Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика маржинального анализа показателей рентабельности




Методика анализа рентабельности, применяемая на отечественных предприятиях, также не учитывает взаимосвязь затраты – объем – прибыль. По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной. Поэтому в маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции производится по следующей модели:

, (4)

По данным табл. 1 проведем факторный анализ рентабельности зерна:

= ;

= ;

= ;

= ;

= .

Общее изменение рентабельности составляет:

.

в том числе за счет изменения:

а) количества реализованной продукции

;

б) цены реализации

;

в) удельных переменных затрат

;

г) суммы постоянных затрат

.

По отечественной методике объем продаж не влияет на изменение уровня рентабельности. Данная методика учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель: . (5)

Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции (Кобщ), ее структуры (Удi), цены (Ц), удельных переменных расходов (V) и суммы постоянных затрат (Н).

Прибыль (числитель дроби) в формуле (5) при разных значениях факторов уже нами рассчитана выше. Издержки по реализованной продукции приведены в табл. 3.

Используя данные факторного анализа прибыли по модели (3) и табл. 3, произведем расчет влияния факторов на уровень рентабельности:

Таблица 3 – Затраты по реализованной продукции

Показатель Сумма, тыс. руб.
а) по плану ∑(Кi пл * Vi пл) + Нпл = 208000 + 88300  
б) при фактическом объеме продаж, но при плановой структуре и плановом уровне переменных и постоянных затрат ∑(Кi пл * Vi пл) * Iрп + Нпл = 208000 * 1,1 + 88300  
в) при фактическом объеме и структуре продаж, но при плановом уровне переменных и постоянных затрат ∑(Кi ф * Vi пл) + Нпл = (1430 * 12,5 + 3654 * 10,5 + 4050 * 27 + +346,5 * 106,4 + 993 * 26,35) + 88300  
г) фактически при плановой сумме постоянных затрат ∑(Кi ф * Vi ф) + Нпл = (1430 * 14 + 3654 * 12 + 4050 * 29,2 + +346,5 * 135 + 993 * 24) + 88300  
д) фактически ∑(Кi ф * Vi ф) + Нпл = (1430 * 14 + 3654 * 12 + 4050 * 29,2 + +346,5 * 135 + 993 * 24) + 104410  

Изменение уровня рентабельности за счет:

а) объема продаж ∆Rк = Rусл1 – Rпл = 38,75 – 35,0 = +3,75 %;

б) структуры продаж ∆RУд = Rусл2 – Rусл1 = 41,4 – 38,75 = +2,65 %;

в) цен ∆Rц = Rусл3 – Rусл2 = 57,8 – 41,4 = +16,4 %;

г) переменных затрат ∆Rv = Rусл4 – Rусл3 = 46,6 – 57,8 = -11,2 %;

д) постоянных затрат ∆Rн = Rф – Rусл4 = 40,0 – 46,6 = -6,6 %.

Итого +5,0 %

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:

. (6)

Анализ рентабельности совокупного капитала производится по следующей факторной модели:

(7)

где БП – балансовая сумма прибыли;

КL – среднегодовая сумма совокупного капитала;

В – выручка от реализации продукции и услуг;

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала);

ВФР – внереализационные финансовые результаты.

Для расчета влияния этих факторов используем данные факторного анализа прибыли по модели (3), а также данные, приведенные ниже.

  План Факт
Прибыль от реализации, тыс. р.    
Внереализационные финансовые результаты, тыс. р.    
Сумма балансовой прибыли, тыс. р.    
Среднегодовая сумма капитала, тыс. р.    
Выручка от реализации продукции, тыс. р.    
Коэффициент оборачиваемости капитала 0,86 0,91

В целом фактический уровень рентабельности капитала выше планового на 3,2 % (28,2 - 25), в том числе за счет изменения:

а) объема продаж ∆Rк = 26,5 – 25,0 = +1,5 %;

б) структуры продаж ∆RУд = 27,6 – 26,5 = +1,1 %;

в) цен реализации ∆Rц = 33,6 – 27,6 = +6,0 %;

г) переменных затрат ∆Rv = 29,5 – 33,6 = -4,1 %;

д) постоянных затрат ∆Rн = 26,7 – 29,5 = -2,8 %;

е) внереализационных

финансовых результатов ∆Rвфр = 26,6 – 26,7 = -0,1 %;

ж) коэффициент оборачиваемости капитала

∆RКоб = 28,2 – 26,6 = +1,6 %.

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.