Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Принципы определения компетенции органов местного самоуправления




В Европейской хартии местного самоуправления провозглашены принципы определения компетенции органов местного самоуправления, которые получили развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении. Так, Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133). Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления.

Закон о МСУ 2003 г., основываясь на конституционных положениях, Европейской хартии, закрепляет принципы правового регулирования и реализации компетенции органов местного самоуправления.

Во-первых, закон устанавливает, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

Во-вторых, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится к полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Однако последние осуществляют указанное правовое регулирование по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

В-третьих, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют регулиро­вание прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены соответственно федеральными законами, законами субъектов Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В-четвертых, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации). При этом федеральные законы, законы субъектов не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

В-пятых, осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, а осуществление соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Федерации допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.

В-шестых, по вопросам местного значения органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Их неисполнение влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации.

В-седьмых, решая вопросы местного значения, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут заключать договоры и соглашения:

а) в целях образования межмуниципальных объединений, других межмуниципальных организаций, которые не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления;

б) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района;

в) органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений;

г) органы местного самоуправления могут заключать договоры с органами территориального общественного самоуправления в целях осуществления указанными органами (с использованием средств местного бюджета) хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройства территории и т. д.

В-восьмых, органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных Законом о МСУ 2003 г. К социально значимым могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Вопрос 3. Содержание и правовое регулирование предметов ведения МСУ

Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления может осуществляться по-разному. В его основу может быть положен следующий принцип: местное самоуправление должно делать лишь то, что ему прямо разрешил закон. Этот принцип утвердился в Англии в XIX в. Но есть и другой принцип: местному самоуправлению разрешены действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции органов государства. Этот принцип относится к правовой системе Франции[48].

Современное российское законодательство взяло на вооружение оба эти принципа. С одной стороны, в нем подчеркивается, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в российской Федерации». С другой стороны, говорится и о том, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов других муниципальных образований, государственных органов, не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, но только за счет доходов местных бюджетов.

Содержание предметов ведения местного самоуправления составляют вопросы местного значения, то есть вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. Закон о МСУ 2003 г. однозначно и жестко говорит об определении принадлежности вопросов. Так, он запрещает относить такие вопросы к компетенции местного самоуправления посредством закона субъекта РФ или устава муниципального образования. В уставе должен содержаться перечень вопросов местного значения, однако он не должен отличаться от того, что есть в законе. В ст. 18 Закона о МСУ 2003 г. содержится запрет вносить изменения в перечень вопросов местного значения, минуя Закон о МСУ 2003 г.

По сравнению с Законом о МСУ 1995 г., Закон о МСУ 2003 г. дает более четкий перечень вопросов местного значения, учитывая при этом принципиально новый территориальный принцип организации местного самоуправления. Для территориального уровня поселений и муниципальных районов в ст.ст. 14-15 Закона о МСУ 2003 г. закреплены свои перечни вопросов. В основном эти перечни совпадают, но имеются и различия. Они связаны с тем, что на поселенческом и районном уровне должны решаться более сложные задачи местной жизни, требующие серьезных финансовых и организационных затрат. В отдельный список выделены вопросы местного значения городского округа, что обусловлено спецификой данного вида муниципальных образований (ст. 16 Закона о МСУ 2003 г.).

Закон также предусматривает права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений (ст. 14.1 ФЗ), права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (ст. 15.1 ФЗ), права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа (ст. 16.1 ФЗ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.