Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. Порядок и этапы проведения антикоррупционной криминологической экспертизы нормативных правовых актов




Следует учитывать, что в данной методике обозначены лишь наиболее распространенные коррупционные дефекты, поэтому обнаружение новых дефектов в обязательном порядке должно влечь расширение базы критериев антикоррупционной оценки, то есть вести к постоянному совершенствованию методики. Важно понимать, что перечень признаков, указывающих на коррупционный характер нормы, не закрыт, и каждый раз нуждается в творческом переосмыслении.

Методика проведения антикоррупционного криминологического анализа проекта нормативного правового акта основывается на технике идентификации маркеров правовых дефектов, порождающих коррупциогенные риски.

До начала собственно аналитической работы по поиску коррупционных факторов для удобства фиксации текущих результатов экспертной работы целесообразно составить таблицу правовых дефектов, которая будет основой для составления по окончании работы экспертного заключения. Таблицу правовых дефектов целесообразно формировать сообразно следующей классификации криминогенных правовых дефектов, порождающих коррупционные риски: а) криминогенные правовые дефекты социально-правового характера; б) криминогенные правовые дефекты предметно-содержательного характера; в) криминогенные правовые дефекты правоприменительного характера; г) криминогенные правовые дефекты формально- юридического характера.

Типичные криминогенные правовые дефекты социально-правового характера:

¨ отсутствие социально-экономических, политических, социальных, организацион­ных и иных условий, необходимых для реализации нормативного правового акта;

¨ социальная неэффективность нормативного правового акта и его чрезмерная экономическая, социальная и другая затратность;

¨ противоречие правовых инноваций общественному мнению населения и отдельных социальных классов, групп и общностей;

¨ наличие в проекте нормативного правового акта фиктивных, ошибочных или ложных правовых н орм;

¨ противоречие между правовыми инновациями и системой идеологических, политических, социальных и культурных ценностей демократического и правового государства и общества;

¨ несоответствие формы и способов правового регулирования сфере и предмету, целям принципам социального действия правовых норм;

¨ нарушение иерархии нормативных правовых актов, в частности заполнение законодат ельных пробелов подзаконными правовыми актами.

Типичные криминогенные правовые дефекты предметно-содержательного характера:

¨ принятие нормативного правового акта «сверх компетенции»;

¨ пробельность правовых норм, регулирующих важные области социальной жизни социального поведения граждан и юридических лиц;

¨ отсутствие или недостаточно четкое описание оснований и условий возникновения, изменения и прекращения правовых отношений;

¨ нарушение баланса законных интересов участников правовых отношений;

¨ наделение государственных органов, иных организаций или их должностных лиц нео­боснованно широкими дискреционными полномочиями;

¨ определение компетенции по принципу «вправе»;

¨ завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права;

¨ чрезмерная сложность либо невозможность соблюдения порядка реализации прав или исполнения обязанностей;

¨ предъявление необоснованных требований к участникам правовых отношений для ре­ализации их прав и исполнения обязанностей.

Типичные криминогенные правовые дефекты правоприменительного характера:

¨ отсутствие и неопределенность правовых механизмов и административных процедур исполнения нормативного правового акта;

¨ избыточность контрольных процедур в отношении поведения субъектов правоотно­шений;

¨ отсутствие в законодательстве ответственности за существенные нарушения установленных правовых предписа­ний и запретов;

¨ отсутствие у государственных органов и иных организаций или должностных лиц полномочий, необходимых и достаточных для восстановления и защиты нарушенных прав и интересов субъектов правоотношений;

Типичные криминогенные правовые дефекты формально-юридического характера:

¨ необоснованное использование бланкетных норм;

¨ чрезмерное наличие оценочных понятий, выступающих в качестве оснований или ус­ловий возникновения, изменения или прекращения правовых отношений;

¨ научно -термиинологические ошибки, связанные с отсутствием дефиниции и единоо­бразного использования терминов, неправильного использования архаизмов, иностранных специальных терминов и синонимов;

¨ нарушение ясности, простоты и доступности языка и другие лингвистические ошибки конструирования и изложения правовых норм.

Максимально упрощенный сценарий экспертной работы предполагает чтение текста проекта нормативного правового акта и поиск в нем текстуальных совпадений с маркерами, указанными в бланке рабочей таблицы коррупционных дефектов. Однако за этим должен следовать анализ того, каким образом можно этот недостаток ликвидировать. Простое удаление маркера из текста проекта нормативного правового акта может привести к дефективности нормы по технико-юридическим критериям, а также к такой формулировке нормы, в которой будет проявлена другая разновидность коррупционного дефекта. Иными словами, за идентификацией маркера неизбежно следует серьезная аналитическая работа по искоренению обнаруженного коррупциогенного недостатка текста документа.


Тема № 7.

Антикоррупционная криминологическая экспертиза нормативных правовых актов

 

 

Вопрос № 1. Правовая регламентация антикоррупционной криминологической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь.

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в рамках криминологической экспертизы нормативных правовых актов.

Криминологическая экспертиза проводится на предмет выявления в направленном на экспертизу проекте нормативного правового акта норм, реализация которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в финансово-экономической сфере, в сферах правоохранительной деятельности (включая борьбу с преступностью и коррупцией), государственной службы, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и других сферах общественных отношений, а также в целях разработки и внесения научно обоснованных предложений об устранении выявленных в проекте закона недостатков, способствующих возникновению таких рисков. В зависимости от вида экспертного учреждения, проводящего криминологическую экспертизу нормативных правовых актов, выделяются: государственная, общественная и научная криминологическая экспертиза.

Общественная криминологическая экспертиза проводится общественными объединения­ми в рамках их деятельности. Научная криминологическая экспертиза проводится учреж­дениями образования и научно-исследовательскими учреждениями. Общественная и научная криминологическая экспертиза проводятся по поручению субъекта законодательной инициативы или по собственной инициативе общественными либо научными учреждениями. В настоящее время проведение общественной и научной криминологической экспертизы проектов законов в Республике Беларусь нормативно не урегулировано.

Основанием для про­ведения государственной криминологической экспертизы является направление проекта нормативного правового акта соответствующим субъектом права законодательной иници­ативы. Порядок проведения государственной криминологической экспертизы определен Указом Президента Республики Беларусь № 244 от 29 мая 2007 года «О криминологической экспертизе». Осуществление криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов данным Указом Президента Республики Беларусь возложено на государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь».

Основными задачами криминологической экспертизы являются:

¨ объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения правовых актов, соответствующее современному развитию криминологической науки;

¨ подготовка обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах правовых актов (правовых актах) недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера;

¨ формирование предусмотренного в правовых актах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера

 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 6 июня 2011 г. № 230 «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы» проведение обязательной криминологической экспертизы осуществляется:

1. с 1 января 2012 г. – в отношении проектов правовых актов, принимаемых Советом Министров Республики Беларусь, и с 1 января 2015г. – в отношении проектов правовых актов Президента Республики Беларусь относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором:

¨ к гражданскому, гражданскому процессуальному, хозяйственному процессуальному законодательству,

¨ законодательству о финансово-кредитной системе, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности.

¨ проектов правовых актов Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь.

3. с 1 января 2014 г. – в отношении проектов правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, и с 1 января 2017 г. – в отношении проектов правовых актов Президента Республики Беларусь относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь:

¨ к конституционному законодательству,

¨ законодательству о труде и занятости населения,

¨ о браке и семье,

¨ жилищному законодательству,

¨ законодательству о социальной защите и социальном страховании,

¨ о здравоохранении, в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта,

¨ об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов,

¨ в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности,

¨ об административных правонарушениях,

¨ к процессуально-исполнительному законодательству об административных правонарушениях,

¨ законодательству об уголовной ответственности, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному,

¨ таможенному законодательству.

Криминологическая экспертиза ранее принятых (изданных) правовых актов проводится по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры.

Обязательная криминологическая экспертиза не проводится в отношении проектов правовых актов:

¨ являющихся ненормативными;

¨ предусматривающих выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров Республики Беларусь и поправок к ним;

¨ относящихся к локальным нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам;

¨ содержащих государственные секреты, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

¨ по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь.

Проведение криминологической экспертизы проекта правового акта осуществляется после проведения его обязательной юридической экспертизы.

 

 

Криминологическая экспертиза проводится в течение десяти рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь.

Срок проведения криминологической экспертизы, может быть продлен руководителем Научно-практического центра по согласованию с субъектом, направившим проект правового акта на криминологическую экспертизу, но не более чем на пять рабочих дней.

Криминологическая экспертиза проекта закона, рассмотрение которого в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь предполагается объявить срочным (объявлено срочным), проводится в течение трех рабочих дней со дня получения Научно-практическим центром проекта закона с необходимыми сопроводительными материалами к нему.

Криминологическая экспертиза проекта правового акта, в отношении которого не предусмотрено проведение его обязательной криминологической экспертизы, проводится в месячный срок со дня получения Научно-практическим центром проекта правового акта.

 

Процедура проведения криминологической экспертизы нормативных правовых актов включает в себя три этапа:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.