Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология, ч. 2




22.09.2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

 

Кафедра психологии

(возрастная психология)

Учебно-методическое пособие к курсу семинарских занятий

 

для студентов педагогических специальностей

Волгоград


Рецензенты:

кандидат психологических наук, зав. кафедрой ВГПУ, доцент А.Г. Крицкий;

 

Пособие обсуждено на заседании кафедры

 

 

Авторы-составители:

 

Жуланова И.В. – введение, семинары № 1 – 9;

Медведев А.М. – введение, семинары № 4-6, 12;

Авдеева А.Н. – семинар № 10, 11; Марокова М.В. – семинар № 13;

Передельская С.А. – учебно-тематическое планирование

 

 

Психология, ч.2 (Возрастная психология): Учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям: Для студентов педагогических специальностей / И.В. Жуланова, А.М. Медведев, А.Н. Авдеева и др.; Под ред. И.В. Жулановой. – Волгоград: Перемена, 2008. – 114 с.

 

Пособие предназначено для организации семинарских занятий в рамках курса «Возрастная психология». Представленные в нем материалы отражают содержание государственного образовательного стандарта. В разработке пособия использован поликонцептуальный подход, введение в который сопряжено с экспликацией «личной теории» осваивающего предмет «Возрастная психология». Включенные в пособие материалы не всегда выполняют прямую информационную функцию, они служат «рефлексивным экраном» для понимания психического развития, периодизации, психологического содержания возрастов и пр. С этой целью привлечены материалы, относящиеся к области дефектологии, к этнографии детства и, конечно же, к различным по своим исходным основаниям психологическим подходам.

Пособие адресовано преподавателям и студентам педагогических вузов.

 

 


Содержание

 

Введение    
I. Учебно-тематическое планирование курса «Возрастная психология» (по направлениям специализаций)    
II. Программа и содержание семинарских занятий. Информационно-методические материалы  
Тема 1. Введение в предметность учебного курса «Возрастная психология»  
Тема 2. Исследование детства в исторической и культурной перспективе. Понятие научной теории развития  
Тема 3. Методы исследования в возрастной психологии  
Тема 4. Психическое развитие как научная проблема  
Тема 5. Проблема непрерывности и стадийности развития в зарубежных психологических теориях  
Тема 6. Подходы к периодизации развития в отечественной психологии. Определение возраста в контексте отечественных теорий развития  
Тема 7. Сензитивные и критические периоды  
Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития  
Тема 9. Развитие дошкольника. Игра как ведущая деятельность  
Тема 10. Развитие в младшем школьном возрасте  
Тема 11. Психология подростка  
Тема 12. Психология развития в период юности  
Тема 13. Развитие в период взрослости  

Введение

 

При разработке пособия мы ориентировались на содержание государственного образовательного стандарта (ГОС): «Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах».

Как видим, в этом кратком тексте ГОС термин «развитие» встречается четырежды, что позволяет нам считать это понятие ключевым. При этом психическое развитие определяется здесь исключительно с позиций отечественной науки советского периода, опирающейся на идеи культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, что представлено соответствующим понятийным рядом: движущие силы развития, социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность. Мы полагаем, что такой монистический подход, когда рассматривается лишь одна теория, ограничивает возможности понимания и самой этой теории и предмета дисциплины в его закономерной сложности. Поэтому мы «окружили» понятие развития различными подходами к его пониманию, привлекая для этого как отечественные, так и зарубежные теории.

Придерживаясь идеи развития как магистральной, мы ориентировались на контекстное построение учебного материала. С нашей точки зрения, научное понимание развития, когда оно не смешивается с любыми очевидными «изменениями вообще», предполагает его рассмотрение в различных теоретических проекциях. Мы полагаем, что это поможет избежать формализма и начетничества, приблизиться к пониманию развития как живой проблемы, находящейся в центре внимания психологов различных научных школ. Кроме этого, поликонцептуальный подход позволяет студентам проявить пристрастное отношение к предмету, найдя близкую их пониманию концепцию, или, напротив, концепцию, составляющую оппозицию их пониманию возрастного развития.

Для включения студентов в поликонцептуальный контекст и для организации учебного диалога мы полагаем важным предоставить им возможность эксплицировать свою «личную теорию» психического развития. Во-первых, в студенческий период для многих молодых людей актуально построение личной философии – системы мировоззрения, включающей собственное Я, а это предполагает и оформление и собственной психологической концепции. Во-вторых, понимание достоинств и ограничений изучаемых теорий возможно при их сопоставлении в каком-либо общем плане. Таким планом, на наш взгляд, и может выступать «личная теория».

Еще одна особенность пособия состоит в том, что включенные в него материалы не всегда выполняют прямую информационную функцию, а служат «рефлексивным экраном» для понимания психического развития, периодизации, психологического содержания возрастов и пр. Для этого мы привлекли материалы, относящиеся к области дефектологии, к этнографии детства и, конечно же, к различным по своим исходным основаниям психологическим подходам. Все это, по нашему замыслу, ставит различное теоретическое понимание и различную феноменологию развития в отношения взаимоопосредствования (одно становится средством понимания другого), а не просто дополнительности, когда и понятия и факты оказываются рядоположенными. Такой подход представляется нам более продуктивным по сравнению с традиционным аддитивным наращиванием «межпредметных связей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.