Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок назначения выборов и образования избирательных округов и избирательных участков




Принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь граждане Республики Беларусь участвуют в выборах на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст.38, 64 – 68 Конституции). Это принципы, основополагающие начала субъективного права – условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает результаты легитимными (законными). Отступление от них или нарушение приводят к подрыву доверия к выборам и результатам голосования.

Принцип всеобщности означает, что каждый гражданин Республики Беларусь, достигший определенного возраста, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, места жительства, рода и характера деятельности имеет право избирать и быть избранным в соответствующий представительный орган Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь активным избирательным правом (правом избирать) наделяются граждане по достижению ими 18 лет (т.е. с наступлением гражданского совершеннолетия (ст.64 Конституции). В силу ст.58 Избирательного кодекса Республики Беларусь граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.

Право граждан Республики Беларусь быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) представляется:

- в местные Советы депутатов по достижении 18 лет (ст.57 Избирательного кодекса);

- в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по достижению 21 года (ст.92 Конституции);

- в члены Совета Республики Беларусь по достижению 30 лет, при условии, что кандидат проживал на соответствующей территории области и г. Минска не менее пяти лет (ст.92 Конституции);

- в Президенты Республики Беларусь по достижению 35 лет, при условии, что кандидат является гражданином Республики Беларусь по рождению, обладает избирательным правом и постоянно проживает в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами (ст.80 Конституции).

Принцип всеобщности избирательного права в недалеком прошлом отсутствовал, и избирательное право не было всеобщим, так как существовали многочисленные цензы, ограничивающие участие очень многих категорий людей в выборах. Так, в большинстве стран Западной Европы женщины, получили право избирать и быть избранными только после Первой мировой войны. Существовало множество цензов – имущественные, образовательные, оседлости и т.д., не позволяющие гражданам избирать и быть избранными.

В некоторых странах есть особые требования для избирателя или кандидата. Например, в Голландии исключаются из списков избирателей лица, лишенные родительских прав, в Мексике – наркоманы, в Англии – банкроты, в Тунисе натурализированные граждане, т.е. получившие гражданство не по праву рождения, а в результате приема гражданства и получают право голоса лишь спустя 5 лет, а в Аргентине – спустя 3 года.

Определенная часть цензов сохраняется и сегодня, в т.ч. и в Избирательном праве Республики Беларусь. Так, чтобы стать членом Совета Республики, кандидату необходимо соблюсти не только возрастной ценз, но и ценз оседлости, т.е прожить на территории соответствующей области, г.Минска не менее пяти лет (ст. 92 Конституции). В выборах в Президенты и представительные органы могут принимать участие только граждане Республики Беларусь, в то время как в выборах в местные Советы депутатов, и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь (ст. 55 ИК).

В соответствии с ч.4 ст.92 Конституции Республики Беларусь одно и тоже лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутатов Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должностей Президента либо судьи. Такие запреты называются несовместимостью. Несовместимость не означает ограничения прав человека, потому что если есть желание быть избранным, то можно отказаться, например, от должности судьи, члена Правительства и т.д., имеется возможность изменить свой правовой статус, после чего заняться политической деятельностью и выдвигать свою кандидатуру на ту или иную должность.

В соответствии со ст. 64 Конституции Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащие по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Гражданин может быть признан судом недееспособным, если он вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать своих действий или руководить ими. В силу ч.2 ст.373 ГПК Республики Беларусь дело о признании гражданина недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия может быть начато по заявлению членов его семьи, а в случае их отсутствия – близких родственников, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного учреждения. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если это лицо помещено в психиатрическое лечебное учреждение, - по месту нахождения лечебного учреждения. В отношении лица признанного недееспособным устанавливается опека. Опекун в праве от имени гражданина, признанного недееспособным, совершать сделки, но это не дает ему право осуществлять избирательное право, от имени опекаемого.

Допускается и ограничение дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, либо наркотическими средствами, либо психотропными веществами (ст.373 ГПК), однако это не влечет ограничение избирательных прав и, в частности, право избирать.

В Гражданском кодексе установлено, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным (ст.26 ГК). Однако это не означает возникновение у такого лица избирательного права.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает и такие меры наказания как, например, исправительные работы, ограничение свободы и арест (содержание осужденного в условиях строгой изоляции на срок от одного до шести месяцев), однако эти наказания не дают основания для ограничений в участии в выборах, т.к. непосредственно лишением свободы как видом уголовного наказания, это не является.

