригосударственные и международно-правовые. Первые, в свою очередь, делятся на судебные и несудебные. Это вытекает из ст.21 Конституции, в третьей части которой закреплено, что «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства».

Главной конституциональной гарантией является в демократическом государстве суд, независимый от любого другого государственного органа. В ст.60 Конституции прямо записано, что «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки». Непосредственно судам посвящена отдельная глава Конституции (гл.6 IV раздела), определяющая основные принципы судебной системы, основные принципы отправления правосудия, роль Конституционного Суда. Порядок организации и деятельности судов, судей закреплены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006г. (с изменениями и дополнениями).

Конституционным основам организации и деятельности судов посвящены ст.26 Конституции, закрепляющая презумпцию невиновности и то, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; ст.27 Конституции, зафиксировавшая гарантию каждого не быть принуждаемым к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи и близких родственников, а также норму о том, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы; положения ст.104 Конституции, установившие, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Нарушение прав и свобод человека в некоторых случаях сопровождается причинением имущественного и морального вреда. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право, но и в возмещении причиненного человеку материального вреда. В соответствии с ч. 2 ст. 60 Конституции «С целью защиты прав, свобод, чести, и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке, как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда».

Возмещение причиненного вреда как имущественного, так и морального регулируется Гражданским Кодексом Республики Беларусь и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. По действующему законодательству (п.2, ст. 969 ГК Республики Беларусь), например, возмещению подлежит вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, применения принудительных мер безопасности и лечения, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, содержания под стражей, домашнего ареста, применения подписки о невыезде и ненадлежащем поведении, временного отстранения от должности, помещения в психиатрическое (психоневрологическое учреждение, незаконного наложения административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ). Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом.

Существенную гарантию прав и свобод образует возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, прежде всего помощью профессионального защитника (адвоката) в уголовном, административном, гражданском, хозяйственном судопроизводстве, а равно иметь своего представителя в Конституционном Суде при рассмотрении конкретных дел. «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами», - закрепляет ст. 62 Конституции.

Право на защиту относится к числу абсолютных прав, поскольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отказать в ней, если он обвиняется в уголовном преступлении.

Помощь адвоката подлежит оплате, но не каждый человек в состоянии оплатить эту помощь, поэтому Конституция устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Несудебные гарантии предполагают участие других органов государства в процессе защиты прав и свобод и возможность человека обратиться в эти органы за защитой своих прав и законных интересов.

В ст.79 Конституции указано, что Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Функции гаранта Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая декреты и указы, направленные на защиту правового положения каждой личности.

Защитой прав и свобод человека занимается и Правительство, которое в соответствии со ст. 107 Конституции принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Эту своего рода функцию Совет Министров осуществляет в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы, например, комиссию по делам несовершеннолетних при исполкомах, органы опеки и попечительства и другие органы.

В соответствии с положениями ст.40 Конституции каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, имеет право обратиться в государственные органы, в том числе и в случае нарушения прав, свобод и законных интересов.

За защитой своих прав человек может обратиться в органы прокуратуры, которые в силу ст. 125 Конституции осуществляют надзор за точным и единовременным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов, в органы Комитета Государственного Контроля, внутренних дел и другие государственные органы.

К числу конституционных институтов, гарантирующих права и свободы, относится и институт парламентского уполномоченного по правам человека. Во многих странах это один из механизмов защиты прав и законных интересов человека от произвола государственных органов управления и от злоупотребления властью со стороны чиновников. Институт омбудсмена является важным фактором укрепления законности в деятельности исполнительной власти, важнейшей формой внесудебного контроля, главной задачей которого является изменение взаимоотношений власти и человека.

Институты омбудсмена создан во многих станах Европы, Америки, Азии, Африки. Более ста стран учредили эту должность. В разных странах этот институт может иметь различные наименования (например, в Швеции, Узбекистане – парламентский омбудсмен; в Великобритании – парламентский комиссар по администрации; в Молдове – парламентский адвокат; в Польше – представитель по правам граждан; в Грузии, Испании – защитник народа, в России – уполномоченный по правам человека). Однако везде этот институт действует на основе демократических принципов и процедур, открыт и доступен для каждого человека и, по сути, выражает одно – защиту прав человека в государстве.

Видимо назрела необходимость и в нашей стране ввести этот институт. В Российской Федерации действует Федеральный Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г. Согласно ч.1 ст.16 этого закона Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном, либо административном порядке, но не согласен с решениями принятыми по его жалобе.

К гарантиям прав и свобод относится также юридическая ответственность за их нарушения. Прежде всего, речь идет об ответственности властей (органов государства и их должностных лиц). Обычно такая ответственность носит общий характер и предусматривается текущим законодательством. Однако имеется и конституционное регулирование – закрепленное в ст.59 Конституции. Так, часть первая этой статьи обязывает государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан. А часть вторая обязывает государственные органы, должностных и иных лица, которым доверено исполнение государственных функций, принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности, подчеркивается в части третьей указанной статьи.

К гарантиям относятся и положения, закрепленные в ст.58 Конституции о том, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, а также к отказу от своих прав.

Международные гарантии прав и свобод нами подробно излагались при рассмотрении глав «Международные стандарты в области основных прав и свобод человека» и «Механизмы международной и региональной защиты прав и свобод человека». Отметим только, что в силу ст.61 Конституции «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Следует отметить, что поскольку Республика Беларусь не является членом Совета Европы, и не ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950г., граждане Республики Беларусь лишены права на подачу индивидуальных жалоб в Европейский Суд по правам человека, расположенный в Страсбурге.

РАЗДЕЛ V. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.