Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: 5. Право публичной собственности 1 страница




В процессе реформирования российской экономики сложились следующие организационно-хозяйственные конструкции функционирования государственной формы собственности:

- два вида государственных унитарных предприятий, основанные на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления;

- три вида акционерных обществ с участием государства:

а) капитал на 100 процентов принадлежит государству;

б) государству принадлежит контрольный пакет акций либо "золотая акция";

в) акции, принадлежащие государству, не образуют контрольного пакета.

В настоящее время сложилась ситуация, когда из-за отсутствия четких критериев необходимости создания и функционирования принадлежащей государству собственности существующее количество федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, объектов недвижимости и долей государства в акционерных обществах не в полной мере соответствуют его потребностям и возможностям. В результате государство зачастую не в состоянии эффективно управлять и осуществлять действенный контроль за принадлежащей ему собственностью <3>.

--------------------------------

<3> См.: Закупень Т.В. Управление государственной собственностью в условиях реформирования российской экономики // Журнал российского права. 2001. N 8.

 

Основные доходы от управления государственной собственностью формируются за счет:

- доходов от приватизации государственной собственности;

- дивидендов по акциям, находящимся в собственности государства;

- прибыли государственных унитарных предприятий, перечисляемой в бюджет;

- доходов от сдачи в аренду государственного имущества.

Получение части прибыли от государственных унитарных предприятий не является перспективным источником доходов бюджета, так как предусматривается их сокращение путем приватизации и преобразования в другие организационно-правовые формы <4>.

--------------------------------

<4> См.: Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. В.А. Слепова, С.И. Лушина. М.: Экономистъ, 2006. С. 323.

 

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и ее субъектов органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на право хозяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Федерации <5>.

--------------------------------

<5> См.: Бабич А.М., Павлова Л.Н. Указ. соч. С. 687.

 

Решение о передаче имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимается в случае:

- отсутствия необходимости использовать имущество для федеральных нужд;

- если имущество необходимо для обеспечения осуществления полномочий исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации или решения вопросов местного значения в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иными нормативными актами Российской Федерации.

Политика в отношении организаций, остающихся в собственности государства, строится на том, что они действуют на расстоянии вытянутой руки от государства и предусматривает наличие четко поставленных целей, которым подчинена их деятельность, мониторинг их текущей деятельности, а также ответственность руководителей за достигнутые результаты. При всем разнообразии методов государственного участия в деятельности предприятий в государствах с развитой рыночной экономикой выделяются три основные формы организации предприятий:

- бюджетные (казенные) предприятия;

- государственные (публичные) корпорации;

- смешанные государственно-частные акционерные общества. Для унитарных предприятий предусмотрено два вида их организации;

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на классификацию имущества, принадлежащего на праве собственности публичным образованиям. Здесь прежде всего следует отметить, что субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Федерации. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деление на два уровня: уровня федеральной собственности и собственности субъекта Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 214 ГК РФ разграничение государственной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. А до его принятия действует Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Постановлением определены следующие группы объектов:

- объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. В данную группу включены объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства; прочие объекты. Их перечень приведен в приложении N 1 к Постановлению;

- объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Федерации (приложение N 2). Постановлением установлен порядок принятия решений о передаче имущества и компетенция органов власти в этой сфере. Практика передачи объектов из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации получила широкое распространение <6>;

--------------------------------

<6> См.: Закупень Т.В. Указ. соч.

 

- объекты, относящиеся к муниципальной собственности (приложение N 3);

- объекты, не указанные в приложениях 1 - 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность субъектов Федерации. До момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности.

Объекты, находящиеся в собственности субъектов Федерации, могут быть переданы ими в собственность входящих в их состав муниципальных образований <7>.

--------------------------------

<7> См.: Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 51.

 

Именно на уровне федерального закона должен быть решен вопрос и о перечне имущества, которое может находиться исключительно в государственной собственности.