Заключение под стражу является одной из мер пресечения. Согласно ст.126 УПК Республики Беларусь заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. Законность избрания такой меры пресечения как содержание под стражей может быть проверена в судебном порядке. Так, в соответствии с ч.2 ст.25 Конституции Республики Беларусь лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Для реального осуществления принципа всеобщности законодательством установлены организационные и правовые гарантии: внесение в списки избирателей, организация и порядок работы избирательных участков, проведение выборов в нерабочий день, особый порядок голосования для тех избирателей, которые по тем или иным причинам не могут явиться для голосования на избирательный участок (болезнь, физическое состояние, командировка, отпуск и т.д.), оповещение избирателей о дне и месте голосования и т.д.

Осуществление принципа всеобщности обеспечивается мерами уголовно-правовой защиты. Так, ст.191 УК Республики Беларусь устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав.

Свободными являются такие выборы, когда избиратель сам решает участвовать ему в голосовании или нет, за кого ему голосовать или проголосовать против всех. Гражданам предоставляется возможность самостоятельно принимать решение – использовать или не использовать на выборах свое активное или пассивное избирательное право. По нашему законодательству участвовать в выборах или не участвовать - добровольное дело каждого гражданина. Однако массовое неучастие в выборах может привести к не избранию кандидатов и проведению повторного голосования. Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей (ст. 82 Конституции). Выборы депутатов в Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов в первом туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки избирателей (ст.ст.82, 89 Избирательного кодекса). Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах (ст.ст.83, 90 Избирательного кодекса).

Неучастие избирателей в выборах принято называть абсентеизмом. Различают политический, экономический, социальный, аполитический и прочие виды абсентеизма. Аполитический абсентеизм заключается в безразличном отношении, отсутствии всякого интереса избирателей к политике и выборам в частности. При политическом абсентеизме избиратель, уклоняясь от участия в выборах, тем самым выражает протест политическим программам и платформам кандидатов, считая, что ни одна из них не отвечает в достаточной степени его взглядам и представлениям, а иногда – что данные выборы ничего не меняют или в сложившейся ситуации не могут быть справедливыми. При экономическом и социальном видах абсентеизма избиратель протестует против окружающих его жизненной реальности и неустроенности общества (чрезмерное расслоение общества на богатых и бедных, безработица, недостаточная социальная защищенность и т.д.) и выражает неверие в то, что баллотирующиеся кандидаты в состоянии принять реальные меры для преодоления этих негативных явлений.

В некоторых странах предусматривается обязательность участия в голосовании так называемый обязательный вотум (Австрия, Греция, Бельгия, Турция, Италия). За неучастие в голосовании в одних случаях наступает моральная ответственность (фамилия уклоняющегося от голосования вносится в специальный список, вывешиваемый на здании коммунальной администрации), в других – налагается штраф. А в Греции и Турции предусматривается и лишение свободы.

Обязательный вотум имеет свои недостатки: избиратель ставится в положение, когда он обязан голосовать вопреки своей воли, поэтому может проголосовать безразлично за кого или против всех.

Свободный характер выборов во многом зависит от того, насколько их подготовка и проведение основывается на открытости и гласности. Это означает, что избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов и участков, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий, списках избирателей, знакомят с перечнем политических партий, содействуют ознакомлению с их избирательными программами, с программами кандидатов и т.д.

На всех заседаниях избирательных комиссий, а в день выборов в помещении для голосования с момента опечатывания избирательных ящиков до окончания проведения итогов голосования вправе присутствовать депутаты, представители политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, средств массовой информации, доверенные лица кандидатов, а также наблюдатели от других государств и международных организаций. Но полномочия перечисленных лиц, должны быть подтверждены соответствующим документом.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов, их представителям гарантируется доступ на все собрания и заседания, связанные с выборами.

Выборы, проводимые в Республике Беларусь, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии этих двух элементов выборы считаются равными.

