Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры нетарифного регулирования и особенности их применения




Регулирование внешнеэкономической деятельности во всех странах мира основывается на сочетании мер тарифного (экономического) и нетарифного (административного) регулирования.

В странах с рыночной экономикой в большей мере используются экономические инструменты регулирования внешней торговли, воздействующие на ввоз и вывоз товаров и на формирование внутреннего рын­ка товаров через механизм таможенных пошлин. При применении этих инструментов за покупателями товаров сохраняется полная свобода выбора между импортными и схожими с ними товарами отечественного производства, что является одним из важнейших условий функционирования нормальных рыночных отношений. Эффективность такого механизма во многом зависит от номенклатуры импортируемых товаров, спроса на внутреннем рынке и предложения производителей конкури­рующей отечественной продукции и регулируется в основном путем повышения или понижения ставок таможенных пошлин в зависимости от конъюнктуры рынка.

Однако использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры неодинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран, наряду с экономическими мерами, широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок как от излишних импортных поставок, так' и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров. При этом, правда, покупатель ограничивается в праве свободного выбора между отечественными и импортными товарами.

Нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, лишая покупателей свободного выбора товаров и тем самым ослабляя конкуренцию отечественных товаров с иностранными, казалось бы, должны подрывать рыночный механизм. Но это не так, ибо такие меры принимаются в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров либо в течение ограниченного срока и предназначены для решения определенных экономических и социальных проблем, требующих оперативного вмешательства государства. Таким образом, нетарифные меры не разрушают внутренний рынок страны, а, наоборот, содействуют его нормальному функционированию.

В настоящее время практически во всех развитых странах нетарифные меры являются основными, а в ряде стран (например, в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) и единственным средством государственного регулирования экспорта товаров. Аналогичным образом ряд стран с рыночной экономикой претворяют в жизнь и свою экономическую политику в отношении импорта товаров. Так, например, посредст­вом лицензирования и «добровольного» ограничения экспортных цен (то есть, когда экспортер соглашается поддерживать цену на свои товары не ниже определенного уровня) страны Европейского Союза и США регулируют импортные поставки продукции текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станков, бытовой техники и автомобилей из менее развитых стран.

И Россия в этом смысле – не исключение. Применение мер нетарифного регулирования в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний внешнеторговых операций позволяет влиять на рост внешнеторгового дефицита, выравнивать торговый и платежный балансы, более рационально распоряжаться иностранной валютой при острой ее Нехватке для закупки за рубежом наиболее необходимых в стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания внешнего долга России.

В настоящее время меры нетарифного регулирования внешней торговли в России включают в себя:

– запрет на ввоз и вывоз определенных товаров;

– квотирование и лицензирование экспорта и импорта;

– разрешительную систему ввоза и вывоза отдельных товаров;

– сертификацию некоторых товаров на безопасность и соответствие существующим госстандартам;

– процедуру экспортного контроля;

– процедуру декларирования товаров.

Рассмотрим эти меры и некоторые особенности их применения более подробно.

Запрет на ввоз и вывоз определенных товаров устанавливается исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, зашиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, в том числе объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых това­ров и исходя из других интересов российского государства.

В соответствии с действующим российским законодательством запрещены к вывозу из России:

– оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

– наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества;

– российская и иностранная валюта сверх установленных сумм, иные валютные ценности (ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни);

– облигации государственных займов и лотерейные билеты Российской Федерации, аннулированные ценные бумаги;

– печатные и аудиовизуальные материалы, а также иная изобразительная продукция, могущая причинить вред интересам государства, а также правам граждан;

– камнесамоцветное сырье, минералы, горная порода и т.п. (за исключением сувениров, продаваемых в розничной торговой сети);

– представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу;

– непроявленные фоточувствительные материалы;

– произведения искусства и другие предметы, представляющие художе­ственную, историческую, научную или иную культурную ценность.

К ввозу в Россию запрещены товары, указанные выше под пп.1, 2, 5, 8, а также российская валюта сверх установленных сумм, средства цвет­ного копирования, передающие и приемо-передающие устройства любой мощности (за исключением некоторых моделей радиотелефонов фирмы «Panasonic»), сырье, продукты животного и растительного происхождения, колбасы домашнего изготовления, молочные и рыбные продукты, семена и посадочный материал, медикаменты и витаминные препараты.

