Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологическая карта теоретического занятия по теме. · о гражданско-правовых ответственности




Задачи занятия.

Иметь представление:

· о гражданско-правовых ответственности

· о условиях гражданско-правовых ответственности

Используемые педагогические технологии:

· исследовательская, информационно-коммуникативная.

Методы:

· объяснительно-иллюстративный.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Учащиеся должны знать:

· виды гражданско-юридической ответственности

· ответственность по обязательствам

Учащиеся должны уметь:

  • условие гражданско-правовой ответственности
  • различать виды гражданско-правовых ответственности

Средства обучения профессионального модуля:

  • Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
  • Технические средства обучения: персональный компьютер.

Литература основная:

  • Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994г. Общая часть.
  • Алматы: Юрист, 2006Оспанов К.И.Основы права. Алматы: Жжеті жарғы,2007

 

Литература дополнительная:

· Юридические лица по гражданскому кодексу. Бесин Ю.Г. Алматы. 1996.

· Комментарий к гражданскому кодексу РК (общая часть) под ред. Сулейменова, Бесина Алматы. 1998.

 

 

« Гражданско-правовая ответственность»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: -понятие, виды и исполнение обязательств - содержание обязательства 20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Изложение нового материала. Изложение нового материала, согласно плана: -Понятие гражданско-правовой ответствености - Виды гражданско-правовой ответствености - Условия гражданско-правовой ответствености 40 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. 1) Ответить на вопросы. 2) Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом. 10 мин.   Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).  
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 5 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. К.И. Оспанов. Основы права. Учебное пособие.-Алматы.-«Жеті жарғы».-2010 65-68 стр.   5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.  

 

Гражданско-правовая ответственность.

1. Гражданско-правовая ответственность — вид неблагоприят­ных последствий, заключающийся в лишении правонарушителя (изъятии у него) имущества, а также в запрещении, прекращении права на осуществление предпринимательской деятельности, принудительной реорганизации или ликвидации юридического лица. Существует несколько видов гражданско-юридической ответственности за правонарушения.

Договорная и внедоговорная ответственность. Под договорной ответственностью понимается возложение невыгодных имуще­ственных последствий на должника перед кредитором по обяза­тельству, возникшему из договора или иных правомерных осно­ваний, наступивших в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Специфика этой ответственности заключается в следующем: во-первых, до ее наступления субъек­ты связаны между собой конкретным гражданско-правовым обя­зательством, например, договором купли-продажи, поставки, перевозки и так далее; во-вторых, данное обязательство возник­ло из заключения между сторонами договора или вытекает из

иных правомерных оснований, например, из плановых актов при поставке продукции на экспорт; в-третьих, основанием наступ­ления или ненадлежащего исполнения обязательства.

Внедоговорной признается ответственность, наступившая в свя­зи с совершением противоправных действий одним лицом (право­нарушителем) по отношению к другому лицу (потерпевшему), в результате которых у потерпевшего возник вред. Например, при причинении вреда личности или имуществу преступным поведе­нием, деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих и т. д. Особенности этого вида гражданско-право­вой ответственности состоят в том, что: во-первых, до причине­ния вреда между причинителем и потерпевшим не существовало гражданско-правового обязательства; во-вторых, основанием возникновения такого обязательства является противоправное виновное действие причинителя вреда; в-третьих, обязательствен­ное правоотношение возникает здесь в результате возникнове­ния абсолютных прав потерпевшего (уничтожение вещи, причи­нение вреда здоровью и т.д.). Отсюда можно сделать вывод, со­гласно которому внедоговорная ответственность возлагается на любого нарушителя абсолютного права и по своему существу может регулироваться только законом; в-четвертых, для наступ­ления такой ответственности необходимо, чтобы потерпевший понес реальный ущерб.

Долевая и солидарная ответственность. Правила о долевой от­ветственности применяются лишь тогда, когда имеется множе­ственность лиц на стороне должника (причинителя вреда). Доле­вой признается такая ответственность, которая возлагается на каждого из должников в определенной доле, установленной за­коном или договором. Если в обязательстве участвуют несколь­ко кредиторов или несколько должников, то каждый из кредито­ров имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постоль­ку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обя­зательства не вытекает иное (ст. 70 ГК РК).

Солидарной признается ответственность двух или более лиц (содолжников и сопричинителей вреда), каждое из которых от­вечает перед кредитором в полном объеме. Право выбора субъек­та и объема ответственности принадлежит кредитору. Солидар­ная ответственность не предполагается и имеет место лишь в слу­чаях, предусмотренных законом или договором. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения долга как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и частично. Если креди­тор не получил полного удовлетворения от одного из солидарных должников, то он имеет право требовать недополученное от ос­тальных солидарных должников.

Солидарные должники остают­ся обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполне­но полностью.

Основная и дополнительная (субсидиарная) ответственность. Основной признается ответственность должника или причините­ля вреда, возникающая на основе общих предписаний норм права. По общему правилу, лицо, причинившее вред, само обязано пол­ностью возместить его.

В некоторых, законом установленных случаях в интересах наиболее полной защиты прав потерпевшего, устанавливается наряду с основной, также дополнительная ответственность. Она имеет место, когда речь идет об ответственности родителей (по­печителей) за вред, причиненный несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Гражданское законодательство исходит из того, что несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный ими вред другим лицам. Однако, в тех случаях, когда у таких несовер­шеннолетних нет своего имущества или заработка, достаточных для возмещения причиненного вреда, вред должен быть возме­щен в недостающей части их родителями или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Ответственность в порядке регресса. Регресс означает движе­ние назад, обратно. Поэтому регрессное требование может име­новаться еще обратным требованием. Ответственность в порядке регресса имеет место тогда, когда законом допускается ответствен­ность одного лица за деятельность другого.