Первый элемент равного избирательного права – наделение каждого избирателя одним голосом (принцип «один человек – один голос») – обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего его личность, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Другой элемент равного избирательного права – участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается образованием на выборах примерно равных по численности избирательных округов. Так, в соответствии со ст. 15 ИК «Избирательные округа образуются с примерно равной численность избирателей в избирательном округе по выборам депутатов Палаты представителей от средней численности избирателей, приходящимся на избирательный округ по Республики Беларусь, а в избирательном округе по выборам депутатов соответствующего местного Совета депутатов, как правило, не может превышать 10 %.

Принцип равенства имеет значение, как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации, как избирателей, так и при выдвижении кандидатами в представительные органы.

Прямые выборы означают, что избиратели голосуют на выборах непосредственно. В Республике Беларусь непосредственно народом избираются Президент, депутаты Палаты представителей Национального собрания, местные органы самоуправления.

Прямое избирательное право отличается от косвенного и многостепенного. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые затем избирают представителей или каких-либо иных лиц. Так, в США через каждые четыре года граждане избирают выборщиков в количестве 538 человек, а они уже непосредственно избирают Президента США. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах нижестоящими представительными органами в вышестоящие представительные органы. Так, в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь избираются члены Совета Республики на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием.

Косвенные или многостепенные выборы можно также считать демократичными. Международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми. Однако прямые выборы более предпочтительны, так как создается возможность постоянной тесной связи между избирателями и избираемыми, постоянного контроля со стороны народа за их работой.

Тайное голосование выражается в том, что на выборах исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Этот принцип обеспечивается тем, что в помещениях для голосования образуются специальные кабины для голосования; ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для голосования; перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее 2/3 состава комиссии; избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволяли бы установить личность голосовавшего.

 

 

 

В Республике Беларусь периодически проводятся выборы Президента, в Национальное собрание и в местные представительные органы. Так, в соответствии со ст. 81 Конституции Республики Беларусь выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента является вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

В свою очередь Президент республики Беларусь назначает выборы в Национальное собрание и в местные представительные органы. Так, в соответствии со ст. 84 п.2 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента (ч.3, 4 ст. 91 Конституции).

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. В случае роспуска местного Совета депутатов выборы в этот местный Совет депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска (ст. 56 Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – ИК)).

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь (ст. 14 ИК).

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов (ст. 15 ИК). Избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей образуются Центральной избирательной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов по представлению областных и Минского городского исполнительного комитетов (далее – Центральная комиссия). (ст. 16 ИК)

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа:

- по выборам в областной и Минский городского Советы депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;

- по выборам в районный и городской (городов областного подчинения) Советы депутатов – от 25 до 40 избирательных округов;

- по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25 избирательных округов;

- по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов – от 11 до 15 избирательных округов (ст. 15 ИК).

Избирательные округа по выборам в областные, Минский городской, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов образуются территориальными избирательными комиссиями по выборам в соответствующие местные Советы депутатов по представлению соответственно областных, Минского городского, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов (ст. 16 ИК).

Число избирательных округов, в пределах указанных выше норм, устанавливаются соответствующим местным Советом депутатов, исходя из численности населения соответствующей административно-территориальной единицы.

Численность избирателей в избирательном округе определяется из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживающих на территории, входящей в избирательный округ.

Отклонение числа избирателей, как правило, на одном округе не может превышать 10% от средней численности. Причем не допускается образование избирательных округов из территорий, не граничащих между собой.

От каждого избирательного округа избирается один депутат из числа зарегистрировавшихся кандидатов в депутаты.

Списки избирательных округов с указанием их наименований, номеров, границ, числа избирателей и мест нахождения избирательных комиссий публикуются:

- по выборам депутатов Палаты представителей – Центральной комиссией не позднее, чем на 5 день после назначения выборов в Палату представителей;

- по выборам депутатов местных Советов депутатов – территориальными избирательными комиссиями не позднее, чем за 80 дней до выборов в местные Советы депутатов.

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования.

Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей. Участки для голосования образуются также в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в воинских частях (ст. 17 ИК).

Участки для голосования образуются не позднее, чем за 2 месяца до выборов в районах и городах районными, городскими (городах областного подчинения) исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – районными администрациями.

За пределами Республики Беларусь участки для голосования для граждан Республики Беларусь, пребывающих на территории иностранных государств образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств, в порядке, установленном Центральной комиссией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.