Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика маржинального анализа прибыли




Понятие и значение маржинального анализа

Тема 11 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа

1. Понятие и значение маржинального анализа.

2. Методика маржинального анализа прибыли.

3. Методика маржинального анализа показателей рентабельности.

4. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности

предприятия.

5. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизне­се играет маржинальный анализ, который называют еще анализом без­убыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изу­чении соотношения между тремя группами важнейших экономичес­ких показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукций и прибылью, - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбыто­вых затрат в зависимости от изменения объема деятельности пред­приятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непро­порциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоян­ные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероят­ность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от произ­водственной деятельности.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко приме­няется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

• более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процес­сом формирования и прогнозирования ее величины;

• определить критический уровень объема продаж (порога рента­бельности), постоянных затрат, цены при заданной величине со­ответствующих факторов;

• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприя­тия;

• исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

• обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих ре­шений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов обору­дования, технологии производства, приобретения комплектую­щих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

В последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такая методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов и на основании этого эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

При факторном анализе прибыли, применяемом в нашей стране, обычно используют следующую модель:

П = К (Ц - С), (1)

где П – сумма прибыли;

К – количество (масса) реализованной продукции;

Ц – цена реализации;

С – себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж.

Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н):

МД = П + Н.

Отсюда:

П = МД – Н.

Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс):

П = К * Дс – Н,

Дс = Ц – V,

П = К (Ц - V) – Н, (2)

где V – переменные затраты на единицу продукции.

Данная формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в следующей таблице.

Таблица 1 - Исходные данные для факторного анализа прибыли по изделию А

Показатель Усл. обозн. По плану Фактически
Объем реализации продукции, шт К    
Цена единицы продукции, тыс. р. Ц    
Себестоимость изделия, тыс.р. С    
В том числе - удельные переменные расходы, тыс. р.   V    
Сумма постоянных расходов, тыс. р. Н    
Прибыль, тыс. р. П    

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановый уровень факторных показателей на фактический:

Ппл = Кпл * (Цпл – Vпл) – Нпл = 1000 * (50 – 10) – 8000 = 32000 тыс. р.

Пусл1 = Кф * (Цпл – Vпл) – Нпл = 1100 * (50 – 10) – 8000 = 36000 тыс. р.

Пусл2 = Кф * (Цф – Vпл) – Нпл = 1100 * (55 – 10) – 8000 = 41500 тыс. р.

Пусл3 = Кф * (Цф – Vф) – Нпл = 1100 * (55 – 15) – 8000 = 36000 тыс. р.

Пф = Кф * (Цф – Vф) – Нф = 1100 * (55 – 15) – 10000 = 34000 тыс. р.

Общее изменение прибыли составляет:

∆Побщ = 34000 – 32000 = +2000 тыс. р.

в том числе за счет изменения:

а) количества реализованной продукции

∆Пк = 36000 – 32000 = +4000 тыс. р.

б) цены реализации

∆Пц = 41500 – 36000 = 5500 тыс. р.

в) удельных переменных затрат

∆Пv = 36000 – 41500 = -5500 тыс. р.

г) суммы постоянных затрат

∆Пн = 34000 – 36000 = -2000 тыс. р.

Сравнив полученные результаты с результатами по формуле 1 нетрудно заметить, что они существенно различаются. Следовательно, рассмотренная методика позволяет более правильно определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П = Σ[Кобщ * Удi * (Ц - V)] - Н. (3)

Используя данные табл. 2, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:

Ппл = Σ[Кi пл * (Цi пл – Vi пл)] - Нпл =

= 1090 * (39 – 12,5) + 3000 * (30 – 10,2) + 3990 * (45 - 27) + 308 * (175 – 106,4) + 850 * (40 – 26,3) – 88300 = 192000 – 88300 = 103700 тыс. р.;

Пусл1 = Σ[Кi пл * (Цi пл – Vi пл)] * Iрп - Нпл =

= 192000 * 1,1 – 88300 = 122900 тыс. р.;

Пусл2 = Σ[Кi ф * (Цi пл – Vi пл)] - Нпл =

= 1430 * (39 – 12,5) + 3654 * (30 – 10,2) + 4050 * (45 - 27) + 346,5 * (175 – 106,4) + 998 * (40 – 26,3) – 88300 = 219520 – 88300 = 131220 тыс. р.;

Пусл3 = Σ[Кi ф * (Цi ф – Vi пл)] - Нпл =

= 1430 * (42 – 12,5) + 3654 * (35 – 10,2) + 4050 * (50 - 27) + 346,5 * (200 – 106,4) + 998 * (40,5 – 26,3) – 88300 = 271520 – 88300 = 183220 тыс. р.;

Пусл4 = Σ[Кi ф * (Цi ф – Vi ф)] - Нпл =

= 1430 * (42 – 14,0) + 3654 * (35 – 12,0) + 4050 * (50 – 29,2) + 346,5 * (200 – 135,0) + 998 * (40,5 – 24,0) – 88300 = 247250 – 88300 = 158950 тыс. р.;

Пф = Σ[Кi ф * (Цi ф – Vi ф)] - Нф =

= 1430 * (42 – 14,0) + 3654 * (35 – 12,0) + 4050 * (50 – 29,2) + 346,5 * (200 – 135,0) + 998 * (40,5 – 24,0) – 104400 = 247250 – 104400 = 142850 тыс. р.

Таблица 2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Вид продукции Объем продаж, т Цена 1 т продукции, тыс. р. Переменные затраты на 1 т продукции, тыс. р. Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс. р.
план факт пл ф план факт план факт
А         12,5 14,0    
В         10,5 12,0    
С         27,0 29,2    
Д   346,5     106,4 135,0    
Е       40,5 26,3 24,0    
Итого - - - - - -    

Общее изменение прибыли составляет 39150 тыс. р.,

в том числе:

∆Пк = Пусл1 - Ппл = 122900 – 103700 = +19200 тыс. р.;

∆Пстр = Пусл2 - Пусл1 = 131220 – 122900 = +8320 тыс. р.;

∆Пц = Пусл3 - Пусл2 = 183220 - 131220 = +52000 тыс. р.;

∆Пv = Пусл4 - Пусл3 = 158950 - 183220 = -24270 тыс. р.;

∆Пн = Пф - Пусл4= 142850 - 158950 = -16100 тыс. р.

Сравнение полученных результатов с данными расчетов по традиционной методике показывает, что они существенно различаются. Методика, основанная на делении затрат на постоянные и переменные, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование ее в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.