Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: 5. Право публичной собственности 2 страница




В связи с продолжающимся процессом приватизации земельных участков значение права бессрочного пользования снизилось. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации существенно ограничил круг субъектов права постоянного (бессрочного) пользования. Так, согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (в этом пункте речь идет о государственных и муниципальных учреждениях, федеральных казенных предприятиях, органах государственной власти и органах местного самоуправления), обязаны в срок до 1 января 2006 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию (религиозные организации - на право безвозмездного срочного пользования). Следует сразу отметить, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности для граждан сроком не ограничено.

Правило о необходимости переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или аренды сформулировано недвусмысленно. Вместе с тем возникает вопрос о том, каковы же будут последствия его несоблюдения до 1 января 2006 г. Никаких санкций Закон в данном случае не содержит. Термин "переоформить" имеет не юридическое, а скорее, бюрократическое значение. Процедура так называемого переоформления права постоянного (бессрочного) пользования должна включать в себя как минимум два этапа: 1) отказ правообладателя от принадлежащего ему права; 2) приобретение (возникновение) нового права на землю (аренды либо права собственности). После отказа от права постоянного (бессрочного) пользования, сделанного в письменной форме, между организацией и органом власти должен заключаться договор аренды либо купли-продажи земельного участка. Однако лишить кого-либо какого бы то ни было права можно только на основании судебного решения. Таким образом, в случае отказа субъекта данного права на переоформление необходимо предъявление соответствующего иска и вынесение соответствующего решения. Однако следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 25 декабря 2003 г. N 512-О, согласно которому п. 2 ст. 3 Вводного закона к ЗК не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, не допускает внесудебного лишения имущества, а предусматривает лишь возможность изменения титулов прав на землю (Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 512-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие ЗК РФ") <1>.

--------------------------------

<1> Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

 

Неисполнение данного требования не несет никаких гражданско-правовых последствий для правообладателей. Пропуск срока, установленного ст. 3 Вводного закона к ЗК РФ, не влечет прекращения вещных прав и не является основанием для их отмены. Более того, в п. 3 ст. 20 ЗК РФ говорится, что ранее возникшие права постоянного (бессрочного) пользования землей у граждан и юридических лиц сохраняются. Таким образом, закон не ограничивает существование указанных вещных прав каким-либо сроком.

Следует иметь в виду, что на практике такие виды юридических лиц как садоводческие товарищества и дачные кооперативы, оформляют не только свое право собственности на определенные земельные участки (дороги, земли коллективного использования и т.д.), но и право собственности их членов на те земельные участки, которыми они ранее пользовались.

Право постоянного бессрочного пользования может прекращаться как по воле собственника, так и в случаях, предусмотренных в законе помимо его воли. В частности, это право может добровольно прекращаться при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок, а также если гражданин приватизирует его (п. 5 ст. 20, п. 1 ст. 45 ЗК). При этом следует иметь в виду, что отказ от прав не предполагает отказа от обязанностей по использованию земельного участка (п. 2 ст. 43 ЗК) до того момента, когда право официально прекратится.

Возникает вопрос, с какого момента при добровольном отказе от права прекращается право постоянного бессрочного пользования. Таким моментом следует считать не дату подачи заявления об отказе от прав на участок, а момент принятия решения органом государственной власти или органом местного самоуправления о согласии принять такой отказ и поступлении соответствующего земельного участка в распоряжение соответствующего органа (ст. 53 ЗК).

Согласно ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при:

1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 ЗК РФ;

2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

- отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

- нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 ЗК РФ использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

- систематическая неуплата земельного налога;

4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 ЗК РФ;

6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 ЗК РФ.

 

Право пожизненного наследуемого владения

 

Право пожизненного наследуемого владения представляет собой особое вещное право граждан владеть и пользоваться земельным участком установленного размера в предусмотренном законом порядке и с определенной хозяйственной или потребительской целью. Оно восходит к временам Древнего Рима, когда земля предоставлялась гражданам из-за желания государства найти плательщиков налогов для обработки завоеванных неиспользованных земель. В римском праве это вещное право получило название "эмфитевзис". Характерными особенностями этого права были отчуждаемость и возможность наследования. Правовая природа этого права по-разному трактовалась в то время. Так, Гай рассматривал это право как аренду, тогда как император Зенон определял его как особое правоотношение, устанавливаемое особым договором <1>.

--------------------------------

<1> Римское частное право. М., 1994. С. 217.

 

В Средние века это право трансформировалось в так называемое чиншевое (искаженное латинское "census") право, суть которого состояла в том, что его субъект обладал широкими полномочиями по владению и пользованию, а также определенными правомочиями по распоряжению земельным участком <1>. Однако, несмотря на схожесть права пожизненного наследуемого владения с эмфитевзисом и чиншевым правом, первое имело все же целый ряд отличий от последних.

--------------------------------

<1> Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996. С. 55 - 56.

 

Появление этого права в России в начале 90-х годов было вызвано скорее политическими, чем экономическими причинами. Общество еще не было готово к появлению частной собственности на землю, однако всем было очевидно, что у земли должен был быть хозяин. Поэтому введение права пожизненного наследуемого владения было своего рода компромиссом, поскольку, с одной стороны, закрепляло земельный участок за конкретным лицом, наделяя его широкими полномочиями в отношении такого участка, а с другой стороны, не было формально правом частной собственности на землю. Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставлялись только гражданам в виде приусадебного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также гражданам, решившим создать крестьянское (фермерское) хозяйство.

Право пожизненного наследуемого владения как вещное право впервые было введено Основами законодательства о земле Союза ССР и союзных республик от 28.02.90. Однако введение права частной собственности на землю сделало излишним существование права пожизненного наследуемого владения как особой разновидности вещных прав. Поэтому Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" право пожизненного наследуемого владения из ЗК РСФСР было исключено. Вместе с тем в других федеральных законах, прежде всего в ГК РФ и ЗК РФ, это право сохранилось (хотя и с определенными ограничениями). По своему содержанию оно представляло собой завуалированную форму ограниченного права частной собственности на землю. Этот искусственно созданный институт не был присущ ни советскому земельному праву, ни дореволюционному российскому праву. Никаких экономических задач его введение также не решило. Поэтому в условиях все более широкого предоставления гражданам земельных участков в собственность стала вызывать сомнение необходимость существования этого вида прав на землю.

Вместе с тем, как уже было отмечено, пожизненное наследуемое владение к тому времени было уже предусмотрено рядом иных законов и нормативных правовых актов как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые регулировали, например, предоставление земельных участков на указанном праве. Поэтому полностью отказаться от пожизненного наследуемого владения в 90-х годах не удалось, как не удалось отказаться от включения его в перечень видов прав на землю в новом Земельном кодексе РФ. В то же время сделан новый существенный шаг, который позволит в будущем отказаться от этого института, - предоставление земельных участков на этом праве вновь после введения в действие Земельного кодекса РФ производиться не будет, и, кроме того, существенно сужено содержание права пожизненного наследуемого владения. Представляется, что с течением времени физические лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, переоформят его на предоставляющее наиболее широкие возможности по распоряжению земельными участками право частной собственности на землю.

Следует иметь в виду, что новый Земельный кодекс возможности владельца земельного участка на праве пожизненного земельного участка в определенной мере сузил. Так, согласно п. 2 ст. 21 ЗК распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Однако в ст. 22 ЗК говорится о возможной аренде в виде исключения такого участка. В частности, если земельный участок перешел по наследству к несовершеннолетнему лицу, его законный представитель имеет право передать участок в аренду на срок до достижения наследником совершеннолетия.

Тем самым содержание данного титула вновь приведено в соответствие с его первоначальным правовым регулированием, в соответствии с которым единственной возможностью распоряжения принадлежащим на этом праве участком была его передача по наследству. Введенное ограничение на распоряжение земельным участком означает невозможность передачи такого участка в аренду или безвозмездное срочное пользование, как это предусмотрено ст. 267 ГК РФ. Таким образом, возникает противоречие между двумя правовыми актами и в связи с этим возникает вопрос о том, какой из двух правовых актов будет иметь преимущество. Аргументация в данном случае будет такая же, как и в отношении права постоянного бессрочного пользования, которая была дана выше. В любом случае это положение не должно применяться к ранее заключенным (до вступления в силу ЗК) договорам аренды или безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Для того чтобы получить право распоряжения участком в полном объеме, его необходимо переоформить в собственность бесплатно при условии оплаты лишь сборов, установленных федеральными законами для регистрации нового права на землю. Необходимо подчеркнуть, что перерегистрация является правом, а не обязанностью лиц, владеющих участками на праве пожизненного наследуемого владения. Указанное положение Земельного кодекса РФ принято в развитие действующего земельного законодательства, направленного на поддержание стабильности прав на землю. Так, Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" было установлено, что находящиеся в пожизненном наследуемом владении граждан земельные участки сохраняются за ними в полном размере и что запрещается обязывать указанных граждан выкупать эти участки либо брать в аренду.

Можно отметить, что права землевладельцев по перерегистрации пожизненного наследуемого владения на право собственности расширились с принятием нового Земельного кодекса РФ. В настоящее время землевладельцам предоставлено право приватизировать весь земельный участок бесплатно, а в соответствии с ранее действовавшими положениями земельного законодательства та часть земельного участка, которая превышала установленные предельные нормы предоставления в собственность, при приватизации должна была быть выкуплена у местной администрации по договорной цене.

В статье 266 (п. 1) ГК РФ содержится правомочие владельца земельного участка возводить на этом участке здания, сооружения и другие объекты недвижимости, приобретая на них право собственности. Земельное законодательство значительно расширило условия пользования участком для землевладельца: ст. 41 ЗК РФ наделила всех землевладельцев и землепользователей, не являющихся собственниками земельных участков, таким же объемом правомочий пользования, каким пользуется собственник участка, предусмотренным ст. 40 Земельного кодекса. Правомочие возводить на участке объекты недвижимости на праве собственности - лишь одно из ряда других; он также вправе использовать для собственных нужд имеющиеся общераспространенные полезные ископаемые, осуществлять мелиоративные работы и др. Действующее земельное законодательство не содержит прямого запрета на возведение зданий, строений и сооружений на указанных земельных участках, ибо возможность (или невозможность) строительства на земельных участках определяется их целевым назначением. В действующем законодательстве содержится лишь указание на виды сооружений, которые могут быть возведены на соответствующем земельном участке. Так, на основании подп. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на огородном земельном участке возможно возведение лишь некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 21 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса не допускается. Однако на ранее выданные земельные участки это право сохраняется.

Как и любое другое право на земельный участок, право пожизненного наследуемого владения подлежит обязательной государственной регистрации и признается существующим с момента внесения в Единый государственный реестр прав.

Для права пожизненного наследуемого владения характерен особый субъектный состав. Субъектами этого права могут быть только граждане, что вытекает из природы этого права: переход его может быть осуществлен только после смерти гражданина.

Как следует из самого названия, право пожизненного наследуемого владения переходит по наследству. Основанием для приобретения права пожизненного наследуемого владения в таких случаях является наследование либо по закону, либо по завещанию с соблюдением установленной процедуры вступления в наследство, с обязательным получением свидетельства о праве на наследство, а также государственной регистрацией права нового субъекта этого права.

Как уже отмечалось, граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. При этом каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок. Правовой основой для этого является ст. 28 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (процедура упрощенного оформления права собственности на земельные участки, которые принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения, предусмотренная ФЗ от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", была дана ниже).

Право пожизненного наследуемого владения может быть прекращено как по воле собственника, так и в случаях, предусмотренных в законе, помимо его воли. В частности, это право может добровольно прекращаться при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок, а также если гражданин приватизирует его. В случае отсутствия у субъекта этого права наследников (либо они отказались от наследства, либо были признаны недостойными наследниками) земельный участок становится выморочным имуществом (ст. 1151 ГК). Соответственно, право пожизненного наследуемого владения прекращается и земельный участок становится собственностью государства.

 

Сервитут

 

Сервитут также относится к числу так называемых ограниченных вещных прав. Определение сервитута как права ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества совпадает с определением сервитута в ст. 274 ГК РФ. В соответствии с указанной статьей собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Таким образом, предметом сервитута всегда является недвижимость.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Сервитутным правам присущи права следования. Это значит, что они сохраняются за обладателем сервитута при переходе прав на недвижимое имущество, обремененное сервитутом, к другому лицу (п. 1 ст. 275 ГК).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Во всех случаях сервитут обременяет имущество собственника, поскольку наряду с собственником недвижимости право пользования им приобретает другое лицо. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитуты могут быть определенным образом классифицированы. Традиционно в римском праве выделялись личные и вещные сервитуты. Личные сервитуты устанавливались в интересах конкретного лица и подразделялись на usufructus (узуфрукт) - право пожизненного пользования чужой непотребляемой вещью с правом извлекать из нее плоды, не повреждая при том и не изменяя саму вещь usus (узус) - пользователю вещи из плодов предоставлялось столько, сколько необходимо для удовлетворения собственных потребностей, habitation (абитацио) - право проживать в чужом доме или его части, operae animalium - право пользования чужими животными <1>. Что касается вещных сервитутов, то они в римском праве устанавливались в интересах неопределенного круга лиц (например, сервитут прогона скота по чужому участку).

--------------------------------

<1> Бартошек М. Римское право: понятие, термины, определения. М., 1989. С. 294 - 295.

 

Действующее законодательство Российской Федерации не применяет термин "личный сервитут", однако, как правильно отмечает Ю.К. Толстой, наше законодательство знает и личные сервитуты, хотя не называет их собственным именем (например, право завещательного отказа) <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 1998. С. 462.

 

Также их можно условно разделить на публичные и частные сервитуты. Понятие публичного сервитута дано в ст. 23 Земельного кодекса РФ, согласно которой публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

При этом согласно п. 7 ст. 23 ЗК в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Таким образом, специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами и оно не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.

Перечень публичных сервитутов установлен в п. 3 ст. 23 ЗК, согласно которой могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Таким образом, перечень публичных сервитутов, упомянутый в указанной статье, является закрытым, а необходимо сделать его открытым. Так, например, он может быть дополнен указанным в п. 3 ст. 98 ЗК правом на использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

Нельзя не обратить внимание на то, что требование о проведении общественных слушаний является, по существу, декларативным и на практике не применяется, поскольку ни сама процедура, ни основания ее проведения в законодательстве не прописаны.

Письмом Госстроя России от 20 марта 2000 г. N НМ-1082/2 установлен перечень так называемых градостроительных ограничений и сервитутов, которые должны учитываться при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Этот перечень включает следующие сервитуты, которые можно рассматривать в качестве публичных.

Так, земельный участок, предоставленный для строительства, реконструкции или благоустройства, здание, сооружение или их комплекс могут обременяться в установленном законодательством порядке такими сервитутами:

- ограничением на использование объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, расположенных на земельном участке, предоставленном в собственность, владение, пользование или аренду юридическому или физическому лицу;

- ограничением на использование земельного участка в связи с расположением на нем зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного участка;

- условием соблюдать ограничения на использование земельного участка, расположенного в зоне охраны памятников истории и культуры, на территории особо охраняемого природного объекта, в водоохранной зоне, в границах территории, подверженной воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных территорий, ограничения на использование которых устанавливается в законодательном порядке.

Иногда употребляется такое понятие, как сервитут, установленный в публичных интересах (п. 2 ст. 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Его следует отличать от понятия публичного сервитута. Например, в публичных интересах устанавливается сервитут для обслуживания водонапорной башни, снабжающей водой жителей населенного пункта и расположенной на частном земельном участке. В данном случае наличие сервитута не означает, что у всех жителей населенного пункта возникло право пользования данным земельным участком.

Частные сервитуты устанавливаются по соглашению сторон в соответствии с правилами гражданского законодательства. В нормах ГК, посвященных сервитутам, речь идет только о частных сервитутах. В отдельных случаях частные сервитуты наступают без соглашения сторон, в силу наступления юридических фактов, указанных в законе. Так, если продается здание или сооружение, расположенное на земельном участке, собственником которого является не продавец, а другое лицо, то у покупателя возникает право сервитута на этот земельный участок (п. 3 ст. 552 ГК).

Сервитутом, как было отмечено, может быть обременен не только земельный участок. Ограниченное пользование по закону возможно также зданием, строением, сооружением и другими объектами чужой недвижимости. В таких случаях обременение осуществляется применительно к правилам, установленным по отношению к земельному участку. Понятие "применительно" означает, что правила применяются к другим объектам недвижимости не в полном объеме: специфические нормы об ограниченном пользовании земельным участком во внимание не принимаются.

Высказывается мнение, что в данном случае речь может идти лишь о частном сервитуте, возникающем из договора, заключенного по требованию собственника земельного участка, вынужденного, например, пользоваться колодцем (водопроводом в чужом доме), находящимся на соседнем участке, как единственным источником питьевой воды для дачников, проживающих рядом по соседству. Это обременение для владельца источника питьевой воды может быть кратким, до оборудования новой артезианской скважины, или постоянным, если скважина не будет пробурена <1>. В настоящее время в большинстве случаев это действительно так, однако это не исключает возможности принятия специального закона, устанавливающего публичные сервитуты в отношении зданий и сооружений (например, упомянутые ограничения, установленные Градостроительным кодексом РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.