В такой перечень должны быть включены следующие группы объектов:

- природные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей общества и являющиеся народным достоянием (природные парки, заказники, заповедники и др.);

- имущество, предназначенное для обслуживания деятельности самого государства (государственная казна, средства бюджета Российской Федерации, имущество Центрального банка РФ, золотой запас, валютный фонд, федеральная связь и т.п.);

- имущество, обеспечивающее оборону страны и безопасность государства (имущество вооруженных сил, государственный материальный резерв и т.п.);

- имущество, обеспечивающее функционирование и развитие всего народного хозяйства страны (ценные недра, земли, водные ресурсы, воздушное пространство и проч.).

Перечень имущества, которое может находиться в исключительной федеральной собственности, должен стать определяющим и по отношению к перечню имущества, не подлежащего приватизации и определяемого программой приватизации.

Имущество, которое отнесено законом к исключительной федеральной собственности государства, не может передаваться в собственность иных субъектов. В отношении его использования должен быть определен особый режим на законодательном уровне. Такой режим, в частности, должен предусматривать неотчуждаемость объектов, порядок пользования ими, возможность и механизм включения в хозяйственный оборот.

При этом следует согласиться с мнением авторов, которые полагают, что понятие исключительной государственной собственности и достояния народов должны быть тождественными. Понятие достояния народов теряет юридическое значение и превращается в своего рода социологическую категорию <8>.

--------------------------------

<8> См.: Закупень Т.В. Указ. соч.

 

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права государственной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Кроме закрепления порядка разграничения государственной собственности нормативными правовыми актами они осуществляются нормативными договорами, заключаемыми между Российской Федерацией и ее субъектами.

Излагая правовые основы разграничения государственной собственности, нельзя не отметить, что практика реализации закрепленных правовыми актами норм еще очень далека от совершенства. Ни на уровне Российской Федерации, ни на уровне субъектов не решены вопросы определения собственника всех объектов, что, в частности, не дает возможности регистрировать права на недвижимое имущество и получить свидетельство о внесении в реестр имущества.

Ученые-правоведы выделяют следующую классификацию государственного имущества применительно к имуществу государственных хозяйствующих субъектов:

- в зависимости от участия в производственной деятельности - имущество производственного и непроизводственного назначения. Помимо экономического значения данная классификация учитывается при решении вопроса об исчислении амортизационных отчислений по основным средствам, погашении стоимости нематериальных активов;

- в зависимости от выполняемой функции в процессе воспроизводства - производственные фонды и фонды обращения <9>;

--------------------------------

<9> См.: Заменгоф З.М. Правовой режим имущества хозяйственных органов. М., 1972. С. 20 - 21.

 

- в зависимости от порядка перенесения стоимости на стоимость выпускаемой продукции (по частям или в одном производственном цикле), длительности использования, стоимости объектов, источников их формирования - основные и оборотные средства.

Долгие годы в научной литературе не затихали споры по поводу соотношения понятий "основные средства" и "основные фонды", "оборотные средства" и "оборотные фонды". В настоящее время в нормативных правовых актах понятия "основные средства" и "основные фонды" различаются четко. Так, согласно правилам, установленным Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, под основными фондами понимаются производственные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Далее ОКОФ подразделяет основные фонды на материальные основные фонды (основные средства) и нематериальные основные фонды (нематериальные активы). Что же касается понятия "оборотные фонды", то из законодательства оно практически исчезло, поскольку поглощено понятием "оборотные средства". Это свидетельствует о правильности позиции тех ученых, которые рассматривали данные понятия как тождественные <10>.

--------------------------------

<10> См.: Цимерман Ю.С. Правовой режим основных и оборотных средств государственного промышленного предприятия. М., 1967. С. 19.

