КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика маржинального анализа показателей рентабельности
Методика анализа рентабельности, применяемая на отечественных предприятиях, также не учитывает взаимосвязь затраты – объем – прибыль. По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной. Поэтому в маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции производится по следующей модели: , (4) По данным табл. 1 проведем факторный анализ рентабельности зерна: = ; = ; = ; = ; = . Общее изменение рентабельности составляет: . в том числе за счет изменения: а) количества реализованной продукции ; б) цены реализации ; в) удельных переменных затрат ; г) суммы постоянных затрат . По отечественной методике объем продаж не влияет на изменение уровня рентабельности. Данная методика учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли. Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель: . (5) Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции (Кобщ), ее структуры (Удi), цены (Ц), удельных переменных расходов (V) и суммы постоянных затрат (Н). Прибыль (числитель дроби) в формуле (5) при разных значениях факторов уже нами рассчитана выше. Издержки по реализованной продукции приведены в табл. 3. Используя данные факторного анализа прибыли по модели (3) и табл. 3, произведем расчет влияния факторов на уровень рентабельности:
Таблица 3 – Затраты по реализованной продукции
Изменение уровня рентабельности за счет: а) объема продаж ∆Rк = Rусл1 – Rпл = 38,75 – 35,0 = +3,75 %; б) структуры продаж ∆RУд = Rусл2 – Rусл1 = 41,4 – 38,75 = +2,65 %; в) цен ∆Rц = Rусл3 – Rусл2 = 57,8 – 41,4 = +16,4 %; г) переменных затрат ∆Rv = Rусл4 – Rусл3 = 46,6 – 57,8 = -11,2 %; д) постоянных затрат ∆Rн = Rф – Rусл4 = 40,0 – 46,6 = -6,6 %. Итого +5,0 % Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель: . (6) Анализ рентабельности совокупного капитала производится по следующей факторной модели: (7) где БП – балансовая сумма прибыли; КL – среднегодовая сумма совокупного капитала; В – выручка от реализации продукции и услуг; Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты. Для расчета влияния этих факторов используем данные факторного анализа прибыли по модели (3), а также данные, приведенные ниже.
В целом фактический уровень рентабельности капитала выше планового на 3,2 % (28,2 - 25), в том числе за счет изменения: а) объема продаж ∆Rк = 26,5 – 25,0 = +1,5 %; б) структуры продаж ∆RУд = 27,6 – 26,5 = +1,1 %; в) цен реализации ∆Rц = 33,6 – 27,6 = +6,0 %; г) переменных затрат ∆Rv = 29,5 – 33,6 = -4,1 %; д) постоянных затрат ∆Rн = 26,7 – 29,5 = -2,8 %; е) внереализационных финансовых результатов ∆Rвфр = 26,6 – 26,7 = -0,1 %; ж) коэффициент оборачиваемости капитала ∆RКоб = 28,2 – 26,6 = +1,6 %. Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |