Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники избирательного права




Сущность и содержание избирательного права

Избирательное право занимает особое место и играет огромную роль в системе норм конституционного права. Нормы избирательного права определяют порядок избрания самых важных государственных органов Республики Беларусь - Президента, Парламента и местных Советов депутатов.

Значение избирательного права в том, что на его основе формируются представительные органы, участие граждан в выборах осуществляется на легитимной, юридической основе, по единым принципам и правилам, учитывающим требования важнейших международных документов. Участие граждан в формировании представительной власти является важнейшим каналом взаимодействия граждан на государственную власть.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Их результаты содействуют выявлению отношения граждан к проводившемуся курсу политической и экономической жизни и формируют, в значительной степени, основы политических, социально-экономических отношений.

Значение выборов состоит в том, что они позволяют определить наиболее достойных лиц для управления делами государства.

Избирательное право понимается в двух значениях:

1. Избирательное право в объективном смысле – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

2. Избирательное право в субъективном смысле, - как гарантированная государством и закрепленная в Конституции возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. В этом значении избирательное право граждан подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Республики Беларусь участвовать в выборах в органы государственной власти и местные выборные органы.

Пассивное избирательное право избираться, т.е. право граждан Республики Беларусь быть избранным в органы государственной власти и в местные выборные органы.

Субъективное право закреплено в ст. 38 Конституции Республики Беларусь: «Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

В отличие от конституций других стран (например, России) в Конституции Республики Беларусь содержится отдельная глава, посвященная избирательной системе. Нормы Главы 1 по существу предопределяют развитие избирательного законодательства Республики Беларусь.

 

 

Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Все этапы избирательного процесса, начиная от назначения выборов и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование.

Избирательное право Республики Беларусь включает следующие правовые источники:

1. Конституция Республики Беларусь, закрепляющая основные принципы избирательного права, ограничения в реализации избирательных прав граждан, а также основные положения избирательного процесса и субъективное право граждан избирать и быть избранным (ст.ст.64 – 72, 38).

С внесением изменений и дополнений в Конституцию по результатам республиканского референдума 1996г. в части избирательного права, появились следующие новшества: избрание Совета Республики Национального собрания проводится на основе косвенного избирательного права (ст. 91 Конституции); введены ограничения для депутатов быть избранным только в один представительный орган (ст.92 Конституции); изменился порядок назначения выборов. В соответствии с п.2 ст.84 Конституции правом назначать выборы в Парламент и в местные Советы депутатов наделен исключительно Президент Республики Беларусь.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. (с изм. и доп.).

В избирательном кодексе впервые собраны воедино правовые нормы, определяющие порядок подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, референдумов, порядок отзыва депутатов. До этого указанные процессы регулировались отдельными законами, содержащими повторяющиеся нормы, которые одинаково регламентировали основные принципы проведения выборов, референдумов, образования комиссий, выдвижении и регистрации кандидатов, проведения агитации и т.д.

Объединение в одном законодательном акте всех этих правовых норм позволило обеспечить единообразный подход к избирательному процессу, облегчило работу комиссий, других участников выборных компаний.

3. Некоторые декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Например, декрет Президента от 26 июня 2001г. № 20 «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидата в президенты Республики Беларусь, его близких родственников, супруги (супруга) и ее (его) родителей и некоторых иных мерах, направленных на проведение открытых, свободных и честных выборов» (утратил силу).

Указы Президента о назначении выборов Национального собрания и местные представительные органы являются источниками избирательного права, так как с их принятием возникают избирательно-правовые отношения.

4. Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь о назначении выборов Президента Республики Беларусь.

5. Решения Конституционного Суда, затрагивающие вопросы избирательного права.

6. Постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, касающиеся применения норм Избирательного кодекса Республики Беларусь.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 33 Избирательного кодекса Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия) дает разъяснения законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутатов и членов Совета Республики в целях его единообразного применения.

7. Нормы Уголовного кодекса предусматривает ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав, права на участие в референдуме, либо реализации права законодательной инициативы граждан, либо работе Центральной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутатов (ст. 191 УК). Статья 192 УК предусматривает ответственность за нарушение законодательства о выборах, об отзыве депутатов и о реализации права законодательной инициативы граждан.

8. Нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, закрепляющие ответственность за нарушение норм избирательного права.

Так, в соответствии с нормами названного Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутатов и о реализации права законодательной инициативы (ст.9.10); за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст.9.11); за нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст.9.12)

9. Нормы Гражданского процессуального права, предусматривающие особенности рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий.

Так, согласно ст.341 ГПК Республики Беларусь лицо, не согласное с решением избирательной комиссии по вопросу о неправильностях в списке избирателей и в других случаях, предусмотренных законом, может не позже чем за семь дней до выборов (референдума) подать жалобу в суд по месту нахождения соответствующий избирательной комиссии.

10. Решения местных исполнительных и распорядительных органов власти по созданию избирательных комиссий и местных Советов депутатов о назначении референдумов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.