 

В учебной и научной литературе при рассмотрении вопроса о правовом режиме отдельных видов имущества хозяйствующих субъектов традиционно сопоставляются оборотные и внеоборотные, материальные и нематериальные активы. Данное сопоставление, безусловно, правомерно. Но при этом необходимо иметь в виду, что подобное деление имущественных и финансовых фондов организаций осуществляется в законодательстве о бухгалтерском учете и не всегда соотносится с гражданско-правовым пониманием имущества. Например, в состав нематериальных активов включается деловая репутация, которая в соответствии со статьей 150 ГК РФ относится к нематериальным благам и поэтому в силу статьи 128 ГК РФ не входит в состав имущества, а является самостоятельным объектом гражданских прав.

В связи с этим заслуживает внимания исследование по поводу соотношения объектов гражданских прав и бухгалтерского учета, предпринятое в учебнике "Предпринимательское право", подготовленном коллективом кафедры предпринимательского права МГУ им. Ломоносова <11>. Сложно согласиться с позицией авторов, которые предлагают включать такие нематериальные блага, как деловая репутация и деловые связи в понятие имущества, аргументируя свою позицию тем, что "если это нематериальное благо может быть возмездно передано, т.е. может иметь денежную оценку, оно должно быть признано имуществом" <12>.

--------------------------------

<11> См.: Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина и П.Г. Лахно. М., 2001. С. 185 - 187.

<12> См.: Артеменков С.В. Права на имущество юридических лиц: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 8, 9.

 

Представляется, что возможность возмездной передачи или денежной оценки не является основанием для включения таких объектов в состав имущества с позиции гражданско-правовых отношений. В целях бухгалтерского учета данный вид объектов включается в нематериальные активы и учитывается на балансе предприятия. Таким образом, существует определенная коллизия норм различных отраслей права, что еще раз подтверждает тезис о неоднозначном использовании термина "имущество" в хозяйственном обороте.

Между тем приведенные выше характеристики и виды имущества также будут приниматься во внимание при рассмотрении вопроса об учете имущества хозяйствующими субъектами.

Рассмотренные нами классификации имущества имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение объекта к тому или иному виду оказывает непосредственное влияние на установление правового режима имущества.

Вопрос о правовом режиме имущества является одним из дискуссионных в юридической литературе, особенно советского периода. Ряд авторов предлагали определять правовой режим имущества как объем прав, осуществляемый в отношении тех или иных видов имущества теми хозяйственными органами, за которыми это имущество закреплено <13>. Ю.С. Цимерман и С.М. Корнеев включали в понятие правового режима имущества также правомочия органов хозяйственного руководства по управлению имуществом, закрепленным за предприятием <14>. З.М. Заменгоф предлагала более широкое понятие правового режима имущества, дополняя его порядком формирования различных видов имущества и наделением ими хозяйственных органов <15>.

--------------------------------

<13> См.: Певзнер А.Г., Субоцкий Ю.В. Правовые основы управления промышленностью. М., 1966. С. 45.

<14> См.: Цимерман Ю.С. Правовой режим оборудования промышленного предприятия // Советское государство и право. 1963. N 2; Корнеев С.М. Имущественная самостоятельность предприятий в условиях экономической реформы. М., 1969. С. 13.

<15> См.: Заменгоф З.М. Указ. соч. С. 8.

 

В свою очередь, В.В. Лаптев указывал на то, что термин "правовой режим" означает установленный в правовых нормах порядок формирования материальных и финансовых ресурсов различных хозяйственных образований и управления ими со стороны этих образований и иных звеньев народного хозяйства <16>.

--------------------------------

<16> См.: Хозяйственное право. Общие положения / Под ред. В.В. Лаптева. М., 1983. С. 90 - 93.

 

По мнению М.С. Корнеева, понятием "правовой режим имущества" охватываются:

- установленный законодательством порядок приобретения предприятием прав;

- объем его прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

- порядок и пределы реализации указанных прав;

- порядок обращения взыскания на отдельные вида имущества по требованиям кредиторов;

- пределы распоряжения имуществом со стороны вышестоящих органов (перераспределение, изъятие и т.п.) <17>.

