Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды и порядок уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей




Одним из элементов деятельности таможенных органов Российской федерации является пополнение федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей с товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Законодательно закрепленного понятия таможенных платежей не существует. Нормы раздела III Таможенного кодекса РФ, не раскрывая сущности этого понятия, содержат лишь перечень платежей, отнесенных к таможенным платежам, а также особенности исчисления некоторых из них и порядок их уплаты.

Однозначного определения таможенных платежей нет и в сущест­вующих учебниках по таможенному праву. Так, например, в учебнике под редакцией профессора Б.Н.Габричидзе (М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997, с последующими переизданиями), а также в учебнике под редакцией профессора А.Ф.Ноздрачева (М Юристъ, 1998) это понятие вообще не раскрывается.

В учебнике под редакцией Председателя ГТК России В.Г.Драганова и профессора М.М.Рассолова (М.: Экономика, 1999) таможенные платежи определяются как налоги и сборы, перечисленные в ст.110 Тамо­женного кодекса РФ, обязанность взимания которых возложена на та­моженные органы Российской Федерации И тут же сделана оговорка, что помимо указанных в ст.110 ТК РФ существуют еще несколько видов взимаемых таможенными органами таможенных платежей (в частности, платежи, взимаемые с физических лиц по единым ставкам, и сборы за включение банков и иных кредитных организаций в реестр ГТК России).

В учебнике «Основы таможенного дела» (М.: Экономика, 1998) таможенные платежи определяются как денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Однако, на наш взгляд, плату, взимаемую с лиц, участвующих в таможенных аукционах, и уже упомянутые сборы, взимаемые с банков и иных кредитных организаций за включение их в реестр ГТК России, весьма условно можно обозначить как взимаемые с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможен­ную границу. Как таковые ни участники таможенных аукционов, ни банки и иные кредитные организации непосредственно в процессе пере­мещения товаров и транспортных средств через таможенную границу не участвуют.

В проекте нового Таможенного кодекса РФ таможенные платежи определены как «платежи, подлежащие обязательной уплате при перемеще­нии через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в других случаях, установленных настоящим Кодексом». Такое определение является весьма точным и вполне приемлемым, поскольку, во-первых, в нем указано - именно платежи, а не налоги и сборы, поскольку, например, плата за принятие предварительного решения не является ни налогом, ни сбором. А во-вторых, в этом определении четко указано, что таможенные платежи – это платежи, которые подлежат уплате не только при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, но и в иных определенных Таможенным кодексом РФ случаях, о чем мы уже говорили выше.

В то же время в настоящий момент, то есть до принятия нового Таможенного кодекса РФ, этим определением пользоваться нельзя, по­скольку далеко не все таможенные платежи (и мы это уже упоминали) установлены Таможенным кодексом РФ (имеется в виду действующий ТК РФ). Поэтому с учетом всего вышеизложенного пока мы будем определять таможенные платежи – как платежи, взимание которых в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции таможенных органов.

Действующим Таможенным кодексом РФ (ст.110) предусмотрены следующие виды таможенных платежей:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость,

3)акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и сборы за во­зобновление действия лицензии;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по та­моженному оформлению и за возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров,

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

И поскольку в Таможенном кодексе РФ нет упоминания о том, что приведенный в нем перечень таможенных платежей является исчерпывающим, то возможно отнесение также ряда иных платежей к категории таможенных. Так, например, в период с 1994 по 1996 год в составе таможенных платежей присутствовал так называемый специальный налог, а с 1995 года и по настоящее время существуют такие уже упоминавшиеся нами виды таможенных платежей, как таможенные платежи, взимаемые с физических лиц по единым ставкам, и таможенные сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России.

Среди перечисленных выше видов таможенных платежей есть налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы), взимание которых отнесено к компетенции таможенных органов только в связи с перемещением то­варов через таможенную границу Российской Федерации, в то время как на самой территории Российской Федерации их взимание отнесено к компетенции органов Государственной налоговой службы РФ.

Взимание таможенными органами таких таможенных платежей, как таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы, осуществляется в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе». Взимание всех остальных видов таможенных платежей осуществляется таможенными органами в соответствии с нормами ТК РФ, а также нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и ГТК России.

Прежде чем рассматривать порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, сфокусируем свое внимание на основном виде таможенных платежей – таможенной пошлине.

Как мы уже упоминали выше, таможенная пошлина – это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия здесь не исключение) составляют импортные пошлины. Ос­новная их задача в нашей стране – защита национальных производите­лей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых в Россию иностранных товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Экспортные пошлины служат в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом – также для пополнения доходной части бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически ни­где, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

По способу исчисления таможенные пошлины, как мы уже отмечали выше, подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные.

Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы также в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны его происхождения. Так, например, при ввозе товаров из стран, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. А вот в отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся стран, действуют преференци­альные ставки таможенных пошлин, размер которых составляет 75% от базовых ставок.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанес­ти непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, то есть когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможен­ную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, – к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому кон­кретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т п. Исходя из этого функции таможенных пошлин носят фискальный и регулятивный характер.

Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета, а регулятивная, в свою очередь, проявляется:

– либо как стабилизирующая – когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортного и оте­чественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тех, ни для других;

– либо как протекционистская – когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера – и фактический запрет на их ввоз;

– либо как стимулирующая – когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

Теперь вернемся к таможенным платежам в целом и порядку их уплаты в частности.

Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная по­шлина, а по подакцизным товарам – также и сумма акциза.

Порядок уплаты таможенных платежей регулируется нормами главы 20 ТК РФ и принятыми в соответствии с ней и в ее развитие подзаконными нормативно-правовыми актами.

Плательщиками таможенных платежей по общему правилу могут быть любые заинтересованные в этом лица. В то же время, в зависимости от конкретной ситуации – от того, где находятся товары, в отношении которых необходимо уплатить таможенные платежи, законодательство вы­деляет ряд лиц, ответственных за их уплату.

Так, например, перевозчик отвечает за уплату таможенных платежей до помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможен­ную территорию России, до момента помещения их на склад временного хранения. Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на складе временного хранения, несет владелец этого склада, за исключением случаев, когда владельцем такого склада является таможенный орган Ответственность за уплату таможенных платежей при этом возлагается на лицо, поместившее товары на склад (а при его отсутствии – на собственника или владельца таких товаров). При производстве таможенного оформления ответственность за уплату таможенных платежей лежит на декларанте, а если лицо, перемещающее эти товары не является декларантом, то оно несет солидарную с ним ответственность. За уплату таможенных сборов, за выдачу лицензий, квалификационных аттестатов, за принятие предварительного решения, за информирование и консультирование и другие услуги ответственность несут лица, которым таможенными органами соответственно выдаются лицензии, квалификационные аттестаты либо оказываются какие-либо услуги.

Таможенные платежи в зависимости от их вида могут уплачиваться как в валюте Российской Федерации (то есть – в российских рублях), так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным бан­ком РФ. По общему правилу уплата денежных сумм по одному виду таможенного платежа должна осуществляться одним видом валюты. Исключение из этого правила возможно только с разрешения таможенного органа, производящего таможенное оформление. При этом пересчет ино­странной валюты в валюту Российской Федерации при уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, платежей, взимаемых по единым ставкам, и сборов за таможенное оформление производится по курсу Центрального банка РФ, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а при уплате всех остальных таможенных платежей - по курсу, действующему на день установ­ленного срока их уплаты.

Сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются для каждого вида таможенных платежей. По общему правилу в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, таможенные платежи уплачиваются либо до принятия, либо одновременно с принятием таможенной декларации.

При перемещении товаров физическими лицами не для коммерческих целей таможенные платежи подлежат уплате одновременно с принятием таможенным органом таможенной декларации, потому что такие товары перемещаются через границу не по международным договорам купли-продажи и заранее посчитать размеры таможенных платежей не представляется возможным, поскольку неизвестны ни их количество, ни номенклатура, ни стоимость, ни прочие параметры.

В ряде случаев Таможенный кодекс РФ (ст.121) по уплате таможен­ных платежей предусматривает возможность предоставления отсрочки (то есть продления предельного срока уплаты) либо рассрочки (то есть установления периода времени, в течение которого причитающиеся к уплате таможенные платежи должны быть выплачены частями). Такие случаи обозначены законодателем как исключительные и касаются они, как правило, поставок товаров в Россию крупными партиями, суммы таможенных платежей по которым весьма велики.

Предельный срок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенным органом таможенной декларации За полученную отсрочку или рассрочку уплачиваются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым им кредитам Кроме этого, принимаются необходимые меры по обеспечению уплаты платежей

К таким мерам, в частности, относятся уже рассматривавшиеся нами ранее

– внесение на депозитный счет таможенного органа причитающихся к уплате сумм таможенных платежей,

– предоставление гарантии банка либо иной кредитной организации,

– залог товаров и транспортных средств.

На сегодняшний день перечень возможных мер по обеспечению уплаты таможенных платежей является исчерпывающим Однако в проекте нового Таможенного кодекса РФ помимо уже имеющихся предусмотрена и такая мера, как применение страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей Практическая реализация страхования как меры обеспечения уплаты таможенных платежей должна будет осуществ­ляться в соответствии с требованиями норм нового Таможенного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, а также Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Таможенные платежи подлежат уплате таможенному органу, производящему таможенное оформление или на складах которого происходит хранение товаров, либо таможенному органу, осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения и т д В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое в даль­нейшем должно перечислить их на счета таможенных органов.

В случае неуплаты плательщиком в установленный срок причитающихся к уплате сумм таможенных платежей Таможенным кодексом РФ предусмотрена возможность их взыскания в бесспорном порядке. Бесспорный порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей уста­новлен независимо от времени обнаружения факта неуплаты (за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке) А в случае отсутствия у плательщика денежных средств на счетах в банках и иных кредитных учреждениях таможенные органы вправе обратить взыскание на его имущество.

Излишне уплаченные (например, в результате изменения ставок) либо излишне взысканные таможенные платежи в течение года с момента их уплаты или взыскания подлежат возврату по требованию лица, которым они были уплачены или с которого они были взысканы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.