Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия




Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубы­точный объем продаж можно выразить и в количестве единиц про­дукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, пос­ле чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной про­дукции и безубыточным объемом продаж продукции - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финан­совое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия –основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обо­сновании управленческих решений, оценке деятельности предприя­тий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бух­галтер, экономист, менеджер.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Пример.

Производственная мощность предприятия 1000 шт
Цена изделия (р) 20 тыс. руб.
Выручка (нетто) (В) 20000 тыс. руб.
Постоянные затраты (А) 4000 тыс. руб.
Переменные расходы на единицу продукции (b) 12 тыс. руб.
Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12000 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции (П) 4000 тыс. руб.
Маржа покрытия (МП = В - Зпер) 8000 тыс. руб
Доля маржи покрытия (Дмп) 0,4
Ставка маржи покрытия (Смп) 8 тыс. руб.

 

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопаснос­ти предприятия построим график (рисунок 1).

млн.руб.

 

зона прибыли

Точка безубыточности

 

 


Переменные затраты

4 Зона

убытков Постоянные затраты

0 500 х

Рисунок 1 - Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

По горизонтали пока­зывается объем реализации продукции в процентах от производствен­ной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если гра­фик строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе со­ставляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны вы­ручке от реализации продукции. Она получила название точки безу­быточного объема реализации продукции, или порога рентабельнос­ти, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощнос­ти, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 из­делий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько про­центов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Полученную зависимость можно представить по-другому (рис. 2). При объеме реализации, равном нулю, предприятие по­лучает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб. Соединив эти точки меж­ду собой, получим на линии х точку критического объема продаж.

В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед., или 10 млн. руб. Получен тот же результат, только более простым способом.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

млн. руб.

 

 


+4

Точка безубыточности

 

0 10 20 млн. руб. х

500 1000 шт

 


-4

 

Рисунок 2 – Определение точки безубыточности

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

Т = А: МП * 100%,

Т = 4: 8 * 100 = 50%.

Еслиставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объемпродаж в натуральном измерении (750: 500). При этом нужно произ­вести и реализовать 500 ед. продукции, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 250 ед. - для получения 2000 тыс. руб. при­были.

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

.

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.