--------------------------------

<17> См.: Корнеев М.С. Правовой режим имущественных фондов предприятий. М., 1975. С. 4.

 

В.С. Мартемьянов указывал, что правовой режим имущества означает существование внутри основных правовых форм (собственности или производных вещей хозяйственных прав) особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в ходе хозяйствования <18>. Данная позиция также нашла отражение и в ряде других научных исследований <19>.

--------------------------------

<18> См.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Учебник. М., 1994. С. 145, 146.

<19> См.: Ершова И.В. Имущество и финансы предприятия: правовое регулирование. М., 1999. С. 60 - 62.

 

В связи с этим юридическая литература говорит об общем правовом режиме имущества (режим собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и др.) и специальном правовом режиме отдельных его видов.

Специальный правовой режим может устанавливаться в отношении отдельных видов имущества, выделяемых по экономическим и (или) юридическим признакам; фондов, когда имущество обособляется и учитывается по особым правилам; капиталов и резервов, когда закон требует либо допускает их создание. Установление единых правил в отношении правового режима отдельных видов имущества, фондов, капиталов, резервов объясняется в первую очередь публичными интересами, заставляющими унифицировать данные нормы в целях:

- создания однотипного решения вопросов налогообложения;

- формирования единых институтов осуществления предпринимательской деятельности (например, одинакового правового значения уставного капитала, уставного фонда и проч.);

- ведения организациями учета имущества по единым правилам, с тем чтобы можно было контролировать исполнение обязательств перед государством.

Таким образом, в условиях российской экономики повышение эффективности управления государственной собственностью, уделение немаловажного места роли структуры, классификации и правового режима государственного имущества способно улучшить состояние бюджетной системы, дать позитивный импульс процессу структурной перестройки экономики и выводу ее на траекторию устойчивого развития.

ТЕМА: 6. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Помимо права собственности недвижимое имущество может быть объектом таких вещных прав, как право хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, сервитутов и некоторых других. И.А. Покровский еще в 1917 г. справедливо заметил, что "одним правом собственности мог бы удовлетворяться только разве самый примитивный экономический быт" <1>. Особенностью вещных прав является то, что они предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. В российском законодательстве под вещными понимаются, прежде всего, права, указанные в п. 1 ст. 216 ГК РФ:

--------------------------------

<1> Покровский И.А. Указ. соч. С. 207.

 

- право собственности на недвижимость, включая земельный участок;

- право хозяйственного ведения имуществом;

- право оперативного управления имуществом;

- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

- право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

- сервитут (сервитут - это понятие многоаспектное. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения, а для обладателя сервитута последний рассматривается как вещное право).

Вместе с тем указанный перечень не является исчерпывающим, и к числу ограниченных вещных прав относят также и другие права (если соответствующее указание на это есть в правовых актах). Так, к числу вещных прав относится право членов семьи собственника жилого помещения на пользование этим помещением (ст. 292 ГК). В рамках данного диссертационного исследования будут рассмотрены особенности осуществления отдельных (не всех) вещных прав на недвижимое имущество.

При этом следует иметь в виду, что вещные права на такие разновидности недвижимости, как здания (сооружения) и земельные участки, различаются. В частности, земельные участки являются единственным объектом таких вещных прав, как бессрочное пользование и пожизненное наследуемое владение. Соответственно, на здания и сооружения последние не распространяются.

В отдельных случаях существуют противоречия между нормами ГК и ЗК относительно того, кто является субъектом указанных прав. Так, согласно п. 1 ст. 271 ГК собственники (в качестве которых могут выступать любые субъекты гражданского права) зданий, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приобретают право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если законом или договором не предусмотрено иное. Однако согласно ст. 20 (п. 1) ЗК субъектами этого права могут быть государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Представляется, что в таких случаях в правовом акте, который был принят позднее (в данном случае речь идет о Земельном кодексе РФ), необходимо принять специальную норму, в которой было бы указано, какой из правовых актов будет иметь преимущество.