Запрет на перемещение через таможенную границу указанных товаров не является абсолютным, и такое перемещение в ряде случаев возможно с разрешения соответствующих государственных органов. Такие случаи будут описаны ниже при рассмотрении разрешительной системы ввоза и вывоза отдельных товаров как меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Наиболее распространенными мерами нетарифного регулирования являются квотирование и лицензирование – меры количественного огра­ничения экспортно-импортных операций. Цель этих мер состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все страны (или изо всех стран), либо в конкретные отдельно взятые страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой. В частности, лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий конкретным импортерам до ее исчерпания.

Квоты - это количественные ограничения, устанавливающие макси­мальный объем или стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров.

Глобальное квотирование экспорта товаров из России было введено в 1993 году для предотвращения на внутреннем рынке дефицита тех това­ров, реализация которых на внешнем рынке обеспечивала более высокие доходы. В основном квотирование экспорта использовалось для ограни­чения вывоза товаров народного потребления, сырьевых ресурсов и предполагало при этом систему жесткого лицензирования. Квоты распределялись на две группы: квоты, распределяемые в административном порядке, и квоты для аукционной продажи. В первую группу были вклю­чены квоты, предоставляемые для выполнения международных обязательств государства, региональные квоты, квоты отдельных предприятий. Во вторую группу были включены квоты, предназначенные для продажи на аукционе, а также нереализованные квоты регионов и предприятий. Распределение квот на конкурсной основе через биржевые торги обеспечивало открытость их получения и определенные гарантии их практической реализации. Такой порядок экспорта отдельных видов товаров был необходим в условиях бурной либерализации внешнеэкономической дея­тельности в стране и перехода ее экономики на условия рыночных отношений. В настоящее время квотирование экспорта не применяется.

Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (как правило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру полную свободу выбора страны-поставщика. Имеются также случаи установления импортных квот в процентах от величины экспорта либо закупок кон­кретного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производителя.

Лицензирование также представляет собой форму государственного учета и контроля за ввозом и вывозом определенных товаров. Выдача лицензий обычно сопровождается квотированием. Лицензия – это спе­циальный документ, разрешающий совершение внешнеторговых операций в течение определенного срока времени или с определенным коли­чеством товара. Лицензирование применяется при регулировании как экспорта, так и импорта в целях ограничения вывоза необходимых на внутреннем рынке товаров, улучшения финансового положения страны, рационального использования иностранной валюты и контроля за посту­плением в страну валютной выручки.

Основными видами лицензий, применяемых в современной мировой практике, являются генеральная и индивидуальная (разовая) лицензии. Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение любому лицу на право импорта определенных товаров из пере­численных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Инди­видуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда с несколькими товарами, входящими в одну товарную группу). Разовая лицензия имеет ограни­ченный срок действия (как правило, до одного года) и выдается на за­купку товаров, включенных в список импортного контроля, или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется.

Вместе с лицензиями или вместо них могут выдаваться также специальные разрешения на импорт, выдаваемые, как правило, органами, контроли­рующими конкретную сферу экономики (например, Министерством сель­ского хозяйства РФ и др.). Наличие предварительного разрешения требуется также на ввоз товаров, импорт которых регулируется по соображениям здра­воохранения, безопасности, охраны окружающей среды и т.п.

Система выдачи разрешений на ввоз в страну или вывоз из нее отдельных товаров является более либеральной по сравнению с лицензированием, мерой нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и основана, как уже упомянуто, на получении разрешений на перемещение через таможенную границу товаров в соответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров Приведем ряд примеров

В России действует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохранения РФ зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектам незави­симо от их форм собственности без права передачи этих лицензий другим лицам Обязательным условием при этом является наличие у лица лицензии на право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственных препаратов, устава, в котором оговорен данный вид деятельности, а также подписанного или парафированного контракта. Разрешение оформляется на каждый вид товара независимо от их количества по представленному контракту (исключение – несколько видов товаров, входящих в единую товарную позицию ТН ВЭД).

Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируется соответствующим утвержденным Правительством РФ положением в строгом соответствии с требованиями действующих конвенций ООН. Закупка за границей и ввоз в Россию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств допускается при наличии соответствующих разрешений Госсвязьнадзора РФ. На перемещение через границу оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему разрешение выдает Министерство внутренних дел РФ. Химические средства защиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только при предоставлении в таможенный орган соответствующего разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Внешнеторго­вый оборот культурных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культуры РФ. Существует еще ряд товаров, перемещение которых через таможенную границу требует соответствующего разрешения Государственной инспекции по карантину растений РФ, Департамента ветеринарии РФ и других компетентных органов.

Следующей мерой государственного регулирования внешней торговли является сертификация товаров. В настоящее время во всем мире придается огромное значение качеству импортируемых товаров. И Россия в этом смысле – не исключение. Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предъявляет определенные требования к качеству товаров, отмечая, что ввозимые на территорию России товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям. Запрещается ввоз в Россию товаров, которые не соответствуют этим требованиям, не имеют сертификатов соответствия и надлежащей маркировки.

Таким образом, сертификация – это процедура установления соответ­ствия должным образом идентифицированной продукции нормам и требованиям, действующим в определенном регионе. Сертификация имеет целью повышение качества производимых и импортируемых товаров, дополнительную гарантированность для потребителей качества потреб­ляемых товаров, их соответствие определенным нормам и требованиям, в конечном счете повышение качества жизни населения страны В соответствии с наличием обязательных норм Госстандарт России устанавливает номенклатурный перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, который периодически пополняется и изменяется

Система сертификации качества продукции предполагает также и ее гигиеническую, ветеринарную и фитосанитарную оценки, которые осуществляются соответствующими компетентными органами по специаль­но установленным правилам

Выдача сертификата соответствия товара и установление срока его действия осуществляются органом по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на сертифицируемую продукцию, нали­чия и срока действия сертификата качества, срока службы (годности) продукции и срока действия гигиенического сертификата

Проверку наличия сертификатов соответствия при ввозе на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации, преду­смотрено производить при таможенном оформлении в установленных местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится получатель этих товаров, то есть во внутренних таможнях При отсутст­вии сертификатов соответствия товары помещаются на таможенный склад По истечении двух месяцев, если не представлены сертификаты соответствия, товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории России.

При выявлении в ходе таможенного оформления товаров поддельного или выданного с нарушениями сертификата соответствия, а также неправильного его применения таможенный орган должен поставить об этом в известность орган по сертификации, которым выдан сертификат, а также владельца товара или его изготовителя. При этом оформляемая партия товаров выпускаться с таможенного склада для свободного обращения не должна.

Законодательство предусматривает ответственность как изготовителя, так и исполнителя и продавца за выпуск или продажу некачественной продукции, недостоверную информацию о качестве и правилах использования товара, а также за нарушение ими правил сертификации товаров При этом убытки, причиненные потребителям товаров, подлежат возмещению в полном объеме.

Процедура экспортного контроля является, пожалуй, самой сложной с точки зрения объектов контроля мерой нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Эта процедура касается сферы российского экспорта материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, Химического, бактериологического, ядерного оружия, ракетных средств доставки, то есть товаров, именуемых товарами двойного назначения.

Процедура экспортного контроля довольно сложна и могла бы стать отдельной темой лекции Эта процедура в силу ее особой важности достаточно подробно регламентирована в действующем таможенном законо­дательстве. В общем виде экспортный контроль предусматривает:

1) наличие полного списка контролируемых товаров,

2) гарантированность использования контролируемых товаров исключительно в мирных целях;

3) лицензирование экспорта товаров и услуг двойного применения;

4) обязательства о недопущении несанкционированного реэкспорта контролируемых товаров.

К мерам нетарифного регулирования мы отнесли и процедуру декларирования, которая, как мы уже отмечали ранее, представляет собой заявление декларантом по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других необходимых для таможенных целей сведений.

Резюмируя все вышеизложенное, еще раз подчеркнем, что рассмотренные меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности выполняют функции защиты внутреннего рынка от нежелательной конкуренции иностранных товаров, используются в качестве инструмента обеспечения жесткого государственного контроля за внеш­неторговыми операциями, в качестве орудия для получения торгово-политических уступок от стран – торговых партнеров и содействуют развитию национального производства товаров.

 

Рекомендуемая литература:

1. Арутюнян Н.М. Правовое регулирование таможенных платежей: Уч. пособие. М.: Юриспруденция, 2000.

2. Барамзин С.В. Сертификация качества товаров как метод нетарифного регулирования. М.: РИО РТА, 1996.

3. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. СПб.: СПБ им. В.Б. Бобкова, филиал РТА, 1996.

4. Заборская Н.А. Таможенные платежи при импорте товаров // Главбух, 1999, №10.

5. Злобина Л.В. Таможенные платежи при импорте товаров // Главбух, 2001, №9.

6. Козырин А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М.: Статут, 2001.

7. Козырин А.Н. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования // финансы, 1994, №9.

8. Козырин А.Н. Налогооблагаемая база при расчете таможенных платежей // Бухгалтерский учет, 2000, №17.

9. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. М.: Спарк, 1998.

10. Козырин А.Н. Таможенные сборы в системе таможенных платежей // Налоговый вестник, 1998, №10.

11. Лицензирование отдельных видов деятельности: Сборник нормативных актов и документов. В 2 т. / Сост. Н.Н. Захарова и др. М.: Спарк, 1995.

12. Манохина В.В. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // ФОРУМ. Метод, сборник. Вып. 4. М.: РИО РТА, 1998. С.126-158.

13. Новокшонов И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право и экономика, 1999, №3.

14. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК России. М.: Экономика, 1998.

15. Основы таможенного дела: Уч. пособие в 7 вып. Вып. Ill: Экономическая деятельность таможенных органов / Науч. ред. В.М. Крашенинников. М.: РИО РТА,1996.

16. Семьянинов А.Г., Крашенинников В.М., Наумов В.В. Налоги и таможен­ные платежи: Уч. пособие. М.: РИО РТА, 1995.

17. Таможенные платежи, 98. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

18. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Юристь, 1998. 19. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор-Пресс, 2003.

20. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

21. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Уч. пособие / Под ред. Э.Э. Батизи. М.: ИНФРА-М, 1998.

22. Шепенко Р.А. Особенности применения дополнительной и специальной пошлин // Налоговый вестник, 1999, №11.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ред. от 30 июня 2002 года) // Российская газета, 1993, 21 июля.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2001 года) // Собрание законодательства РФ, 1998, №31. Ст.3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 года №117-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2002 года) // Российская газета, 2000, 10 августа.

4. Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 24 декабря 2002 года) // Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, №23. Ст.821.

5. Федеральный закон от 13 октября 1995 года №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в ред. от 10 февраля 1999 года) // Собрание законодательства РФ, 1995, №51. Ст.5681.

6. Закон РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 30 декабря 2001 года) // Собрание законодательства РФ, 1999. №51. Ст.6287.

7. Закон РФ от 10 июня 1993 года №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 10 января 2003 года) // Российская газета, 1993, 25 июня.

8. Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 года №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (в ред. от 30 декабря 2000 года) // Российская газета, 1992, 16 марта.

9. Указ Президента РФ от 1 декабря 2000 года №1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (в ред. от 21 октября 2002 года) // Собрание законодательства РФ, 2000. №49. Ст.4799.

10. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года №1461 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1996, №51. Ст.5815.

11. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года №973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (в ред. от 3 октября 2002 года) // Собрание законодательства РФ, 2000, №52 (часть II). Ст.5153.

12. Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 года №1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при проведении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской федерации» (в ред. от 15 декабря 2000 года) // Собрание законодательства РФ, 1996, №46. Ст.5249.

13. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 года №1539 «О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций» (в ред. от 23 мая 2002 года) // Собрание за­конодательства РФ, 1999, №1. Ст.190.

14. Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. Утверждено приказом ГТК России от 5 января 1994 года №1 (в ред. от 23 мая 2002 года) // Таможенный вестник, 1997, №7.

15. Правила применения Порядка определения таможенной стоимости това­ров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. Утверждены приказом ГТК России от 27 августа 1997 года №522 (в ред. от 23 мая 2002 года) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ, 1998, №1.