В соответствии с граж­данским законодательством организации несут ответственность за вред, причиненный по вине их работников при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей. Если работник допустил виновное противоправное деяние, повлекшее наступление вреда или убытков, которые за него понесло предприятие, оно имеет право регресса к действительному виновнику. Смысл ответствен­ности в порядке регресса заключается в том, что она обеспечива­ет переложение неблагоприятных последствий на действитель­ных виновников.

Противоправность как условие гражданско-правовой ответ­ственности. Противоправным признается поведение (действие или бездействие) субъекта, нарушающее нормы гражданского объективного и субъективного права управомоченного лица (кре­дитора, потерпевшего), а также поведение, хотя и не нарушаю­щее норм гражданского права, но противоречащее правопоряд­ку, общим началам и смыслу гражданского законодательства. Из приведенного определения следует, что: во-первых, поскольку гражданское право содержит диспозитивные нормы, то наруше­ние прав и обязанностей, согласованных сторонами в договоре, тоже, с точки зрения гражданского права, противоправно; во-вторых, так как в условиях рыночной экономики появляются отношения, законом не урегулированные, то оценка правомер­ности или неправомерности поведения субъектов по отношению к ним зависит от их соответствия правопорядку, общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Необходимо также иметь в виду, что при определенных обстоятельствах сам закон управомочивает лицо нарушить те или иные предписания, исклю­чая, тем самым противоправность такого нарушения. К числу обстоятельств, исключающих противоправность, в гражданском праве могут быть отнесены: причинение вреда в состоянии необ­ходимой обороны, крайней необходимости, а также управомо-ченность на причинение вреда в силу основанного на законе пра­ва распоряжения компетентного органа или согласия самого по­терпевшего.

Вред (убытки) как условие гражданско-правовой ответственно­сти. Под вредом в гражданском праве понимается всякое умале­ние личного неимущественного или имущественного блага. Граж­данское законодательство различает вред имущественный и мо­ральный.

Имущественный вред связан с имущественными потерями для потерпевшего и проявляется в виде уменьшения стоимости по­врежденной вещи, утраты или повреждения имущества или зара­ботка и т. д.

Моральный вред может как повлечь за собой материальные ут­раты, так и не повлечь таковых. Моральный вред вызывают физи­ческие или нравственные страдания потерпевшего. Он может быть возмещен в должной форме, если причинен гражданину действи­ями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему вещи.

Схема 1.

 

Схема 2.

Приложение 1

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется различие физических и юридических лиц?

2. Может ли субъект вступать в гражданские правоотношения не будучи правоспособным? Охарактеризуйте правоспособность.

3. Чем отличается дееспособность от правоспособности? Какие виды дееспособности вы можете назвать?

4. В каком случае мы можем назвать лицо собственником? Каковы его права?

5. какой нормативный документ регулирует право собственности.

6. чем отличается право пользования и распоряжения?

7. Договорная и внедоговорная ответственность?

8. Ответственность в порядке регресса.

9. Ч то понимается под договором?

10. Как вы понимаете свобода договора?

 

Приложение 2

1. Диспозиция, в которой не определяются все признаки состава преступления?

А. Простая диспозиция

В. Описательная диспозиция

С. Ссылочная диспозиция

Д. Бланкетная диспозиция

Е. Абсолютно-определенная диспозиция

 

2. Лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь?

А. Обвиняемый

В. Защитник

С. Потерпевший

Д. Специалист

Е. Понятой

 

3. Лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непосредственно преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред?

А. Обвиняемый

В. Защитник

С. Потерпевший

Д. Специалист

Е. Понятой

4. Лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для оказания содействия в собрании, исследовании и оценке доказательств, а также в применении технических средств?

А. Обвиняемый

В. Защитник

С. Потерпевший

Д. Специалист

Е. Понятой

5. Лицо, привлеченное органом уголовного преследования для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов в случаях, предусмотренных УПК РК?

А. Обвиняемый

В. Защитник

С. Потерпевший

Д. Специалист

Е. Понятой

 

 

6. Законно полученные фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке дознаватель, следователь, прокурор, суд устанавливают наличие или отсутствие запрещенного уголовным законом деяния, совершение или несовершение этого деяния обвиняемым, виновность или невиновность обвиняемого, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, это -...?

А. Источники уголовного права

В. Доказательства

С. Источники процессуального права

Д. Протокол

Е. Заключение эксперта

 

7. Правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Республике, заключаемый Правительством Республики Казахстан?

А. Нормативный акт

В. Генеральное соглашение

С. Социальное партнерство

Д. Отраслевое соглашение

Е. Региональное соглашение

 

8. Правовой акт, оформленный в виде письменного договора, определяющий нормы оплаты и другие вопросы, связанные с трудом, взаимные обязательства, а также социальные гарантии и льготы для работников конкретной отрасли, заключаемый сторонами социального партнерства?

А. Нормативный акт

В. Генеральное соглашение

С. Социальное партнерство

Д. Отраслевое соглашение

Е. Региональное соглашение

 

9.Правовой акт, оформленный в виде письменного договора, устанавливающий условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемый сторонами соглашения на уровне административно-территориальных единиц, обязательный для всех сторон и учитываемый при заключении коллективных договоров?

А. Нормативный акт

В. Генеральное соглашение

С. Социальное партнерство

Д. Отраслевое соглашение

Е. Региональное соглашение

 

10. Общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию отраслей экономики?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.