Субъекты права хозяйственного ведения - государственные и муниципальные унитарные предприятия и субъекты права оперативного управления - казенные предприятия и учреждения наделены различным объемом прав на принадлежащее им недвижимое имущество. Так, согласно ст. 295 ГК указанным предприятиям запрещено продавать принадлежащее им недвижимое имущество, сдавать его в аренду, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, а также иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Что касается движимого имущества, то им указанные субъекты могут распоряжаться свободно.

Субъекты права оперативного управления - казенные предприятия могут распоряжаться закрепленными за ними движимыми и недвижимыми объектами только с согласия собственника этого имущества. Учреждения вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК). Однако другой режим установлен в отношении недвижимого имущества, приобретенного в результате хозяйственной и иной деятельности, допускаемой учредительными документами учреждения. Такое имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе.

 

Постоянное бессрочное пользование

 

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком относится к числу так называемых ограниченных вещных прав. Поскольку речь идет о земельных участках, то правовой режим таких участков регулируется как нормами ГК РФ, так и ЗК РФ.

При этом нельзя не обратить внимания на то, что указанные правовые акты различно регулируют отдельные положения, связанные с этим правом, и в связи с этим возникает вопрос о том, какой из двух правовых актов будет иметь преимущество. По общему правилу преимущество должен иметь правовой акт, принятый позднее, или, другими словами Земельный кодекс РФ. Однако согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. При этом преимущество будут иметь другие правовые акты только в том случае, если в ГК есть прямая отсылка к ним (то есть они будут рассматриваться в качестве специальных). Поскольку в ГК РФ нет отсылки к ЗК РФ, следует прийти к выводу о том, что преимущество должен иметь ГК. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой нормы ЗК, регулирующие правовой режим права постоянного пользования землей, являются специальными по отношению к соответствующим нормам ГК <1>. По указанным выше причинам они все же не могут рассматриваться в качестве специальных, однако представляется, что законодатель должен прояснить свою позицию по этому вопросу.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право. Часть первая" (отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005.

 

<1> Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. В.П. Мозолина и А.И. Масляева. М., 2003. С. 417.

 

Следует отметить, что законодательству других стран наличие подобного права неизвестно. Как правильно было отмечено, практика регулирования земельных отношений за рубежом ограничивается двумя формами землевладения: собственностью и арендой. Но эти институты земельного права за рубежом необычайно развиты и приспособлены к требованиям землевладельцев и землепользователей, предоставив им широкий выбор возможностей в распоряжении и пользовании земельными участками. Так, в зарубежном праве институт земельной собственности часто представлен такими формами, как абсолютная собственность, пожизненная собственность, собственность на срок; существуют несколько десятков разновидностей земельной аренды, различающихся по срокам, формам и видам расчетов и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Земельное право / Под ред. Г.Е. Быстрова. М., 2006. С. 169.

 

Право постоянного бессрочного пользования в настоящее время возникает у указанных в законе юридических лиц на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных предоставлять земельные участки в такое пользование.

Субъектами постоянного (бессрочного) права пользования земельным участком могут быть как юридические лица (независимо от формы собственности), так и физические лица. Согласно п. 2 ст. 20 ЗК в настоящее время гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. А п. 3 указанной статьи ЗК установил, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Возможности по распоряжению таким земельным участком ограничены. Владелец имеет право только передавать его другим лицам в аренду или в безвозмездное срочное пользование и только с согласия собственника. Однако если на таком участке есть здание или сооружение, принадлежащее владельцу участка на праве собственности, то, произведя отчуждение такого здания или сооружения, осуществляется передача приобретателю и принадлежащего ему права пользования этим земельным участком. Таким образом, можно говорить о том, что субъект права постоянного бессрочного пользования, совершая сделки по распоряжению недвижимостью, может в определенной степени распоряжаться и земельным участком.

В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.