16. Инструкция о взимании таможенных сборов за таможенное оформле­ние. Утверждена приказом ГТК России от 9 ноября 2000 года №1010 // Российская газета, 2001, 10 января.

17. Приказ ГТК России от 26 марта 2001 года №303 «О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков» // Таможенные ведомости, 2001, №9.

18. Приказ ГТК России от 23 мая 1994 года №217 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации» // Российские вести, 1994, №118.

19. Приказ ГТК России от 19 марта 1996 года №149 «О лицензировании экспорта отдельных видов товаров» (в ред. от 24 декабря 2001 года) // Тамо­женный вестник, 1999, №8.

20. Приказ ГТК России от 19 марта 1996 года №150 «О лицензировании импорта отдельных видов товаров» (в ред. от 24 декабря 2001 года) // Таможенный вестник, 1996, №10.

21. Приказ ГТК России от 23 мая 1996 года №315 «О контроле за экспортом товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки» (в ред. от 12 августа 2002 года) // Таможенный вестник, 1996, №9.

22. Приказ ГТК России от 23 сентября 1996 года №580 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Таможенный вестник, 1996, №20.

23. Распоряжение ГТК России от 18 мая 2001 года №511-р «О порядке уплаты таможенных платежей физическими лицами» (в ред. от 22 ноября 2002 года) // Таможенные ведомости, 2001, №8.

24. Письмо ГТК России от 29 июня 1999 года №01-15/17924 «Об учете задолженностей по уплате таможенных платежей, пени, процентов, штрафов и работе по ее погашению» // Таможенные ведомости, 1999, №9.

25. Письмо ГТК России от 13 марта 2000 года №01-06/6088 «Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых Товаров» // Таможенный вестник, 2000, №8

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое "таможенный тариф", каково происхождение этого понятия?

2 Какие примеры административных мер таможенно-тарифного регулирования вы можете назвать?

3. Что такое «таможенная пошлина» и в чем ее принципиальное отличие от иных видов таможенных платежей?

4. Какие бывают виды ставок таможенных пошлин и кто определяет размеры этих ставок?

5. Что такое «система группировки товаров» как элемент таможенного тарифа и как она строится?

6. Что такое таможенная стоимость и как она определяется?

7. Совпадают ли методики определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых из страны товаров?

8. В чем отличие таможенной стоимости от фактурной?

9. Кто должен определять таможенную стоимость товаров: декларант, должностное лицо таможенного органа либо кто-то иной?

10. Какие три обязательных условия определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными или однородными товарами вы можете назвать?

11. Какие существуют виды таможенных пошлин?

12. Что служит основой формирования антидемпинговой пошлины?

13. Какие платежи следует считать таможенными?

14. Перечислите виды таможенных платежей.

15. Кто вправе уплачивать таможенные платежи в отношении перемещаемых

через таможенную границу товаров, а кто обязан их уплачивать? На ком лежит ответственность за это?

16 Кто может выступать перед таможенными органами в качестве гаранта уплаты таможенных платежей?

17. Какие формы обеспечения уплаты таможенных платежей вы можете назвать?

18. В какой валюте уплачиваются таможенные платежи?

19. Что такое «единые ставки таможенных платежей», где и когда они применяются?

20. «Отсрочка уплаты таможенных платежей» и «рассрочка уплаты таможенных платежей» – это одно и то же? Если нет, то в чем различие?

21. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и меры экономической политики – это одно и то же или нет? Обоснуйте ответ.

22. На достижение каких целей таможенного дела (экономических, регулятивных или правоохранительных) направлены меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности? Обоснуйте ответ.

23. Что такое «лицензирование» и что такое «квотирование» внешнеторговой детальности?

24. Чем характеризуется процедура экспортного контроля как мера нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности?

25. От каких видов таможенных платежей освобождены консульские представительства при пересечении ими таможенной границы России?

26. Можно ли считать эмбарго мерой нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности? Обоснуйте ответ.


 

Тема 6. Таможенные льготы

Вопросы:

1. Понятие и виды таможенных льгот.

2. Таможенные льготы отдельным категориям иностранных лиц.

3. Тарифные льготы и порядок их предоставления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.