Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие власти, признаки власти




Принципы организации и деятельности гос аппарата

- наиболее важные ключевые идеи, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные задачи и цели государственного аппарата.

- принципы, закрепленные в Конституции РФ – приоритет прав и свобод человека и гражданина; принцип демократизма (ст. 3); разделение властей; принцип законность, гласность; гуманизм (уважение элементарных прав человека в деятельности гос органов); принцип федерализма (принцип территориальности, принцип иерархичности – органы занимают определенное положение, но связаны между собой на началах субординации).

- принципы, закрепленные в иных федеральных законах – сочетание выборности и назначаемости; сочетание коллегиальности и единоначалия; национальное равноправие (ст.32 ч.4); принцип профессионализма

 

 

Государственная власть.

Основные подходы к понятию власти:

1) власть – это разновидность общественных отношений, которых у одной из сторон отношения больше властных полномочий, позволяющих добиться от другой стороны выполнения своих требований.

2) Власть – это способность, возможность, право одного индивида или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого индивида (группы).

3) Власть – это организованная сила, способная при помощи прямого или косвенного воздействия добиться строго определенного поведения всех членов общества

4) Власть – это механизм социального управления, содержащий элемент принуждения

5) Власть – это государство и его органы, осуществляющие властное управление обществом

Сущностью власти всегда являются отношения руководства и подчинения. Таким образом, власть – это отношения между людьми, в силу которого властвующие субъекты (индивиды или группа) навязывают свою волю подвластным субъектам для реализации своих коренных интересов.

Признаки власти:

1) власть – есть явление социальное (общественное, существует в обществе)

2) власть является атрибутом общества на всех этапах его развития

3) власть может существовать и функционировать только в рамках общественного отношения (отношения, которые существуют между людьми, группами, коллективами) – то есть не может быть власти между человеком и вещью, власти в отношении между человеком и животным

4) осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс – когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта должен первоначально обусловить волю и поведение самого властвующего субъекта, то есть он должен быть воспринят его сознанием.

5) Власть всегда базируется на силе и именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в обществе; сила может носить различную природу и имеется в виду не физическая сила, ядерную силу, а сила авторитета, убеждения, сила интеллекта, сила красоты, доброты

2) государственная власть и её особые свойства

- это форма политической власти (поскольку государство – это политическая организация), располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающиеся на специальный аппарат принуждения, как одно из средств для соблюдения правовых предписаний

- это высшая власть в обществе, обладающая возможностью принуждать к исполнению своих решений

Особые свойства государственной власти:

1) для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство

2) гос власть публична – она осуществляется профессиональным аппаратом управления и принуждения

3) государственная власть суверенна (независимости во вне и верховенство внутри страны)

4) гос власть универсальна – распространяет свою силу на всю территорию государства

5) гос власть обладает прерогативой на издание правовых норм

6) иерархическое построение гос власти (есть нижестоящие, есть вышестоящие структуры)

7) во времени гос власть действует постоянно и непрерывно

8) легальность (юр характеристика власти, которая характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны) и легитимность (нравственная характеристика власти, признание этой власти населением) гос власти.

Легитимность многолика. Немецкий политолог, социолог, экономист Макс Вебер: традиционная легитимность, харизматическая и национальная.

Традиционная легитимность характерна для доиндустриальных обществ и монархических государств. Традиционная делится на:

- геронтологическая (власть старейшин)

- патриархальная (власть вождя)

- матримониальную легитимность (власть монарха)

Харизматическая легитимность характерна для государств, находящихся в состоянии кризиса. Рациональная легитимность характерна для государств демократической формы, цивилизованных государств, власть основывается на признании и правомерности закона, в соответствии с которым те или иные лица пришли к власти.

Ресурсы власти:

1) силовой ресурс – армия, полиция, система правоохранительных органов, то есть аппарат принуждения

2) экономические ресурсы – все материальные ценности, земли, полезные ископаемые и т.д.

3) власть имеет информационные ресурсы – СМИ

4) политико-правовые ресурсы – Конституция, законы, программные документы политических партий;

5) социальные ресурс – кадры (кадровая политика власти), различные привилегии, которыми пользуется власть;

6) универсальный ресурс – демографический ресурс - человек

3) единство гос власти и её разделение на ветви

Ильин «О сущности правосознания», выражает аксиомы власти (их 6):

1) она [гос власть] не может принадлежать никому помимо правового полномочия;

2) государственная власть должна быть едина в рамках одного политического союза;

3) гос власть осуществляется лучшими людьми с точки зрения этического и политического ценза;

4) программа должна включать в себя лишь такие пункты, что преследуют общий интерес;

5) программа может включать в себя лишь осуществимые меры и реформы;

6) связана распределяющей справедливостью;

Принцип разделения властей:

1) носитель власти, источник власти – народ (это подчеркивает единство власти);

2) выражается в наличии единой системы органов, осуществляющих гос власть;

3) в её функциональности;

Власть принято делить на ветви, ещё древние римляне пытались это сделать, чтобы не допустить сосредоточение власти в руках одного человека. Поливий и Цицерон – их клад в разделение властей, в период средневековья – Марселий Падуанский.

Джон Локк – английский просветитель и его работа «Два трактата о государственном правлении» - 1690 год. Шарль Луи Монтескье «О духе законов» - 1748 год. Локк выделял только законодательную и исполнительную власть; а классический вариант был сделан Монтескье. «Библия передового юриста» - «О духе законов». В России - Сперанский.

Какие страны впервые закрепили у себя этот принцип? Это были США (1788 год), за ними следует Франция и Польша в 1791 и 1793 годах.

В чем суть?

1) разделение власти закрепляется Конституцией;

2) согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам;

3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

4) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти

5) судебная власть действует не зависимо от политического влияния; судебная власть может объявить закон не действительным в случае его противоречия Конституции;

Таким образом, теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти каким-либо органом или лицом.

Факторы, определяющие степень и особенности реализации принципа разделения властей:

1) форма правления;

2) политический режим;

3) форма государственного устройства

4) существующие исторические, национальные, религиозные, правовые традиции и так далее

Особенности принципа разделения властей в РФ:

1) избрание или назначение органов и должностных лиц на определённый срок;

2) недопустимость совмещения депутатского мандата занятием должности в системе исполнительной власти;

3) право вето главы государства на законы, проекты;

4) право роспуска парламента;

5) выражение вотума недоверия правительству со сторону парламента;

6) возможность досрочного прекращения полномочий главы государства;

7) независимость судебного корпуса;

8) конституционный надзор;

9) политическая ответственность высших должностных лиц;

Законодательный орган (парламент) – представительный орган, формируемый путем выборов, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законотворческой деятельности.

Принципы законодательных органов:

1) представительность – формируется волеизъявлением народа;

2) коллегиальность – решения принимаются голосованием, формально члены равны;

3) открытость – открытые заседания, протокольная запись рассматриваемых вопросов;

4) неспециализированность - члены парламента не обязаны иметь специальной подготовки или навыков в сфере гос политики (управления);

Основные функции парламента:

1) законотворческая;

2) контрольная функция;

3) представительная функция;

4) учредительная функция;

5) принятие бюджета и установление налогов;

6) ратификация международных договоров;

Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах всего общества и реализуют решения, принятые законодательными органами.

Принципы:

1) единоначалие;

2) специализация;

Функции:

1) обеспечение прав и свобод граждан;

2) издание подзаконных актов;

3) регулятивно-управленческая функция - деятельность по управлению экономикой, образованием, финансами и т.д.

4) функция обеспечения общественного порядка;

5) предоставление гражданам социально-значимых услуг (в сфере ЖКХ, например)

6) правоохранительная польза или (юрисдикционная) – применение санкций к нарушителями

7) исполнение и проведение в жизнь законов;

Органы судебной власти – это система гос органов, основной функцией которых является осуществление правосудие, то есть нарушение дел о нарушениях, возникающих в обществе, спорах.

Принципы судебной власти:

1) назначаемость судей;

2) профессионализм;

3) процессуальная форма деятельности;

4) деполитизированность (вопросы права выше всего);

5) автономность;

Функции:

1) правосудие;

2) судебный контроль;

3) официальное толкование норм права;

4) контроль за правотворческой деятельностью органов законодательной и исполнительной власти;

5) разрешение конфликтов между органами государства и между федерацией и субъектов федерации;

 

Политическая система общества




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.